Протоимперские идеи. Идеи единой власти. Строил Сулла Феликс (облагодетельствованный фортуной). Воевал на востоке. Много видел. Уникальность. Из эллинизма: грандиозный масштаб, система террасного построения, жесткая динамика, принцип навязанного движения. Широкое использование римского бетона и римских конструкций. Не только конструкции, но и римские композиционные приемы – осевая композиция.
Форум – четко организованное пространство. Проблема связи ансамбля форума внизу и святилища наверху. Пространство города сопоставляется. Внизу было 2 грота с мозаиками: тема моря и тема экзотических стран, которые были выполнены в эпоху Империи. Внизу также есть 3целловый храм и базилика – необычная по типологии (2нефная). Там есть места для скульптур. Скорее всего они были связаны с культом Фортуны. А также осевые композиции храмов корреспондировались.
Всего 7 террас, с третьей на четвертую ведут 2 диагональные рампы, которые, встречаясь на середине, создают впечатление равнобедренного треугольника, вершина которого указывает на смысловой центр композиции – храм фортуны примигении. В этой точке мы уже не упускаем из виду цель. На четвертой террасе также расположены по левую и правую руку от лестницы – таберны: сводчатые каркасные конструкции под пятой террасой с экседрами и фонтанами, в которых находились статуи. Напротив портика на западной части восточного полукружия находился небольшой коринфский храм с триглифным фризом. В этом месте были найдены жребии. Пятая терраса не отвлекает нас от процесса движения. А вот шестая – огромная площадь, окруженная двойным коринфским портиком. Под лестницей, ведущей на
7 террасу находился криптопортик – коридор, освещенный сверху большими проемами. Все это дело увенчивал театрон, окруженный полукруглым портиком за ним стоял сам храм. Теперь там палаццо Барберини.
38. Пантеон. В эпоху Адриана был построен (на месте сгоревшего Пантеона Агриппы) Пантеон - храм всех богов (около 125 г.), один из замечательнейших памятников архитектуры. Пантеон. Посвящен всем богам+императорский культ. Храм господствует над сакральной площадью, обнесен колоннадой. Четкое 3хчастное построение – портик, переход, ротонда. Вся ротонда
– единый монолитный бетон, в куполе для облегчения используется пенза. Монолитно-сводчатая система имела каркас + ниши, облегчающие массу бетона – трапециевидные и полукруглые + пилоны, обнесенные нишами и несущие тяжесть купола.
За портиком не видно храма. Пантеон стоит на месте первых построек Агриппы – M. Agrippa Fecit Остатки базилики Нептуна, вмещающиеся в пантеон. Весь тертий ярус – контрфорс, сдерживающий распор купола. С 2х сторон входа портика – 2 полукруглые ниши в прямоугольном портале. В нишах расположен аполлон, Диана, Венера, Меркурий, Марс, Сатурн – солярные боги. Ниши закрыты колоннами, наложенный ордер, купол украшен кессонами, трапециевидные, каждый верхний ряд меньше. Окулюс – единственный источник света. Перенос акцента на статуи, но само пространство является сакральным. Высота ротонды равна ее диаметру – 43.5м
Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки.
Пантеон представляет собой громадную ротонду, увенчанную грандиозным куполом. Наружный вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания.
Вошедший в храм зритель оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства.
Гигантские размеры сооружения (высота храма — 42,7 м, внутренний диаметр купола —
43,5м) в соединении с гармоническими пропорциями и благородной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы. Воспринимаемый как своеобразное подобие небесного свода громадный купол, господствующий над обширным пространством ротонды. При этом внутреннее пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметром в 9 м) круглое отверстие в центре купола — окулюс
Тектоническое построение храма отличается чрезвычайной ясностью. Снаружи огромный барабан ротонды расчленен тягами на три яруса; два нижних яруса соответствуют членениям стены в интерьере. Плоский купол опирается на верхнюю часть третьего яруса, которому внутри здания соответствуют два нижних ряда кассет, удлиняющих купол и придающих ему вид правильной полусферы. Внутри храма стена делится на два яруса. Нижний ярус в целях пространственного обогащения интерьера и выявления тектонической структуры опорной части здания симметрично расчленен шестью высокими нишами, фланкированными пилястрами и отделенными от подкупольного пространства коринфскими колоннами (седьмая, самая большая, ниша находится против входа и не отделена колоннами). В нишах и в эдикулах между ними помещались статуи. Колонны и пилястры поддерживают
антаблемент, отделяющий нижний ярус стены от верхнего. Этот верхний ярус был расчленен мелкими пилястрами и небольшими нишами в форме глухих окон. Над антаблементом верхнего яруса возвышается купол, разделенный пятью кольцевыми рядами глубоких кассет, перспективно уменьшающихся по направлению к центру купола.
Пропорции Пантеона отличаются исключительным совершенством. Диаметр ротонды почти равен высоте храма, купол изнутри представляет собой точную полусферу. Пропорции интерьера рассчитаны на постепенное облегчение архитектурных форм в верхних частях здания. Благодаря такому решению достигнута особая гармония архитектурного образа.
Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стукковые украшения — было необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды был облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены. Пантеон построен из кирпича и бетона. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,2 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Самый купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют целую систему и позволяют равномерно загрузить опорные части. строителем его мог быть Аполлодор Дамасский.
Колизей.
КОЛИЗЕЙ (Colosseum), крупнейший и наиболее знаменитый из римских амфитеатров. Название "Колизей" было дано зданию в Средние века, в Древнем Риме его называли амфитеатром Флавиев. Колизей был заложен императором Веспасианом в 75 и торжественно открыт его сыном Титом в 80. Сооружение было окончательно завершено вторым сыном Веспасиана - Домицианом. Перестройки и ремонты, необходимость в которых возникала из-за пожаров или землетрясений, продолжались здесь до начала 6 в. К 523 относится последнее упоминание о проведенной травле диких зверей, а гладиаторские игры были запрещены еще в 404. Несмотря на то, что в позднейшие эпохи Колизей многого лишился из-за плохого присмотра, землетрясений и, главное, строителей, растаскивавших здание на камни, более трети внешних аркад (с 23-й по 54-ю на северной стороне, всего их 80) уцелели до наших дней. Сохранился внутренний каркас сооружения, некогда несший на себе ряды скамей. Однако мрамор, лепнина и металлические украшения изчезли полностью.
Колизей с высоты.
Колизей имеет в плане эллиптическую форму, длина его большой оси 188 м, малой - 155,5 м. Наружная конструкция, имеющая высоту 48,5 м, образована тремя ярусами аркад, поверх которых находится еще один сплошной, прорезанный небольшими прямоугольными окнами. В каждой из аркад некогда было по 80 арок. Все сооружение окружал широкий тротуар из травертина, по внешней стороне которого были установлены травертиновые же столбики. Многочисленные входы вели через нижнюю аркаду внутрь Колизея. Внешняя стена, равно как и внутренний каркас вплоть до третьего яруса, были сооружены из крупных блоков травертина, скрепленных бронзовыми связями. Прочие элементы были возведены из более мягкого камня, бетона и кирпича.
Колизей внутри.
Арочные проемы обрамлены декоративными, весьма выразительными полуколоннами и антаблементами тосканского, ионического и коринфского ордеров. Четвертый ярус декорирован коринфскими пилястрами и антаблементом. В древности в арочных проемах второго и третьего ярусов были установлены статуи, а в простенках четвертого висели позолоченные бронзовые щиты. Над оконными проемами четвертого яруса шел сплошной ряд консолей, в которых были сделаны гнезда для мачт, выступавших вверх через соответствующие промежутки в карнизе. На эти мачты натягивали тент, защищавший зрителей от солнца.
Внутри каждого яруса внешней аркады вокруг всего сооружения проходили два просторных сводчатых коридора, на нижнем ярусе внутри них имелось еще три концентрических коридора. Удачно спланированные лестницы из этих коридоров обеспечивали быстрый доступ к любому месту на обширных трибунах, возвышавшихся над ареной. На подиуме были устроены ложи императора и высших должностных лиц Рима. Здесь же стояли мраморные кресла для почетных зрителей. Позади них, отделенные от подиума низкой стенкой и кольцевым проходом, высились трибуны, разрезанные ступенчатыми проходами на клиновидные сегменты. Проходы упирались в высокую стену с окнами для освещения еще одного внутреннего коридора. Над этой стеной также амфитеатром размещалась трибуна с деревянными скамьями, над верхней частью которой была возведена крыша, опирающаяся спереди на колонны, а сзади - на внешнюю стену. По оценкам, Колизей вмещал от 45 тыс. до 50 тыс. человек.
Эллиптической формы арена (85 м по большой оси, 53 м по малой) была окружена высокой стеной, призванной защитить зрителей от диких зверей. Деревянный пол арены, которую посыпали песком, покоился на уходящих на большую глубину субструкциях, между которыми обнаружены следы клеток для зверей, лифтов и других машин.
40. Вилла Адриана в Тибуре. (125-138гг.н.э.)
Частное строительство.
На время правления Адриана приходится завершение римской архитектурной революции.
Когда окончательно завершилось оформление единой римской имперской архитектуры.
Однако надо заметить, что во 2 веке уже намечаются черты будущего кризиса империи.
Все больше и больше растет художественное влияние провинций на центр. Об этом говорит и вилла Адриана. Огромная вилла, построенная императором для себя в Тиволи (Тибуре) близ Рима, объединяла в своих садах воспроизведения сооружений, которыми Адриан любовался во время своих путешествий по Греции, Италии, Египту. Здесь как бы была создана идеальная модель мира с раем, адом, различными районами империи. Здесь воспроизводились греческие пойкиле, академия.
Вилла располагалась на холмистой равнине. Вход был в нижней части, так что нужно было только подниматься. Вилла состояла из нескольких зон, из которых основные:
- вестибюль-вход
- пойкиле - место для отдыха (в Афинах пойкиле - галерея с живописью)
- пьяцца д’Оро (золотая площадь)
- морской театр (место для уединения, размышления для чтения, занятием учеными делами)
- каноп (водный храм, Нимфей)
+б ыла система криптопортиков по всей вилле.
Везде применена монолитно-оболочная конструкция, техника бетона. Ордер-мрамор.
Пойкиле - место для отдыха (в Афинах пойкиле - галерея с живописью). Четкая ориентация: одна часть - на север, другая на юг, чтобы одна сторона была всегда на солнечной стороне, другая в тени. Здесь пойкиле - место для прогулок. В центре - бассейн. Стена облицована плинфой.
Пьяцца д’Оро. Название - из-за обилия находок: множество скульптур, мозаик. Пьяцца д'Оро: 2 павильона – а)вестибюль и б)главный павильон. Контраст: маленький сложный вестибюль и большой главный павильон. Они установлены на одной оси.
Вестибюль - к квадратному плану, но со скругленными углами. Вестибюль: внутреннее пространство - чередование отступающих и выступающих частей - динамика пространства. Помещение завершается 8-лотковым сомкнутым сводом, переходящим в купол.
Между вестибюлем и главным павильоном - двор с бассейном. Дороги - по бокам от бассейна. Пол вестибюля - мозаика.
Главный павильон, в основе которого лежал крест с выпукло-вогнутыми формами. Принцип взаимопроникающих пространств. Каркасная система + ордерные системы. Разные опоры: столбы, свободностоящие колонны. По углам - сложные ниши. Контрасты: вытянутые портики и отступающие ниши. В центре 8-лотковый сомкнутый свод, переходящий в купол. В соседних помещениях - цилиндрические своды.
Морской театр - место для ученых занятий, для уединенности. Окружен высокой стеной.
Вход – от 2 библиотек (латинская и греческая). Осевая композиция, фасадная ориентация.
В центре - островок, окруженный по периметру круглым каналом. На островок можно перейти через два навесных мостика. Вход ----- круглый портик ----- канал ----- островок. В портике - большой ордер, на острове - маленький. В деталях - классицизм, простота, в плане - динамика.
Каноп (как в Египте храм Сераписа), (водный храм, нимфей). Специально окружен двумя насыпными холмами, таким образом, располагается в низине. Основа - контрасты. Водный канал, с одной стороны - портик, с другой - кариатиды и силены. В начале - экседра с портиком. Между колоннами – статуи. Против главной оси - нимфей. Сложное обустройство пространства. Контраст объема и открытого пространства, света и тени. В декоре – символика Нила, Египта, Италии. Внутри нимфея – скульптуры различных божеств, египетских, римских, + изображения Антиноя (погибший возлюбленный Адриана, который был обожествлен). При входе - сложное преодоление пространства, так как надо идти против течения воды, при выходе – легкое.
41. Дворец Диоклетиана в Сплите. 1- Северные (Золотые) ворота; 2-Восточные (Серебряные) ворота; 3-Западные ворота; 4-так называемый Мавзолей; 5-храм; 6-дворцовые помещения
В Далмации.Хорошо сохранился
Очень сильно укреплен.Ворота с 2 башнями, стены.Стены совершенно отделяют его от окружающего, он замкнут в себе.Внутри подобен целому городу (180*210 м)
В основе композиц. – план римского города (лагеря).Крест 2 главных пересекающихся улиц.3 ворот у сухопутных стен.Четвертая стена у входа в главную часть, с моря.
По сторонам четвертого, более короткого конца креста – маленький храмик и мавзолей
Диоклетиана.Тесно связаны с главной частью дворца.
Главные залы примыкают к морской стене и ориентированы на море.
Наружные ворота, ведущие к главной части дворца – Золотые ворота.А морская стена – главная лицевая сторона.Угловые башни и так выше промежуточных, а морские еще и выше сухопутных.
Морская стена украшена пролетами, обрамленными ордером.
Важна ориентация на море!
Напротив главной части дворца – помещение для свиты и для гарнизона.
Главная часть: 6 четырехколонный портик - круглая передняя – главный зал – галерея с видом на море.
Главный зал: 3ех нефный. С 2ух сторон к нему примыкают торжественные приемные помещения, кот представляют собой 2 трехнефных базиликальных зала.
Техника тесаного камня, а не бетона.
Много портиков и плоских потолков и сводов.
Памятник переходного времени- смешение разных стилей.
Огромная роль впоказной наружней композиции:: 3 стены разделены 6 башнями, у ворот –
восьмигранные, все отсальные квадратные.
На углах самые сильные акценты.
Композициия морской стены – внизу – гладкая полоса тесаного камня со световыми отверстиями(кладка с несоблюдением рядов рассчитагна на рассмотрении издали). Над цоколем –арочнаые проеты галереи. У полуколонн, обрамляющих арки, -выступающая из профиля цокля база и раскрепованный антаблимент, а проеты меньше разделяющих их столбов.
Но монотонный ряд ячеек разбивается тройными ячейками с боков и тройной ячейкой посередине. А между ними – однопролетные ячейки. В этих выделенных ячейках – арки опираются на колонны(втягивание ордера в оформление внутреннего пространства) тройной пролет с двумя промежуточными колоннами, над которыми прямой антаблимент изгибается ввиде арки. Над ними – фронтон.
Более высокие части приморской галереи перекрыты деревянной кровлей на стропилах. Арка над интерколумнием - очень распростроненный мотив, кусок улицы от пересечиния двух главных до входв в вестибюль – высокие портикис арками на колоннах(аркады) Переходный характер архитектуры дворца: соседство прямолинейных форм(греция) и криволинейных форм(своды рима)
Мавзолей.
Восьмигранник с куполом стоит во дворе с гладкими стенами. Вокруг мавзолея – наружный портик, над входной лестницей – тройная ячейка с аркой над средним делением.
Внутри цилиндрическая форма-купол. Цилиндр:8 ниш прямоугольных и полуциркульных в плане. В простенках между ними – колонны двумя рядами друг над другом. Раскрепованные антаблименты. Саркофаг в подземной камере, наверху круглое отверстие. Выступает материальность каменной кладки. Колонны не втянуты в массу и стоят перед ней. Тенденция к растворению материального прежде всего в обработки купола, он весь из кирпича, легкий и эластичный. Был покрыт живописбью или мозайкой.
42. алтарь Мира. Алтарь Мира.— алтарь в честь римской богини мира, воздвигнутый римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа из Испании и Галлии в 13 г. до н э. Был установлен на северной окраине Рима (северо-восточный угол Марсова поля) и освящён сенатом 30 января 9 г. до н. э. Освящение алтаря ознаменовало собой наступление эпохи
«римского мира» (Pax Romana).
К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира, сооруженный в Риме на Марсовом поле. Это прямоугольное сооружение (11,6 X 10,55 м, высотой в 6 м) представляет собой обнесенную стенами площадку, в центре которой на ступенях поставлен алтарь. Стены снаружи и внутри покрыты рельефным орнаментом. В верхней части наружных продольных стен помещен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю (илл. 266 б). В числе участников шествия - Август, члены его семьи, его приближенные, сенаторы и жрецы, изображенные с портретным сходством. На торцовой стене - аллегория благоденствия государства в правление Августа: богиня земли Теллус, ветры - Ауры, тучные стада. Композиция рельефов Алтаря Мира строится не на простой последовательности отдельных сцен, как в рельефе жертвоприношения на алтаре Гнея Домиция Агенобарба, а расчленена на отдельные сцены, сюжетно и ритмически связанные между собой. В пластическом отношении рельефы отличаются строгостью и ясностью. Растительный орнамент, покрывающий всю стену ниже фриза, замечателен мастерским сочетанием декоративных качеств с реалистической трактовкой листьев и побегов аканфа. Динамичный, легкий и нзящный растительный орнамент широко использовался в римском декоративном искусстве 1 в. н.э.
Колонна Траяна.
Базилика 5ти нефная, над ней видна колона Траяна. У колонны с двух сторон библиотеки с портиками на фасаде. Колонна имеет рельефы, диагональнео развивающиеся по всему фусту колонны – повествование о деяниях Траяна. Под фундаментом похоронен Траян, за ней – храм его божественной сущности. Нижний цоколь колонны украшен орнаментом, щитами, мечами, фистонами и триумфальными венками. Колонна изн. увенчана статуей Траяна, которую затем зам енили на Апостола Петра. В центре малой площади форума Траяна находится мраморная колонна, которую спирально обвивает барельеф, изображающий эпизоды войны с даками 101-103 гг. реставрационные работы над колонной Траяна начались в 1981 г. и закончились к 1990 г. а раскопана колонна была в 1812 г. До этого колонна находилась в земле около семнадцати веков под частными зданиями. Высота колонны вместе с цоколем достигает 39 метров (+80 см). внутри нее идет спиральная лестница в 185 ступеней, которая освещена сорока двумя отверстиями. Колонна состоит из дорической капители, базы, двадцати трех частей из белого каррарского мрамора, соединенных между собой бронзовыми скобами-скрепами. Диаметр колонны в основании равен 3,6 м, а верхний диаметр равен 3,3 метра. По высоте колонна равнялась только Квириналу. На верху колонны находилась статуя императора Траяна, которую в 663 г. увез в Константинополь император Константин II. А в XVI в. папа Сикст V установил на колонну бронзовую статую св. Петра. Барельеф ленты имеет общую длину приблизительно в 200 м и 60 см в ширину. На этой ленте в хронологическом порядке и с большим реализмом представлены эпизоды Дакийского похода: отправление римских войск из Рима, разбивка лагеря, ряд сражений, взятие даков в плен, сооружение моста через р. Истр, осада крепостей, триумфальное воз-вращение Траяна в Рим. Изображение императора Траяна встречается 91 раз, а весь барельеф вмещает свыше
2500 фигур людей в различных позах. При чем воины не похожи друг на друга, нигде копий не встречается. На одном фрагменте барельефа показана сцена задержания пленного дака, на другом боевой порядок римлян в наступлении. При чем амуниция легионеров изображена детально точно. Имеется даже фрагмент, где изображено верховное италийское божество - Юпитер Громовержец, дарующий победу римлянам одним махом правой руки. На цоколе колонны Траяна находится торжественная надпись:
"Сенат и народ римский Императору Цезарю Божественному Нерве Сыну Нервы Траяну Августу Германскому, Дакийскому, великому понтифику, надменному властью трибуна в семнадцатый раз, Императору в шестой раз, Консулу в шестой раз, отцу отечества для показа, какой высоты был срыт холм и место для возведения столь замечательных зданий".
Декорация виллы Мистерий.
Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.
Планировка Виллы Мистерий не вполне традиционна. Она включает экседру, портик, тосканский атрий, кубикулу, перистиль, портик, ларарий в форме апсиды, таблинум.
Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.
В таблинуме, соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается по наиболее распространённой версии посвящение в дионисийские мистерии, по другой — обряд венчания.
Особенно интересны фрески «Виллы мистерий» в Помпеях. Они занимают значительное место в развитии античной стенной живописи. В одном из помещений этой обширной виллы стены сплошь покрыты росписями. Архитектурной декорации, исполненной живописью, отведено незначительное место вверху и внизу стены, на всей остальной плоскости развернута многофигурная композиция, представляющая ряд последовательных сцен, содержание которых связано с мистическим культом Диониса.
Размеры изображаемых фигур чуть больше натуральной величины, природа и персонажи величественны, композиция грандиозна. Цикл посвящен дионисийским мистериям. Начиная осмотр с левой стороны мы видим между двумя матронами обнаженного ребенка, читающего требник; девушку, несущую блюдо с дарами сидящей женщине, сцену жертвоприношения, силена играющего на лире. В центре стены сидящая на троне Ариадна обнимает Диониса, далее изображение бичуемой женщины и танцовщицы в вакхической пляске.
Художник изобразил двадцать девять фигур почти в натуральную величину, они объединены в отдельные группы, которые четкими силуэтами выступают на красном фоне стены. Кроме мифологических персонажей – Диониса, его супруги Ариадны, сатиров и силенов – перед зрителем проходят образы участников мистерий.
Особенно выразительна сцена, где грозная крылатая богиня замахнулась длинным хлыстом на коленопреклоненную девушку. Закрыв лицо руками, девушка припала к коленям сидящей женщины. Ее темно-коричневый плащ оттеняет золотистый тон нежного тела.
Рядом с этой группой – обнаженная танцовщица с ударными инструментами в руках, а за ней девушка в темно-лиловом плаще. На фоне этого плаща выделяется сильная и стройная фигура танцовщицы. С удивительным мастерством художник передал сложное движение танцовщицы, ее легкую и гибкую грацию. Золотисто-желтый шарф гармонирует с розовато-золотистыми тонами тела девушки. В колорите фрески ощущается изысканный декоративный вкус живописца: желтые и зеленые тона органично сочетаются с сиреневыми, пурпурными и черно-лиловыми. Фон стены подчеркивает яркость и звучность красок.
Лучшими образцами дошедших до нас росписей второго стиля являются фрески из «Виллы мистерий» в Помпеях, из виллы в Боскореале, из дома Ливии на Палатине в Риме и из многих домов в Помпеях. Часто росписи второго стиля представляют собой копии произведений греческих живописцев 4 в. до н. э.
Художник сумел дать зрителю почувствовать значительность происходящего, воплотить то настроение благоговения и страха, которое испытывали участники мистерии. Особенно поразительна сцена с истязуемой молодой женщиной — ее поза, выражение лица, потухший взгляд, спутанные пряди черных волос передают физическое страдание и душевную муку. В той же группе выделяется прекрасная фигура танцующей молодой вакханки в развевающемся желтом плаще, уже прошедшей положенные испытания.
Композиция фрески построена не столько на соотношении объемов в пространстве, сколько на сопоставлении силуэтов на плоскости, хотя в отдельности фигуры объемны и динамичны. Подобный принцип фресковой росписи, когда Элементы пространственности оказываются подчиненными стенной плоскости, знаменует собой определенный период в развитии античной живописи.