Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство ¬ладимиро-—уздальского кн€жества 13-14 вв.




строили не из кирпича, а из белого камн€¬о ¬ладимиро-—уздальском кн€жестве были созданы самобытные, отличающиес€ от киевских типы храмов Ч центральный городской собор и более скромна€ домашн€€ церковь дл€ кн€з€ и его близких. ¬ладимиро-суздальское зодчество выдел€етс€ также обилием скульптурного рельефа. —в€занный, возможно, с искусством √алицко-¬олынского кн€жества, скульптурный декор владимиро-суздальских пам€тников отличаетс€ €ркой оригинальностью и своими корн€ми уходит в древнейшие слои народного искусства. Ќародность владимиро-суздальских рельефов сказываетс€ и в их плоскостной трактовке, говор€щей об исконных традици€х резьбы по дереву

Ќесомненно, самым €рким созданием владимиро-суздальской архитектуры рассматриваемого периода €вл€етс€ ƒмитриевский собор. ќн был не только домовой церковью кн€з€, но и своего рода храмом- реликварием. ¬ нем хранились св€тыни, привезенные из —олуни, - доска от гроба —в€того ƒмитри€ и частица его сорочки. ≈го отличает намеренно подчеркнута€ монументальность и устойчивость форм, кажущихс€ несколько т€желовесными из-за обили€ белокаменных рельефов. ¬еличественный облик храма, изначально имевшего башни и галереи, отражал богатство, силу и первенствующую роль ¬севолода III в политической жизни –уси. ѕышный праздничный декор, неспешный торжественный ритм арок, широкие плоскости пр€сел стен придают этой постройке поистине имперский характер2 —охранившиес€ на склонах большого и малого свода под хорами изображени€ представл€ют собой части большой композиции —трашный суд - сид€щих на тронах апостолов и сонмы окружающих их ангелов, а также сцену шестви€ праведных, возглавл€емых апостолом ѕетром, в рай. Ќеторопливый композиционный ритм, прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, спокойные, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов, м€гкий свет, излучаемый ими, замечательно согласуютс€ с широким светлым пространством храма.

ƒревнейшие из сохранившихс€ с раннемосковского периода пам€тники относ€тс€ уже к концу XIV Ц началу XV в. Ёто прежде всего ”спенский собор на √ородке в «венигороде Ц придворный храм кн€з€ ёри€ «венигородского Ц второго сына ƒмитри€ ƒонского, построенный около 1400 г. ќдноглавый, из€щных пропорций храм (усп. собор) приподн€т на высоком цоколе. ”зкие лопатки усложнены полуколоннами. «акомары имеют килевидные завершени€. ѕо фасаду, по верху апсид и барабана проходит тройна€ лента плоского резного орнамента. Ќиз барабана украшен кокошниками. ѕорталы перспективные, как и владимиро-суздальские, окна узкие, как щели. Ћегкостью и из€ществом ”спенский собор напоминает также церковь на Ќерли. “от же конструктивный принцип декорировки и та же система сохран€етс€ в “роицком соборе “роице-—ергиева монастыр€ и –ождественском соборе —аввино-—торожевского монастыр€, но легкость и из€щество здесь уступают место сдержанному выражению статики. ¬ —пасском соборе јндроникова монастыр€ в ћоскве сложна€ система подпружных арок, двойной р€д кокошников создают динамический образ. ¬печатление активного нарастани€ масс кверху Ц также знакомый нам прием по киево-черниговскому зодчеству, по некоторым храмам —моленска и Ќовгород.

–аннемосковское зодчество с типом одноглавого четырехстолпного храма башнеобразной конструкции имело огромное значение дл€ расцвета общерусской архитектуры конца XVЦXVI в. ≈го скромность и из€щество, €сность и чистота форм сродни живописному искусству јндре€ –ублева

—реди замечательных пам€тников живописи ¬ладимиро-—уздальского кн€жества выдел€ютс€ фрагменты росписи ƒмитриевского собора конца 12 в. ¬ частично сохранившемс€ Ђ—трашном судеї образы апостолов, ангелов, праведников отличаютс€ психологической глубиной и сложностью. ќни говор€т о внутреннем родстве фресок ƒмитриевского собора с такими выдающимис€ произведени€ми византийского искусства, как икона ¬ладимирской Ѕогоматери с ее глубиной внутренней жизни и силой чувства.‘рагменты росписи ƒмитриевского собора с несомненностью свидетельствуют о том, что здесь работали художники-греки. Ёт0 еще раз говорит о широте художественных св€зей ¬ладимиро-—уздальского кн€жества.ћонументальна€ икона ƒмитри€ —олунского (конец 12 Ч начало 13 в.; илл. 111) предположительно св€зана с ¬севолодом III, патроном которого считалс€ ƒмитрий —олунский. ќна должна была напоминать о законности и могуществе кн€жеской власти. ¬ этой

иконе ƒмитрий —олунский Ч не суровый воин-подвижник, а властитель, на которого бог руками ангела возлагает кн€жескую корону. ≈го меч Ч символ светской власти, твердой и непоколебимой. ¬ соответствии с изменением характера образа св€того-воина изменилс€ весь его облик. ¬ спокойной позе восседает ƒмитрий —олунский в богатой, украшенной драгоценными камн€ми и золотом одежде на вышитой жемчугом подушке роскошного трона. ≈сли бы не жест правой руки, вынимающей из ножен меч, поза воина была бы совсем неподвижна, как неподвижно его лицо. »де€ сильной кн€жеской власти в значительной мере лишает образ Ђсв€тостиї, но это не ведет к отказу от отвлеченности иконного письма. √лавными художественными средствами здесь стали силуэт и соотношение локальных красочных п€тен. ’от€ колорит иконы еще очень приглушен, декоративность цвета начинает выступать очень отчетливо и сообщает художественному образу внутреннее напр€жение. »ным становитс€ и линейный ритм. –исунок в иконе спокоен, плавен, строитс€ на определенных и легко заметных повторах. “ак, могуча€ дуга спинки трона и плавное очертание плеч св€того-воина повтор€ютс€ в кругл€щихс€ лини€х складок. ’арактерен также принцип симметрии, которому следует художник. “аким образом, возникает устойчивое равновесие масс и замкнутость формы, достигаетс€ внутренн€€ целостность и значительность художественного образа.

ƒальнейшее развитие владимиро-суздальской живописи можно представить по €рославским пам€тникам. ¬ 13 в. ярославль стал большим художественным центром. «десь шло интенсивное строительство, здесь работали талантливые живописцы. »менно к €рославской школе относитс€ монументальна€ икона «намени€ (перва€ половина 13 в.), так называема€ ярославска€ ќранта (илл. 110). ¬ иконе господствует строга€ симметри€, благодар€ которой поза Ѕогоматери кажетс€ особенно неподвижной и величественной, но в целом ее образ не отличаетс€ непреклонностью. ≈е фигура гораздо более стройна, чем фигура ќранты в  иевской —офии. ∆ест ее воздетых рук, повторенный ’ристом, не устрашает, а привлекает. ƒревнерусский человек воспринимал ее как заступницу. Ё“ќћ” характеру образа соответствует и €ркий, си€ющий колорит иконы. “емно-вишневые, красные, зеленые, белые тона в сочетании с золотом фона образуют звучный и радостный цветовой аккорд.

—уздальские мастера прикладного искусства создали в 20Ч30-х гг. 13 в. уникальный пам€тник Ч великолепные двери суздальского собора. ќбитые снаружи медными листами, они несут на себе 56 клейм с различными изображени€ми, выполненными оригинальным способом огневого золочени€. ёжные двери посв€щены Ђде€ни€м ангеловї, которые издавна были Ђпокровител€миї кн€зей. «ападные украшены сиенами из Ќового завета.—уздальские врата богато орнаментированы, здесь встречаютс€ изображени€ фантастических животных, знакомые ужо по владимиро-суздальским рельефам. ќрнаментаци€, легка€ и из€щна€, близка к произведени€м ювелирного искусства, которое получило богатое развитие во ¬ладимиро-—уздальском кн€жестве. јрхеологи нашли немало украшений, говор€щих об изысканном вкусе местных ремесленников Ч эмальеров, позолотчиков, резчиков. —ледует упом€нуть замечательные браслеты с позолотой из ¬ладимирского клада (12 Ч 13 вв.), где орнаментальные мотивы заключены в рамки, воспроизвод€щие архитектурные формы. “ончайшим мастерством отличаетс€ шлем ярослава ¬севолодовича, найденный на поле битвы 1216 г. ≈го украшени€ Ч фигуры архангела ћихаила и св€того ‘еодора, растительные узоры и изображени€ грифонов Ч выполнены рельефной чеканкой.

јрхитектура и изобразительное искусство ¬ладимиро-—уздальского кн€жества сыграли большую роль в развитии древнерусского искусства. ќни €вились образцом дл€ зодчих и живописцев ћосквы, искусство которой начало развиватьс€ в 14 столетии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 647 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

585 - | 592 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.