Нам – 25
Тосненская районная организация Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»:
История и современность
г. Тосно
2013 год
ISBN
Нам–25. Тосненская районная организация Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»: история и современность. – Тосно, 2013. – 152 с.
Финансовую поддержку на издание книги оказали:
Соколов Ю.В., Хабаров И.Ф., Захаров В.В., Белоус А.Б., Меджидов Х.А., Калинин С.А., Сергеев И.А., Рябов Е.В., Николаев А.О.,
©Тосненская районная организация Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», 2013
© ООО «Прана», 2013
©ООО «Салон полиграфических услуг», 2013
Дорогие друзья!
В августе 2013 года исполняется 25 лет со дня создания Всероссийского общества инвалидов и 25 лет со дня создания Ленинградской областной организации общероссийской общественной организации «Всерос-сийское общество инвалидов». В январе 2014 года празднует своё 25-летие наша Тосненская районная организация Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всерос-сийское общество инвалидов».
В канун славного юбилея хочется выразить особые слова благодарности членам правления Тосненской районной организации ЛОО ООО «ВОИ», председателям первичных организаций ВОИ, активистам и ветеранам общества, которые благодаря своей активной жизненной позиции делают всё, чтобы наша организация продолжала свою работу и наращивала свой потенциал в Ленинградской области.
Надеюсь, что эта книга поможет вспомнить тех, кто был у истоков нашей организации, кто приложил много усилий для её становления и развития. Познакомит читателя с работой общества инвалидов в наши дни, с творчеством членов нашей организации и привлечёт в её ряды новых активных граждан.
Председатель Тосненской районной организации ЛОО ООО «ВОИ» | В.А. Седых |
Часть I. История создания артелей инвалидов и Тосненского районного общества инвалидов
Артели инвалидов стали создаваться ещё до полного окончания гражданской войны, с 1921 года. Находились эти артели на полном хозрасчёте: на свои нужды, в том числе и на развитие производства, инвалиды зарабатывали сами. Помощь государства заключалась лишь в налоговых льготах. Артели сами обеспечивали своих работников пособиями и пенсиями.
Случается, что и сейчас к нам в организацию звонят люди и по старой привычке спрашивают: «Артель инвалидов?»
По архивным данным, сохранившимся в администрации Тосненского муниципального района Ленинградской области известно, что у нас в Тосно с апреля 1944 года начала своё существование промысловая артель «Новый быт». Она работала до 1948 года. В течение многих лет названия артелей менялись:
– с января 1949 по декабрь 1950 года – Тосненская артель «Утильскуппром» (Утильпром). Эта артель занималась скупкой вещей, их ремонтом. Были организованы цеха: скорняжный, кепок и шапок;
– с января 1951 года по декабрь 1953 года – артель «Разнопром»;
– с января 1954 по 1956 год – артель «Промвторсырьё».
Эти артели имели сапожные мастерские, парикмахерские, кожгалантерейный цех, кожевенно-обувной, швейный и т.д.
С 1957 по 1958 год работала артель «Дружба» (последняя).
Одновременно при ведомстве Областного управления промысловой кооперации с мая 1947 года была создана Тосненская артель инвалидов, которая существовала до конца 1956 года. С января 1957 года Тосненская артель инвалидов стала называться Тосненская артель «Знамя». В данной артели были цеха: швейный, шелкографии, головных уборов, ниточно-вязальный, кожгалантерейный, надомный и т.д.
(из воспоминаний Инны Ильиной, жительницы Тосно)
…После окончания Отечестве-нной войны людей надо было устраивать на работу. Была организована артель инвалидов, которая имела филиалы по всему району. В Тосно она занимала помещения в уцелевших домах, но цех игрушки, вероятно, был выстроен пленными немцами, которых в Тосно оставалось много… Так вот, этот цех игрушки | |
И.Т.Ильина | был расположен в началеулицы М.Горького. Это было неказис- |
тое одноэтажное кирпичное здание, обнесённое высоким забором, с проходной. Внутри были расположены склады для сырья и готовой продукции. Артель инвалидов меняла несколько раз своё название по мере расширения площадей. Сначала она переименовалась в «Галхимпром», позже – в «Промвторсырьё», фабрику «Знамя» и, наконец, в «Пролетарский труд».
Шёл 1954 год. Окончив 7 классов дневной школы, я по семейным обстоятельствам была устроена своим отцом «по блату» в цех игрушки. «Там интересно работать, там такие красивые игрушки делают» – сказала мне моя тётка, у которой муж работал на проходной…
…Перед небольшой вытяжной камерой висело моё орудие производства – пистолет, как мы его называли, я должна была хорошо его изучить, уметь регулировать струю краски, правильно его чистить, естественно, научиться быстро красить игрушки. Халатов, перчаток не было. После работы руки отмывали ацетоном, платье старались не заляпывать краской. К вечеру плохо работающая вытяжка обрастала толстым слоем краски, которую надо было как-то, чем-то отодрать, не применяя металлических скребков, так как от малейшей искры мог быть страшный пожар.
В цехе работали девушки и женщины не старше сорока лет. Это была маленькая фабрика по изготовлению игрушек из целлулоида – очень горючего материала. На склад привозили листы розового цвета, из них прессовали игрушки: Буратин, Мурзилок, медвежат с гармошкой, петушков. С паром и шипением смыкались пресс-формы, через несколько минут они поднимались, прессовку с игрушками вытаскивали, обломщики выдалбливали полуфабрикат, коробки отправлялись в цех фрезеровки, где снимался облой (острая кромка), оттуда игрушки или их детали шли на ручную или пульверизаторную окраску и на сборку.
Условия работы не соответствовали никаким санитарным нормам, за что цех впоследствии закрыли, а людям, проработавшим там по 15-20 лет и потерявшим всё своё здоровье, не дали даже пенсии по вредности.
Здесь же, в цехе ручной окраски, проводилась и сборка, стояли длинные столы без всякой вытяжки. Молодые женщины, низко склоняясь над ацетоновыми красками шесть дней в неделю, ежедневно разрушали свой организм. Нам за вредные условия труда полагалось ежедневно молоко, но так как его почти не было, то в конце месяца нам выдавали сгущёнку, и мы радовались, что можно что-то принести домой семье…
Кое-как почистив руки, убегаю на обед, выплевываю краску, съедаю миску пареной брусники и только потом могу что-то есть. Не понимали по неграмотности, что это организм сигналил о сбое, что нарушилась кислотность желудка со всеми последствиями для здоровья. Брусника меня поддерживала…Но была одна особенная операция, куда ставили только нас, малолеток, на ученической зарплате, чтобы не платить больше. Это – ацетонка готовых игрушек. Рядом с прессами на водяной бане без всякой вентиляции в потолке кипел ацетон. Надо было над его паром подержать игрушку, тогда она начинала блестеть. Сначала на этой операции становилось нехорошо: подташнивало, кружилась голова, но потом мы так втянулись вдыхать этот пар, что становились почти независимыми от него и с удовольствием целыми днями стояли у этого проклятого котелка. Уже по прошествии многих лет всё это нам здорово откликнулось…
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 29 мая 1960 года промысловые артели были упразднены, их имущество передано в государственную собственность. Промартель «Знамя» была принята в местную промышленность и стала называться «Тосненская фабрика «Знамя». Вот откуда впоследствии появилась фабрика «Пролетарский труд».
Ликвидация артелей инвалидов была вызвана и идеологическими мотивами: Коммунистическая партия считала, что в период строительства коммунизма интересам народа полностью отвечает лишь государственная собственность. Так был нанесён сильнейший удар по инвалидному движению в России, ибо вопреки желанию инвалидов была ликвидирована самая влиятельная, самая мощная их организация. Последствия ликвидации артелей не могли не сказаться на росте безработицы среди инвалидов и, как результат, на ухудшении их материального и душевного состояния. Получая мизерные пенсии и пособия, они оказались практически в полной изоляции, не имея возможности активно участвовать в жизни общества и государства. И только в середине 80-х годов, с наступлением так называемой «перестройки», положение инвалидов постепенно начало меняться. Люди стали самоорга-низовываться.
В августе 1988 года в Москве прошла учредительная конференция Всероссийского общества инвалидов. В это же время была создана Ленинградская областная организация Всероссийского общества инвалидов.
26 января 1989 года в городе Тосно с целью содействия широкому участию инвалидов в общественной жизни, приобщения их к посильному труду, более активному решению социальных и бытовых вопросов, касающихся инвалидов прошла учредительная конференция по созданию Тосненского районного общества инвалидов. Его председателем единогласно был избран Гермогент Алексеевич Зыков. Человек с большим жизненным опытом, чувствующий чужую боль, как свою, он целиком посвятил себя защите прав инвалидов.
Владимир Лебёзкин, председатель областной организации
ВОИ (слева) и Гермогент Зыков Тосно август 1997 года
Зыков Гермогент Алексеевич родился 2 сентября 1927 года в деревне Федосимово Уржумского района Кировской области. В 1952 году окончил Нижнетагильский горный техникум, Ленинградский монтажный техникум по специальности инженер-строитель, инженер-педагог. Работал в городе Мурманске мастером стройучастка, в областном Управлении профтехобразования заместителем директора по производству, начальником военно-учётного стола в селе Ушаки Тосненского района, библиографом в Тосненском книжном магазине.
С первых же дней после избрания Гермогент Алексеевич поставил перед собой и руководимым им правлением задачу – дойти до каждого инвалида. Было создано 20 первичных организаций ВОИ. Практически такие организации были в каждом населённом пункте. Правление, первичные организации проводили большую работу по материальной поддержке инвалидов, трудоустройству. Имена многих членов правления и сейчас у многих «на слуху». Это Тамара Соболева, Надежда Баранова Анна Коновалова, Пётр Соколов, Евгений Сараев, и многие другие.
Общество инвалидов создавалось в нелёгкое для нашей страны время, время реформ и перемен. С Запада поступала гуманитарная помощь в виде продуктов питания и одежды. Люди потянулись в общество с надеждой получить материальную и благотворительную поддержку. Так оно и было на протяжении ряда лет. Первичные организации помогали инвалидам в обеспечении дровами, удобрениями, транспортом.
Но, как говорится, человек жив не хлебом единым. Физические ограничения не препятствуют развитию творчества инвалидов, занятиям спортом. Стало хорошей традицией проводить выставки изделий народных умельцев.
Районное правление установило тесный контакт со спорткомитетом. Совместно проводили соревнования на личные и командные первенства среди инвалидов.
Много внимания уделялось работе с детьми. В Тосно был создан отдел по защите семьи, материнства и детства, реабилитационный отдел для детей-инвалидов.
В течение многих лет организация работала и продолжает работать в тесном сотрудничестве с Комитетом по социальной защите населения Тосненского района.
Прочно вошли тогда в жизнь инвалидов праздники, чествования юбиляров, коллективные чаепития. В Тосно организованы были курсы женских инициатив, где женщины с инвалидностью обучались плетению на коклюшках, росписи по ткани, гобеленовому творчеству и другим видам.
Гермогент Алексеевич добился создания при Главе района координационного Совета по делам инвалидов. Много сил и здоровья затрачено было им в борьбе за выполнение ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации было на низком уровне. Получение автотранспорта люди ждали годами. Годами решались проблемы обеспечения доступности инвалидов в инфраструктуру.
Поздравление Гермогента Алексеевича Зыкова с 70-летием, 1997 год
Слева направо: Н.П.Отрокова, П.С.Соколов, В.А.Седых, Г.А.Зыков, Е.А.Зыкова
В октябре 1997 года Гермогента Алексеевича не стало, он ушёл из жизни после тяжёлой непродолжительной болезни. За большие заслуги по защите прав и интересов инвалидов и интеграции их в общество ему было присвоено звание «Почётный член Всероссийского общества инвалидов».
Исполнение обязанностей председателя было возложено на Веру Алексеевну Седых, заместителя председателя. Постановлением внеочередной конференции в феврале 1998 года она была избрана председателем Тосненской районной организации ВОИ.
13 апреля 1998 года Управлением юстиции Ленинградской области Тосненское районное общество инвалидов было включено в государственный реестр и стало называться – Тосненская районная организация Ленинградской областной организации Всероссийского общества инвалидов. Статус – местное. Организационно-правовая форма – общественная организация.
Основной документ для дальнейшей деятельности – Устав Ленинградской областной организации Всероссийского общества инвалидов, утвержденный постановлением 3-ей внеочередной конференции Ленинградской областной организации ВОИ 22 апреля 1997 года. Устав зарегистрирован Управлением юстиции Ленинградской области 21 августа 1997 года. Регистрационный № 674.
1 ноября 2006 года были внесены изменения в учредительные документы организации в связи с изменением её наименования на Тосненскую районную организацию Ленинградской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссий-ское общество инвалидов».