Лекции.Орг


Поиск:




Старый Кучурово, Ново Кучурово




ТАТЫШЛИНСКИЙ РАЙОН

БАШКИРСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ

 

Татышлинский район, расположенный на севере Башкортостана, как любой район РБ, по этническому составу населения имеет свои особенности, связанные как природно-климатическими условиями, особенностями расселения башкирских племен, так и непосредственной близостью с сопредельными тюркоязычными государствами: Булгарским государством, Казанским ханством и предками современных финно-угорских народов. Эти и другие особенности оказали существенное влияние на этнодемографические процессы, происходившие на северной и северо-западной периферии исторической Башкирии в ХУ-ХХ веках.

Бассейны рек Бирь и Быстрый Танып, Буй, Низовая Белой в первой половине II тысячелетия были заселены племенами, входившими в икскую и нижнебельскую группу башкир. Основными жителями территории района были башкиры племен ирэкте, являвшиеся потомками восточных (кара-табынских) и западных табынцев, переселившихся в XV-начале XVI в. на границы Казанского ханства, где они несли военную службу. Родоначальниками ирэктинцев считаются сподвижник Чингиз-хана Майкы-бий и его потомок Кара-табын-бий. При сыне Кара-табын-бия Чулман-бие предки ирэктинских башкир переселились с долины р. Миасс на берега Камы и Ика. Об этом говорится в ирэктинских шежере. Термин «ирэк» означает «крепость», «укрепленное место», «кремль». Следовательно, ирэкте (ирэкте, ирэктелэр) означало «несущие службу в крепости» или «обязанные оборонять крепость». Вождя ирэктинцев Ахмет-Шейех-бия (или Шайех-Ахмета) звали Ирэкте. В 1523 г. Шейх-Ахмет и его «близкие оланы» получили надельные земли, очевидно, в обжитой и плотно населенной Икской долине. С падением Казанского ханства и присоединением Башкирии к Русскому государству в конце XVI в ирэктинцы направляются в бассейн р. Танып. Здесь ирэктинские башкиры, имеющие довольно древние боевые традиции, потеснили племя Тазлар, заняв в основном его территорию. Позднее ирэктинцы «обосновали» захват земель сказаниями о женитьбе ирэктинских батыров на дочерях Таз-баба, за которыми в приданое они получили обширные земли. В фундаментальной книге Р.Г.Кузеева «Происхождение башкирского народа» приводится одно из таких преданий,. по которому предок ирэктинцев Исэн-баба (Асан-баба) был охотником на р. Ик. Он часто ходил с сыновьями охотиться на Танып. Однажды в лесу Исэн-баба встретил аксакала племени таз Таз-баба. По приглашению последнего Исэн-баба поселился на Таныпе, а его сыновья женились на дочерях Таз-баба. Таз-баба в качестве приданого отдал ирэктинцам большую вотчину. Ученый Р.Г.Кузеев предполагает реальность личности Исан-баба. Его могила находится в окрестностях д. Ст.Сокор Татышлинского района, до настоящего времени содержится в порядке. Ирэктинцы закрепили занятые им земли получением жалованных царских грамот, став башкирами-вотчинниками.

До XVI в. на территории современного района жили только башкиры. Переселение татар началось после падения Казанского ханства русскими войсками в 1552 г. Массовое переселение русских, мишарей, марийцев и удмуртов началось в XVIII в. Все они заселились на вотчинных землях башкир на правах припущенников и за использование земли платили ясак башкирам-вотчинникам. Массовый приток небашкирского населения привел к сокращению масштабов земельных угодий башкир, росту количества этнячески смешанных населенных пунктов и постепенному освоению обширных лесных массивов региона.

Башкирские деревни района в основном расположены на вотчинных землях трех волостей: Ирэктинской, частично Урман-Гарейской и Кыр-Таныпской. Эти роды-волости входили в состав Осинской дороги Уфимского уезда, с 1744 г. - в Оренбургскую губернию. В 1798-1865 гг. территория Татышлинского района и других сопредельных районов входила в состав башкирских кантонов. Башкирские деревни составляли 16-18-ю юрты кантонов. Следует отметить, что кантонная (военно-служебная) форма правления распространялась тогда только среди башкирского и мишарского населения края, причем, как правило, кантоны были в этническом плане однородными.

Ирэктинской волости Осинской дороги принадлежали следующие башкирские деревни:

Савалеево

 

Савалеево — впервые упоминается в источниках за 1718 и 1729 гг. Название ее от антропонима. Имя Савалей — Ьэлэулэй — в этих краях в прошлом не редкость. Однако первопоселенец Савалей по опубликованным источникам не известен. Но известно, что почти все села и деревни носят имена видных общинников, представителей духовенства и других влиятельных людей. Савалей был безусловно из их среды. Следовательно, и его сын тоже. В 1747 г. башкир Ирэктинской волости Казанской дороги Рямгул Савалеев «с товарыщи» продал титулярному советнику Д. Л. Реутову часть вотчинной земли по р. Ик, находящейся в Мензелинском уезде с ориентирами: озеро Бакрай, рр. Шуран, Анабак-Елга, гора Тавбурун. Выше говорилось, что ирэктинцы Осинской и Казанской дорог владели общей вотчиной по левому берегу р. Ик. Рямгул Савалеев вполне мог быть сыном первопоселенца д. Савалеево, поскольку они были ирэктинцами.

В 1795 г. д. Савалеево состояла всего из 9 дворов, где проживали 23 башкира и 24 башкирки. VII ревизия 1816 г. вьшвила 8 дворов, 27 вотчинников м.п.10 54 человека показала VIII ревизия 1834 г.11 IX ревизия 1850 г. зафиксировала резкое увеличение количества жителей за счет переезда в 1849 г. 11 семей из дд. Старочукурово, Новочукурово, Маматаево, Аксаитово, Нижне- и Верхнекудашево, Ильметево 17-й юрты. Тогда в 20 дворах отмечено по 85 мужчин и женщин. До переселения сюда 11 семей здесь жили Абкадыр Мукачев, 47 лет в 1850т., его сыновья Ахметханнан, 20 лет, Абдулвали, 18, Абдулмухамет, 2 лет; племянник главы семьи Гафиулла Калимуллин, 38 лет; его сыновья Загидулла, 13, Муллаяр, 2 года. Мухаметкарим Курбангалиев, 42 лет; его брат Азимгул, 45 лет, с сыновьями Гизетуллой, 11, Хурматул-лой, 9, Сибагатуллой, 4, Зиганшой, 2 лет. Мусагит Баишев (1779-1838); его брат Мавлют (1800-1837) с 13-летним сыном Валимухаметом; второй брат Ярмухамет (1809—1845); третий брат Зайнибашар, 41 года. Гали-улла Тухватуллин, 35 лет; его сыновья Гамитман, 6 лет, Зейнур, 1 недели. Кунакбай Мухаметшарифов, 33 лет; в 1836 г. по суду отдан в солдаты; его брат Чувашбай, 45 лет, с сыновьями Давлетбаем, 22 лет, Давлетшой, 18, Бадамшой, 3 лет. Фаткулла Сайфуллин (1793-1849); его дети Гайнитдин, 25 лет, Гильмитдин, 23, Залялитдин, 18. Канзафар Суяргулов (1756—1842); первый сын Мухамет-ша, 44 лет; его сыновья Мухаметталип, 20, Мухаметсадык, 5 лет; второй сын Зиганша, 43 лет, с детьми Зиннатшой, 21, Хайдаршой, 8 лет; третий сын Давлетша, 41 года; его сын Насретдин, 4 лет. Шагамардан Шамсутдинов, 27 лет; его братья Гайнигашивар, 25, Шагиахмет, 21 года; его двоюродные братья Сахратулла Сагадиев, 31, Сахиулла, 29 лет; дядя главы семьи Аллаяр Сафаргалиев (1805-1836). Тимирбай Кузягулов, его сыновья: Хуснулла, 40 лет (его сын Ямалитдин, 5 лет), Фазулла, 39 лет. По X ревизии 1859 г. в 53 дворах проживало 298 башкир-вотчинников и в 5 дворах — 31 башкир-припущенник. Назовем одного долгожителя - Баима Алпау-това (1747- 1823). В 1870 г. 82-дворная д. Савалеево имела 455 жителей из башкир. И, наконец, в 1920 г. в составе Кызылъяровской волости Бирского кантона она зафиксирована как башкирско-тептярское поселение, состоящее из 111 дворов с 496 жителямй. Безземельные башкиры-припущенники, как видно, стали тептярями. Одним словом, в данной деревне жили только башкиры.

В 1843 г. на 54 башкира было засеяно всего 96 пудов озимого и 144 пудй ярового хлеба, примерно 4,4 пуда на человека16. Имели 14 лошадей, 40 коров, 30 овец.

В 1870г. В деревне имелась мечеть и при ней училище.

К 17-й юрте относилась точно такое же названия д. Савалеево. Причем обе деревни отстояли от Бирска в 82 верстах, т.е. располагались рядом, но жители и коли-чество скота и производимого хлеба учитывались по каждой в отдельности. В 1834 г. здесь проживало 58 человек, которые владели 19 лошадьми, 35 коровами, 30 овцами и 8 козами.

 

Янгыз-Нарат

 

Д. Янгыз-Нарат при р. Тибиль из той же 16-й юрты имела второе имя Хамитово. Она являлась выселком из д. Старочукурово, ставшим самостоятельным поселение между IV (1783 г.) и V (1795 г.) ревизиями. Во всяком случае, последняя учла этот выселок как деревню, где имелось 11 дворов с 67 башкирами-вогчинниками, т.е владельцами ирэктинских общинных земель-вотчин17.1 В 1816 г. она зарегистрирована в официальных ревизских документах как д. Нарат с 18 дворами и 47 мужчинами Указано наличие мечети. По VIII ревизии в Ялгыз-Нара было 145 башкир при 24 дворах. В 1859 г. в 44 дворах 1 взято на учет 242 вотчинника. По сведениям 1870 г. здесь было 52 дома 275 жителей. Действовала мечеть и при ней школа. Перепись 1920 г. в 146 дворах показала 744 башкира. Как видно, это селение было однонациональным. Что касается второго названия деревни, то оно несомненно, связано е Хамитом Шаршювичем Кииковым, жителем д. Чукурово. Он известен по источникам тем, что 5 декабря 1775 г. взял взаймы у уфимского купца! Подьячева товар на сумму 300 руб.

Один из жителей зауряд-сотник Зулкарнай Салимкаев сын Алпаев, 1783 года рождения, принимал участие в Отечественной войне 1812 г. На следующий год ощ в составе 10-го башкирского полка действовал на территории Пруссии. Имел серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Назовем имена его сыновей: Фазулла, Насибулла, Фаткрша, Галяутдин. Ветеран был еще жив в 1842 г., когда брали на учет участников войны.

О хозяйстве - сведения 1842 г. На 145 башкир было засеяно 240 пудов озимого и 264 пуда ярового хлеба. Имели 2 мельницы. На 22 двора (145 человек) приходи-1 лось 59 лошадей, 64 коровы, 78 овец, 72 козы. Занимались и пчеловодством.

 

 

Старый Кучурово, Ново Кучурово

 

 

Характеристику сел 17-й юрты начнем с д. Старочукурово. Это коренное поселение башкир-ирэктинцев, Даже было время, когда оно так и называлось — Ирэкте. Было известно и как Джирем. Здесь жили одни вотчинники. Об этом ясно говорят материалы ревизий и переписей. В 1795 т. здееь насчитывалось 165 башкир, в 1816 г. - 190, в 1834 г.'- 219, в 1859 г. - 325, в 1870 г. - 348, в 1920г. -588башкир.

Нарушение царским правительством условий добровольного подданства башкир вызвало их протест, породивший открытые вооруженные выступления. В 1735— 1740 гг. во время башкирского восстания наряду с башкирами северных волостей — Тайнинской, Уранской, Кыр-Таныпской, Балыкчинской — борьбу вели и вотчинники-ирэктинцы. В 1738 г. во главе 450 повстанцев стоял житель д. Чукурово Муртаза Халимов21. В Крестьянской войне участвовали жители 352 дворов всей Ирэктинской волости.

Чукурово — родина башкирского поэта второй половины XIX в. Гали Сокроя. Старшинами двух Ирэктин-ских волостей (Осинской и Казанской дорог) в 1738 г. с были Султук Назаргулов и Сурагул Дускяев, в 1742 г. — Илиш Азнагулов и Атнабай Тляков. В 1750—1797 гг. во главе обеих волостей стоял главный старшина Шариф(п) Кийков (Кейеков). Гали Сокрой — правнук башкирского старшины Шарифа.

Об этом свидетельствует шежере-родословная поэта. Вот это шежере: «Род Кара-Табын идет от Майкибия. Во времена Чингиз-хана Майки-бий, живя в местности Миадак в Уральских горах, кочевал в долине реки Миасс; он Чингиз-хану возил подарки; став его спутником, ездил вместе с Чингизханом на одной повозке; дали ему имя Уйшин Майки-бий. Сын Майки-бия Илек-бий, его сын Алчэ-бий, его сын — Булгаирбий, его сын Кара-Табын-бий. Ему дали имя Кара-Газиз. Кара-Табын-бий, бросив старинные земли, переселился в долину реки Чулман. Его сын Чулман-бий родился, когда (Кара-Табын-бий) переселился сюда. Сын Чулмана Кулман, сын Кулмана — Дурмэн, сын Дурмэна — Бибэн, сын Бибэна Худайгул, его сын Худояр, его сын Давлетъяр, его сын Давлетбай, его сын Исен-хан; Исен-хан подчинялся Чуртмак-хану, который был из казанских ханов (наместников). Его владением была д. Джирем. Сейчас она известна как село Чукур. Около д. Чукур находилась всем известная местность «озеро Сырган», где Исен-хан с Чуртмак-ханом состязались в стрельбе из лука по цели.

Сын Исен-хана Бырак, сын Бырака Киик, сын Кийка Шариф, сын Шарифа Габдулла, сын Габдуллы (Габдес) Салих, сын Салиха (Мухамет) Гали. Гали есть сам Кийков». Сын Гали Гарифулла. По всему видно, что родословная была составлена самим поэтом Гали Сокроем. В другой родословной поэта между его прапрадедом Кийком и прапрапрапрадедом Быраком указано имя прапрапрадеда Кучугана.

Из предков Гали Сокроя (Гали Кийков взял имя родной деревни как псевдоним) по историческим источникам более известен его прапрадед Шариф Кийков. Он почти полвека служил старшиной Ирэктинской волости. В связи с тем, что отдельные авторы газетных статей сознательно искажают этническое происхождение башкирского поэта Гали Сокроя, следует подчеркнуть, что никогда и ни при каких обстоятельствах во главе башкирских родовых волостей не стояли небашкиры. Тем более должность волостных старшин была тогда наследственной, ими могли быть лишь потомки родовых старейшин или вождей-биев. Поэтому путь к этой должности был наглухо закрыт не только для представителей татар и мишарей, но и даже для башкир-чужеродцев. Поэтому приписывание Гали Сокроя к другому этносу не имеет под собой никакого основания, ибо противоречит историческим реалиям и источникам.

Шариф Кийков был одним из верных царскому правительству башкирских старшин. Во время подавления восстания 1755 г. и Крестьянской войны 1773—1775 гг. он был не только на стороне царизма, но и возглавлял карательные команды против повстанцев. Его преданность правительству и антинародная деятельность были высоко оценены Екатериной II, наградившей Шарифа Киикова серебряной и большой золотой медалями, на лицевой стороне последней был выбит профиль императрицы с надписью на обороте «Башкирский главный старшина Шариф Кийков жалован сей медалью за верность, за храбрость, за его службу. 1774 г.». Этой почести он добился благодаря ходатайству перед российским правительством одного из главных карателей подполковника И. И. Михельсона. По рекомендации последнего он удостоился чести быть принятым начальником секретных комиссий в Казани генерал-майором П. С. Потемкиным. В эти годы он добился должности главного старшины двух северных башкирских волостей (Гайнинской и Ирэктинской) и получил звание прапорщика. Тем не менее подвластные ему башкиры из 352 дворов были на стороне Е. И. Пугачева.

Он не отставал и в разбазаривании вотчинных земель ирэктинцев. Об этом можно найти сведения в «Материалах по истории Башкирской АССР» (Т. 5).

Его сыновья и внуки занимали высокие должности в башкирском обществе. Сын Нигаматулла стал юртовым старшиной во главе групп деревень, с 1825 г. — кантон-ным начальником 10-го башкирского кантона. В 1802 г. по получении чина 14-го класса он добился звания дворянства. В 50-х гг. XIX в. волостным старшиной был зауряд-хорунжий Дилявир Кийков.

Род Шарифа Киикова в первой половине XIX в. составлял значительную часть населения деревни. Продолжая родословную, о которой уже говорилось выше, назовем имена сыновей, внуков, правнуков и других родственников Шарифа Киикова.

У Шарифа Киикова было три сына: (Г)Абдулла, Бикташ и Нигаматулла. Поэт (Мухамет) Гали (Габдул) Салихович был внуком Абдуллы Шарипова, жившего в 1746—1828 гг. и служившего юртовым старшиной — главой нескольких башкирских деревень. Старший сын Абдуллы — Тухватулла Абдулов (1768—1842), долгие годы исполнявший должность походного старшины, в обязанность которого входили «отвод башкирской команды на Оренбургскую пограничную линию вдоль р. Урал (Яик) и привод ее обратно домой в свои жилища» (в первой половине XIX в у башкир-казаков, как людей военного сословия, пограничная служба, т.е. охрана юго-восточных рубежей России, и участие их в войнах и походах русских войск являлись главной их повинностью-обязанностью перед государством). Старший сын Тухватуллы Гибатулла (1790—1847). У него единственный сын Хи(с)метулла, 1826 г., и 5 дочерей. Второй сын Мухамет-гали (1793—1823). Третий Насибулла, 1798 года рождения, отданный по суду в солдаты в 1840 г. Его сыновья Сафи-улла, Мухаметсадык, Мухаметамин, Исмагил. Назовем имена остальных сыновей Тухватуллы: Хабибулла, Фат-кулла, Шаяхмет, Шаймардан, Гаймалетдин.

Курбангали Абдулов, второй сын Абдуллы, 1780 г., к середине XIX в. был отставным есаулом. Сыновья Курбангали Файруша, 1811 г. (его дети Вильдан, Абдулхан-нан, Исмагил, Музафар, Хусаин), Галиулла, 1814 г. (его сыновья Шагидулла, Хабибулла), Зайнулла (1819—1847), его сын Мухаметкаюм.

Третий сын Абдуллы Абдулхалик (1787—1816) долго служил юртовым старшиной. Его сыновья Абдулхаким, 1812 г. (его дети Гайса, Садрислам, Садритдин, Садыр-иксан), Зиганша, 1814 г. (его сыновья Мифаррах, Муха-метлатип, Мухаметсадык).

Четвертый сын Абдуллы Абдулсалих (Габдесалих), живший в 1797—1849 гг. У него 6 сыновей: Мухаметфа-зыл, 1825 г. (его сын Мухаметсафа, 1848 г.), Мухаметгали, 1828 г. (хотя его биографы указывают 1826 г.), Мухаметра-хим (1831 г.), Абдулла (1834 г.), Абдрахман (1836 г.). Мухаметзариф (1846 г.); жена поэта — Марфуга Земалит-динова, 1831 г. (биографы поэта называют другое имя ее отца — Залялитдин).

Пятый сын Абдуллы Гайнитдин, 1803 г.; его сыновья Камалитдин (1824 г., его сын Ямалитдин), Багаутдин (1826 г., его Даут, Яхъя), Султанахмет (1829 г.), Абдулму-савир (1831 г.), Якуп (1833 г.), Юсуп (1835 г.), Муса (1839 г.).

Шестой сын Абдуллы Халиулла, 1815 года рождения, и младший — Зайнулла, 1819 г.

Второй сын Шарифа Киикова — Бикташ (1752—1829).

Третий сын — Нигаматулла, в 1850 г. ему было 73 года. Тогда имел 4 жены 60, 50, 40, 30 лет, от которых родилось

10 сыновей. Старший сын из них Губайдулла (1794—1840, его сыновья Арсланбек, Арсланби, Хамидулла); второй зауряд-хорунжий, помощник кантонного начальника Мухаматша, 1810 г. (его сыновья Шагибал, Нурмухамет); третий Мухаметшариф, 1815 г., урядник, служил юртовым старшиной. И далее: Давлетша, 1823 года рождения (его сын Ахметша); Султанша, 16 лет в 1850 г.; Гайнулла, 16; Ахметша, 13; Шагингарей, 11; Султангарей, 9; Тимерша, 6 лет.

Одним словом, в 1850 г. родственники Шарифа Киикова составляли четверть жителей д. Старочукурово (т.е.11 семей, или 25% из 43 семей).

А сейчас по IX ревизии 1850 г. перечислим имена и фамилии башкир-ирэктинцев этой деревни, чтобы сегодняшние чукуровцы могли найти своих дальних и близких родственников.

1. Ярмухмамет Едыгаров (1766—1838); его сын Сейфульмулюк, 1794 года рождения (его сыновья Кутлуахмет, Ибрагим, Фазлыахмет с сыном Хузиахметом).

2. Гузаир Едыгаров (1784—1830), сыновья Абдулман-нан, Хуснумардан.

3. Его же сын Хуснутдин Гузаиров, 39 лет в 1850 г.; его дети Мухаметдин, Минниахмет, Кутлумухамет, Мухаметзариф.

4. Его же сын Абдуликсан Гузаиров, 35 лет.

5. Двоюродный брат Гузаира Ишнияз Юсупов, 52 лет; его сыновья Насретдин, Самагатулла, Назмитдин. 6. Мухаметрахим Едыгаров (1797—1837); его сыновья Рахматулла, 1803 г. (его дети Шарафислам, Шаяхитдин, Садрислам), Ахметзян, 1823 г.

7. Юлдаш Едыгаров (1751—1820).

8. Его племянник Мухаметша Ишмухаметов, 1813 г.; его сын Хайдарша.

9. Сын Юлдаша Галикей Юлдашев (1782—1840); его сын Габидулла.

10. Сын Юлдаша Азмухамет Юлдашев (1783—1840); его сыновья Мукминкул, 1809 г. (его Хамидулла, Муха-мет, Хасбитдин), Хайритдин, 1831 года рождения.

11. Шамкай Сафаров (1766—1850); сыновья Маулит, 1822 г., Мухат (отдан в солдаты в 1822 г.).

12. Сын,Шамкая Ибрагим Шамкаев (1794—1826); его сын Шагимурат, 1818 г.; его сын Шагивали.

13. Байрамгул Сафаров (1771—1843); его сын Файруз (1791—1845); сыновья Файруза Абдулнафик, 1812 г. (его Абдулшафик, Минигали); Абдулнасыр, 1818 г. (его Абдулбасир), Файруша, 1831 г.; Зиганша, 1832 г.; Шаги-мардан, 1835 г.

14. Губайдулла Шафиев, 1770 г.

15. Его сын Ахтям Губайдуллин, 1798 года рождения; его сын Ахметша, 1822 г. (его Ахмет и Мухаметшаих).

16. Худайгул Губайдуллин, 1808 г.; его сыновья Мул-лаяр, Гилмияр, Ахмадий, Ахмедша, Галимша.

17. Агадулла Губайдуллин, 1815 г.; сын Габдулатиф; родные братья Ахметулла, 1822 г. (его сын Ахметкалям), Сагадий, 1824 года рождения, Валиулла, 1828 г., Набиулла, 1834 г.

18. Мухаметгали Шафиев, 1799 г.; сыновья Хайритдин, Хисматулла, Галяутдин.

19. Айдыкай Абдуллин (1789—1825); сын Гумер.

20. Его же сын Хисматулла Айдыкаев (1809—1843); брат Гумер.

21. Исмагил Муртазин, 88 лет в 1850 г.; сыновья Гайса (1822—1835), Мухаметсадык (его Гайса, 2 недель).

22. Исхак Муртазин (1769—1820); сыновья Ашраф, 1804 г. (его сыновья Абдулшафик, Бадамша, Мухаметхафиз), Абдулфаварис, 1809 г. (сын Низаметдин, 1849 г.).

23. Мукмин Максютов (1772—1845); сын Каспран, 1793 г.

24. Его же сын Минлигул Мукминов, 1806 г.; сыновья Муллаяр, Абдулвахит, Муллагильды, Валиша.

25. Юмагул Максютов (1788—1821); сын Хисравшир, 1810 г. (его дети Хазиахмет, Фазулла, Гафиулла, Шира-хитдин, Гайзатулла, Намитдин).

26. Юмакай Максютов, 68 лет. Сын Шагимардан (его Шаймухамет).

27. Абдрашит Сагитов (1781—1824); его сыновья Фат-кулла, 1806 г. (его Нурмухамет, Валиахмет).

28. Его же сын Файзулла Абдрашитов, 1808 г. (его Хасан); родные братья Зайнулла, 1810 г., Зайнибашир, 1822 г.

29. Шагимардан Сагитов (1785—1842); его сыновья Мухамадияр, 1816 г. (его Давлетьяр, Давлетбай), Сайфут-дин, 1820 г. (сын Минлишайхитдин).

30. Амир Кузягулов (1774—1825); его сыновья Рахматулла (1807-1845), Файзулла, 1812 г., Курбанай, 1814 г.

31. Идрис Апасов (1783—1835); сын Агелитдин, 1818 г.

32. Гайнулла Абдулгафаров, 1786 г.; его сыновья Сах-ратулла, 1814 г., (сын Сибагатулла), Загидулла, 1825 г., Ахтарей, 1829 г.

33. Махмут Мавлюшев (1736—1819); сыновья Искандар Махмутов (1786—1848); сын Искандара Давлетша, 1814 г. (его Мухаметлатип, Мухаметнур); Хайрибашир Махмутов (1789-1842).

34. Афлятун Абдулманнанов (1800—1849); его брат Аюп (1813—1846), его сыновья Гиззатулла, Тохратулла.

35. Указной мулла из д. Улуаремы Уфимского уезда Мирхайдар Рахматуллин, назначенный сюда в 1848 г.24

Все жители — башкиры-вотчинники, т.е. владельцы общинных земель Ирэктинской волости, кроме М. Рахматуллина.

Завершая очерк о Старочукурово, хотелось бы привести некоторый цифровой материал о хозяйстве сельчан. В 1842 г. на 219 башкир-чукуровцев (численность их здесь и в дальнейшем дается по VIII ревизии 1834 г.) сеяли 840 пудов озимого и 848 пудов ярового хлеба, т.е. по 7,7 пуда на каждого. Тогда они имели 5 водяных мельниц (в 1870 г. их 3). На 1 двор из 42 приходилось лошадей — 2,3 (всего 98), коров — 2,6 (всего ПО), овец — 3,4 (всего 144), коз — 0,8 (всего 36 голов). На всю деревню имели 32 улья и 25 бортей.

Мусульманам принадлежала мечеть и школа при ней.

В начале XX в. деревня имела одноклассное земское училище из 4 отделений. В 1908 г. в первом отделении обучались 4 мальчика, 1 девочка, во втором — 2 девочки, в третьем-четвертом отделениях — 3 мальчика и 2 девочки, всего в нем занимались 7 мальчиков и 5 девочек. В тот год приняли 3 мальчиков и девочку. 1 мальчик выбыл. К концу учебного года обучались 9 мальчиков и 6 девочек, из них в следующие отделения были переведены 6 мальчиков и 3 девочки. 2 девочки окончили курс обучения29. Остальные были оставлены на второй год обучения.

Само название д. Новочукурово подсказывает свое происхождение. Она была основана выходцами из коренной д. Чукурово между 1776—1795 гг., поскольку до 1775 г. ее еще не было, а V ревизия 1795 г. зафиксировала ее как деревню, состоящую из 8 дворов с 20 мужчинами и 18 женщинами. Все жители были башкирами-вотчинниками. И в дальнейшем сохраняется однонациональное население. Так, в 1811 г. было 39, в 1816 г. — 45, в 1834 г. — 87, в 1850 г. - 105, в 1859 г.- 171, в 1870 г. - 206, в 1920 г. -482 башкира.

В 1842 г. на 87 башкир было засеяно по 168 пудов озимого и ярового хлеба, т.е. по 1,9 пуда на человека.

Молоть хлеб жители новой деревни ездили в коренное селение. На каждый из 16 дворов приходилось лошадей по 1,8, коров — по 5, овец — по 3,9, коз — по 0,3. Кто-то из жителей занимался пчеловодством (5 ульев) и бортничеством (5 бортей).

В 1870 г. зафиксирована мечеть.

Из коренного поселения Старочукурово выделилась часть жителей и основала д. Новые Иракты или Чукур. Это произошло в начале XX столетия. Перепись 1920 г. зафиксировала 161 башкира при 34 дворах.

 

Аксаитово

 

Д. Аксаитово (название от антропонима) по непонятным нам причинам не учтена V ревизией, хотя достоверно известно, что в годы Крестьянской войны 1773— 1775 гг. из числа жителей этой деревни, принадлежавшей Ирэктинской волости, были и пугачевцы. Среди них, кроме башкир, было и 4 ясачных татарина. По VIII ревизии 1834 г. здесь проживали 4 двора тептярей из 22 мужчин и 20 женщин. Предки их были приняты сюда по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 24 июня 1747 г. Вышеупомянутые 4 ясачных татарина-пугачевца, выходит, перешли в сословие тептярей, т.е. они вышли не только из своей общины (коллектива деревни — места их выхода), но и из своего сословия, в данном случае из ясачного. Они приняли на себя все права и обязанности нового — тептярского — сословия. Тептяри из татар проживали в Аксаитово «с башкирцами... неотдельно сплошь». Деревня возникла задолго до этой указанной даты.

Назовем имена четырех семей тептярей из татар по ревизии 1834 г.

1. 53-летний Абдрахман Кантуганов, его братья 50-летний Абдрахим (его сын Зайнагабдин, 2 лет), 36-летний Байра(м)гул.

2. Ибрагим Мусин (1749—1832); его сыновья Хисамет-дин, 55 лет, Нигматулла, 43 лет (его сыновья Зайнулла, Ахметулла); их братья Галиулла, 35 лет (его дети Фазулла, 4 лет, Валиулла, 7 лет); Валиятмухамет, 30 лет; Галиша, 21 года (его сын Габдулшафик).

3. Рафик Мусин (1772—1819); сын Ардуван, 19 лет.

4. Курмангалий Рафиков, 39 лет; сыновья Мухамет-амин, 9 лет, Сафаргалий, 3 лет, Мухаметрахим, 2 лет; Фахритдин Рафиков, 53 лет (сыновья Мухаметсадык, 21 года, Давлетбай, 3 лет). Остальные — женская половина их семей.

О развитии деревни имеются итоги ревизий. В 1811 г. в 41 дворе показано 123 башкира (женщин VI ревизия не учитывала). По VIII ревизии отмечено 136 башкир и 147 башкирок. Количество тептярей указано выше: 42 человека, или 14,8% всех жителей. В 1850 г. башкир насчитывалось 280, в 1859 г. — 254 человека. Разницу в 26 человек между ревизиями можно объяснить возникновением д. Чургулды, куда в 1843 г. перебралось 8 семей. В дальнейшем их переезды сюда продолжались. 503 человека показано в 1870 г. Причем все отнесены к тептярскому сословию, что не соответствует действительности. В 1920 г. зафиксировано 1454 человека без определения их национальной принадлежности. Было 293 двора. Тогда деревня находилась в составе Уральской области. Через 5 лет показали лишь общее количество домохозяев — дворов (234).

Имеется в документах глухое упоминание о том, что аксаитовцы-ирэктинцы проживали на вотчинной земле другой башкирской волости — Уранской (ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 70).

Несколько слов о занятиях аксаитовцев. В 1842 г. на каждого из 283 человек было засеяно по 3,4 пуда озимого и по 3,9 пуда ярового хлеба. Если у них в это время еще не было мельницы, то она зафиксирована в 1870 г. Тогда же на каждый из 52 дворов приходилось лошадей — по 2,1, коров — по 2,8, овец — по 2, коз — по 1,7. Деревне принадлежало 10 ульев и 5 бортей.

Мечеть известна с начала XIX в. В 70-х гг. того же столетия в 90-дворном поселении действовали 2 «училища», т.е. 2 школы-мектебе при мечети.

 

 

Маматаево,

 

 

Источники дают противоречивую информацию по ранней истории д. Маматаево. В Осинской дороге в 1762 г. III ревизия зафиксировала д. Маматово при одноименной речке. Она попала в список деревень, где проживали тептяри или татары. Здесь взяли на учет 14 душ татар м.п. В том списке перечисляются поселения по р. Барда, как, например, Бардабаш, Барда, по р. Тулва — Султанаево, по р. Ермей — Танып. В другом списке сел за 1834 г. в составе 8-й юрты 1-го башкирского кантона, расположенного на территории Осинского уезда, оговорено, что среди сел, перечисленных из Бир-ского уезда в Осинский, наряду с дд. Старо- и Новокайпа-ново имеется и Маматаево (67 башкир и 23 тептяря). Если из них первые относились к Кайпановой тюбе Кыр-Таныпской волости, то последняя находилась в составе Ирэктинской. Жившие с башкирами тептяри имели на руках указ от 24 июня 1774 г. о вселении сюда. Таким образом, следует думать, что речь идет об одной и той же деревне. Затем военные топографы в 1841 г. объездили и описали башкирские и другие поселения. В их материалах эта деревня в Осинской дороге уже отсутствует. То же самое видим и в «Ведомостях о посеве хлеба по Башкиро-мещерякскому войску за 1842 год», т.е. по 8-й юрте 1-го башкирского кантона д. Маматаево нет среди других сел. Значит, д. Маматаево была возвращена в ведение Бирского уезда. В 1816 г. на территории Ирэктинской волости было две деревни: Маматаево и Новомаматаево (здесь имелось 10 дворов с 27 башкирами м.п.). Дан и ориентир расположения последней — р. Будум. Относительно времени основания Новомаматаево сказано, что она возникла после Генерального межевания земель уезда — т.е. между 1811 и 1816 гг. VI ревизия 1811 г. ее не зафиксировала, потому что новой деревни еще не было. Зато она попала на учет очередной ревизии — VII по счету. Само ее название свидетельствует о том, что жители коренной деревни основали новую. В последующем продолжали учитывать обе деревни в отдельности, как, например, в 1834 г., когда д. Маматаево в составе 1-го башкирского кантона состояла из 67 жителей, а другая, имеющая 52 жителя, находилась в ведении 10-го башкирского кантона, расположенного в Бирском уезде. Дальнейший учет фиксирует только одну деревню, находящуюся при р. Будум, недалеко от дд. Старо- и Новокайпаново. В 1859 г. в ней в 55 дворах проживал 261 человек. В 1870 г. показали количество дворов на 10 меньше, но жителей — на 26 человек больше. Всех жителей ошибочно отнесли к мишарям, хотя они раньше здесь вообще не были зафиксированы, и тептярям. В 1920 г. численность жителей дошла до 477 человек (94 двора). По этническому происхождению все башкиры.

Маматаевцы занимались земледелием: в 1842 г. на каждого из 52 башкир (по другим сословиям нет данных) было засеяно по 12,5 пуда ярового и озимого хлеба. Военные топографы в начале 40-х гг. XIX в. показали две одноименные деревни, отстоящие друг от друга в одной версте. Находились от Бирска 1-я в ПО верстах, 2-я — в111 верстах. В первой из них жили татары и тептяри в 4 дворах (24 человека), во второй — башкиры (52 человека при 13 дворах). Татары и тептяри владели 18 лошадьми, 27 коровами, 7 овцами, башкиры — 28 конями, 50 коровами, 10 овцами, 5 козами.

Была мечеть с конфессиональной школой («училище»).

Несколько слов о названии деревни. Оно, по-видимому, тесно связано с именем ирэктинца Мамета (Мамат, деревню раньше называли Маметево, Маметеево) Кузаева, после смерти которого его вотчину с бортевыми деревьями насильно захватил одновотчинник Смаил Темиркутов; против его неправого действия выступили родственники покойного Токайка Чурин hn, Уразайка Яппаров О, Иштерячка Карзяев hr, платившие за ту вотчину казенный ясак в объеме 18 куниц. По этому поводу в самом конце XVII в. они обратились с прошением к царям Петру и Ивану Алексеевичам35.

Д. Ильметово при р. Саугушты (Суягушты) возникла между 1795 и 1811 гг. V ревизия не зафиксировала ее, поскольку деревни еще не было. А вот VII ревизия 1816 г. показала ее 28-дворной с 85 башкирами-вотчинниками м.п. В 1834 г. их было 126 душ. Женщин насчитывалось 102 души. IX ревизия 1850 г. взяла на учет 141 мужчину и 154 женщины при 37 дворах. Из них 3 семьи переехали во вновь возникшую д. Чургулды. Тогда же в ней имелась мечеть. 196 мужчин и 207 женщин при 65 дворах отметила X ревизия 1859 г. 208 мужчин и 201 женщина (73 двора) было в 1870 г. Советская перепись 1920 г. показала 565 башкир при 113 дворах.

Название деревни происходит от антропонима — имени ирэктинца, владельца общинных земель волости.

В 1842 г. на 228 башкир было посеяно 840 пудов озимого и 1024 пуда ярового хлеба, т.е. по 8,2 пуда на каждого из жителей. В 70-х гг. XIX в. была мельница. Каждый из 40 дворов владел лошадьми по 2,9, коровами — по 3,4, овцами — по 2,7, козами — по 0,6.

На всю деревню приходилось лишь 14 ульев и 19 бортей. При мечети функционировало 2 «училища», т.е. начальные религиозные школы.

 

Зиримзи

 

 

Из новых деревень, возникших после Генерального межевания земель Ирэктинской волости Бирского уезда, было поселение Зиримзи при одноименной речке. Оно было основано между 1811 и 1815 гг., так как попало в ревизские материалы только в 1816 г. Тогда д. Зиримзи состояла из 8 домов с 29 мужчинами и 26 женщинами. Все из башкир-вотчинников. Через 18 лет названные цифры возросли: первая на 8, вторая на 10. В 1850 г. в 12 дворах проживало 96 вотчинников. 115 башкир при 19 домах показала X ревизия 1859 г. В 1870 г. 20-дворная деревня имела 111 жителей. Все ошибочно названы мещеряками. 317 башкир (68 дворов) взято на учет переписью 1920 г.

В 1842 г. на каждого из 73 вотчинников засеяли 6,7 пуда хлеба (всего 168 пудов озимого и 320 пудов ярового хлеба). На каждый из 15 дворов приходилось лошадей — по 2,3, коров — по 2,6, овец — по 2,7 и коз — по 2,1.

 

Чургулды

 

 

После VIII ревизии возникло поселение башкир-вотчинников Чургулды при одноименной речке. В 1834 г. из д. Аксаитово в бассейн р. Чургулды переехали 18 башкир и основали деревню. Затем в 1841 г. сюда же по распоряжению губернских властей было переселено еще 8 мужчин из Ахсаитово, 4 мужчины из Нижнекудашево, 5 мужчин из д. Ильметово. Через 2 года из Аксаитово переехало сюда еще 8, из Нижнекудашево — 5, из Ильметово — 3 семьи. В итоге к 1850 г. новая д. Чургулды состояла из 16 дворов, где проживали 49 мужчин и 51 женщина. Все из числа башкир-вотчинников Ирэк-тинской волости. Эта деревня вошла в состав 18-й юрты башкирского кантона. 158 башкир при 28 дворах было в 1870 г. Они ошибочно названы тептярями, хотя по источникам их там не было.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 512 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

818 - | 659 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.