Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема 3. —троение и функции культуры




HistGroup@yandex.ru

1. ќбоснование наличи€ трех подсистем культуры.

2. ћатериальна€ культура, еЄ сущность и структура.

3. ƒуховна€ культура, еЄ сущность и структура.

4. ’удожественна€ культура, еЄ сущность и структура.

5. ‘ункции культуры.

 

1. ѕодобно всем другим проблемам теории культуры, вопрос о строении культуры также относитс€ к числу остро дискуссионных. —уществует множество концепций, дел€щих культуру по разным основани€м, прежде всего на материальную и духовную (традици€, идуща€ еще от археологов и отчасти философов). — точки зрени€ собственно культурологии, подобна€ дихотоми€ не позвол€ет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедитьс€ в том, что любое культурное €вление, будучи опредмеченным, €вл€етс€ субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), €вл€етс€ в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержани€х определенную символическую информацию (+ текст  армина о культуре как системе знаков).

ѕонимание культуры как особой формы быти€, производной от человеческой де€тельности, открывает путь к анализу ее строени€. ѕоскольку де€тельность людей выступает в трех основных формах Ч материально-практической, духовно-теоретической и практически-духовной Ч художественной, постольку в целостном поле культуры исторически дифференцируютс€ три соответствующие подсистемы Ч материальна€ культура, духовна€ культура и художественна€ культура

–ис. 3.2. “ри подсистемы культуры

 

2. ƒальнейший системно-онтологический анализ раскрывает строение каждой из этих трех подсистем культуры. “ак, материальна€ культура охватывает техническую культуру Ч способы и плоды преобразовани€ человеком природы, физическую культуру Ч совокупность способов преобразовани€ человеком его собственного тела, социально-организационную культуру (политическую, правовую, экономическую), охватывающую создание и функционирование всех учреждений, организаций, общественных институций (государственные органы, суд, завод, университет, больница и т.д.), которые материальны в том смысле, что существуют объективно, независимо от того, кто в них служит, работает, лечитс€. Ёти люди приход€т и уход€т, формы самих этих организаций и учреждений измен€ютс€, но сами они Ч государство, суд, школа Ч сохран€ютс€, пребывают, существуют Ђсами по себеї, как формы опредмеченного быти€ общественных отношений. ¬ философии, социологии, культурологии все чаще используетс€ в пон€тие-бином Ђсоциокультурноеї. ќно правомерно именно потому, что в этой сфере быти€ общество выступает как содержание, а культура Ч как форма существовани€ данных объектов; это значит, что общество и культура одновременно различны и едины, как содержание и форма во всех предметах, €влени€х и процессах. Ќаконец, материальна€ культура включает в себ€ способы материального общени€ людей в их совместной практической де€тельности Ч трудовой, военной, спортивной и т.д.

–ис. 3.4. —троение материальной культуры

 

3. “очно так же строение духовной культуры определ€етс€ структурой духовной де€тельности человека. ≈е системный анализ показал, что наша духовна€ энерги€ реализуетс€ в трех способах освоени€ субъектом объективной реальности, необходимых и достаточных дл€ обеспечени€ подлинно и полноценно человеческого быти€: таковы познание, ценностное осмысление и идеальное преобразование реальности (проектирование желаемого). —оответственно духовна€ культура предстает в обыденном и научном познании мира, в обыденной и теоретической формах идеологии, в обыденных и профессионализированных формах проектировани€ желанного быти€, и в повседневном и специализированном духовном общении людей.

–ис. 3.3. —троение духовной культуры

 

4. ≈ще шире предметное поле художественной культуры, обнимающее все виды, разновидности, роды и жанры искусства Ч от искусства слова, устно-фольклорного и письменного (литературы), до скульптуры, представл€ющей человека в каменном изва€нии, от живописи, непосредственно изображающей внешний мир и лишь опосредованно внутренний мир человека, до музыки, непосредственно выражающей этот внутренний, духовный мир человека и лишь опосредованно внешний, предметно-природный мир. ѕредвижу возможный вопрос: почему художественна€ культура выдел€етс€ в особую подсистему культуры, ведь искусство €вл€етс€ носителем духовного содержани€ и должно было бы рассматриватьс€ в составе духовной культуры. ƒело, однако, в том, что в искусстве его духовное содержание воплощено в материальной форме так, что оно от нее неотрывно и, в отличие от содержани€ научных и идеологических сочинений, не может быть Ђперекодированої, т. е. выражено в другой материальной форме. »менно поэтому творчество скульптора, живописца, актера, танцора, музыканта, поэта, наконец, €вл€етс€ обработкой определенного материала, в котором заключена выражаема€ художником поэтическа€ иде€ и от которого иде€ эта неотделима.  аждый любитель поэзии знает, что если в сочинении ученого, философа, политика звучание словесного текста не имеет никакого значени€, так же как не имеет значени€ каким цветом выполнен проектный чертеж или каков тембр звукового сигнала, то эстетические качества стиха неотъемлемы от его звучани€, как и качество музыкальной пьесы, как неотделимо эмоциональное воздействие рисунка от цвета и массы линии, фактуры и тона бумаги, и художественна€ выразительность танца от пластической структуры движени€ танцора. —ледовательно, духовна€ и материальна€ стороны искусства как содержание и форма художественных образов соедин€ютс€ не так как в предметах духовной и материальной культуры, и эта их неразрывность объ€сн€ет особое место художественно-творческой де€тельности в культуре.

¬месте с тем ее сущностное отличие и от духовной, и от материальной форм де€тельности не мешает искусству в необходимых культуре ситуаци€х органически соедин€тс€ и с духовными, и с материальными предметами, например, с последними в архитектуре, в прикладных искусствах, в дизайне, со спортивными упражнени€ми в художественной гимнастике и фигурном катании, а с плодами духовной де€тельности Ч в мифах, в религиозном искусстве, в государственном гимне, революционной песне, военном марше, в научно-художественных жанрах литературы.

–ис. 3.5. —троение художественной культуры

 

¬ конечном счете, культура в целостном ее существовании как система всех доступных человеку форм духовной, материальной и художественной де€тельностей должна рассматриватьс€ как взаимосв€занное единство этих ее основных подсистем; кажда€ обладает своим местом и своими функци€ми в целостном пространстве культуры, обусловленным необходимым дл€ ее существовани€ и развити€ Ђразделением трудаї между ее различными Ђорганамиї, которые в то же врем€ взаимодействуют, подчас накладываютс€ друг на друга, синтезируютс€. Ќо при этой дифференциации компонентов культуры и Ђразделении трудаї между ними ее целостное бытие и функционирование требует осуществлени€ практического, духовного и практически-духовного взаимодействи€ с другими сферами быти€, от которых она отличаетс€, но и находитс€ в живой св€зи Ч € имею в виду природу, общество и человека.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 855 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

575 - | 521 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.