Как кормящая грудью мать берет на себя новую роль, так и «кормящий» отец. Вы теперь превратились в обслугу, официанта, повара, домработника, шофера и в кого угодно, кто может понадобиться вашей жене и ребенку. (Возможно, в последние сроки беременности вы взяли на себя большую часть этих обязанностей.) Почему вы должны брать на себя всю эту работу? Потому что большинству народов, не относящихся к западным культурам, известно, что матери после родов необходимо время, чтобы сконцентрироваться на своем ребенке. В течение этого времени помощь от специальных людей и соблюдение послеродовых традиций и ритуалов освобождали матерей от любых посторонних обязанностей, которые могли отнять у нее силы, предназначенные для ребенка. О матерях заботились другие, готовили им особую еду, возможно, они даже жили отдельно от других. Этот период обычно продолжался тридцать‑сорок дней, или в некоторых культурах один лунный месяц. Эти народы знали (и они, пожалуй, были мудрее нас в заботе о ребенке), что для матери и ребенка важно иметь спокойный период, чтобы установить привязанность, когда не мешает суета повседневной жизни.
В западных культурах проявляется некоторая забота о женщинах в послеродовом периоде. Матери обычно остаются два или три дня в больнице и затем идут домой, часто они не получают специальную помощь на месте или получают только в течение короткого времени. Мать получает уведомление (если она его уже не получила) о возвращении на работу; она должна быстро взять на себя все заботы по дому, помимо забот о себе и о своем ребенке (и о других детях, если они есть, тоже). Мать быстро становится перегруженной. Требования к ней превышают ее возможности, и вскоре наступает истощение.
Истощение – это состояние, при котором мать чувствует себя разбитой обстоятельствами, у нее очень мало или вообще нет сил, чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми к ее времени, ее психике, всему ее бытию – физическому, психическому, эмоциональному и духовному. Если мать не признавала истощение и не лечилась, то состояние ее прогрессирует, послеродовая депрессия становится столь сильной, что даже самые лучшие женщины попадают в больницу.
Папы играют большую роль в предотвращении истощения и его лечении, когда оно все же возникает. Обращайте внимание на предупреждающие признаки. Не дожидайтесь, пока ваша жена вдруг обнимет вас и будет молить о помощи. Она не будет и не должна это делать. Матери обычно не могут и не хотят просить о помощи из опасения подорвать свой заботливо построенный имидж «супермамы». А мужья могу предполагать, что если им ничего не говорят, то все хорошо. Как однажды мне сказала по секрету одна выведенная из стресса мать: «Я должна была ударить мужа по голове, чтобы он догадался, что со мной». Существует множество других более тонких признаков. Один из них, это когда мать не находит радости в заботе о ребенке и в браке. Если вы и ваша жена начинаете смотреть на ребенка больше как на задачу, чем как на ребенка, – это уже красный флаг. Другими признаками являются уменьшение внимания к своему внешнему виду, отсутствие чувства юмора, депрессивный вид или его проявления, раздражительность, раздувание из мухи слона, ощущение перегрузки и недостатка времени, потеря аппетита и потеря интереса к интимной близости.
Папы, имейте в виду, что истощенная мать – это истощенная жена. И предотвращение истощения не только главный интерес ребенка, но и ваш тоже. Вы думаете, что раз ваша жена такая «хорошая мать», и у нее все эти расслабляющие гормоны грудного вскармливания, она не подвержена истощению? Ложь! Самые лучшие и наиболее просвещенные мамы склонны к истощению.
Для того чтобы предотвратить истощение у вашей жены или повернуть его вспять, если оно происходит, вы можете делать следующее.