Милость Божия буди с вами!
Насилу-то вы отозвались! очень жалею, что немощь ваша все длится, и еще расширяете свое владычество; даруй Господи вам избавиться от этой болести. Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо; - однако же мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. - Ибо может быть и того чает от нас при сем Господь, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими.
Зимние труды ваши в питании бедных благотворно действовали на вашу душу, - и вы чувствовали себя сущею в раю, Божием раю, благодатном, в сердце носимом.
Таков ведь и будущий рай, - не со вне навевающий блаженство, а внутри его устрояющий, - как неистощимо бьющий ключ радостей и утешений. - Вы полагали тому приготовительные начатки здесь на земле. Что осталось от этого теперь?! Память ли одна? Думаю, что что-нибудь и больше того и существеннее.
Следующая зима - Крым. Даст ли он то, что дала русская деревня? - Вы уже чувствуете, что нет. Грозит отсутствие деятельности, - и тихое пребывание вы гадаете наполнить молитвою. Это куда бы хорошо было! - Но вы еще ничего не видя, уже назад пятитесь, - трудно, скучно, лень берет. Хотите ли устроить в Крыму молитвенный рай, как прошлую зиму устрояли его дела благотворения?! - Делайте так, как прописали. "Могу часто в течение дня взывать к Богу, и в краткой молитве выражать то, что у меня на душе". - Да ведь я, кажется, писал вам о коротеньких молитвах. - Они составляют настоящую молитву и идут прямо из сердца к Богу, и Бог внемлет им и благословляет их. Бог тогда в душе бывает присущ. - Сделайте так, чтобы промежутки между сими воздыханиями все меньше и меньше становились, тогда воздыхания сольются в одну непрерывную молитву, и Бог будет присущ вам особым образом, - а где Бог, там рай. - Присоедините к сему размышление о божественных таинствах веры. Сколько тепла и света разольется тогда внутри?!
А молитвословие все таки в свое время надо совершать. Это все молитвенники великие делали. Необходимо же это потому, что на душу столбняк нападает, и она ни к чему не гожа. Тогда хоть чужою молитвою и словесномысленно помолиться - все же хорошо, чем совсем не помолившись лечь спать, или провести утро. - Долго подряд молиться не можете? - Молитесь не долго.
Похвалы развивают гордость. Не много ли сказано? - Гордость страшная вещь. Скорее нападает самомнение, самочувствие, вострубление пред собою. - Как быть?! Доброе дело сделано. - Кормили. - И нельзя сказать или подумать, что оно не добро; и когда хвалят, нельзя подумать, что оно недостойно похвалы. - Как же избежать самовосхваления? - Надо перенести похвалу на другое лицо. - В 12-14 году, сколько преславных дел наделало наше воинство!!! Но начиная с Государя все - и военачальники и воины носили чувство и убеждение, что не они все наделали, а Бог чрез них, они же были только орудия Божии. "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу", - говорили все, - и не давали разрастись гордости. - Потрудитесь и себя так настроить и молитесь, чтобы Бог дал вам такое чувство.
Если при вас есть книжка: Невидимая брань; то там, - в 1-й части, в главе 34-й, - найдете разъяснение, что чтобы мы ни наделали, хвалиться нечем. Хвалиться можно только тем, что наше. Но разъяснено, что в делах наших - ничего не остается нашего, ни силы, ни средства, ни предметы, - все не наше. Желанию бы скорее всего следовало быть нашим, но и еже хотети не наше. - Если усвоите сей взгляд; то всякий раз как госпожа гордость пожалует, вы, приведши на память сии разъяснения, как обухом будете хватать ее в голову, и она давай Бог ноги.
Мое здоровье сойдет.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Еп. Феофан. 20 Июл. 92 г.