Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство и сотрудничество во имя мира. Однако осуществить этот поворот на практике очень трудно. Новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. Еще сохраняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних «врагов», а теперь партнеров. Значительные средства продолжают тратиться на гонку вооружения. Так, общая сумма военных расходов по всему миру в последнее время составляла 1000 млрд долл. в год; более половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массового уничтожения. В то же время 80 млн человек на планете жили в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн голодающих около 50 млн ежегодно умирали от истощения.
Современный этап международных отношений характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового сообщества. Это обусловлено тем, что прогресс и выживание человечества можно обеспечить только совместными усилиями всех государств. Глобальные проблемы, которые встали перед человечеством (предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружения, мирное разрешение межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; преодоление нищеты, экономической и культурной отсталости, разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; создание здоровой среды обитания человека и т.д.), можно решить, лишь объединив возможности и ресурсы всего мирового сообщества.
Новый мировой порядок формируется на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация партнерских отношений, независимо от возможностей и размеров конкретного государства. От того, как будут складываться международные отношения в ближайшие годы, во многом зависит то, каким будет мир в XXI в. По этой причине ученые стремятся раскрыть особенности современного состояния и развития международных отношений, чтобы выявить новые тенденции их изменений.
Так, современные американские ученые М. Зингер и А. Вилдавский отмечают разделенность мира на две части — зоны мира, благосостояния и демократии и зоны войны, брожения и развития. Большинство людей, по их мнению, проживает в зонах брожения, в которых преобладают бедность, анархия и тирания.
лять «центру» энергоносители и выступать в качестве свалки для ядовитых отходов. В обмен на это развитые страны будут представлять отсталым государствам гуманитарную помощь. Таким образом, по мнению Фукуямы, будет достигаться стабильность международных отношений.
Представляется, что Ф. Фукуяма переоценивает уровень развития и степень интегрированности западных стран. Во многом их интегрированность и сплоченность была обусловлена наличием общего врага в лице социалистических стран. Борьба с коммунистической угрозой заставляла западные страны забывать о разногласиях в собственном лагере, в частности, о противоречиях между Западной Европой и США, США и Японией и т.д. Теперь, когда «общего врага» уже нет, что может играть роль объединяющего начала и стимула для развития западных стран? На этот вопрос автор ответа не дает.