2. Греческая античность:
- полис как образ мира,
- мифология как отражение мировосприятия,
- искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и человека.
Римская античность.
Список литературы
1. Багновская Н. М. Культурология: учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2004. 300 с.
2. Эллинская культура / Ф. Баумгартен, Ф. Поланд, Р. Вагнер. – М.: Харвест: Аст, 2000. – 512 с.
3. Горелов Л. А. Культурология: учеб. пособие для вузов / Л. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.
4. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. С. Д. Серебряного. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 429 с.
5. Карпушина С. В. История мировой культуры: учебник для вузов /
С. В. Карпушина, В. А. Карпушин. – М.: Nota Bene, 1998. – 536 с.
6. Культура Древнего мира / Отв. ред. Е. С. Голубцова. – в 2 т. – М.: Наука, 1985.
7. Культурология: история мировой культуры: учеб. пособие / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 607 с.
8. Лосев А. Ф. Дерзание духа / А. Ф. Лосев. – М.: Изд-тво полит. лит-ры, 1988. – 366 с.
9. Лурье С. Я. История Греции: учебник / С. Я. Лурье. – СПб.: Изд-тво С.-Петербургского ун-та, 1993. – 680 с.
10. Немировский А. И. История Древнего мира: Античность: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / А.И. Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2000.
11. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. 320 с.
12. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
13. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 304 с.
14. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие / отв. ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.:Феникс, 2004. – 624 с.
Методические указания
Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации. Расцвет античной культуры связан с возникновением и расцветом "единой, основной и исходной общественной формы античного мира" - полисом. Полис приходит на смену родовому строю в VII веке до н. э., после крушения власти земельной аристократии, как новая общественная, политическая и экономическая структура.
Дайте полное определение полисной формы государственного устройства. Какова ее социальная структура? Объясните взаимосвязь человека и коллектива в античной культуре. Что повлияло на формирование преимущественно демократической формы правления в античных полисах? За что ценился человек в полисе? Как формируется полисная система ценностей?
Почему полисный строй воспринимался человеком как единственно возможный, как главная ценность? Обратите внимание, что данная система впервые в человеческой культуре создала условия для формирования личности. Уточните эти условия.
Попробуйте объяснить выражение "полис как образ мира".
Постарайтесь определить, какое базовое противоречие не нашло разрешения в античной культуре и послужило предопределением ее кризиса.
Полисный строй научил греков ценить реальные способности и возможности свободного человека - гражданина. Поэтому главное в жизни древних греков - ориентация на успех, что было равнозначно счастью. Какой духовный климат создавало это состязательное состояние? Расскажите, что вы знаете о состязаниях в культуре Древней Греции и Рима? Только ли Олимпийскими играми они были выражены?Подумайте, как связаны погоня греков за славой и неуемное желание преодолеть смерть?
Отличительной особенностью античной культуры является ее пластичность, "телесный характер". Чувство порядка и меры - одно из важнейших для античности. Раскройте понимание древними греками мира как "космоса". Подумайте, что могло способствовать возникновению подобного понимания мира?
Подумайте, что стало основой формирования идеала красоты в античной культуре? Каким образом полисный строй повлиял на формирование данного идеала? Какие виды искусства явились наиболее ярким воплощением эстетического идеала? Чем можно объяснить активный и разнообразный поиск в художественном творчестве соответствия человека как существа природного с миром вещей и миром идей.
Свободный духом грек видел идеал не только в искусстве, но и в собственном усовершенствовании. Определите содержание такой категории как калокагатия. Подумайте, почему идеалом античной культуры становится физически развитый и совершенный духовно человек? Как это связано с полисной формой государственного устройства и всем укладом жизни полиса?
Кризис античного полиса. Поход А. Македонского и зарождение эллинизма. Синтетическая (античность - Восток) сущность эллинизма.
Зарождение римской культуры. Семья как образец государственной структуры в Древнем Риме. Борьба патрициев и плебеев, ее роль в становлении "гражданского общества" и римского права. Воздействие эллинской культуры и искусства на формирование культуры и искусства Древнего Рима: мифологическая система, философия, литературные жанры. Место религии в римской культуре. Кризис республиканского Рима; противоречие между полисом и мировой державой. Становление империи. Принципат и доминат: сходство и отличие. Империя и "варварский" мир. Идеологический кризис империи и возникновение христианства.
"Великое переселение народов" и падение Римской империи. Рим и Византия. Влияние античной культуры на формирование национальных культур современных европейских народов. Античность как "золотой век" Европейской культуры.
Семинар 4. Культура средневековой Европы
План