Лекции.Орг
Лекции.Орг
 

Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

Шантипа



 

«Наилучший сущностный комментарий к Праджняпарамите в восьми тыся­чах строк»

Astasahasrikaprajnaparamita-panjikasarottama

Shes rab kyi pha rol tu phyin pa brgyad stong pa'i dka' 'grel snying po mchog Dg. T. Shes phyin, vol. Tha, ff. 1-230 (Toh. 3803)

 

 

Сочинения тибетских авторов

Конгтрул Лодро Тайе (Kong sprul Blo gros mtha' yas)

 

«Освещение философии Рангчжунга Дордже» Rang 'byung dgongs gsal

«Освещение глубокого смысла»

rNal bуог bla med pa'i rgyud sde rgya mtsho'i snying po bsdus pa zab mo gi don nyung ngu'i tshig gi mam par 'grol ba zab don snang byed

Микьё Дордже (Mi bskyod rDo rje)

«Океан ума» Yid mtsho

Рангчжунг Дордже (Rang byung rDo rje)

«Глубокий внутренний смысл» Zab mo nang gi don

«Шастра о сущности сугат» bDe gshegs snying po bstan bcos

 


[1] Phyogs med ris med kyi bstan pa la 'dun shing dge sbyong gi gzugsbrnyan 'chang ba bio gros mtha' yas kyi sde'i byung ba brjod pa nor bu snatshogs mdog can (Воспроизведено с ксилографического издания Палпунг (dPal-spung): Khandro, Tibetan Khampa Industrial Society, P. O. Bir, Dist. Kangra, H. P. India, 1973). После смерти Конгтрула эту автобиографию завершил один из его учеников, ученый монах Траши Чопел (bKra-shis Chos-'phel). Подробности жизни Конгтрула, приведенные в данной книге, основаны на его автобиографии.

[2] Миларэпа (Mi-la-ras-pa, «Мила, одетый в хлопок»): йогин и поэт одиннадцатого века, ученик Марпы-переводчика, основателя школы кагью тибетского буддизма.

[3] Кьюнгпо Налчжор (Kyung-po rNal-'byor): «Иогин из рода Кьюнгпо». Родился в 1086 году. Бонский ученый, позже стал последователем си­стемы Дзогчен. Несколько раз побывал в Индии и Непале, где учился у ста пятидесяти учителей, среди которых были братья Памтингпа (Pham-thing-pa); Ваджрасана; Майтрипа; дакини Сукхасиддхи, ученица Вирупы; и Нигума, сестра Наропы. Принес в Тибет шесть йог Нигумы, тантру Шестирукого Махакалы и множество других тантр, а также положил начало линии шангпа-кагью. Считается, что он прожил сто пятьдесят лет и у него было восемьдесят тысяч учеников.

[4] Дусум Кьенпа (Dus-gsum mKhyen-pa; 1110 - 1193): был признан воплощением многих предшествующих индийских и тибетских учителей. Из­ вестный своими сверхъестественными способностями и знанием, он основал монастырь Цурпу (mishur-phu), главную резиденцию его последующих воплощений.

[5] Тертоны (gter-ston): «открыватели кладов» — учителя, которые обнаруживали тексты, священные предметы или передачи учений, сокрытые Гуру Падмасамбхавой.

[6] Ворон олицетворяет охранителей буддийского учения.

[7] Мэнри (sMan-ri): главный центр традиции бон в Цанге (gTsang), Западный Тибет.

[8] Деге (sDe-dge): область в Восточном Тибете. Там находилась цитадель князей Деге и монастырь Пал Лхундруб Тенгичодра (dPal IHun-grubsTeng-gi chos grwa), основанный в 1448 году великим мистиком Тангтонгом Гьялпо (Thang-stong rGyal-po) (1385-1509).

[9] Ma-bu dgra-grogs: два цикла, образованные пятью энергиями первоэлементов, или движениями, управляющими всеми превращениями во внешнем мире, климатом и т. д., а также физиологией человека. Каждая из этих энергий связана с элементом, наиболее близко выражающим ее функцию и природу, и носит название этого элемента: дерево, огонь, земля, металл и вода.

Созидательный цикл - это цикл порождения, сходный с отношениями между матерью и сыном: вода порождает дерево; дерево порождает огонь; огонь порождает землю; земля порождает металл; металл, растворяясь, становится водой. Сдерживающий цикл - это цикл подчинения: металл рубит дерево; вода тушит огонь; дерево пронзает землю; огонь плавит металл; земля становится преградой воде. Эти взаимоотношения используются в астрологических вычислениях для предсказаний и советов людям, касающихся как настоящего, так и будущего.

[10] Тиб. sNyan-ngag melong, санскр. Kavyadarsa, автор Дандин (Dg. Т.Toh. 4301): этот широко использовавшийся в древности учебник по стихосложению современные тибетские поэты считают помехой для спонтанной и живой поэзии.

[11] Чандрапа, Калапа и Сарасвати: три известные в Тибете санскритские грамматики. Первая была написана Чандрагомином как сжатое изло­жение грамматики Панини, вторая — Шаптаварманом, а третья - брах­маном Анубхути, которого вдохновила на это богиня Сарасвати.

[12] ManjusrinamasamgTti (Dg. К. Toh. 360): одна из первых появившихся в Индии тантр, послужила источником дальнейших комментариев.

[13] Две категории текстов, в первую очередь посвященных трем внутренним Тантрам школы ньингма, которые заключены соответственно в де­вять и тридцать три тома. Кама (bka'-ma) - это собрание канонических учений. Терма (gter-ma) - это учения-клады, то есть тексты, священные предметы и передачи учений, сокрытые Гуру Падмасамбхавой и его супругой Йеше Цогьял (Ye-shes mTso-rgyal).

[14] Шакьяшри (Sakyasri; 1127—1225): индийский ученый из монастыря Викрамашила, который прибыл в Тибет в 1144 году по приглашению переводчика Кропу (Khro-phu).

[15] Конгпо (Kong-po): юго-восточная область Тибета к югу от реки Ньёнг, неподалеку от места силы Пэмако (Padma-bkod).

[16] Вайрочана из Пагора (Pa-gor): один из выдающихся учеников Гуру Падмасамбхавы и знаменитый переводчик. Он много путешествовал по всей Индии, где получил три раздела учений Дзогчена. По возвращении в Тибет передал царю Трисонг Деуцену (Khri-srong IDe'u-btsan) и его двору это чрезвычайно тайное учение, которое получил. Завистники добились его изгнания в Восточный Тибет. Вайрочана перебрался в Гьялронг (rGyal-rong), где широко передавал учения, пока его не возвратили обратно в Центральный Тибет, где он как учитель стал играть ключевую роль.

[17] Джамьянг Кьенце Вангпо ('Jam-dbyangs mKhyen-brtse'i dBang-po) (1820—1892) родился в Деге, учился в ньингмапинском монастыре Миндролинг (sMin-grol-gling) и в нескольких учебных заведениях школы сакья, став одним из наиболее совершенных духовных учителей девятнадцатого столетия.

[18] Арьядэва (третий век н. э.): главный распространитель мадхьямаки - «срединной» философии Нагарджуны.

[19] Таранатха (1575—1634): настоящее имя Кунга Ньингпо (Kun-dga sNying-po), родился в семье переводчиков; был учеником индийского сиддхи Буддхагупты и стал блестящим ученым, переводчиком и историком школы джонангпа. Написал многочисленные сочинения по истории, а также труды в русле Тантры, в том числе руководства по Калачакра-тантре. Перевел и отредактировал около девяноста сочинений из Тибетского канона комментариев (Тэнгьюр: bsTan-'gyur). Внес большой вклад в дело передачи многочисленных тантрийских учений и традиций. Таранатха умер в Монго­лии, куда его пригласили. Хотя после смерти Таранатхи правительство Пятого Далай-ламы стало притеснять школу джонангпа, его влияние во всех областях тибетского буддизма остается сильным.

[20] Оргьен Тердаг Лингаа (O-rgyan gTer-bdag Gling-pa) (1617—1682): ученик и учитель Пятого Далай-ламы. Его сочинения оказали влияние на все передачи традиции ньингма. В 1676 году основал в Центральном Тибете монастырь Миндролинг, который прославился как центр учености.

[21] Эти сведения можно найти в произведении 'Du shes gsum Idan spongba pa'i gzugs brnyan padma gar gyi dbang phyug phrin las 'gros 'dul rtsal gyirtogs pa brjod pa'i dum bu smng rgyu'i bdud rtsi. В этом тексте, написанном самим Конгтрулом, повествуется о его предыдущих воплощениях. См. прим. 1 выше.

[22] В более поздние времена/ Явится великий герой/ По имени Лодро Наставник,/ Учитель пяти наук.

[23] Луме Цултрим Шераб (Klu-mes Tshul-khrims Shes-rab): выдающаяся фигура в деле сохранения в Тибете передачи Винаи после того, как Лангдарма (Glang Dar-ma) подверг гонению буддийское учение.

[24] Сумпа Кэнпо Иеше Палчжор (Sum-pa mKhan-po Ye-shes dPal-Ъуог) (1704—1788): родился в Амдо; известный тибетский автор, писавший на такие темы, как медицина, астрология, история и Дхарма.

[25] Атиша: индийский святой, который в 1042 году прибыл в Тибет по приглашению Лхаламы Иеше Ода (LНа-blа-mа Ye-shes Od), а также общины последователей Тары, его личного йидама. Когда Нагцо-переводчик пригласил этого святого в Тибет, настоятель Викрамашилы дал Атише обещание, что через три года доставит его обратно. Однако, спустя три года, приближаясь к Непалу, они узнали, что дорога перекрыта, и поэтому Дромтон ('Brom-ston), будущий преемник Атиши, попросил учителя посе­тить Центральный Тибет. Атиша так и поступил, тем самым сделав боль­шой вклад в тибетский буддизм. Так и не вернувшись в Индию, он скон­чался-в 1054 году в Ньетанге (sNye-thang).

[26] Шантидэва: индийский учитель, живший в восьмом веке н. э. Известен своими духовными достижениями и проповедью Бодхисаттвачарьяватары («Образ жизни бодхисаттвы»).

[27] Чандрагомин: Этот индийский ученый самостоятельно, без учителей, овладел знаниями грамматики, логики и других предметов. Позднее, получив тантрийские наставления и занимаясь медитацией, он в видении узрел Тару и Авалокитешвару, после чего обрел духовное осуществление. Не­смотря на то, что Чандрагомин был мирянином, он стал одним из самых образованных и совершенных учителей в Индии. Считается, что он написал 432 сочинения.

[28] Ваджракилая (санскр.; тиб. rDo-rje Phur-ba): тантрийское божество, чья практика распространена в школах ньингма, сакья и кагью.

[29] Цедруб намчаг дордже (Tse-sgrub gnam-lcags rdo-rje): практика, принадлежащая к Радужному циклу учений {Джацон чокор: ']a tshon chos skor).

[30] Тогал (thod rgal): заключительная стадия практики Дзогчена, на которой внутренний свет проявляется вовне.

[31] Варахи (тиб. Дорджепагмо: rDo-rje phag-mo): тантрийское женское божество, супруга Чакрасамвары.

[32] Лама гонгду (Bla-ma dgongs-sdus).

[33] Дромтон: главный ученик индийского мудреца Атиши и основатель традиции кадампа, из которой развилась школа тибетского буддизма гелулуг.

[34] Имеется в виду Авалокитешвара, божество, олицетворяющее сострадание и любовь.

[35] Марпа-переводчик (1012—1097): отец традиции кагью и ученик индийского сиддхи Наропы.

[36] Мипам Гьяцо (Mi-pham rGya-mtsho): центральная фигура в начавшемся в девятнадцатом веке возрождении школы ньингма в Восточном Тибете. Он был выдающимся ученым, написавшим более тридцати томов книг на такие темы, как медицина, поэзия, живопись, философия и Тантра.

[37] mKhan-po gZhan-dga'.

[38] Адзом Другпа (A-dzom 'Brug-pa): ученик первого Кьенце и учитель второго. Он получал учения в видениях и обнаруживал учения-клады, а также в тридцатилетнем возрасте мистическим образом встретился с Джигме Лингпой ('Jig-med gLing-pa), после чего стал главным учителем в передаче Лонгчен ньингтиг (kLong-chen snying-thig).

[39] Палтрул Ринпоче (dPal-sprul) (1808—1887): обладавший разносторонними знаниями и большим состраданием ученый и совершенный учитель системы Дзогчен. Этот глубоко почитаемый человек своими произведениями, личным примером и всей своей жизнью продолжает вдохновлять современных духовных искателей.

[40] Будон (Bu-ston), составитель Тибетского канона, исключил из него ньингмапинские тантры, поскольку полагал, что есть основания сомневаться в их подлинности.

[41] Прохладная Роща (санскр. Шитавана: Sltavana; тиб. Силвэй цал:bSil-ba'i tshal): местность в Индии, посвященная Махакале; некогда была местом сожжения трупов.

[42] Другпа ('Brug-pa) Ринпоче, девятый Гьялванг Другчен (rGyal-dbang 'Brug-chen), Джигме Мингьюр Вангьял ('Jigs-med Mi-'gyur dBang-ryal) (1823—1883): глава школы другпа-кагью ('brug-pa bka'-brgyud) и близкий соратник Четырнадцатого Кармапы.

[43] Шедра (dBang-phyug rGyal-po bShad-grwa): премьер-министр (sde-srid) во времена Двенадцатого Далай-ламы.

[44] Монастырь в Цанге, основанный в 1446 году Гендундрубом (dGe-'dun grub), первым Далай-ламой. Резиденция многих воплощений Панченлам, начиная с Дже Лобсанг Чогьена (rje Blo-bzang Chos-rgyan).

[45] Ньягронг (Nyag-roog): район Восточного Тибета, расположенный к югу от Деге.

[46] Тибетская армия, возглавляемая министром Пулунгпой (Phu-lung-pa), была направлена премьер-министром Щедрой (bShad-grwa) по просьбе на­селения этих районов, куда вторгся Гонпо Намгьял. Война длилась два года, и в результате Гонпо Намгьял и его сторонники были заживо сожжены в своей крепости.

[47] Донгкам Трулку (gDon-sprul mKhas-mchog Ngag-dbang Dam-chos rGya-mtsho): впоследствии Конгтрул дал ему (в числе других) передачу своих учений.

[48] Цонгкапа (Tsong-kha-pa) (1357—1419): ученый и святой, основавший школу новая кадампа, или гадэнпа (dGa'-ldan-pa), получившую свое название по основанному Цонгкапой монастырю Гадэн (dGa'-ldan).

[49] Лонгченпа (Klong-chen-pa) (1308—1363): наиболее значительный после Гypy Падмасамбхавы учитель Дзогчена. Великий йогин, философ и писатель, он стал систематизатором Дзогчена. Был автором 263 трудов, наиболее важным из которых является «Семь сокровищниц»

[50] «Клады земли» (sa-gter): вновь обнаруженные учения, обычно в виде свитков. «Кладами земли» их называют потому, что символические письмена этих свитков становятся средством, которое пробуждает воспоми­нания об учении в уме открывателя клада. «Клады ума» (dgongs-gter) — это учения, возникающие в восприимчивом уме их открывателей — просветленных учеников Гуру Падмасамбхавы или других учителей.

[51] Ньянграл Ньимэй Осер (Nyang-ral Nyi-ma'i od-zer) (1124-1192): один из первых в Тибете тертонов, наряду с Гуру Чокьи Вангчугом (Guru Chos-kyi-dbang-phyug) (1212—1270). Их называют солнцем и луной, а от­ крытые ими клады — Верхними и Нижними кладами (gter-kha gong-'og).

[52] Ригдзин Годем (Rig-'dzin rGod-Idem) (1337-1409): третий из вели­ких тертонов. Терма, которые он обнаружил и позднее записал, называют «Северные клады» (Byang-gter).

[53] Чистое видение (dag-snang): учения, которые пришли из просвет­ленного состояния Гypy Ринпоче и были сокрыты в природе ума ученика, а затем пробудились в его чистом видении.

[54] Современное издание состоит из трех томов книжного формата, снабженных комментариями. Его редакторы — Дордже Гьялпо (rDo-rje rGyal-po) и Тубтэн Ньима (Thub-bstan Nyi-ma). Первое издание вышло в 1982 году, а следующее — в 1985 году, в Пекине, в издательстве Ми-ригпекрунканг (Mi rigs dpe skrun khang).

[55] Палпунгское издание представляет собой ксилографический трехтом­ник, отпечатанный в Палпунг Тубтэн Чокорлинге (dPal-spungs Thub-bstan Chos-'khor-gling). Для данного перевода мы обращались к двум изданиям: Пекинскому и Палпунгскому.

[56] О содержании каждой главы и раздела см. Обзор.

[57] Подробно об этой тантре см. Naropa, Iniziazione Kalacakra. Edited by Raniero Gnoli and Giacomella Orofino, Milan: Edition Adelphi, 1994.

 

[58] Манджушри (тиб. Джампал: 'Jam dpal), Слава Кротости, — изобра­жается шестнадцатилетним юношей (Кумара), что олицетворяет чистоту и неограниченность ума. В Махаяне считается бодхисаттвой десятой ступени, которая отождествляется с Праджняпарамитой, а в Тантре — буддой, ко­торый обрел пробуждение бесчисленные кальпы назад. Его часто рассмат­ривают как триаду: сын, отец и мать Победоносных. Среди буддийских авторов было принято начинать сочинения такого жанра выражением почтения Манджушри.

[59] Святая Дхарма (санскр. sad-dharma, тиб. dam pa'i chos) — учение Будды. Санскритское слово дхарма происходит от глагольного корня dhp, означающего «держать», то есть буддийское учение — это «держатель истинного и неоспоримого смысла». Это учение «святое» (санскр. sat), потому что оно — учение «Свято­го» (Будды). По-иному sat можно толковать как «наивысшее» (среди дру­гих учений) или как обозначение достойных (высоких) людей, для которых это учение предназначено. (См. «Драгоценное украшение сутры» Будона, перевод Е. Обермиллера).

[60] Тиб. rigs brgya khyab bdag — обращение к Ваджрадхаре (rDo rje 'chang). «Семейства» — это семейства будд.

[61] Санскр. Джина, тиб. rGyal ba — обращение к Будде.

[62] Тройное величие (chen po gsum) — величие в сострадании, величие в обретении плода и величие в отречении.

[63] Падмакара — Лотосорожденный (Падма Чжунгнэ: Pad ma 'Byung gnas).

[64] Два понимания (mkhyen gnyis): понимание абсолютного (ji lta ba) и относительного (ji snyed pa).

[65] Имеются в виду строфы «Всеобъемлющего знания».

[66] Победоносные и их потомки (санскр. jina-putra; тиб. rgyal ba sras bcas) — будды и бодхисаттвы.

[67] Две цели (don gnyis) — благо для себя (rang don) и благо для дру­гих (gzhan don). Первая достигается благодаря обретению дхармакаи, то есть всеведущего ума будды. Вторая достигается благодаря обретению самбхогакая и нирманакаи.

[68] Четыре канонических языка: санскрит (samskrt; legs sbyar), пракрит (prakrt; rang bzhin), апабхранша (apabhramsa; zur chag) и пишачи (pisaci; sha za).

[69] Три обучения (tri-siksa; bslab pa gsum) — связанные с нравственно­ стью, с медитацией и с мудростью.

[70] В этом месте в тексте Конгтрула говорится: «Здесь нет частиц шес­того падежа, потому что санскрит очень краток». Это относится к словам яна, ратна и судешика в санскритском заглавии, которые не склоняются. В ти­бетском заглавии соответствующие слова стоят в шестом падеже или имеют «связующие» частицы, а именно: тегпэй, ринпочей и легпар тонпэй.

[71] Три духовных пути, или колесницы, (triyana; theg pa gsum) индо-тибетской буддийской традиции: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна, или Тайная Мантра. Если говорят о девяти колесницах (theg pa dgu), то имеется в виду классификация учений трех названных колесниц, свойственная тибетской традиции ньингма (древней). В ней Хинаяна подразделяется на два пути — шравак и пратьекабудд; Махаяна (также называемая Путем бодхисаттвы) составляет один путь, а Ваджраяна подразделяется на шесть путей: Крия-йога, Чарья-йога, Йога, Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога.

[72] Трактат — санскр. шастра (sastra) таб. bstan bcos. Санскритское слово шастра происходит от слов шасти (sasti): «управлять, преодоле­вать», и траяте (trayate): «спасаться, защищаться». Такая этимология
подразумевается в предложении: «Благодаря ему можно одолеть врага-клеши и уберечься от [перерождения] в несчастливых уделах».

[73] В сочинении Асанги Йогачарьябхуми перечисляются девять разно­видностей трактатов: шесть ущербных и три правильных. Шесть ущербных следующие: бессмысленные, ошибочные, преувеличивающие значение уче­ности, преувеличивающие значение диспутов софистов, запутывающие и поощряющие жестокость. Три правильных: полные смысла, ведущие к об­ретению пробуждения и ведущие к избавлению от всех страданий кругово­рота бытия.

[74] Три вида мудрости (shes rab gsum): мудрость, проистекающая от изу­чения, размышления и медитации.

[75] Монастырь Викрамашила (rNam gnon ngang tshul) основал царь Дхармапала (770—810). Этот древний монастырь-университет уступал только Наланде. Хотя его истинное местоположение остается неизвестным,
вероятно, он был расположен где-то неподалеку от современной границы между штатами Бенгалия и Бихар.

[76] Путь парамит (paramitamarga; pha rol (tu) phyin pa'i lam) — путь бодхисаттвы, на котором развивают шесть совершенств (парамит): щед­рость, нравственность, терпение, усердие, медитацию и различающую муд­рость; к ним добавляются парамиты искусных средств, обета, силы и ис­конной мудрости.

[77] Тайная Мантра (guhya-mantra; gsang sngags), или Ваджраяна (rdo rje theg pa), — оба термина обозначают буддийский «путь преображения», иначе называемый Тантрой.

[78] Палдэн (тиб.; санскр. srimam) — букв, «обладающий славой».

[79] «Великий царь тантр святого изначального будды: Достославное Колесо Времени»: Dg. К. rGyud 'bum, vol. Ka, p. 113al—2 (Toh. 362).

[80] Три обета (trisamvara; sdom gsum), принимаемые как основа продви­жения в трех колесницах: Хинаяне, Махаяне и Ваджраяне.

[81] Созерцание (санскр. самадхи: samadhi; тиб. тиннгедзин: ting nge 'dzin) — полное равновесие ума в состоянии сосредоточения. Если слово тиннгедзин обозначает упражнение ума (как в трех видах обучения, шести
парамитах и т. д.), его переводят как «медитация».

[82] Два вида отсутствия «я» (dvinairatmya; bdag med gnyis) — отсут­ствие «я» личности (pudgalanairatmya; gang zag gi bdag med) и отсутствие «я» объекта (dharmanairatmya; chos kyi bdag med).

[83] Мудрец, создавший философскую систему школы санкхья.

[84] <Нирвана>, совершенный покой без остатка (niravasesa nirvana; lhag med myang 'das). Обычно в буддийских текстах говорится о четырех разновидностях нирваны: это нирвана без остатка; нирвана с остатком (sasesanirvana; lhag bcas myang 'das); подвижная нирвана (apratisthita nirvana; mi gnas pa'i myang 'das) и естественная нирвана (prakrti nirvana; rang bzhin gyi myang 'das).

В разных колесницах нирвану с остатком и нирвану без остатка объяс­няют по-разному, в зависимости от воззрения. В философии Хинаяны пер­вая — это совершенный покой ума святого (архата), который все еще об­ладает телом (то есть остатком); а вторая — совершенный покой ума свя­того, который ушел, отказавшись от своего тела, и таким образом не имеет телесного остатка. В философии высшей Махаяны «остаток» — это умопо­строения касательно независимого бытия: когда бодхисаттва освобождается от таких умопостроений, о нем говорят, что он обрел нирвану без остатка. Это подтверждается в тексте Нагарджуны «Драгоценное ожерелье» (Ratnavali): «Исчезновение всех умопостроений касательно бытия и небы­тия...»

Подвижная нирвана — это нирвана Будды, называемая так потому, что на нее не налагаются ни ограничения круговорота бытия, ни ограниче­ния бездеятельности покоя.

Естественная нирвана подразумевает пустоту. Поскольку все явления лишены истинного бытия, говорят, что их природа и есть естественная нир­вана. Как говорит Шантидэва в Бодхисаттвачарьяватаре: «Существа по своей природе пребывают в нирване».

[85] Четыре исконные мудрости (catvarijnana; ye shes bzhi): зерцалоподобная мудрость (adarsajnana; me long lta bu'I ye shes), мудрость различе­ния (pratyaveksanajnana; so sor rtogs pa'i ye shes), мудрость равенства (samatajnana; mnyam nyid kyi ye shes), мудрость свершения деяний (krtyanusthanajnana; bya ba grub pa'i ye shes).

[86] Времена раздоров (калиюга: kaliyuga; rtsod ldan gyi dus) — нынеш­ние времена, эпоха упадка, последняя из всех упомянутых в классической индийской космологии.

[87] Шраваки (sravaka; nyan thos), как и пратьекабудды (тиб. rang sangs rgyas), — это последователи Хинаяны. Слушателями они называются по­тому, что слушают (nyan) учение, практикуют его, а затем делают так, что бы слушали другие (thos par byed pa), но на этот раз не то, что слушали они сами, а то, чего они достигли. Другое объяснение: слушатели называ­ются так потому, что, выслушав (thos) учение о состоянии будды или о его пути, словесно передают (sgrogs) его другим, сами не практикуя.

[88] В этом почтительном приветствии три вида обучения описаны в по­ рядке, традиционном для шравак: нравственность, медитация и мудрость.

[89] В комментарии «Безбрежный океан мудрости» три вида обучения изложены в порядке, традиционном для пути Будды (Махаяны): нрав­ственность, мудрость, медитация.

[90] Три пути развития бодхичитты: решимость привести всех существ к просветлению (бодхичитта, подобная царю); решимость сопровождать су­ществ на пути к просветлению (бодхичитта, подобная лодочнику); и реши­мость следовать позади всех существ, <направляя их> по пути просветления (бодхичитта, подобная пастуху).

[91] См. прим. 9.

[92] Бодхисаттва (byang chub sems dpa') — пробужденное существо, тот, кто зародил в себе подлинное желание достичь просветления на благо всех существ.

[93] Изъяны привязанности (chags) и препятствий (thogs) — омрачения от клеш (klesavarana; nyon sgrib) и от познаваемого (jneyavarana; shes sgrib).

[94] Здесь под переносом подразумевается непостижимо тонкий переход (пова: 'pho ba) от заключительного момента десятой ступени бодхисаттвы к одиннадцатой стадии, состоянию полностью просветленного будды. Мешает этому переходу самое тонкое из всех омрачений, последний из оставших­ся кармических следов (bag chag), связанный с тремя видимостями (snang gsum: dkar lam, dmar lam, nag lam).

[95] Четыре каи (тиб. ку: sku): дхармакая (чоку: chos sku), самбхогакая (лонгчо дзогпэй ку: longs spyod rdzogs pa'i sku), нирманакая {трулпэй ку: sprul pa'i sku) и свабхавикакая (нговоньи кьи ку: ngo bo nyid kyi sku).

[96] Три Драгоценности (triratna; dkon mchog gsum): просветленный учи­тель (Будда), его учение (Дхарма) и последователи его учения (Сангха).

[97] Малые тексты (gzhung lugs) — произведения, излагающие малые науки, в противоположность «сокровенному знанию» буддийского учения.

[98] Dg. К. Sems tsam, vol. Shri, f. ЗОЬЗ (Toh. 4061).

[99] Неведение (авидья: avidya; маригпа: ma rig pa). В этом контексте — неведение относительно исходной природы вещей, то есть пустоты. Обычно говорят о двух видах неведения: это неведение относительно абсолютной реальности, пустоты (de kho na nyid la rmongs pa'i ma rig pa), — корень круговорота бытия и неведение относительно причинной связи кармических действий и их следствий (las 'bras la rmongs pa'i ma rig pa).

[100] Дхармадхату (чойинг: chos (kyi) dbyings) — измерение реальности, пространство абсолютной природы явлений, т. е. пустоты.

[101] Три мира (tridhatu; khams gsum) круговорота бытия: мир страсти, мир форм и мир без форм, или нематериальный мир.

[102] Четыре великих чуда (cho 'phrul chen po bzhi): наделение благодатью, посвящение, деяния и медитация Будды.

[103] Сугата (bde bar gshegs pa), букв, «тот, кто достиг блаженства» — эпитет будд.

[104] Татхагата (de bzhin gshegs pa), букв, «так пришедший» («так» озна­чает состояние постижения реальности) — эпитет будд.

[105] Сутра «Украшение из цветов» (FOS): Dg. К. Phal chen, vol. Ka, f. 92al—5 (Toh. 44). См. также перевод: Cleary, The Flower Ornament Scripture: Avatamsaka Sutra (Boulder and London: Shambhala, 1984), vol. I, pp. 174 и 185.

[106] Непревзойденный (Акаништха; 'Og min) — согласно учителю Анандагарбхе, этот мир называется Непревзойденным, потому что самбхогакая будды Вайрочаны пребывает там как царь «непревзойденных божеств», т. е. бодхисаттв на десятой ступени пробуждения. Ученые придерживаются трех разных взглядов на природу Акаништхи: 1) это высшее из чистых небес; 2) оно входит в число чистых небес, но стоит выше обычной Акаништхи и служит обителью только бодхисаттвам десятой ступени; 3) этот мир не входит в число чистых небес. Конгтрул утверждает, что Акаништха — это не какое-то конкретное место, а нечто выходящее за пределы всех мировых систем.

[107] Известная «Молитва о превосходном», иначе называемая «Обеты Самантабхадры», имеется в конце раздела «Вхождение в мир реальности» (Gandavyuha) сутры «Украшение из цветов». Ее изрек Самантабхадра, обращаясь к бодхисаттве Судхане. В течение многих столетий она служила для последователей Махаяны источником огромного вдохновения. Dg. К. vol. A, f. 360a7 (Toh. 44) (ср. Cleary tr. vol. III, p. 391, lines 1-4).

[108] FOS: Dg. K. vol. Ka, f. 93a3-5 (cp. Cleary tr. vol. I, p. 187, 1.9).

[109] FOS: Dg. K. vol. Ka, f. 94а6-bl (ср. Cleary tr. vol. I, p. 248-249).

[110] Восхитительный (Abhirati; mNgon dga') — мир будды Акшобхьи, расположенный в восточном направлении.

[111] Блаженный (Сукхавати; Девачен: bDe ba can) — мир будды Амитабхи, расположенный на западе.

[112] Размером с Большой Палец (Angustha; mThe bo can) — мир, в котором существа живут только десять лет и ростом не выше большого пальца. Ими правит будда Наслаждение Звездами (Jyotirama), ростом в локоть и семь пальцев.

[113] FOS: Dg. К. vol. Ka, f. 144а6 (ср. Cleary tr. vol. I, p. 249).

[114] FOS: Dg. K. vol. Ka, f. 143bЗ (cp. Cleary tr. vol. I, p. 247).

[115] FOS: Dg. K. vol. Ka, f. 144b1 (cp. Cleary tr. vol. I, p. 250, 1.1)

[116] FOS: Dg. K. vol. Ka, f. 144b6 (cp. Cleary tr. vol. I, p. 250, verse 8).

[117] FOS: Dg. K. vol. Ka, f. 144b6 (cp. Cleary tr. vol. I, p. 251, verse 1).

[118] FOS: Dg. K. vol. Ka, f. 144b6-145al (cp. Cleary tr. vol. I, p. 251, verse 1).

[119] FOS: Dg. K. vol. Ka, f. 145al-2 (cp. Cleary tr. vol. I, p. 251, verse 5).

[120] Буквально «мировая система тысячи в третьей степени» (trisahasra-mahasahasra-loka-dhatu; stong gsum gyi stong chen po). Описание ее гранди­озности дается в следующем разделе: «Мир Полный Цветов».

[121] Буквально «мир, основание и центр которого украшены цветами» (kusumatalagarbhalarmkaraksetra; gzhi dang snying po me tog gis brgyan pa).

[122] Четыре континента, гора Меру, внешний обод и сплетение ветра подробно описываются в следующей главе.

[123] Учителя Абхидхармы (abhidharmika; chos mngon pa ba) — ученые, изучающие Абхидхармакошу Васубандху.

[124] Могущественные (mahesvara; dbang phyug chen po) — бодхисаттвы, пребывающие на десятой ступени пробуждения.

[125] Dg. К. Shes phyin, vol. Nga, f. 103ЬЗ-4 (Toh. 3796).

[126] Из «Трактата о сущностных наставлениях по запредельной мудрос­ти, комментарий к «Украшению постижения» (Abhisamayalamkarakarika-prajna-paramitopadesa-sastratika-prasphutapada; Shes rab phar phyin man ngag gi bstan bcos mngon rtogs rgyan gyi 'grel pa). Dg. T. Shes phyin, vol. Nga, ff. 1-110 (Toh. 3796).

[127] Кальпа возникновения (vivartakalpa; chags pa'i bskal pa), кальпа пре­бывания (vivartasthayikalpa; gnas pa'i bskal pa), кальпа разрушения (samvartakalpa; 'jig pa'i bskal pa), кальпа пустоты (samvartasthayikalpa; stong pa'i bskal pa).

[128] Тиб. rang sangs rgyas — хинаянский святой, который обретает осво­бождение без опоры на учителя в этой жизни.

[129] Очищение миров — духовное влияние, которое бодхисаттва, преда­ваясь практике десяти парамит, оказывает на весь «мир существ».

[130] Десять направлений (dasadiga; phyogs bcu) — четыре главных и че­тыре промежуточных направления, зенит и надир.

[131] Чистые области (brahmakayika; tshangs ris) — пять высших небес четвертого уровня дхьяны мира без форм.

[132] Букв, «диск» (mandala; dkyil 'khor).

[133] Йоджана (dpag tshad) — древняя индийская мера длины. Длина йо­джаны в системах Калачакры и Абхидхармы разная. В Абхидхарме йоджана равняется 16 000 локтей, а в Калачакре — 32 000 локтей. Если принять локоть — единица длины, равная расстоянию от локтя до кончика среднего пальца — за 18 дюймов, то йоджана Калачакры будет равняться девяти милям, или 14,8 км, а йоджана Абхидхармы — 4,5 милям, или 7,4 км.

[134] Нага (naga; klu) — существа, которых относят или к животным, или к полубогам. Живут под землей или в воде. Обычно они носят облик змей, но некоторые могут принимать человеческий облик. Их считают хранителя­ми сокровищ, спрятанных под землей. Потревоженные, они могут вызы­вать разные заболевания.

[135] Сингхала (Simhala; Sing ga la; Шри-Ланка), Суварнадвипа (Suvarnadvipa; gSer gling; предположительно Суматра), Тамрадвипа (Tamradvipa; Zangs gling; предположительно Ява), Токарлинг (Tho dkar gling; предположительно Тукхара), Камбоджа (Kam po dzi). Однако, в «Сутре брахмана Вьясы» перечисляются следующие шестнадцать земель (Махаджанапада): Анга (Anga), Магадха, Кошала (Kosala; Yul dge ba can), Каши (Kasi; Ва­ ранаси), Вриджи (Vrji), Малла, Пундра, Сегпа (Sreg pa), Кама, Аванти (Avanti; Srung byed), Куру, Паньчала (Pancala; INga len), Матсья (Bad sa), Шурасена (Surasena; dPal sde), Явана и Камбоджа, — которые были регионами древней Индии. Касательно этих шестнадцати земель см.: Kanai Lal Hazra, Constitution of the Buddhist Sangha (Delhi: B. R. Publishing, 1988), p. 1.

[136] Бодхгая в современном индийском штате Бихар.

[137] Himavan; Gangs chen.

[138] Gandhamadana; Ri bo sPos ngad ldan pa.

[139] Anavatapta; Ma dros pa — предположительно озеро Манасаровар, расположенное близ священной горы Кайлаш (Кайласа) в южном Тибете.

[140] Букв, «царь, вращающий колесо» ('khor los sgyur ba'i rgyal po).

[141] Соответственно: Ганга (Ганг), Инд, Окс (Амударья) и Тарим.

[142] Дерево джамбу: по некоторым предположениям, сизигиум <Syzygium jambolana или> Eugenia jambolana Однако, согласно легенде, есть лишь одно дерево джамбу, которое могут видеть только просветленные существа, но не обычные люди.

[143] Кровожадные демоны (ракшаса: raksasa; srin po), букв, «защищаю­щие», — обычно считаются злобными существами, но, по некоторым све­дениям, могут быть и добрыми полубогами.

[144] Прета (тиб. yi dwags).

[145] Мир желания (kamadhatu; 'dod khams) — миры ада, животных, го­лодных духов, людей, полубогов и богов мира желания, в которых существа испытывают грубые клеши и поглощены чувственными удовольствиями.

[146] Шакра (Sakra; brGya byin), также именуемый Индрой (dBang ро) — бог, занимающий важное место в индуистском пантеоне. В буддий­ских текстах он выступает как глава богов, а также защитник буддийского учения.

[147] GMS: Dg. К. mDo sde, vol. Ra. f. 109b4-110al (Toh. 287).

[148] Армонига (или Армониг) (pandu kambala sila tala, a mo ni ka [ar mo nig]; lta bu'i rdo leb) — плоский камень, напоминающий белое одеяло.

[149] Четыре печати Дхармы, то есть четыре положения, характеризую­щие буддийскую философию (catvari drstinamittamudra; lta ba bkar btags kyi phyag rgya bzhi): все зависимые явления непостоянны (sarvasamskaranityata; 'du byas thams cad mi rtag pa); загрязненные явления есть страдание (sarvasasravaduhkhata; zag bcas thams cas sdug bsngal ba); явления пусты и лишены собственного «я» (sarvadharmasunyasvamika; chos thams cad stong zhing bdag med pa); нирвана есть покой (nirvanasanta; mya ngan las 'das pa zhi ba).

[150] Возможно, что санскритское слово якша (yaksa) происходит от сло­ва yaks, которое означает «быть быстрым», однако тибетский эквивалент ночжин (gnod sbyin) означает «тот, кто вредит». Якши — это полубоги, которые обычно считаются благожелательными, но почему-то их причисля­ют к злым духам. Согласно Абхидхармакоше, скрытные (guhyaka) якши, обитающие на вершине горы Меру, хранят игривых богов и богинь от па­дения с вершины горы.

[151] Чудесный способ рождения (upapadukaja; brdzus skyes) — мгновен­ное рождение, благодаря которому появляются на свет боги и обитатели ада. Чудесное рождение, рождение из чрева, рождение из яйца и рождение из влаги и тепла составляют четыре способа рождения (catvari-yonidvara; skye sgo bzhi).

[152] Непобедимый (Аджита: Ajita; Ma pham pa) — одно из имен Майтреи, грядущего Будды, одного из тысячи будд Благой кальпы.

[153] Мир форм (рупадхату; gzugs khams) — состояние бытия божеств, где отсутствуют физическое страдание и беспокойство ума и где боги пре­бывают в созерцании, не испытывая возникновения клеш.

[154] Брахма (Tshangs pa) — в индуизме творец вселенной; в буддизме брахма — не одно существо, а разновидность богов, которые достигли высокого положения во вселенной. Поэтому для буддистов брахмы так же многочисленны, как и существующие вселенные.

[155] Кармические действия обычно подразделяют на три вида: благие, неблагие и непоколебимые (aninjanakarma; mi g.yo ba'i las). Непоколебимой такая карма называется потому, что причина — неотклоняющееся созерца­ние — приводит к следствию только на том же самом уровне бытия.

[156] Арьи (arya; 'phags pa): возвышенные — те, кто воспринимает исти­ну. К ним причисляют тех, кто находится на уровнях осуществления, начи­ная с пути видения и кончая высшим просветлением.

[157] Чистые ступени (visuddhibhumi; dag pa'i sa) — восьмая, девятая и десятая ступени пробуждения. Они называются чистыми, потому что бод­хисаттвы, достигшие этих ступеней, полностью очистили гордость.

[158] Архат, или праведник, (букв, «достойный почитания»), на тибетский язык чаще всего переводится как драчомпа (dgra bcom pa): «победивший врага» (четырех демонов: клеш, скандх, смерти и чувственных удовольствий). Здесь это слово подразумевает шравак, достигших такого уровня. Архат — это тот, кто освободился от привязанности, гнева и других омра­чений ума.

[159] Подобные носорогам пратьекабудды (khadgavisanakalpa-pratyeka-buddha; bse ru lta bu'i rang rgyal): подобно однорогому носорогу, который живет в лесу в одиночку, пратьекабудды обретают собственное просветле­ние в одиночестве, не опираясь на учителя и живя в мире, где нет будд.

[160] Небуддисты (tirthika; mu stegs pa), букв, «переправляющиеся к кон­цу», — буддисты используют этот термин, зачастую с пренебрежительным оттенком, для обозначения приверженцев индийских философских систем или религий, главным образом последователей санкхьи, брахманизма, ве­данты, мимансаки, джайнизма, шиваизма, локаяты и т. д., которые не при­знают четырех печатей буддийской философии.

[161] Сознание-основа (alayavijnana; kun gzhi mam shes) — термин, обо­значающий разновидность сознания и принятый главным образом в школе буддийской философии виджнянавада. Обозначает хранилище кармических следов и источник мира явлений.

[162] Погружение, или медитативное погружение, букв, «возникновение и развитие».

[163] FOS: Dg. К. vol. Kha, f. 303al.

[164] Ранние переводы (snga 'gyur): переводы буддийских текстов с санс­крита на тибетский язык, выполненные до Ринчена Сангпо (958—1055), в пер­ вый период распространения буддизма в Тибете, главным образом во времена правления тибетского царя Трисонга Деуцена (Khri srong lde'u btsan).

[165] Если принять написание kham gyi zas, а не khams kyi zas. Грубая пища: пища, имеющая вкус, запах и плотность; которую нужно глотать.

[166] Dg. К. dKon brtsegs, vol. Nga, f. 61b (Toh.60).

[167] Dg. K. mDo sde, vol. Kha, f. 88a2-3 (Toh.95).

[168] Промежуточное состояние: период между смертью и следующим рождением.

[169] Пять злодеяний, которые влекут за собой немедленные последствия, (pancanantarya; mtshams med lnga), букв, «без промежутка»: убийство сво­его отца, убийство своей матери, убийство архата, внесение раздоров в об­щину монахов, намеренное пролитие крови Будды. Они называются «немедленно созревающие», потому что человек, совершивший такие действия, перерождается в аду, как только умрет, не проходя промежуточного состо­яния, разделяющего смерть и новое перерождение.

[170] Промежуточная кальпа (antarakalpa; bar bskal) — одна из восьмиде­сяти кальп, вместе составляющих четыре длинные кальпы, из которых складывается космическая кальпа.

[171] Один «предел слышимости» (krosa; rgyang grags) — две тысячи локтей.

[172] Кармические действия (karma; las) — действия, совершаемые телом, речью и умом, и совокупная сила этих действий, которая остается в челове­ке, а затем проявляется, предопределяя будущие переживания.

[173] Apakarsa; ya thog ring mo.

[174] Utkarsa; ma thog rin mo.

[175] Вдохновенный (Roca; Mos pa) — последний из тысячи будд Благой кальпы.

[176] GMS: Dg. К. vol.Ra, f. 6ЬЗ-5.

[177] Трон просветления (vajrasana; rdo rje'i gdan), иначе называется серд­цем просветления (bodhimanda; rdo rje snying po), — место, где Будда достиг просветления.

[178] Естественные законы бытия (srid pa'i chos nyid) — законы приро­ды, согласно которым, например, вода течет вниз, огонь жжет и т. д., или непостижимая природа, истинная природа вещей.

[179] Рис шали (sali) — предположительно, Oriza saliva, разновидность дикого риса.

[180] Пять вырождений (pancakasaya; snyigs ma lnga): вырождения, за­тронувшие продолжительность жизни (ayukasaya; tshe'i snyigs ma), воззре­ния (drstikasaya; lta ba'i snyigs ma), клеши (klesakasaya; nyon mongs pa'I snyigs ma), существ (sattvakasaya; sems can gyi snyigs ma) и время (kalpakasaya; dus kyi snyigs ma).

[181] Четыре эпохи: эпоха полноты (krtayuga; rdzogs ldan gyi bskal pa), эпоха трех четвертей (tretayuga; gsum ldan), эпоха двух четвертей (dvaparayuga; gnyis ldan) и эпоха раздоров (kaliyuga; rtsod ldan).

[182] Четыре сословия (catvarivarna; rigs bzhi): правители (ksatriya; rgyal rigs), брахманы (brahmana; bram ze'i rigs), купцы (vaisya; rje'u rigs) и про­столюдины (sudra; dmangs rigs).

[183] Раджагриха (Rajagrha; rGyal po'i khab) — древний город в Бихаре, который был важным центром буддизма. Во времена Будды там правил царь Бимбисара, ставший его покровителем. Именно здесь Будда обратил на путь Шарипутру и Маудгальяяну, двух своих главных учеников, и про­изнес проповедь.

[184] Мандхата (Mandhata, Nga las nu), букв. «Соси Меня», — это имя он получил при рождении, потому что царицы, порывающиеся его нянчить, восклицали: «Соси меня!»

[185] Золотой царь-чакравартин (suvarna-cakravartiraja), серебряный царь-чакравартин (rupya-cakravartiraja), медный царь-чакравартин (tamra-cakravartiraja), железный царь-чакравартин (ayas-cakravartiraja).

[186] Тридцать два отличительных знака и восемьдесят малых примет ве­ликого существа (mahapurusa-laksananuvyanjana; skye bu chen po'i mtshan dpe), такие как выпуклость на макушке, золотой цвет кожи и т. д.

[187] CMS: Dg. К. vol. Ya, f. 102a4-104al.

[188] Dg. К. Shes phyin, vol. Cha, f. 110b3 (Toh. 3791).

[189] Dg. K. mDo sde, vol. Za, f. 43a4 (Toh. 247).

[190] Пала (тиб. srang) — первоначально древняя индийская единица веса, равная приблизительно сорока граммам, впоследствии была принята в Тибете.

[191] Под уединением понимается состояние дхьяны. Подробное объясне­ние есть в Шравакабхуми (Sravakabhumi) Асанги; Dg. T. Sems tsam, vol. Dzi, ff. 168a-169b (Toh. 403b).

[192] Dg. K. mDo sde, vol. Ya, ff. 5b3-7a2 (Toh. 268).

[193] Сукхавати (Sukhavati; bDe ba can) — чистая земля Будды Амитабхи.

[194] Вершина Грифов (Grdhakuta; Bya rgod phung po'i ri) — самый вы­сокий из холмов, окружающих Раджагриху. Это место Будда избрал для своих проповедей, относящихся ко второму повороту Колеса Дхармы, где объясняется отсутствие независимого бытия у всех явлений.

[195] Тантра Колеса Времени (Калачакра-тантра: Kalacakra-tantra; Dus kyi 'khor lo'i rgyud). Согласно Будону Ринпоче, Будда преподал тантру Кала­чакры Сучандре, царю Шамбалы, в Шри Дханьякатаке (ныне Амаравати, округ Гунтур, штат Андхра-Прадеш, Южная Индия) в год своего просвет­ления. По другой версии, Будда преподал эту тантру в год своего ухода в махапаринирвану в возрасте восьмидесяти лет. Она широко распространи­лась в Индии приблизительно в 966 году н. э., а в Тибет попала в 1026 году.

Калачакра означает «колесо времени». «Время» — это неизменное блаженство, а «колесо» — особая пустота, о которой говорится в этой тан­тре, пустота материальных частиц. Таким образом, Калачакра означает «единство неизменного блаженства и пустоты».

Это многоуровневое учение, состоящее из описаний вселенной, челове­ческого тела и сложных тантрийских методов, связано с мифической стра­ной Шамбалой, где эта тантра процветала.

[196] Первоисточник тантры Калачакры (считается, что он состоит из две­надцати тысяч стихов) на тибетский язык никогда не переводился, за ис­ключением одной части, озаглавленной «Ритуал посвящения» (dBang mdor bstan) (Dg. К. rGyud 'bum, vol. Ka, ff. 14a-21a [Toh. 361]). Однако неко­торые выдержки из него приводятся в родственных текстах, которые сохра­нились на тибетском языке. То, что ныне называют Калачакра-тан­трой, — это сжатый вариант (laghutantra; bsdud rgyud), озаглавленный «Великий царь тантр святого изначального будды: Достославное Колесо Времени» (Paramadi-buddhod-dhrta-srikalacakra-nama-tantraraja; mChog gi dang po'i sangs rgyas las phyung ba rgyud kyi rgyal po dpal dus kyi 'khor lo) (Dg. K. rGyud 'bum. vol. Ka, ff. 22a-128 [Toh. 362]) из пяти глав и тысячи сорока семи стихов. Составил его Манджушрияшас (Manjusriyasas; 'Jam dpal Grags pa), восьмой царь Шамбалы и первый из тех, кого называют «продолжателями рода», или «носителями линии» (kulika; rigs ldan). Счи­тается, что появление Манджушрияшаса как автора сжатого варианта этой тантры было предсказано в ее первоисточнике.

[197] Ваджрное тело (vajra-kaya; rdo rje lus) — человеческое тело и в осо­бенности внутренние каналы и их чакры, заключающие в себе энергии и жизненные сущности.

[198] Мандала (mandala; dkyil 'khor), букв, «круг» — здесь подразумевает мистический дворец, где пребывает будда Калачакра как центральная фигу­ра в окружении определенного числа божеств

[199] Колесо Времени (Калачакра: Kalacakra; Dus kyi 'khor lo) — здесь имеется в виду божество Калачакра, главное лицо Калачакра-тантры.

[200] Четыре ветви приближения и свершения — четыре стадии практики медитации в Ваджраяне: приближение (asevita; bsnyen pa), приближение вплотную (upasevita; nye bar bsnyen pa), свершение (pratipatti; sgrub pa) и великое свершение (mahapratipatti; sgrub pa chen po).

[201] Четыре нерушимых состояния (ваджры) — тела, речи, ума и искон­ ной мудрости.

[202] Четыре состояния — обычное состояние бодрствования, глубокий сон, сон со сновидениями и соитие.

[203] Трава куша {Роа cynosuroides) — священная трава, используемая в ритуалах посвящения и других религиозных обрядах.

[204] Кентавр (kinnara; mi'am ci), букв, «человек или кто?», здесь подра­зумевает место, однако это название, вероятно, происходит от его обитате­лей, мифических существ с головой коня и телом человека (или наоборот).
Их, наряду с гандхарвами, стали почитать как небесных музыкантов.

[205] Эта гора получила такое название, вероятно, из-за обилия деревьев мандары, или кораллового дерева (Erythrina indica) с алыми цветами.

[206] Сосуд (drona; bre) — деревянный сосуд или ковш, в Древней Ин­дии использовавшийся как мера веса. Очевидно, этот горный хребет фор­мой напоминает такой сосуд.

[207] Три признака, или качества, (guna; yon tan) — подвижность (rajas; rdul), темнота (tamas; mun pa) и светлость (sattva; snying stobs). Это понятие свойственно древней философии санкхья и заимствовано из нее. Считается, что эти качества — три составляющих пракрита (всеобщей, или первичной, субстанции), которые развиваются в разнообразные категории бытия. Кала­чакра-тантра соотносит их с тремя ядами — привязанностью, неведением и ненавистью, — а также с другими элементами.

[208] Здесь Магадха названа городом; однако некогда Магадха была цар­ством, а теперь это область в штате Бихар, расположенном на севере Цен­тральной Индии. В этом царстве происходили многие выдающиеся события древней индийской истории, в том числе именно там Будда обрел просвет­ление на «троне пробуждения» (rDor rje gdan), ныне именуемом Бодхгаей.

[209] Ваджрное созерцание (vajropamasamadhi; rdo rje lta bu'i ting nge 'dzin) — заключительное созерцание бодхисаттвы, пребывающего на де­сятой ступени, по завершении которой он обретает полное пробуждение будды.

[210] Вайшали (Yangs pa can) — древняя столица республики Личчхави. Располагалась в 70 километрах от Патны, где ныне в округе Мазаффар-пур, что в Тирхуте, расположенном в индийском штате Бихар, стоит совре­менный город Басарх. Одно время этот город был важным буддийским центром: там, сто лет спустя после смерти Будды, состоялся Второй Собор.

[211] Шравасти (Sravasti; mNyan yod) — древний город, основанный во второй четверти первого тысячелетия до н. э. царем Шравастой. Позднее стал столицей северо-западного царства Кошала, которым правил царь Прасенаджит, один из покровителей Будды. Богатый купец из этого горо­да, по имени Анатхапиндика, построил для Будды усадьбу Джетавана, ставшую его любимой обителью. В этом месте Просветленный провел в занятиях духовной практикой двадцать три сезона дождей и дал несколько проповедей по Махаяне. Поблизости от этого древнего места, в пятидесяти восьми милях к северу от Айодхьи, на границе между округами Гонда и Бахрайч штата Уттар-Прадеш, находится современный Сахетх-Махетх.

[212] Khor mo 'jig — не идентифицировано.

[213] Сакета (Saketa; gNas bcas), иначе Айодхья — в древние времена столица царства Кошала.

[214] Чампака (Campaka) — некогда столица Анги (Anga), области, за­ нимавшей обширную территорию в дельте Ганга, включая части современ­ной Западной Бенгалии и Бангладеша. Отождествляется с современным Бхагалпуром.

[215] Тиб. Джигтен Вангчуг ('Jig rten dBang phyug), «Владыка Мира» — другое имя Авалокитешвары, бодхисаттвы, олицетворяющего сострадание, и божества-хранителя Тибета.

[216] Иначе Кансадеша (Karhsadesa; Li yul) — древний город-государ­ство в Центральной Азии, лежавший за Каракорумским хребтом. Некогда был важным центром буддийской науки, составлял часть процветавшей в первых веках нашей эры Кушанской империи, которая простиралась от се­верных равнин Индии до оазисов пустыни Такла-Макан. Этот город, обна­руженный близ деревни Иоткан, многие века был погребен под слоем пес­чаных наносов. См. David Snellgrove, Indo-Tibetan Buddhism (Boston: Shambhala, 1987).

[217] Тиб. Намтосэ (rNam thos sras) — бог богатства.

[218] Ступа (stupa, caitya; mchod rten) — куполообразное буддийское со­оружение, увенчанное солнцем и луной на концентрических кольцах; иногда служит хранилищем святых мощей, но часто имеет символическое значение.

[219] Вождь (kulika; rigs ldan) — общее имя царей Шамбалы. Оно озна­чает «тот, кто поддерживает род». Первым это имя получил Манджушри-яшас (Manjusriyasas; 'Jam dpal grags pa), восьмой царь Шамбалы, после того как получил посвящение от божеств семейства Ваджра. В Калачакра-тантре упоминаются двадцать пять вождей; двадцать первый из них, Анируддха (Aniruddha; Ma 'gags pa), правящий в настоящее время, взошел на престол в 1927 году.

[220] Kalapa (составленная из разных аспектов) — в контексте Калачак­ры под «аспектом» имеется в виду исконная мудрость.

[221] Название «небесная сфера» (go la) тибетские переводчики оставили на санскрите. Это слово составлено из первого слога слова гуру, что значит «тяжелое», и первого слога слова логхама, что значит «легкое». «Тяжелое» обозначает способность служить опорой небесам, а «легкое» — способ­ ность двигаться.

[222] Dg. К. rGyud 'bum, vol. Na (Toh. 543).

[223] Козерог, букв, «морское чудовище» (makara; чусин: chu srin) — ми­фическое существо, возможно, собирательный образ разных морских су­ществ, которых индийские моряки или рыбаки встречали в своих плава­ниях. В описаниях говорится, что нижняя часть у него — как у дельфина, а голова украшена хоботом и рогами. Здесь мы вольно переводим тибетс­кое слово чусин как «козерог», поскольку козерог — это существо, у кото­рого нижняя часть напоминает хвост дельфина

[224] В астрологии принято обозначать числа такими выражениями: небо шести пустых сфер означает шесть нулей, нага — число восемь, а глаза — два; если прочитать задом наперед, то получается двадцать восемь миллионов.

[225] Планеты движутся быстрее, чем звезды, создавая впечатление, что расположены выше звезд.

[226] Дом, где сильнее всего влияние Солнца.

[227] Дом, где сильнее всего влияние Луны.

[228] Кету (mjug ring) — «Длинный Хвост Дыма», Раху (sGra gcan) — «Захватчик», Калагни (Kalagni; Dus me) — «Огонь Времени». В индий­ской мифологии Раху считается демоном, который, заглатывая солнце и луну, вызывает затмения. Изображается с хвостом дракона. Легенда гла­сит: когда боги пахтали океан, чтобы добыть нектар бессмертия, он, приняв облик одного из них, выпил часть океана. Солнце и луна открыли обман богу Вишне, который отсек Раху голову, и с тех пор она навсегда осталась среди звезд. Выпив нектар, [он] стал бессмертным и норовит отомстить Солнцу и Луне, время от времени заглатывая их.

Шакунтала Дэви пишет: «Раху и Кету играют в индийской астрологии важную роль. Однако здесь необходимо упомянуть, что Раху и Кету — это не совсем планеты, хотя в индийской астрологии, делая предсказания, их считают таковыми, поскольку они оказывают очевидное влияние на по­ступки людей. На самом деле это восходящий и нисходящий лунные узлы: места, где орбита луны пересекает небесный экватор. Эти узлы называются хвостом и головой дракона». (Astrology for You [Delhi: Oriental Paperback, 1983]).

[229] Гхатика (ghatika; chu tshod).

[230] Движение ('pho ba) — дыхательный цикл. Большой дыхательный цикл ('pho chen) состоит из пяти малых дыхательных циклов ('pho chung), каждый из которых включает в себя 360 дыханий, то есть всего получается 1 800 дыханий.

[231] Лунный день (tshe zhag), солнечный день (nyin zhag) и день дома (khyim zhag).

[232] Dg. T. mNgon pa, vol. Ku, f. 155b2-3 (Toh. 4090). Каждое из трех времен года состоит из четырех месяцев.

[233] Dg. Т. rGyud 'bum, vol. Ka, f. 64b7 (Toh. 370).

[234] Потому что движение солнца носит регулярный характер.

[235] Калачакра-тантра, Dg. К. rGyud 'bum, vol. Ka, f. 39b2 (Toh. 362).

[236] Тиб. 'khor lo can.

[237] Виная ('dul ba).

[238] Существуют четыре действия, подрывающих обеты монаха. Пер­вое — нарушение обета безбрачия; второе — нарушение обета, запреща­ющего воровать; третье — нарушение обета, запрещающего убивать; четвертое — нарушение обета, запрещающего объявлять о своих мнимых духовных достижениях.

[239] Dg. К. Shes phyin, vol. Pha, f. 208a2 (Toh. 3808): «Священное уче­ние Татхагаты будет существовать пять тысяч лет» (de bzhin gshegs pa I dam pa'i chos gnas pa'i dus ni lo lnga stong ngo)

[240] «Краткая тантра» (bsdus pa'i rgyud): «Великий царь тантр святого изначального будды: Достославное Колесо Времени». Dg. К. rGyud 'bum, vol. Ka, f. 38a6 (Toh. 362). Полностью фраза звучит так: «Внешнее время подразделяется именно так, как [учил] Хранитель Мира».

[241] Khyab 'jug sbas pa, «Тайный Вездесущий» — седьмой вождь Шам­балы.

[242] Рудрачакрин (Drag po 'khor lo can) — двадцать пятый вождь Шам­балы и последний, особо упомянутый в Калачакра-тантре. Он взойдет на престол в 2327 году.

[243] Четыре традиционных подразделения армии Древней Индии: пешие, всадники, воины на колесницах и на слонах.

[244] Варвары (млеччха: mleccha; kla klo). Термин млеччха первоначально обозначал невежественных людей, которые не говорили на санскрите, то есть не арьев. В данном сочинении «варварами» называются те, кто практикует в сво­ей религии жестокие ритуалы и отрицает существование Трех Драгоценно­стей. К «варварским» относятся встречающиеся в разных частях мира раз­личные религиозные системы, религиозная практика которых не влечет за собой благих перерождений.

[245] Dg. Т. rGyud 'bum, vol. Ka, f. 31b4-6 (Toh. 362).

[246] В этой цитате указана продолжительность четырех эпох в земных годах. В первых четырех строках указаны, соответственно, 1628 000, 1 269 000, 864 000 и 432 000 лет. Подробное объяснение см. в «Безуп­речном комментарии к Калачакра-тантре», Dg. Т. rGyud 'bum, vol. Tha, f. 64b7 (Toh. 1347).

[247] В Тибете, как и на Западе, семь дней недели носят названия Солн­ца, Луны и пяти планет.

[248] Зернышко кеце (rajika; Sinapis ramosa) втрое меньше горчичного семени.

[249] Ишвара (Isvara; dbang phyug) — обобщенное имя бога в индуизме.

[250] Сторонники окончательного смысла вед (rig bye mtha' gsang ba pa). Древнеиндийская школа философии.

[251] «Я» (atman; bdag) — в данном контексте тождественно Брахме, в некоторых индуистских школах считающемуся творцом.

[252] Высший дух (pradhana; gtso bo) — равнозначен изначальной суб­станции (пракрити: prakrti; rang bzhin), которую школа санкхья считает источником одушевленного и неодушевленного мира. Санкхья — одна из школ древнеиндийской философии, последователи которой считают, что все явления входят в двадцать пять категорий. Они придерживаются воззрения о постоянстве и следуют учению мудреца Капилы. В этой школе есть теи­стическая и атеистическая ветви. Теистическая санкхья утверждает, что мир и его обитатели созданы Ишварой, Господом, и изначальной субстанцией врезультате их взаимозависимости.

[253] Нигилисты (ucchedavadin; chad par smra ba). В данном контексте подразумевается индийская школа чарваков (гедонистов). Чарваки — по­читатели бога Брихаспати и Джугтобченпы ('Jug stobs can pa), ученика мудреца Локачакшу. Они верят только в то, что можно воспринимать орга­нами чувств, и отрицают нравственные законы.

[254] Пять сознаний чувств и сознание ума.

[255] Неустановленный текст.

[256] Dg. Т. dBu ma, vol. На, л. 208Ь2 (Toh. 3861).

[257] Чандракирти (Дава Трагпа: Zla ba grags pa) родился в шестом сто­летии в Саманте, в Южной Индии. Обучаясь под руководством Бхававивеки и Камалабуддхи, ученика Буддапалиты, овладел знанием буддийских учений. Позднее перебрался в монастырь Наланда в Центральной Индии и стал его настоятелем и наставником всех тамошних ученых. Был подлин­ным наследником философии мадхьямики Нагарджуны и мог в видениях общаться с Манджушри. Обладал способностью без труда проходить сквозь стены и красноречием, позволявшим ему побеждать многочисленных противников в философских диспутах. Известен как автор «Ясного изло­жения» и «Яркого светоча», которые сравнивают с солнцем и луной, осве­щающими, соответственно, Сутру и Тантру. Согласно легенде, вернулся на юг Индии, где широко распространял учение Будды, а затем пребывал в уединении, практикуя Тайную Мантру.

[258] Появление внутреннего света (aloka; snang ba), распространение внутреннего света (alokabhasa, mched pa) и приближение внутреннего света к полноте (upalabdha; nyer thob). В этом контексте внутренние света появля­ются в порядке, обратном их последовательности при наступлении смерти.

[259] Сознанием глаз йогина здесь называется чувственное восприятие арьев.

[260] Dg. К. rGyud 'bum, vol. Ka, nang le, л. 40b2-3 (Toh. 362).

[261] Владыкой Людей назван царь Сучандра (Дава Сангпо: Zla ba bzang ро), которому Будда передал учение тантры Калачакры.

[262] Первое слово «вкусы» обозначает шесть времен, а второе — вкус съеденного, то есть проходящее время.

[263] Kalala; nur nur po.

[264] Arbuda; mer mer po.

[265] Nya'i gnas skabs.

[266] Rus sbal gyi gnas skabs

[267] Phag pa'i gnas skabs.

[268] GKT: f. 22a3.

[269] Ясный свет полной пустоты (thams cad stong pa 'od gsal) — свет макрокосма, которому в микрокосме соответствует ясный свет, естественно возникающий на завершающей стадии процесса смерти человека. Если он узнаёт ясный свет, все, что привязывает его к бытию, растворяется в ясном свете пустоты.

[270] [Свет] приближения к полной <пустоте> (upalabdha; nyer thob) — свет макрокосма, которому в микрокосме соответствует переживание черно­го света непосредственно перед появлением ясного света смерти.

[271] Распространение [света] (alokabhasa; mched pa) — макрокосмический свет, в микрокосме соответствующий красному свету, переживаемому в процессе смерти, когда растворяется аспект Вместерожденного рассудочного мышления.

[272] Появление внутреннего света (aloka; snang ba) — свет макрокосма, которому в микрокосме соответствует белый свет, первый из четырех светов, переживаемых в процессе смерти, когда чувственное восприятие прекращается и вместерожденное рассудочное мышление начинает растворяться. Когда речь идет о процессе возникновения, порядок светов обратный.

[273] Абхидхарма Хинаяны (mngon par 'og ma'i lugs) — Абхидхармакоша Васубандху.

[274] Абхидхарма Махаяны (mngon par gong ma'i lugs) — Абхидхармасамуччая Асанги.

[275] TOP: Dg. Т. mNgon pa, vol. Khu, f. 5b6 (Toh. 4089)

[276] Путь видения (darsanamarga; mthong lam) — один из пяти путей совершенствования, которые называются: путь накопления, путь подготов­ки, путь видения, путь медитации, путь без дальнейшего обучения, т. е. освобождение. Практикующий овладевает путем видения, когда обретает начальное прямое прозрение абсолютной природы, т. е. пустоты всех явле­ний, и тем самым видит истину. Под тем обычным, что покидают на пути видения (thun mong gi mthong spang bya), подразумеваются грубые омраче­ния — клешами и тонкие омрачения — познаванием.

[277] Четыре разряда арьев (catvari-arya; 'phags pa bzhi) — четыре разря­да существ, которые восприняли истину: арьи шраваки, арьи пратьекабуд­ ды, арьи бодхисаттвы и арьи будды.

[278] Второе название причин, которое дается в этом разделе, соответ­ствует терминам, используемым в Абхидхармакоше Васубандху, а пер­вое — терминам из Абхидхармасамуччаи Асанги.

[279] Dg. Т. Sems tsam, vol. Ri, ff. 68al—2 (Toh. 4049) (отрывки из цитат).

[280] Хотя в этом месте Конгтрул упоминает Абхидхармасамуччаю, здесь имеется в виду другое произведение — «Собрание Махаяны» (Mahayana-samgraha; Theg chen bsdus pa), в котором Асанга подробно обсуждает эту тему.

[281] Далее обозначается как DAM. Dg. rGyud 'bum, vol. Ngi, ff. 38—42 (Toh. 1800).

[282] DAM: f. 40b3-4.

[283] Dg. T. Tsad ma, vol. Ce, f. 11b1-2 (Toh. 4210).

[284] DAM: f. 40b5-6.

[285] DAM: f. 41al-2.

[286] Оригинал этого текста не сохранился, но цитируется в Dg. Т. Theg bsdus, f. 3a7 (Toh. 4048).

[287] TOP: f. 2b6

[288] Dg. T. Sems tsam, vol. Phi, f. 14b6 (Toh. 4020).

[289] См. прим. 4 к Введению Конгтрула.

[290] Ключевые моменты пути и плода Ати-йоги объясняются в последних разделах «Безбрежного океана знания».

[291] Подробное объяснение различных точек зрения на основу бытия см. в комментарии Кенпо Ионтена Гьяцо к сочинению Джигме Лингпы Ионтен ринпочей дао (Yon tan rin po che'i mdzod) (YTD), vol. Hung, ff. 530— 538 (rNying ma bka' ma rgyas pa, vol. 40).

[292] Кun tu bzang po klong drug — одна из Семнадцати тантр раздела Упадеша (man ngag sde) Дзогчена (rDzogs chen rgyud bcu bdun) из собра­ния «Сто тысяч тантр традиции ньингма» (rNying ma rgyud 'bum) (NG), vol. Tha, f. 324b7.

[293] NG, vol. Tha, л. 181a7.

[294] NG, vol. Tha, л. 288b3-4.

[295] Три сияния (gdangs gsum) отражают сущность, природу и энергию основы бытия.

[296] «Сжатое изложение Праджняпарамиты» (Arya-prajnaparamitasancaya-gatha; 'Phags pa shes rab kyi pha rol tu phyin pa sdud pa tshigs su bcad pa) содержится в «Собрании сутр и дхарани» (gZungs bsdus/mDo sngags gsung rab rgya mtsho'i snying po sdud pa) (в двух томах; Дхарамсала, 1976), vol. sMad cha, л. 8а5.

[297] В системе Дзогчен началом и концом называется время, когда на заключительной стадии процесса умирания спонтанно проявляется природа дхарматы. Эту стадию можно назвать концом по отношению к проявлениям предыдущей жизни и началом по отношению к проявлениям будущей.





Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 120 | Нарушение авторских прав


© 2015-2017 lektsii.org.

Ген: 0.257 с.