Глава 3
Что такое «мир идей» в понимании Платона?
Главным достижением Платона является то, что он разработал
концепцию, в соответствии с которой, помимо нашего чувственного
мира, который мы видим, слышим и т. п., существует еще мир
сверхчувственный — мир идей (греческое слово «idea» означает
«образ», а также «вид», «род») В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая
идея представляет собой вечный образец того, что производит
природа. «У Платона отношение идеи и материи мыслится как отношение
отца и матери, а возникающее от этого брака детище
есть любая реальная вещь»1. Платон соглашался с Гераклитом, что в нашем мире все течет
и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги. «Страна идей» нужна была Платону для обоснования возможности
познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется
» (Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти
в одну и ту же реку).
Каково значение любви по Платону?
«Страна идей» нужна была еще и потому, что этим Платон объяснял
убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым
мыслям — ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и содержатся
в одном месте, откуда люди и получают их. Наконец, есть еще
одна причина. Платоновское учение характеризует страстное влечение
к идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь
») и стремление сделать действительность насколько возможно
полным отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился
жизнью, пытаясь создать идеальное государство).
В чем специфика диалектики Платона?
Что такое форма, по Аристотелю, в отличии от идеи?
Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Каким образом, спрашивает он, вещи могут существовать отдельно от идей, их порождающих? Как тени и предметы, которые их отбрасывают, могут находиться в совершенно разных местах? Платон, говорит Аристотель, слишком противопоставил миру идей мир вещей, между ними в его учении – пропасть. Поэтому необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма». «Форма» Аристотеля – это почти то же самое, что «идея» Платона.
В чем причина упадка древнегреческой философии?
В соответствии с теорией циклов можно считать причину естественной: как
физический плод развивается, созревает и затем начинает портиться,
так и духовный. Можно объяснить причиной, о которой
писал П. Флоренский: отрыв культуры от исходного культа. Несомненна
еще одна причина — изменение общественной ситуации.
Одним из условий появления философии было утверждение демократического
правления в Афинах. Гибель демократии стала одной
из важнейших причин упадка философии и ее престижа.
Глава 4
Каким должен быть человек по Марку Аврелию?
Отсутствие целостности и цельности — причина того, что люди, запутываясь в перемене масок, оказываются расщепленными. А целостность нужна, потому что сам человек — часть мирового целого, без которого он не может существовать, как рука или нога отдельно от остального тела. Представление о единстве всего во вселенной постоянно повторяется Марком Аврелием.
В чем специфика древнеримской философии и ее значение?
в чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами?
По сравнению с эпикурейцами стоики в целом были весьма пессимистичны относительно нашей способности контролировать внешние блага. Поэтому они рекомендовали, чтобы каждый человек сделал себя независимым от внешних обстоятельств. Если мы хотим обеспечить свое личное счастье, то должны учиться быть как можно более независимыми от неконтролируемых внешних факторов и учиться жить внутри нашего внутреннего мира, который мы можем контролировать. Если эпикурейца можно сравнить с эстетствующим и расчетливым буржуа, то стоик предстает настоящим джентльменом! Он обладает железной волей и безразличием к внешним обстоятельствам и принадлежит к тем, кто ходит по раскаленным углям или во фраке и цилиндре управляет под тропическим солнцем Индии тремя миллионами "туземцев"