Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие культурно-досуговой деятельности




Практика социальной работы многообразна. Она обуслов­лена знанием различных теоретических подходов в процес­се воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризую­щей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуаль­ной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников и социальных педагогов. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития общества.

Понятие “социально-досуговая деятельность” имеет ком­плексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, история, пе­дагогика, психология, экономика и др.

Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда дру­гих видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:

- она осуществляется в свободное (досуговое) время;

- отличается свободой выбора, добровольностью, активно­стью, инициативой как одного человека, так и различных со­циальных групп;

- обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

- характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

- отличается глубокой личностной направленностью;

- носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.

В социально-досуговой деятельности выделяют два вида цен­ностных характеристик: положительную (направленную на по­зитивные цели) и отрицательную (наносящую вред индивидуу­му или обществу в целом).

Анализ сущности социально-досуговой деятельности отража­ет наличие взаимодействия в ней различных элементов, опре­деляющих ее своеобразные уровни, которые можно классифи­цировать следующим образом:

- творческий - преобладание творческих моментов в дея­тельности;

- репродуктивно-творческий - открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

- репродуктивный - простое воспроизведение готовых, от­работанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.

Социально-досуговая деятельность тесно связана с поняти­ем “свободное время”.

Как только для людей, живущих в обществе, перестала быть актуальной проблема использования всей совокупной рабочей силы для обеспечения жизненных потребностей (и всего сово­купного времени, в течение которого они могли бы тратить фи­зические и нервные силы, не разрушая при этом естественную способность регенерации своих биологических систем), возник общественный прибавочный продукт в форме свободных това­ров или свободного времени. Об этом неоднократно упоминал К.Маркс, который определял свободное время как время досу­га или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизненно необходимых то­варов.

Свободное от работы время. Определяемое таким образом об­щественное и политико-экономическое понятие свободного вре­мени как общественно свободного времени для реализации внут­ренних сил и приятного препровождения следует отличать от формального определения свободного времени, которое преоб­ладает в дискуссиях новейшего времени (или, как его еще обоз­начают, “полярное рабочему времени понятие свободного вре­мени”). Анализ разделения времени труда и остального време­ни в процессе наемного труда делает возможным однозначную дифференциацию рабочего времени и свободного времени для больших групп общества. Разделение между профессиональным (ориентированным на выполнение определенных должностных обязанностей) употреблением времени и свободным временем для раскрытия личностных возможностей, проводимое в руди­ментарной форме всеми философскими системами, начиная от античности, эпохи Реформации и до философии Просвещения, конкретизируется массовой реализацией более не связанного с определенным сословием наемного труда на широкой основе бюджета времени человека.

С возникновением “социального вопроса” и рабочего движе­ния свободное от работы время наемного рабочего становится уже общественной (а не только философской) проблемой двой­ственного характера: с одной стороны, это борьба за сокраще­ние рабочего дня; с другой - обеспокоенность употреблением свободного времени.

Свободное от работы время не идентично свободному време­ня, ведь, кроме процесса труда, существует необходимость вос­становления работоспособности. Сюда относятся физическая и психологическая регенерация рабочей силы: питание, самоги­гиена, сон, спорт, забота о здоровье, а также нейтрализация все увеличивающихся психологических нагрузок в процессе труда (однако и неработающие люди также должны компенсировать физические и психологические нагрузки, возникающие в про­цессе повседневной жизни). В психологической регенерации иг­рают значительную роль как спокойное времяпрепровождение (например, телевизор), так и общение с другими людьми. Се­мья, воспитание детей, любовь составляют не только важную часть необходимых для обеспечения психологического здоро­вья межличностных отношений, но являются биологическим способом сохранения и гарантий восстановления работоспособ­ности. Социализация, образование также относятся к состав­ным компонентам репродукции. Но и время, употребленное на общественно-политическую деятельность, необходимо для обес­печения индивидуальной работоспособности, хотя эта необхо­димость и выступает как косвенная.

Некоторые зарубежные исследователи свободного времени пользуются более тонкими определениями и говорят о брутто-нетто свободного времени, различая “частичное свободное вре­мя” и “вторичную работу”. Другие исследователи классифи­цируют весь бюджет времени (включая “рабочее время”): “оп­ределяющее (основное) время” (работа, образование), связанное с моральными и обычными обязательствами, “обязательное вре­мя” (семейная жизнь, регенерация) и единственно свободное, находящееся в личном распоряжении время, - “время отды­ха”. Законодательство рассматривает свободное от работы вре­мя прежде всего с точки зрения необходимой регенерации (на­пример, право на отпуск).

Сегодня трудно даже представить, что работающее населе­ние использует свое свободное время исключительно для репро­дукции и регенерации рабочих сил. Остается еще свободное время для раскрытия своих творческих возможностей и удо­вольствий. Но есть ли для этого возможности в обществе, вот что является важным вопросом.

Единство жизнедеятельности. В целях исследования необ­ходимо прояснить, что представляют собой продуктивная дея­тельность, репродукция и развитие, а также другие аспекты жизненных взаимосвязей. Регенерация и репродукция во мно­гих случаях связаны с развитием и развлечением. Развитие в свободное время профессионально специфических (например, творческих) умений и навыков оказывает и прямое, и косвен­ное влияние на труд. Равным образом, и сам труд переживает­ся многими позитивно, как творческая затрата сил (особенно теми, кто занимает привилегированное место в условиях совре­менного разделения труда). При этом человек приобретает все новые умения, посредством чего расширяются субъективные интеллектуальные и психологические возможности его дея­тельности профессионально специфического развития. Если не принимать этого во внимание, можно впасть в заблуждение, как это произошло с некоторыми теоретиками “общества свободно­го времени”, которые исключили время труда, когда происхо­дит реализация основных сил человека, из смысловой структу­ры индивидуальной жизни. Это было, разумеется, неправомер­но, потому что развитие происходит и в процессе труда, и в сво­бодное время, иначе говоря, существует единство жизненного процесса, жизнедеятельности, и это касается как индивидуу­ма, так и общества в целом.

Справедливой критике подвергается теория свободного вре­мени за то, что она игнорирует тот факт, что только 44% насе­ления заняты трудовой деятельностью (и действительно могут противопоставлять рабочее и нерабочее время). Если же исхо­дить из “холистического” (целостного) понимания времени жизни, то понятие “свободное время”, обычное при делении вре­мени на рабочее и нерабочее, вообще теряет смысл. Теоретичес­ки еще можно провести различие между продуктивным, репро­дуктивным и ориентированным на развитие временем; между обязательно определяемым и свободным временем, употребляемым на развитие социальных отношений, физических, духовных и эстетических возможностей и т.д. Однако ни одно из этих разделений не содержит критерия различия между рабочим и свободным временем. Жизнедеятельность (или, используя ценностный аспект, развитие сущностных человечес­ких сил), связанная с более или менее интенсивным примене­нием сил, реализуется в различных областях, которые можно установить только формально. Это и наблюдается в теориях, фе­тишизирующих индивидуальное свободное время в свободном времени в целом. Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особо место занимает вопрос о цен­ностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, эколо­гическую опасность существования и жизнедеятельности, влия­ние новых средств информации, растущее количество возможностей организации свободного времени (коммерциализация, давление потребления). Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуально­сти, устремленностью к самостоятельным решениям и на осно­ве собственной компетентности. Досуг тоже выступает в качес­тве источника изменения и преобразования ценностей. Жизне­деятельность и развитие, однако, являются продуктом не изоли­рованного, а общественного человека, для которого разделение труда и социальная организация связаны с их последствиями, т.е. свободное время оказывается средством счастливой жизни, а не самоцелью.

Таким образом, свободное время - это то время, которое ра­ботающие и неработающие люди не посвящают деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязатель­ным развитием своих сущностных сил, но активному, ориентированному на получение удовольствий и счастье времяпре­провождению.

Типовые условия свободного времени и политика свободного времени. Результаты изучения свободного времени, которое ре­презентативно включено в употребление совокупного жизнен­ного времени, более всего пригодны в качестве эмпирического материала для изучения конкретного использования свободно­го времени. Однако поскольку они отражают только данное со­стояние, не связанное с изменением или изменяемостью вооб­ще, они не могут быть непосредственным основанием для управ­ленческих решений. Если эмпирическое изучение свободного времени ранее относилось большей частью к изучению рынка индустрии свободного времени, то сегодня оно играет все боль­шую роль как основа политики и планирования развития об­щества.

В последнее время многие исследователи уделяют особое вни­мание социально ущемленным группам населения. Социальное положение, положение в семье и жизненном цикле являются определяющими аспектами сокращения свободного времени. Кумулятивная нехватка свободного времени особенно отчетли­во проявляется у работающих женщин, имеющих детей, ска­зывается в чувстве неудовлетворенности у молодых замужних женщин.

Стиль поведения, область интересов, хобби и выбор культур­ных занятий формируются и развиваются преимущественно в юном возрасте. Так, интересы свободного времени пенсионеров во многом определяются их хобби в 19-летнем возрасте, хотя и не все интересы сохранялись и развивались в течение их взрос­лой жизни. Образование также не является совсем независи­мым от социального положения. Профессия, доход, свободное время в большинстве случаев связано с возможностью образо­вания. Некоторые исследователи считали решающим фактором свободного времени трудовую судьбу индивидуума. Однако по­следние исследования признали эту взаимосвязь весьма отно­сительной.

Сравнительно мало исследованы другие общественно-специ­фические типовые факторы. К ним относятся предложения (в том числе и коммерческие) товаров и услуг. Рынок создает но­вые потребности не автономно, а способствуя развитию сущест­вующей и формированию будущей структуры потребностей. Анализ материальной структуры рынков свободного времени и сделанные на его основе выводы представляются важными для выработки соответствующих программ, впрочем, как и сравне­ние динамики государственных, коммерческих и общественно-полезных бесплатных предложений. Большое значение для бюджета времени имеют средства массовой информации, и не только в количественном отношении, но и тем, что они, вслед­ствие специфики формы своих предложений, структурируют использование свободного времени и развивают структуру потребностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1069 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2273 - | 1983 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.