Важнейшим принципом, регламентирующим порядок организации судебной власти в РФ, является принцип единства судебной системы. В основе данного принципа лежат положения главы 7 Конституции РФ, устанавливающей судебную систему Российской Федерации, и ст. 3 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Единство судебной системы предполагает такую ее организацию, при которой функция осуществления правосудия принадлежит только судам, созданным в предусмотренном законом порядке, в лице судей, имеющих единый статус, действующих в рамках единого правового пространства, единообразно применяющих нормативно-правовые акты, составляющие единую правовую систему Российской Федерации.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и ФКЗ "О судебной системе Российской федерации";
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Значение данного принципа заключается в том, что он создает реальные гарантии функционирования единой судебной власти — сильной, самостоятельной и независимой.
Единство судебной системы не означает установления единого шаблона в вопросе об осуществлении правосудия по отдельным категориям дел. Единство выступает лишь в качестве наиболее общего принципа организации судебной власти в Российской Федерации, характеризующего лишь наиболее важную, принципиальную сторону деятельности различных судов.
Гибкость данного принципа заключается в том, что он предполагает дифференциацию форм судопроизводства, необходимую для разрешения по существу различных категорий дел. Такая дифференциация заключается в существовании различных видов судопроизводства, посредством которых и реализуется судебная власть: КС, ГР, АДМ, УГ.
Конституционные принципы правосудия.
Правосудие – это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гр., уг., адм. дел с применением гос. принуждения, основанного на законе.
Конституция, закрепив основные принципы правосудия, Обеспечивает гарантии законности и справедливости правосудия.
Конституционные принципы правосудия - закрепленные в Конституции положения по организации и функционированию органов судебной власти, Отражающие демократический характер правосудия.
Все принципы находятся во взаимной связи и обусловленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы:
Принцип законности
Соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных ПА всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории РФ. К законам относятся ФЗ и ФКЗ, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол.
Принцип справедливости
Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общ. опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уг. ответственность дважды за 1 и тоже пре-е.