Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћюбовь. Ёмоции и чувства




≈сли опросить людей, какие чувства, имеющиес€ у них, они могут назвать, то в первую очередь будет названо чувство любви. ‘илософы, психологи, физиологи посв€тили ей много страниц в своих работах. ”же в ƒревней √реции была разработана типологи€ любви: эрос - стихийна€ и страстна€ самоотдача, восторженна€ влюбленность; фили€ - любовь-дружба, при€знь одного человека к другому; сторге - прив€занность, особенно семейна€; агапе - жертвенна€ любовь, любовь к ближнему. ¬ насто€щее врем€ ƒ. Ћи (Lee, 1977) разработал более детальную типологию любви:


1) эрос - страстна€ любовь-увлечение, стрем€ща€с€ к полному физическому обладанию;
2) людус - гедонистическа€ любовь-игра, не отличающа€с€ глубиной чувства и срав-
нительно легко допускающа€ возможность измены;
3) сторге - спокойна€, тепла€ и надежна€ любовь-дружба;
4) прагма - возникает из сочетани€ людуса и сторге - рассудочна€, легко поддающа€с€ контролю; любовь по расчету;
5) мани€ - по€вл€етс€ как сочетание эроса и людуса, иррациональна€ любовь-одержимость, дл€ которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечени€;
6) агапе - бескорыстна€ любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

 

ƒл€ женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные про€влени€ любви, а молодым мужчинам более свойственна эротическа€ и особенно людическа€ любовь.
¬ древних философских учени€х любовь выступает как космическа€ сила, подобна€ силе т€готени€. ќна стро€ща€, сплачивающа€, движуща€ энерги€ мироздани€. ƒаже движение планет приписывалось любви (спуст€ несколько столетий ƒанте писал по этому поводу: ЂЋюбовь, что движет солнце и светилаї). Ѕыло создано учение о всемирной Ђсимпатииї вещей и природных сил. Ётот взгл€д существовал вплоть до времен √ете.
ƒруга€ лини€ разрабатывалась ѕлатоном. ¬ диалоге Ђѕирї он истолковал любовь как чувственную влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом (отсюда - платоническа€ любовь) - с одной стороны (это низша€ ступень лестницы духовного восхождени€ по ѕлатону), и как абсолютное благо и абсолютна€ красота-с другой стороны (это высша€ ступень лестницы духовного восхождени€ человека).

ќдно из основательных рассмотрений аффекта любви можно найти у голландского философа-материалиста XVII века Ѕ. —пинозы. —огласно его представлени€м, любовь к кому-либо возникает вследствие того, что человек, совершивший добрый поступок, доставл€ет другому удовольствие. “аким образом, любовь у —пинозы - это не об€зательно сильное чувство, а просто положительное отношение к другому, благожелательность. ќн показал зависимость эмоций люб€щего от эмоций любимого человека: Ђ то воображает, что предмет его любви получил удовольствие или неудовольствие, тот и сам также будет чувствовать удовольствие или неудовольствие, и каждый из этих аффектов будет в люб€щем тем больше или меньше, чем больше или меньше он в любимом предметеї (1957, с. 473). Ћюбовь порождает желание иметь и сохран€ть предмет своей любви, доставл€ть ему вс€кого рода удовольствие и отрицать все то, что причин€ет ему неудовольствие. ¬ свою очередь у любимого возникает ответное эмоциональное отношение: Ђ≈сли кто воображает, что его кто-либо любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод... то и он со своей стороны будет любить его. ≈сли он будет думать, что подал справедливый повод дл€ любви, то будет гордитьс€...ї (с. 489).
“ема любви нашла отражение и в трудах английского философа XVIII века ƒ. ёма ќн также рассматривал любовь как положительное отношение к человеку, вызываемое его добродетельностью, знани€ми, остроумием и прочими достоинствами, но в отличие от Ѕ. —пинозы, считал, что причиной любви €вл€етс€ не человек, доставл€ющий нам удовольствие, а сам его поступок.

ѕессимистическа€ философи€ XIX века, €рким представителем которой €вл€етс€ ј. Ўопенгауэр, стремилась разоблачить любовь. “ак, Ўопенгауэр утверждал, что любовь между полами есть обман, иллюзи€, при помощи которой иррациональна€ мирова€ вол€ заставл€ет обманутых индивидов быть слепыми оруди€ми продолжени€ рода.
Ќа рубеже XIXЧXX веков 3. ‘рейд попыталс€ перевернуть платоновскую доктрину эротической любви. ѕризнава€ в ней, как и ѕлатон, единую причину соединени€ половой страсти с духовной жизнью человека, это одухотворение эроса он принимал не за конечную цель, а как обман, перер€живание подавл€емого полового влечени€, названного им либидо.
Ё. ‘ромм (1990) пишет, что Ђвр€д ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово "любовь". ≈го используют дл€ обозначени€ почти каждого чувства, не сопр€женного с ненавистью и отвращением. ќно включает все: от любви к мороженному до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Ћюди чувствуют себ€ люб€щими, если они "увлечены" кем-то. ќни также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. ќни в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счасть€ и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Ќо вопреки всей этой путанице и прин€тию желаемого за должное, любовь представл€ет собой весьма специфическое чувство; и хот€ каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее - одна их труднейших задач. ѕодлинна€ любовь коренитс€ в плодотворности, и поэтому собственно может быть названа "плодотворной любовью". —ущность ее одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к люд€м или эротическа€ любовь между двум€ индивидами... Ёто - забота, ответственность, уважение и знаниеї.
«абота и ответственность означают, что любовь - это де€тельность, а не страсть, кого-то обу€вша€, и не аффект, кого-то Ђзахватившийї (1990, с. 82-83).
јкцентирование внимани€ в любви на заботе и ответственности необходимы Ё. ‘ромму дл€ того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Ќе случайно любовь к конкретному человеку, по ‘ромму, должна реализовыватьс€ через любовь к люд€м (человечеству). ¬ противном случае, как он считает, любовь становитс€ поверхностной и случайной, остаетс€ чем-то мелким.

ѕолностью соглаша€сь с тем, что слово Ђлюбовьї в обыденном понимании подчас тер€ет конкретное содержание (‘. Ћарошфуко, например, хорошо заметил, что Ђу большинства людей любовь к справедливости - это просто бо€знь подвергнутьс€ несправедливостиї [1971, с. 156]) и что любовь - не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту ‘ромма относительно того, что любовь - это де€тельность, про€вл€ема€ лишь в заботе, ответственности (€ бы добавил к ним и такие поведенческие про€влени€, как нежность, ласку). ¬се это следствие любви, ее про€вление, а не ее сущность. —ущностью же остаетс€ чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо.

 . »зард пишет: Ђ...—уществует несколько разновидностей любви, однако мен€ не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодар€ чему кажда€ из них важна и значима дл€ человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви...ї (2000, с. 411). я полагаю, что одним из главных признаков этого чувства, Ђкрасной нитьюї проход€щего по всем видам любви, суд€ по данным р€да авторов (Bowlby, 1973; Ainswort, 1973), €вл€етс€ сердечность {warmth) и прив€занность {attachment) к объекту любви. —ердечность про€вл€етс€ в объ€ти€х, поцелу€х, ласкании, а прив€занность - в устойчивой потребности в общении с данным человеком, в близости с ним. ’от€ эти два параметра любви (присущие в какой-то степени и дружбе, и особенно влюбленности) взаимосв€заны, в то же врем€ они функционируют автономно, что св€зано с наличием дл€ каждого из них различных нейрофизиологических систем.

ќчевидно, что быть прив€занным ко всем люд€м невозможно, поэтому любовь -это интимна€ прив€занность, обладающа€ большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой прив€занности кажетс€ человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты - бессмысленным. — этой точки зрени€ Ђлюбовьї учител€ к учащимс€, врача к больным - это в большинстве случаев не более, чем декларируема€ абстракци€, отражающа€ про€вление интереса, эмпатии, уважени€ личности, но не прив€занности. ¬едь прив€занность - это чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому- или чему-нибудь (ќжегов, 1975).
»меютс€ и другие крайние взгл€ды на любовь. ѕ. ¬. —имонов (1966), правильно утвержда€, что любовь - это не эмоци€ и что в зависимости от обсто€тельств она порождает разные эмоции, без вс€ких серьезных оснований свел ее к потребности. ЂЋюбовь - это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной вли€ни€ми социальной среды, этикой и мировоззрени€ми данного обществаї, - пишет он (с. 10). Ќе относ€ любовь к чувствам, своим утверждением, что Ђлюбовь неправомерно относить к разр€ду эмоцийї (“ам же), он дает основание полагать об исключении им этого чувства вообще из эмоциональной сферы человека.  онечно, в чувстве любви, особенно в ее острой стадии - влюбленности, присутствует влечение, которое €вл€етс€ разновидностью потребности, но сводить любовь только к последней, значит сильно упростить этот феномен.

¬ыдел€ют несколько разновидностей любви. “ак, говор€т об активной и пассивной формах любви; в первом случае люб€т, а во втором - позвол€ют себ€ любить. ѕодраздел€ют кратковременную любовь - влюбленность (см. раздел 7.11) и длительную - страстную любовь. Ё. ‘ромм,  . »зард и другие говор€т о любви родителей к своим дет€м (родительска€, материнска€ и отцовска€ любовь), детей к своим родител€м (сыновн€€, дочерн€€), между брать€ми и сестрами (сиблингова€ любовь), между мужчиной и женщиной (романтическа€ любовь), ко всем люд€м (христианска€ любовь), любовь к Ѕогу. √овор€т также о взаимной и неразделенной любви.
Ћюбовь про€вл€етс€ в посто€нной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребност€м и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживани€ этого чувства (сентиментальности) - в нежности и ласке.  акие эмоциональные переживани€ сопутствуют человеку при про€влении им нежности и ласки, сказать трудно. Ёто что-то не€сное, почти эфемерное, практически не поддающеес€ осознанному анализу. Ёти переживани€ сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, который тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что у человека возникает что-то при€тное, близкое к легкой и тихой радости.
—ексуальна€ любовь. Ё. ‘ромм дает следующее абстрактное определение этой любви: это отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествл€ет себ€ с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествл€ет с ним свои собственные интересы и устремлени€ и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себ€ другому и стремитс€ взаимно обладать им.

–. —тернберг (Sternberg, 1986) разработал трехкомпонентную теорию любви. ѕерва€ составл€юща€ любви - интимность, чувство близости, про€вл€емое в любовных отношени€х. Ћюб€щие чувствуют себ€ св€занными друг с другом. Ѕлизость имеет несколько про€влений: радость по поводу того, что любимый человек р€дом; наличие желани€ сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеетс€ такое желание; обмен мысл€ми и чувствами; наличие общих интересов.

“радиционные способы ухаживани€ могут помешать близости, если они состо€т из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Ѕлизость может разрушатьс€ негативными чувствами (раздражением, гневом) возникающими во врем€ ссор по пуст€кам, а также страхом быть отвергнутым.
¬тора€ составл€юща€ любви - страсть. ќна приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношени€х. ’от€ половые отношени€ здесь важны, но они не €вл€ютс€ единственным видом потребностей. —охран€етс€ потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.
ћежду интимностью и страстью соотношени€ не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случа€х страсть предшествует близости. Ѕывает и так, что страсть не сопровождаетс€ близостью, а близость - страстью. ¬ажно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.
“реть€ составл€юща€ любви - решение-об€зательство (ответственность). ќна имеет кратковременный и долговременный аспекты.  ратковременный аспект отражаетс€ в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект - в об€зательстве сохран€ть эту любовь (Ђкл€тва в любви до гробаї).

» эта составл€юща€ не однозначно соотноситс€ с двум€ предыдущими. „тобы продемонстрировать возможные комбинации, –. —тернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 12.2).
Ёти виды любви представл€ют собой предельные случаи. Ѕольшинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категори€ми, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

Ѕольшинство вступающих в брачные отношени€ полагают, что они руководствуютс€ совершенной любовью. ќднако нередки случаи, когда за таковую принимают слепое увлечение. „аще всего бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-товарищество.
ќстрой стадией любви €вл€етс€ влюбленность, о которой речь уже шла выше. ќднако если влюбл€ютс€ чаще во внешне красивых, то люб€т за душевную красоту, тем более что внешн€€ красота не вечна. √рузинский поэт Ќ. Ѕараташвили так написал об этом:

 

ћужское отрезвленье - не измена.
 расавицы, как вы ни хороши,
ќчарованье внешности мгновенно,
 раса лица - не красота души.
ѕечать красы, как вс€кий отпечаток,
 огда-нибудь сотретс€ и сойдет,
—о стороны мужчины недостаток:
Ћюбить не сущность, а ее налет.
ѕрирода красоты - иного корн€
» вс€ насквозь божественна до дна,
» к этой красоте, как к силе горней,
¬ нас вечна€ любовь заронена.
“а красота сквозит в душевном строе
» никогда не может быть стара.
Ќавек блаженны люб€щие двое
 то живы силами ее добра.
Ћишь между ними чувством все согрето,
» если есть на свете рай земной,
ќн во взаимной преданности этой,
¬ бессмертной этой красоте двойной.

 

Ћюбовь родителей к дет€м. Ё. ‘ромм (1998) указывает на различи€ материнской и отцовской любви. ћатеринска€ любовь безусловна - мать любит своего ребенка за то, что он есть. ≈е любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельз€ заслужить. ћатеринска€ любовь либо есть, либо ее нет. ќтцовска€ любовь обусловлена - отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидани€. ќтцовска€ любовь управл€ема€ - ее можно заслужить, но ее можно и лишитьс€.

ѕри этом ‘ромм отмечает, что речь идет не о конкретном родителе - матери или отце, а о материнском или отцовском началах, которые в определенной степени представлены у обоих родителей.
¬ажной характеристикой родительской любви, особенно матери, €вл€етс€ эмоциональна€ доступность. Ёто не просто физическое присутствие или физическа€ близость родител€, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение.

«аботливость родителей по отношению к своим дет€м определ€етс€ чувствительностью родителей к потребност€м ребенка и готовностью их удовлетворить. ƒиапазон про€влени€ этой чувствительности чрезвычайно большой - от назойливости до полного равнодуши€.
Ћюбовь детей к матери. ѕо поводу того, за что ребенок любит свою мать, высказываютс€ различные мнени€. ј. ‘рейд (Freud, 1946) св€зывает сыновнюю и дочернюю любовь с тем, что мать, корм€ и пелена€ малышей, удовлетвор€ет их примитивную - Ђоральнуюї или Ђанальнуюї сексуальность. ƒ. јмброс (Ambrose, 1961) полагает, что, поскольку мать чаще бывает возле ребенка, тот просто Ђзапечатлеваетї ее образ. ƒругие авторы (Condon, Sandier, 1974) ссылаютс€ на эмоциональную общность матери и ребенка, происход€щую из их биологической общности в период внутриутробного развити€. Ѕолее правильной представл€етс€ позици€ ћ. ». Ћисиной (1986), считающей, что в основе избирательных прив€занностей лежит сложный комплекс разнообразных причин.


»з книги »льина ≈вгени€ ѕавловича "Ёмоции и чувства"

“акже предлагаем посмотреть видеоролик о психологии любви.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1174 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

2050 - | 1931 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.