Содержание
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Научно-теоретические основы исследования…………………........4
1.1. Сущность понятия «этикет»……………………………………….........4
1.2. Историческая справка…………………………………………………...5
Глава 2. Русский речевой этикет, техника реализации этикетных форм…...9
2.1. Специфика русского речевого этикета…………………………………...9
2.2. Этикетные нормы, техника и средства реализации этикетных форм…18
Заключение……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………35
Введение
Этикет определяет поведение любого человека. Это не только те правила, которым необходимо следовать за столом или в гостях, это вообще все нормы человеческих взаимоотношений. При помощи таких правил регулируются взаимодействия с окружающими. Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.
1.Актуальность проблемы исследования.
Актуальность исследования проблемы речевого этикета личности обусловлена сложившейся в настоящее время в стране социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, связанного с утратой культуросообразных способов регулирования взаимоотношений между субъектами общения как на межгосударственном, так и на личностном уровнях.
«Кризис культуры», «возрождение культуры» - эти понятия характеризуют современное российское общество, которому присущи изменения приоритетов в общественных ценностях и утрата морально-эстетических ориентиров. Частным проявлением кризиса культуры является низкая культура речевого общения взрослых. В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.
Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств - надежная гарантия личностного успеха.
2.Степень научной разработанности проблемы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных ученых, посвященные: теории развития личности (А. В. Петровский, В. А. Аверин, В. С. Мухина); теории речевой деятельности (JI. С. Выготский, Н. А. Леонтьев, М. Р. Львов); теории индивидуализации и личностно-ориентированного подхода (Е. В.Бондаревская, В. Г. Бедерхано-ва, В. Е. Гурин, А. А. Кирсанов, А. И. Савостьянов, P. М. Чумичева, И. С. Якиманская); этическим проблемам общения: в педагогике (Л. В. Артемова, Т. И. Бабаева, В. Д. Бакиева, В. В. Бушелева, Д. А. Исмаилова, С. В. Петерина и другие); в психологии (Т.Антонова, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, В. Н. Мяси-щев, А. В. Петровский и другие).
3.Объект исследования.
Объектом исследования является русский речевой этикет.
4.Предмет исследования.
Предметом исследования является
5. Цель исследования.
6.Гипотеза.
7.Структура работы.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность понятия «этикет».
Что такое этикет? Понятие это философское. По словарю «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формулы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда)».
Это слово пришло к нам из средневековой Франции. Людовик ХIV обозначил им правила общения.
В дословном переводе на русский язык «etiquette» означает «ярлык». В “Советском энциклопедическом словаре”, изданном в1985г. дается такое определение: Этикет (франц. etiquette) – установленный порядок поведения где-либо.
Однако внимательный читатель, заглянув в словари более раннего издания, увидит несколько другие определения. Например, в “Словаре иностранных слов” (1954 г.): Этикет (фр.‚ etiquette) – строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монархов, в отношениях между дипломатами и т. п. Или в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова (1973 г.): Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе монарха и т.п.).
Изменения в определении понятия “этикет” не случайны. Существенная перестройка общественных отношений приводит и к изменениям в этикете, ибо человеческая деятельность всегда варьируется в зависимости от тех социальных условий, в которых она осуществляется, и таким образом отражает их. Этикет как особая знаковая система не исчезает и продолжает обслуживать общество.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
Основы этикета достаточно просты: это культура речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов и элементарная вежливость, которая предполагает умение здороваться, прощаться, говорить "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, доброго утра, хорошего аппетита, здоровья и пр.
Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно.
Манера разговаривать, умение поддерживать беседу имеют также немаловажное значение при обращении людей друг с другом. Для того, чтобы быть хорошим собеседником, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в такой форме, чтобы они были интересны и не выглядели как назидание или нравоучение.
Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. В соответствии с этикетом, лучшее средство победить в себе и в других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка.
В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.
Итак, этикет – совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях. В конечном счете, этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, хотя и является ритуалом, имеющим чисто внешнюю форму.
1.2 Историческая справка.
Англию и Францию называют обыкновенно: "классическими странами этикета". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.
То есть, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
- придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
- дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах,визитах, переговорах;
- воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
- общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же, с близкими, не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
С понятием этикета мы разобрались. Но существует еще несколько видов этикета, среди которых неречевой этикет и речевой этикет. Что такое речевой этикет? Само понятие "этикет" довольно широкое, и включает в себя не только нормы поведения, но и одежду, отношение к людям, манеры и другое. Что касается речевого этикета, то это все тот же набор правил или норм, который определяет, как именно человек должен строить свое общение.
Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия или прощания) способы размещения людей в соответствии с правилами первенства за (столом, например), преподнесение подарков и т. д. Каждый участник общения получает и передает самую разнообразную неречевую этикетную информацию.
Речевой этикет - это часть правил ритуализованного поведения человека в обществе, словесные (вербальные) формы выражения вежливых отношений между людьми в процессе общения, отражающие существенные для данного общёства социальные отношения и функционирующие в силу традиции. Использование этикетных формул обусловлено также полом, возрастом, степенью родства, знакомства лиц, принимающих участие в разговоре. Ситуация играет дополняющую и уточняющую роль в процессе языкового общения. Повторяющиеся слова, словосочетания, предложения, связанные с определенными бытовыми ситуациями и шаблонными темами разговора – формулы обращения, приветствия, благодарности, извинения, поздравления, пожелания, приглашения, просьбы – постоянно встречаются в бытовом общении.
Речевой этикет наряду с информацией – приветствовать, извиняться, благодарить, поздравлять, предлагать, приглашать, соглашаться, отказываться и др. – несет и социальные сведения о говорящем, о его партнере, об их отношениях в официальной или неофициальной обстановке общения. Так, например, к людям, которые значительно старше Вас по возрасту или должности, нужно обращаться по имени и отчеству. С другой стороны, к близким Вам людям достаточно обратиться по имени. Речевой этикет также определяет, какой вид общения выбрать в зависимости от обстановки.
Таким образом, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.