Лекция № 3 Концепция социального государства и его индикаторы
План
1. Сущность социального государства.
2. Концепция социального государства и политики всеобщего благоденствия.
3. Конституционные индикаторы социального государства.
Сущность социального государства
Социальное государство особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.
Социальное государство является итогом сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.
Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:
- на научном - как идею и ее развитие в различных концепциях;
- на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства;
- на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.
Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются:
- в восстановлении равенства и свободы;
- в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан.
Словосочетание «социальное государство» включено теперь во многие конституции - Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г. и ряда других стран. Есть этот термин в ст. 7 Конституции РФ.
1. Одни авторы считают, что социальное государство аналогично «государству всеобщего благоденствия», иногда говорят, что последний термин - это английский вариант первого. Другие усматривают сходство социального государства с трудовым государством (благоприятствующем труду).
2. Некоторые исследователи, констатируя, что «золотое тридцатилетие» государства благоденствия давно закончилось, предлагают вместо него «селективное (выборочное) государство благосостояния», говорят о передающем, перемещающем социальные блага, «вымешивающем государстве», называя его «идеальным типом государства» и т.д.
3. Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.
4. Более радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия», огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций.
5. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-1933 гг., начавшийся в США и 2-я мировая война. «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта включил в себя:
- законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов;
- общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей;
- помощь фермерам;
- решительные шаги в направлении социального обеспечения;
- ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня;
- введения пенсии по старости.
6. Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл т. н. «План Бевериджа», представленный в 1942 британскому парламенту председателем одного из его комитетов У. Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945. План предусматривал:
- новую организацию всей системы социального обеспечения;
- гарантия единого национального среднего дохода;
- обеспечение полной занятости;
- создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения;
- контроль за заработной платой и ценами;
- постепенное устранение частной собственности на средства производства.
7. Новый этап в развитии социального государства начался после 2-й мировой войны - его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии, Швеции. После Второй мировой войны первыми конституциями, имевшими отчетливо выраженный социальный характер, были Конституции Франции 1946 г. (не действует, кроме преамбулы, где содержатся положения о социально-экономических правах) и Конституция Италии 1947 г., провозглашавшая Италию республикой, основанной на труде (ст.1). В Конституции Индии 1949 г., в которой говорится о «праве на защиту от эксплуатации», об обязанности государства поднять уровень питания и уровень жизни, о том, что не должно быть концентрации богатства во вред общественным интересам, что «государство должно обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа» (ст.38), и стремиться свести к минимуму неравенство в доходах, а собственность и минеральные ресурсы должны служить общественным интересам. Социальные положения содержатся в конституциях Европы (Польши 1997 г., Румынии 1991 г., Швейцарии 1999 г. и др.), Азии (Сирии 1973г., Йемена 1995 г. (в ред. 2002 г.), Афганистана 2004г., Ирака 2005 г. и др. (в конституции некоторых из этих стран включен тезис об арабском социализме), в конституциях стран Африки (Египта 1971 г. (в ред. 1980 и 2007 гг.), Гвинеи 1990 г., Эфиопии 1994 г. и др.), Латинской Америки (Бразилии 1988 г., Колумбии 1991 г., Чили 1980 г. и др.).
В настоящее время все развитые страны мира де-факто являются социальными государствами. Успешное функционирование современного социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой, эффективной, социально ориентированной экономики.
В экономической политике социальное государство должно сочетать и меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.
В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.
Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.
Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать:
во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния;
во-вторых, создание равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию;
в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень.