Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пересказы и изложения, их значение, цели и виды




Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании.

С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.

Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.

Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый – с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице – пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный – в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками – иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ – описание экспозиции (места действия); пересказ – устное рисование картин, иллюстраций и пр.

Письменные пересказы принято называть изложениями. Это методическое средство имеет неплохое оснащение – пособия для учителя, именуемые «Сборниками текстов для изложения». Такие сборники содержат не только тщательно подобранные и, как правило, адаптированные тексты удобных размеров, но и подробный методический аппарат к ним.

Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, без большой спешки подбирать слова, тщательно выверять строй предложений.

Однако и требования учителя к письменному изложению выше, чем к устному пересказу.

В сущности, любой вариант устного пересказа может приобрести письменную форму, лишь утрачивается возможность выразительности, которая в устной речи всегда богаче, чем в письменной. Письменные изложения отнимают много времени, поэтому они проводятся значительно реже устных.

Учитель должен учитывать и трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Некоторые методисты (в их числе – К. Д. Ушинский) признавали, что в изложении школьник вступает в непосильную для него борьбу с высокохудожественным текстом писателя-мастера. Несколько облегчает задачу детям адаптация текста. Тексты для изложений подбираются интересные, понятные, близкие детям.

Методист В. А. Флеров изобрел переходную форму от диктанта к письменному изложению – так называемую «свободную диктовку», назвал ее «диктовкой не слов, а мыслей»: текст прочитывался по частям, школьники записывали его «своими словами» (Флеров В. А. Свободная диктовка. СПб., 1913).

Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. Поэтому изложение относят к числу творческих приемов развития речи учащихся.

Роль учителя в том, чтобы управлять степенью влияния образца; он следит за употреблением тех слов, которые в образце встречаются впервые или в каком-то необычном сочетании, наблюдает за переносом фразеологии, следит за тем, чтобы сохранялся стиль образца (например, сказочный стиль или художественное описание природы). Все это тактично делается при чтении, прослушивании, в ходе языкового анализа. Имеется специальная методика – «изложение с языковым разбором текста» (Н. А. Пленкин, его книга с таким же названием).

В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Поэтому целесообразно сразу при чтении нацеливать школьников на предстоящий пересказ, предлагать пересказать отдельные фрагменты.

При подготовке к пересказу, изложению используются следующие приемы:

– уяснение вида пересказа – подробный, близкий к тексту образца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и т. п.;

– определение цели работы;

– беседа с целью глубокого уяснения содержания и языковых особенностей;

– выразительное перечитывание образца;

– логическое и композиционное расчленение рассказа – составление его плана, обычно методом озаглавливания его частей;

– предварительный пересказ фрагментов;

– анализ «чернового» пересказа и его критика;

– исправление недостатков; помощь индивидуального характера в процессе письма наложения.

Иными словами, устному и письменному пересказу нужно последовательно обучать от урока к уроку. Письменные изложения можно расценивать как направляющие и контролирующие вехи в этом постепенном и длительном процессе.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 915 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2746 - | 2310 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.