Посейдон – единственный олимпийский бог, имеющий доступ в глубины вод. Он может нырять на любую глубину и оставаться под водой, сколько хочет. Но стоит морскому богу сказать лишь слово златогривым коням, запряженным в его колесницу, и они быстро вынесут на поверхность. Вокруг него танцуют и резвятся дельфины. Все это – золотая мечта аквалангиста. Посейдон также символизирует мужчину (или женщину), который может окунуться в мир чувств и эмоций, чтобы обрести доступ к тому, что таится в глубинах: воодушевление и грусть, несказанная красота и чудовища дна, – уголки, столь глубокие и сумрачные, что уже почти ничего не видно и можно лишь смутно ощущать, что творится вокруг. Эти подводные глубины и просторы невозможно ни измерить, ни до конца постичь.
Мужчина, отрезанный от своей посейдоновой природы, может войти туда во хмелю, когда он льет слезы, "нырнув на дно стакана", или окунуться в эти глубины в минуты горя и гнева, – тогда он спускается в царство Посейдона и барахтается, словно утопающий, оказавшись на время во власти эмоций.
Как противоположность такому человеку, существуют своего рода профессиональные ныряльщики, исследующие глубины посейдонова архетипа, – поэты, драматурги, писатели, композиторы, музыканты или психотерапевты, которых время от времени влечет окунуться поглубже в царство эмоций, где можно приобщиться к источнику коллективного бессознательного человечества. В культурах, на чью долю в силу исторических обстоятельств выпало много страданий, где искусству и литературе традиционно придают особенно большое значение и где национальный характер более эмоционален (например, Россия и Ирландия), к царству Посейдона, похоже, относятся с большим уважением. Мужчинам, представителям этих культур, позволяют вести себя более эмоционально, иррационально и экспрессивно.
Архетип царя
Так же как Зевс и, в меньшей степени, Гадес, Посейдон стремится обрести собственные владения, а также завоевать уважение и власть, какими пользуется царь. Мужчина-Посейдон стремится "быть важным человеком". Однако мужчине, в ком доминирует архетип Посейдона, недостает беспристрастности, умения мыслить стратегически и силы воли, необходимых патриархальному небесному богу, чтобы добиться успехов и создать свое "царство". Его усилия в бизнесе напоминают деятельность мифологического Посейдона, который вновь и вновь проигрывал другим божествам состязания за владения городами, подвергался публичному унижению и очень гневался по этому поводу.
В силу бурной эмоциональности Посейдона, мужчина, воплощающий в жизни данный архетип, обычно не умеет достойно проигрывать. С точки зрения Зевса, любой спор честно и справедливо решается должным образом назначенными судьями. Посейдон всегда отвечал на поражения вспышками ярости, – подобным образом ведут себя некоторые мужчины, не способные принять правила, сулящие им имущественные потери и бесчестье, и не умеющие "проигрывать красиво". Чаще всего Посейдон отвечал на проигрыш потопом, – как его архетип может затопить психику мужчины чувствами, топя в них любые рациональные мысли.
Если такому мужчине не удается утвердиться в мире, его единственным царством остается дом.
Владелец трезубца
Символ Посейдона – трезубец, фаллический символ. Трезубец, наряду с именем этого бога (муж земли), свидетельствует о доолимпийских корнях Посейдона, когда он являлся супругом Великой Богини, у которой было три ипостаси: дева, мать и старуха. Трезубец Посейдона является символическим тройным фаллосом. Вместе с двумя животными-символами – быком и конем – трезубец указывает на сексуальность и плодовитость Посейдона, хотя и более абстрактно.
Носитель трезубца обладает высокой потенцией, способностью оплодотворять. Эта способность к оплодотворению направлена не только на фемининность, способную к деторождению (Богиня как мать), но и на девственную, целостную, невинную фемининность (Богиня как дева) и на женственный аспект мудрости (Богиня как старуха). Воплощенная в своей наиболее буквальной архетипической форме, эта неразборчивая беспорядочная сексуальная психопатическая маскулинность проявляется в мужчинах, не делающих различия между молодыми и пожилыми женщинами. Если речь идет о тесных взаимоотношениях как таковых, архетипический носитель трезубца – это мужчина, являющийся мужем девы, матери и старухи, сосуществующих в его жене. Если же говорить о прочном браке, сохраняющемся на протяжении жизни, то вначале он становится мужем девы, идущей с ним под венец; затем он – муж матери его детей; а в старости – муж пожилой женщины.
В наиболее абстрактном значении Посейдон – муж земли, жизнепорождающая влага, необходимая почве для плодородия. Он представляет подземные воды, и трезубец символизирует его способность обращаться к этим источникам, – вспомним, что, ударив трезубцем о землю, Посейдон может пробудить родник.