Что Библия говорит о дьяволе
Рик Реннер
Содержание
От автора
Предисловие
Глава первая
Всеоружие Божье
Новое облачение
Облекитесь во всеоружие Божье
Глава вторая
Тактика врага
Лицом к лицу с противником!
Противостоять козням дьявольским
Коварные умыслы дьявола
Дьявол — лжец
Глава третья
Обезглавить «великана»
Жёсткие правила духовной войны
Сражайтесь в Божьей силе!
Не пытайтесь победить противника своими силами
Победите «филистимлянина» в своей жизни
Любимые приёмы дьявола
Глава четвёртая
«...Наша брань не против крови и плоти»
Побеждают сильнейшие
Брань против
Иерархия в стане врага
Глава пятая
Кто такой дьявол?
Стремление дьявола разрушать
Извращённая натура дьявола
Желание дьявола контролировать
Дьявол манипулирует разумом человека
Условия для победы в духовной войне
От автора
Многие из христиан, среди которых были и мои коллеги, прочитав мою книгу «Снаряжённые для битвы», наряду с поздравлениями по поводу её публикации высказали пожелания, чтобы появилась книга, которая бы так же укрепляла веру и вдохновляла, но была меньше по объёму. По этой причине я выбрал центральные главы из книги «Снаряжённые для битвы» и переиздал их в виде небольшой книги «Что Библия говорит о дьяволе». Я молюсь, чтобы эта книга стала благословением для вас!
Предисловие
Мне очень приятно, что вы держите в руках эту книгу. Дьявол реален, и Бог хочет, чтобы Его дети знали, как противостать атакам дьявола и одолеть его. Сердце разрывается, когда я вижу, что верующие не посещают церковь, где они могли бы получать духовную пищу и возрастать духовно, ведь тогда они бы знали, как помешать дьяволу воплотить свои коварные замыслы. Каждый верующий должен твёрдо знать Божье Слово, чтобы успешно противостоять многочисленным нападкам дьявола. По этой причине в московской церкви «Благая весть» уделяется пристальное внимание проповеди Божьего Слова.
«Где слово царя, там власть...», — сказано в книге Екклесиаста 8:4. Божье Слово имеет власть! Первый шаг к тому, чтобы обладать этой властью, — изучать и исполнять Божье Слово. Видите ли, Божье Слово содержит эту силу в себе, и когда вы изучаете и исполняете его, оно высвобождает сверхъестественную силу в вашу жизнь. Верующий же, который не слышит проповедь Божьего Слова, не будет иметь силу, чтобы противостоять нападкам дьявола.
Ещё один ключ к тому, чтобы не дрогнуть и не отступить перед натиском дьявола — это общение с верующими. Я, например, старший пастор московской церкви «Благая весть», но для меня очень важно иметь постоянное общение с другими духовно зрелыми, сильными христианами. Такое общение ободряет меня, воодушевляет, укрепляет. В Библии сказано, что мы не должны «оставлять собрания своего» (Евреям 10:25). Бог говорит верующим регулярно посещать церковь, где они могли бы поклоняться Ему и переживать присутствие Святого Духа, слышать здравое учение Божьего Слова, укрепляться и возрастать, общаясь с другими христианами, любящими Иисуса.
Я молюсь, чтобы эта книга послужила вам ободрением и благословением.
2004 г.
Рик Реннер,
пастор московской церкви
«Благая весть»
Глава первая
Всеоружие Божье
Библия ясно говорит, что дьявол реально существует и что его основная цель — обманывать людей, мучить их, причинять им страдания. Поэтому Бог дал верующим духовное оружие, с помощью которого они могут поражать дьявола всякий раз, когда он пытается напасть на них.
Разум человека — главная мишень дьявола. Он прекрасно знает, что, если ему удастся влиять на мысли человека, тогда он сможет влиять и на его настроение, самооценку, взаимоотношения с людьми. Поэтому-то дьявол всеми силами старается добраться до мышления человека. Он знает, что, если у него получится ввести человека в заблуждение и тот будет принимать всякую его ложь за истину, тогда он сможет манипулировать им и разрушать его жизнь. Но верующие люди, дети Божьи, имеют в своём распоряжении мощное духовное оружие для победы над злейшим врагом человечества.
В Послании к Ефесянам 6:11 Павел пишет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских». Греческим словом panoplia — «всеоружие», называли боевые доспехи, в которые с головы до ног был облачён римский воин. Давайте подробно рассмотрим, как же он был вооружён.
Павел неоднократно находился в заключении, поэтому ему было нетрудно провести подобную аналогию. Во время тюремных заточений он вблизи рассмотрел римского воина и его снаряжение: пояс, броню, опасную обувь с шипами, массивный щит, замысловатый шлем, меч и длинное копьё, с помощью которого можно было поразить врага на расстоянии. Римский воин обычно имел при себе семь предметов вооружения, предназначенных и для нападения, и для защиты. Сегодня эти атрибуты можно увидеть в исторических музеях.
Итак, начнём с пояса. На первый взгляд, этот пояс не представлял собой ничего особенного, однако был важнейшим элементом снаряжения воина, так как на поясе держались почти все доспехи. Например, поясом римский воин затягивал броню. На крючке с одной стороны пояса крепился щит; на крючке с другой стороны воин подвешивал свой меч, когда не пользовался им. Пояс был настолько обыденной вещью, что ни одному воину не пришло бы в голову сообщить в письме своим близким о появлении нового пояса. А ведь именно пояс был важнейшим предметом вооружения. Не будь этого пояса — не на что было бы крепить оружие, а броня свободно болталась бы.
Римский воин носил великолепную броню, изготовленную из двух металлических пластин: одна их них закрывала его грудь, другая — спину. Эти пластины соединялись на плечах с помощью широких латунных полуколец. Часто броня состояла из мелких, напоминавших рыбью чешую кусочков металла. В более поздние времена броню чаще всего стала заменять кольчуга. Этот тяжёлый предмет вооружения защищал тело воина от шеи до колен. От пояса до колен броня очень походила на юбку. В зависимости от телосложения воина она могла весить больше 18 килограммов. Например, броня Голиафа весила 5 тысяч сиклей меди, что составляет около 60-и килограммов (1 Царств 17:5). Это была самая тяжёлая часть снаряжения римского воина.
Третьим предметом всеоружия римского воина была его обувь — очень опасная для противника. Обычные римляне носили сандалии — лёгкую летнюю обувь с верхом из ремешков. Обувь же римского воина состояла из двух металлических частей. Одна часть — это ножные латы, которые представляли собой медные или латунные пластины. Закрывая колено и голень, они защищали ноги солдата до стопы. Эти латы делали обувь воина похожей на медные сапоги! Другая часть — подошва обуви — толстая, тяжёлая металлическая пластина, покрытая опасными шипами. Длина этих шипов составляла примерно 2,5 см, а если воин участвовал в активных боевых действиях, он надевал обувь с шипами длиной до 7,5 см. Такая обувь предназначалась для убийства. Удивительно, что Павел называет её «готовностью благовествовать мир» (Ефесянам 6:15).
Римский воин имел при себе и массивный щит продолговатой формы. Он был сделан из нескольких слоёв шкур, плотно скреплённых вместе и натянутых на прочную металлическую или деревянную раму.
Пятым предметом вооружения римского воина был шлем, который защищал голову солдата от смертельных ударов. Весил он примерно 7 килограммов. Самой красивой частью вооружения римского воина была броня, но больше всего обращал на себя внимание шлем. Пройти мимо римского воина и не заметить его шлем было невозможно: он был обильно украшен гравюрами и перьями (подробнее об этом вы можете прочитать в моей книге «Снаряжённые для битвы»).
Шестой атрибут всеоружия римского воина — меч. В то время существовало множество различных видов мечей. Меч, который имел в виду Павел, был острым с обеих сторон, как бритва, и опаснее любого другого меча.
У римского воина также было копьё, с помощью которого он мог поразить врага на некотором расстоянии. Большинство людей считают, что в Послании к Ефесянам 6:10—17 Павел не пишет о копье. Однако копьё обязательно подразумевается в этом отрывке, поскольку Павел призывает нас облечься во всеоружие Божие (т.е. надеть все предметы вооружения). А без копья комплект всеоружия Божьего был бы неполным, т.к. копьё непременно входило в экипировку римских солдат. Далее в этой книге вы увидите, что копьё является важным атрибутом всеоружия Божьего.
Новое облачение
Все перечисленные предметы вооружения составляли полное боевое снаряжение римского воина. Павел призывает нас: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских» (Ефесянам 6:11). Давайте разберём слово enduo — «облекитесь», которое часто встречается в Новом Завете. Именно слово enduo выбрал Иисус, говоря о Святом Духе: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь (enduo) силою свыше»
(Луки 24:49).
Слово enduo также можно перевести как надевать новую одежду. Учитывая это значение, один толкователь Писания перевёл данный отрывок буквально так: «...вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не будете одеты силою свыше».
В своих Посланиях (Ефесянам 4:24, Колоссянам 3:10) Павел использует слово enduo, чтобы символически показать облачение в нового человека. В этом же смысле Павел употребляет слово enduo в Послании к Ефесянам 6:11, только на этот раз речь идёт о духовном оружии. В данном стихе слово enduo стоит в повелительном наклонении. Павел не обращается к нам с предложением — он даёт повеление, требующее неукоснительного выполнения. Он приказывает нам незамедлительно одеться во всеоружие Божье. Мы можем отказаться выполнить данный приказ.
Но если мы согласны выполнить повеление Павла, нам нужно знать, как же облечься во всеоружие Божье.
Облекитесь во всеоружие Божье
Павел называет комплект вооружения, который мы рассмотрели, всеоружием Божьим. Обратите внимание, tou theo — «Божье», — притяжательное прилагательное. Это значит, что «боевой комплект», о котором идёт речь, принадлежит непосредственно Богу. То есть Бог является творцом и владельцем этого оружия. Таким образом, этот стих можно перевести так: «Облекитесь во всеоружие, которое получили от Бога».
Это всеоружие находится у Бога, поэтому для нас жизненно важно сохранять близкие взаимоотношения с Ним, если мы хотим постоянно пользоваться этим духовным оружием. Как только мы прерываем это общение, мы удаляемся от Того, Кто является источником нашей силы. Но до тех пор пока это общение продолжается, Господь будет давать нам силу.
Меня всегда удивляют люди, которые из-за небрежного отношения к своей духовной жизни теряют Божью силу, а затем жалуются, что на них обрушились всевозможные проблемы! Они часто ищут глубокое, скрытое объяснение навалившихся неприятностей, в то время как причина их появления очень проста. Всё дело в том, что духовное оружие находится у Бога, поэтому если вы на какое-то время прерываете общение с Ним, то теряете Его силу и по собственной воле делаете Его оружие недоступным для себя.
Как мы получаем от Господа жизнь, новую природу и духовную силу, так же мы получаем от Него и духовное оружие. Что произойдёт с вашей духовной жизнью, если вы перестанете общаться с Господом? Будете ли вы тогда наслаждаться жизнью с избытком? Конечно же, нет! Жизнь с избытком по-прежнему принадлежит вам, однако застой во взаимоотношениях с Господом отрежет вам доступ к ней. Почему? Потому что жизнь с избытком даёт Господь! Удаляясь от общения с Ним, вы удаляетесь от потока жизни с избытком.
Будет ли Божья сила действовать в жизни верующего, если он начинает смотреть на свой духовный рост с позиции: а зачем мне это нужно? Разумеется, нет! Хотя Божья сила по-прежнему доступна этому верующему, его отношение перекрывает источник силы, потому что источником духовной силы является Господь! Когда вы прерываете общение с Ним, вы по собственной воле останавливаете поток Божьей силы в свою жизнь.
Может ли верующий иметь всеоружие Божье, если он отказался от общения с Господом? Продолжает ли он, находясь в состоянии духовного застоя, пожинать духовные плоды, которые приносит это оружие? Конечно, нет! И хотя всеоружие Божье всё ещё находится в его распоряжении, однако, оставив общение с Господом, верующий лишает себя возможности пользоваться этим оружием, которое Бог дал ему специально для его защиты. Почему? Потому что духовное оружие можно получить только у Него! Откладывая в дальний угол свою духовную жизнь, вы тем самым откладываете в дальний угол и своё оружие до тех пор, пока ваше общение с Господом не возобновится.
Некоторые верующие начинают свой день с того, что имитируют облачение во всеоружие Божье. Проснувшись утром и встав с постели, они соответствующими движениями «надевают» на себя каждую деталь Божьего комплекта вооружения. Они изображают, что застёгивают пояс истины. Потом поднимают руки к груди, словно покрывая туловище бронёй праведности. Затем, нагибаясь, надевают обувь мира. Потом движениями рук поднимают щит веры, чтобы носить его на протяжении всего дня. После этого они надевают на голову шлем спасения и в конце вставляют меч в ножны, подвешенные к поясу. В подобных действиях нет ничего плохого, и некоторым людям, особенно детям, это помогает лучше сосредоточиться на своей духовной жизни. Однако облечься во всеоружие Божье с помощью такой пантомимы на самом деле невозможно.
Всеоружие Божье доступно нам, если мы поддерживаем взаимоотношения с его Создателем! Вот почему апостол Павел в Послании к Ефесянам 6:11 использовал притяжательное прилагательное — tou theo (Божье). Этим он дал нам понять, что всеоружие принадлежит Богу и даётся каждому, кто постоянно общается с Господом и считает Его источником своего существования. Ваше непрерывное, постоянное общение с Богом является абсолютной гарантией того, что вы всегда будете одеты во всеоружие Божье.
Бог не предлагает нам какую-то часть этого оружия — Он даёт нам сразу полный комплект: «облекитесь во всеоружие Божие».
Слово panoplia — «всеоружие», описывает римского воина, вооружённого с головы до ног. В его распоряжении есть всё необходимое снаряжение для успешного боя с противником. Точно так же Господь дал нам всё, что нужно для успешной битвы с духовными силами тьмы! У нас есть всё, что может понадобиться!
К сожалению, некоторые деноминации и христианские течения знают лишь отдельные предметы всеоружия Божьего. Одни учат только о щите веры и духовном мече, пренебрегая остальными предметами всеоружия. Другие неделю за неделей проповедуют только о шлеме спасения.
Они ходят в шлеме спасения, в то время как всё остальное у них остаётся незащищённым. А ведь нужно облечься во всеоружие Божье!
Спасибо Богу за пояс истины, но ведь Он дал нам не только пояс... Спасибо Богу за броню праведности, но ведь Он дал нам не только броню... Слава Богу за обувь мира, но ведь Бог дал нам не только обувь мира... Хвала Богу за щит веры, но ведь Бог дал нам не только щит веры... Спасибо Богу за шлем спасения, но Он дал нам не только шлем... И слава Господу за духовный меч, но ведь Он дал нам не только меч!
Нам было дано всеоружие Божье! И Павел повелевает нам взять всё это оружие и пользоваться им по мере необходимости.
Глава вторая
Тактика-врага
В послании к Ефесянам 6:11 Павел также объясняет, для чего нам необходимо это вооружение. Он пишет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских».
Разберём выражение можно было. Слово dunamis — «можно», означает огромная, взрывная сила или способность. Более точный перевод этой фразы: «чтобы вы обрели огромную, взрывную, мощную силу». Оказывается, одетые во всеоружие Божье, мы обладаем огромной силой! Имея силу dunamis, мы можем открыто противостать противнику и преследовать его. Мы становимся нападающей стороной!
Слово stenai — «стать», буквально переводится стоять и описывает римского солдата, который стоит твёрдо и прямо, расправив плечи и высоко подняв голову. Это образ гордого и уверенного в своей силе воина, а не сгорбленного и унылого неудачника. С помощью слова stenai Павел показывает, как мы выглядим в глазах духовного мира, когда ходим во всеоружии Божьем. У нас есть всё необходимое снаряжение, чтобы положить на обе лопатки любого противника, который осмелится напасть на нас. Мы не должны идти по жизни, согнувшись под тяжестью поражений. Облачившись во всеоружие Божье, мы становимся победителями. Мы можем ходить смело и уверенно, расправив плечи и высоко подняв голову!
Ещё одно важное значение слова stenai — это военный термин, означающий сохранять решающую стратегическую позицию в сражении. Друзья, это очень важно! Ведь термин stenai указывает, что мы должны сохранять решающую, ключевую позицию в жизненных сражениях.
Если Бог призвал вас к чему-то, будьте бдительны и не отступайте, пока не осуществите своё призвание. Дьявол не хочет, чтобы вам это удалось, поэтому он будет атаковать вас, пытаясь взять ситуацию на поле битвы под свой контроль. Так что не теряйте бдительность, пока не завершите работу и не выиграете сражение! Твёрдо решите, что не отдадите врагу ни пяди своей территории! Вы несёте ответственность за исполнение Божьей воли в своей жизни!
Главным полём сражения является ваш разум! Все духовные битвы происходят, как правило, в разуме человека. Если вы следите за своими мыслями и обновляете разум Божьим Словом, тогда большая часть духовных атак, направленных против вас, потерпит неудачу. Но если вы принимаете за истину всякую ложь, которую подбрасывает вам сатана, то вскоре начнёт разваливаться ваш брак, бизнес, появятся финансовые проблемы, да и вся жизнь пойдёт наперекосяк.