Лекции.Орг
 

Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника


ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ



Философия этой эпохи, с одной стороны, во многом продолжает и развивает тенденции философии эпохи Возрождения, с другой, откликается на требования своей эпохи. Возникновение и развитие капитализма привело к возникновению новой системы ценностей, качественно отличной от существовавшей в эпоху Средних веков; развитие естественных наук изменило взгляд человека на мир. В Новое время разрабатывался весь комплекс философских проблем, но под влиянием успехов науки, и, прежде всего, математики и механики, на первый план вышли проблемы гносеологии. Поэтому одной из важнейших черт философии эпохи является ее гносеологизация.

Онтология:

- деизм – учение, что Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие (это представление было доминирующим);

- атеизм – учение, отрицающее бытие Бога (французские материалисты XVIII в.);

- материализм – учение, что материя - единственная универсальная основа всего сущего;

- механицизм – учение, что законы механики универсальны, а механическая форма движения материи единственно объективна.

Гносеология:

- эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому опыт, эксперимент является единственной основой познания (термин применяется, прежде всего, к научному познанию);

- сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому единственным источником знаний о мире являются показания органов чувств (термин применяется к познанию вообще);

- рационализм – в широком смысле: учение, что разум - единственная основа познания и поведения людей; в узком: направление в теории познания Нового времени о первенстве разума в познании, его независимости от чувственных восприятий, противостоит эмпиризму и сенсуализму;

- учения о методе научного познания: индукция – метод, основанный на движении мысли от единичного к общему, от фактов к теории (обоснован в эмпиризме); дедукция - метод, основанный на движении мысли от общего к единичному (обоснован в рационализме);

- теория двойственности истин, с одной стороны, религии, с другой, философии и науки.

Философская антропология:

- механицизм - учение о подчиненности телесности человека законам механики;

- соматизм – учение, что сущность человека определяется его телесной организацией;

- натурализм – учение, что сущность человека предзадана природой;

- социологизм – учение, что сущность человека является общественной;

- проблема соотношения души и тела;

- идея человека как разумного существа, преобразователя природы и общества;

- идея господства человека над природой на основе познания ее законов.

Этика:

- рационализм в понимании мотивов действий человека;

- индивидуализм в соотношении человека и общества, идея автономности личности;

- прагматизм (утилитаризм) как принцип полезности распространялся и на науку;

- гедонизм (получение удовольствий) в противоположность средневековому аскетизму;

- эвдемонизм (достижение человеком счастья);

- доктрина прав и свобод человека, ее неотъемлемых (естественных) прав.

Социальная философия:

- критика традиционной идеологии, сословных прав, клерикализма;

- теория общественного договора;

- теория разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

- идея атомарности общества, его разделения на отдельных индивидов (XVII-XVIII в.);

- системность общества, взаимозависимость людей в общественных отношениях (XIX в.);

- революционная идеология преобразования общества (XIX в.).

Философия истории:

- теория общественного прогресса;

- телеологизм – учение о наличии направляющей цели исторического процесса;

- концепция объективной закономерности исторического процесса.





Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 105 | Нарушение авторских прав


© 2015-2017 lektsii.org.

Ген: 0.007 с.