Штатный состав внешнеполитического ведомства России отличается достаточно сложной должностной структурой. Он структурирован в полном соответствии с требованиями федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», указов Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 32 и «О перечне государственных должностей федеральной государственной службы» от 3 сентября 1997 г. № 981 с соответствующими поправками 1998—2001 гг.
Конкретно формирование штатов было проведено по общепринятым технологиям работы с персоналом государственной службы в соответствии с нормами и требованиями положений о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271, о посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1497, о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330. Учитываются также нормативы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» от 5 ноября 1995 г. № 1094: количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10 %, старших — 40 % общей численности работников аппарата министерства и его загранучреждений. Учтено также и то, что штатная численность департамента не должна быть меньше 35 единиц, управления — менее 20 единиц, отдела — менее 10 единиц, отдела в составе департамента — менее 5 единиц[116].
Президентом Российской Федерации утвержден также специальный реестр должностей, которым установлены государственные должности дипломатической службы. В действие он введен Указом «О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории «В» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации» от 20 декабря 1996 г. № 1748[117].
Как известно, понятие «государственная должность» получило законодательное закрепление в п. 1 ст. 1 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Но следует признать, что оно не совсем удачное. Поэтому в научной литературе мы находим более полное толкование этого понятия, фиксирующее не только то, что это должности в органах государственных власти с денежным содержанием из средств государственного бюджета, но и то, что это государственное установление, определяющее статус и содержание должности. Должность обеспечивает единство прав, обязанностей, гарантий и ответственности работника, его социальное и правовое положение, границы компетенции. С учетом, конечно, определенных ограничений, которые предполагает государственная, в нашем случае, дипломатическая служба.
Государственная должность дипломатической службы представляет собой юридически и организационно оформленную структурную единицу системы разделения труда в МИДе, определяющую статус, место и функции дипломатического работника, границы и содержание его деятельности по исполнению и профессиональному обеспечению исполнения полномочий внешнеполитического ведомства Российской Федерации. В определенном смысле это «часть власти», которую государство делегирует служащему, занятому в системе дипломатической службы и содержит за счет государственного бюджета. В должности аккумулируются властные и профессиональные возможности должностного лица, определяются границы и конкретное содержание его полномочий, реальные возможности и объем участия в реализации компетенции МИД. От этих возможностей и объемов в конечном итоге зависит эффективность российской дипломатии в целом.
Должности Министра иностранных дел Российской Федерации, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) относятся к государственным должностям категории «А». Это политические должности, их исполнение собственно государственной службой не является.
Государственные должности дипломатической службы отнесены к государственным должностям федеральной государственной службы категорий «Б» и «В». Для этих должностей установлен свой порядок замещения, определена своя система классификации и квалификационно-должностных требований, свой порядок денежного содержания. Они определяют социальный, правовой, властно-административный и политический статус дипломатического работника, содержание, пределы и возможности его влияния на дипломатический процесс и международные отношения, принадлежность к той или иной группе работников аппарата внешнеполитического ведомства.
Государственная должность дипломатической службы создается государством. Причем на постоянной основе и в целях решения конкретного круга государственно-дипломатических задач, т.е. создается не под человека, а под функцию государственного дипломатического аппарата. Поэтому учреждение, реорганизация, упразднение государственных должностей дипломатической службы регулируются федеральным законодательством, соответствующими федеральными нормативно-правовыми актами. Президент страны определяет политический, правовой, и финансовый статус государственной должности, Министерство иностранных дел устанавливает объем полномочий по должности, ее место в структуре аппарата, формы и методы реализации полномочий по данной должности.
С момента назначения на должность человек становится материальным носителем государственно-властных полномочий, официально получает реальные права по реализации соответствующих государственных функций.
В соответствии со ст. 6 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Перечнем государственных должностей федеральных государственных служащих должности дипломатической службы подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы. Должностная структура, таким образом, становится своего рода несущей конструкцией живого организма дипломатической службы. Должностная структура формирует и удерживает в определенных границах служебно-личностные отношения внутри аппарата и вне его. Служащие же, которые занимают эти должности, придают процессу прохождения дипломатической службы свой особый смысл, превращают его в гибкий, постоянно развивающийся механизм.