Лекции.Орг


Поиск:




Государства Евразии в древнейшую эпоху.




Неолитическая революция.

В 1865 г. Дж. Леббок впервые предложил разделить так называемый каменный век на палеолит (древний каменный век, свыше 1 миллиона лет – 12–10 тыс. лет до н. э.), мезолит (средний каменный век, занимающий период от 10 до 5 тыся­челе­тия до н. э.) и неолит (новый каменный век, 5–2 тыс. до н. э.). Современные историки важное место в истории человечества отводят так называемой неолитической революции, под которой понимается крупнейшее, глобальное из­мене­ние в производительных силах, сутью которого стал переход от хозяйства при­сваиваю­щего, связанного с охотой, рыболовством, собирательством, к хозяй­ству про­изводящему, свя­занному с появлением земледелия и животноводства.

Считается, что на протяжении пятого (десятого) – второго (пятого) тысячелетий до нашей эры человек сумел окончательно подняться над приро­дой (не отрываясь от нее), вы­де­литься из природного мира и стать са­мо­стоя­тель­ным органи­затором своей жизни. Че­ловек потребляющий трансформи­ровался в че­ловека сози­дающего. Хомо сапиенс стал в полной мере отвечать этому поня­тию.

Неолитическая революция привела к возникновению человеческих сообществ, древ­нейших государств в районах, благоприятствовавших (по природным условиям) развитию земледелия. Эта ве­ликая ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ предопределила возникновение древ­нейших ло­кальных цивилизаций, которые в своей совокупности положили начало исто­рии мировой ци­вилизации.

Стартовой площадкой, с которой началась настоящая история человечества, Че­ло­века с большой буквы, стала огромная территория, протянувшаяся от северного побережья Африки до Ти­хого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40 градусом се­вер­ной ши­роты. Эта полоса протянулась на 10 тыс. км с запада на восток и на 4 тыс. км с се­вера на юг. В эту полосу вошли территории Европы, Африки и Азии, приле­гающие к Сре­ди­зем­ному, Черному и Каспийскому морям, к Персидскому и Бенгаль­скому зали­вам. Это Пире­нейский, Апеннинский, Балканский, Малоазийский, Аравий­ский и Индо­стан­ский по­луост­рова. Это Южная Европа, Северная Африка, Ближний, Средний и Дальний Восток, Индия. Это терри­тория, на которой и сегодня проживает 4/5 населения земного шара.

Самым главным фактором, предопределившим возникновение древнейших ци­ви­ли­за­ций, были благоприятные природно-климатические условия. Евро-афро-азиатская древняя цивилизация формировалась в бассейне рек Нил, Тигр и Евфрат, в восточной части Средиземноморского побережья. Ареалом для Восточноазиатской цивилизации стал бассейн реки Хуанхэ, а для Южноазиатской – бассейн реки Инд. Названные водные артерии иногда называют «великими историческими реками», так как на их берегах возникли древнейшие цивилизации.

Доместикация или одомашнивание животных (коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд и др.) улучшило питание людей. Животные стали использоваться для выполнения тяжелых, в том числе сельскохозяйственных работ. Без всякого преувеличения можно сказать, что неолитическая революция положила начало истории человечества.

Страна ариев.

Ариями называли себя народы Древнего Ирана и Древней Индии (II-I тыс. до н. э.). Они говорили на арийских языках индоевропейской семьи языков, что позволило ученым предположить, что изначально существовала праарийская общность (древниe арии), потомками которых являются исторические и современные арийские или индоиранские народы.

Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку. Под властью глав семей находились люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот, количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды, занимавшие селения-общины. Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы. Во главе общества стояли жрецы, среди которых особо выделялись поэты-провидцы, и аристократическая верхушка, состоявшая из воинов-колесничих. Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности. Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия.

Страной или прародиной ариев в III-II тысячелетиях до нашей эры была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современного Афганистана и Ирана. В реальной исторической жизни происходили сложные миграции ариев. На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н.э.), Гандхара-Пенджаб (1700-1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н.э.).

Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.

 

Киммерийцы и скифы.

В Северном Причерноморье (от Кавказа до Фракии) в VIII-VII вв. до нашей эры располагались племена киммерийцев. Их стали теснить скифы и киммерийцы, захватив часть Малой Азии, смешались с местным населением.

Скифы сменили киммерийцев и обитали в Северном Причерноморье с VII века до нашей эры до III века нашей эры.

В низовьях Днепра и Дона в V-IV вв. до н.э. у скифов в результате сложного политогенеза появляется государство во главе с царями. У скифов были развиты земледелие, скотоводство, ремесла (особенно обработка металлов), торговля с античными государствами Причерноморья, архитектура. В скифских «царских» курганах найдены выдающиеся произведения скифского и античного искусства, коллекции которых находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скифское государство представляло собой объединение народов Северного Причерноморья во главе со скифами. Образовалось в IV в. до нашей эры. Столицей был Неаполь скифский. Скифское государство было уничтожено готами в III в. нашей эры.

Современное российское Приазовье, черноморское побережье Кавказа от Новороссийска до Сочи, плодородные районы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Северного Кавказа являются территориями, на которых существовали древнейшие в России государственно-политические образования. На этой обширной территории происходили перемещения различных этнических общностей, развивались земледелие, скотоводство, ремесло, развивались внешнеэкономические отношения со странами Европы и Азии. Этот регион по-прежнему имеет жизненно важное значение для нашей страны.

Древнеперсидское государство.

Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская ) цивилизация. Ос­новную часть территории Древнеперсидского государства со­став­ляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. При­род­ные условия позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Горы были бо­гаты лесом, ме­таллом (золото, се­ребро, медь, железо, свинец), мрамором, что создавало условия для развития ремесла, строительства, торгового обмена.

В третьем тысячелетии до н.э. на территорию плоскогорья проникают из Азии так на­зываемые иранские племена (или арии). Около 670 г. до н. э. одно из этих племен – мидяне – об­разо­вали государство Мидию и, объединившись с вавилонянами, разгро­мили ас­си­рий­скую дер­жаву. Однако в 550 г. до н. э. они покорились другому племени – пер­сам. Объ­единен­ное Персид­ское государство возглавил выдающийся полководец и го­судар­ствен­ный дея­тель древности Кир (558529 гг. до н. э.). По происхождению цар­ский сын, Кир начинал свою жизнь как подкидыш, воспитанный пастухом. Он по­корил Ар­мению, Кап­падокию, Лидий­ское царство, где были захвачены огромные бо­гатства царя Креза, пер­вого прави­теля, кото­рый стал чека­нить металлические деньги[2]. Кир подчинил себе Вави­лон, Пале­стину и Фини­кию. В этих землях поддерживались преж­ние порядки, по­чита­лись ме­стные боги и традиции.

При сыне Кира Камбизе был покорен Египет, и Персия – вслед за Ассирией – стала, по существу, мировой державой. Персия была местом, где проводились крупные соци­аль­ные преобразования. При ДарииI (522–486 гг. до н.э.) страна была разделена на сатра­пии, ко­торые облагались денежными или натуральными налогами. Впервые в ис­тории че­канилась единая для всего огромного государства золотая монета – дарик. Сат­рапы могли чеканить серебряную и медную монету. Впервые в истории были уст­роены дороги: на них через ка­ждые 20 км располагались почтовые станции, гости­ницы, смен­ные лошади. «Почтовые смот­рители» одновременно были «ушами царя», его ин­форма­торами. Денеж­ная система, дорож­ная сеть, разнообразие товаров, произ­водимых в раз­ных частях Персии, обеспечивали ус­тойчивое экономическое развитие, оживлен­ную торговлю.

Персы занимали особое положение в государстве: служили в армии, были чинов­ни­ками, занимались земледелием и скотоводством, полностью освобождались от всех на­ло­гов и повинностей. Опорой царской власти была армия. Командующие пятью во­ен­ными окру­гами подчинялись непосредственно царю.

В древности персы поклонялись многим богам. По имени одного из племен пер­сид­ские жрецы, чародеи и волшебники, назывались маги (слово «магия» широко из­вестно и в наши дни). Особенным почитанием пользовался священный огонь, считав­шийся сыном вер­ховного бога. Культ огня сохранился у части персов до настоящего времени. Ши­роко рас­простра­ненным был культ священных животных: быка, коровы, лошади и со­баки. Боль­шое место в культе занимали священные растения, из которых делался опья­няющий напи­ток хаома.

Около 628 г. до н.э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому припи­сы­вают основание религиозной системы, построенной на едином культе верховного бога Аху­ра­мазда. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией пер­сов. Зо­роаст­ризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по на­званию глав­ной священной книги «Авесты». Главное в зороастризме – борьба светлого и темного начал в мире. Светлый бог Агура Мазда (в греческой передаче Ормузд) соз­дал все свет­лое, чис­тое, разумное и полезное для людей: возделанную землю; домашних животных; чистые сти­хии – землю, воду и особенно огонь; правду, мудрость, добро. Глава духов тьмы Ангра-Майнью (у греков Ариман) сотворил все злое, нечистое и вред­ное: пустыню; диких зверей, хищных птиц, гадов и насекомых; болезни, смерть и бес­пло­дие; ложь, зло и мо­ральную не­чистоту. Людям, вставшим на сторону светлых ду­хов, Аве­ста обещала счастли­вую жизнь.

Основой резкого дуализма светлого и темного начал считается реально существовавший конфликт оседло–зем­ледельческого и кочевого скотоводческого населения. Этой чертой иранская религия отличалась от других религий мира. Жрецы-атраваны при­носили жертвы, поддерживали священный огонь. В связи с тем, что всякий труп счи­тался нечис­тым и не должен был соприкасаться с чистыми стихиями – землей, во­дой и огнем – осо­бые служи­тели складывали голые тела в дакмах, специальных круг­лых баш­нях, где кор­шуны съедали мерт­вую плоть, а кости скатывались на дно ко­лодца. Та­кие «башни молча­ния» до сих пор ис­пользуются парсами, современными по­следовате­лями мазда­изма.

В отличие от других древних религий маздаизм включал в себя эсхатологическое уче­ние о конце мира и Страшном суде. Согласно этому учению спаситель должен был ро­диться от девы и спасти человеческий род, поставить последнюю точку в борьбе с ду­хом зла. До этого момента души почитателей Агура-Мазды пребывали в раю, а все ос­тальные в аду. Спасителем считался Митра, который изображался воином, победи­телем мифиче­ского быка. Его «днем рождения» было 25 декабря – день зимнего солн­цево­рота (сравните «рождество Христово» по католическому обычаю). Зороастризм оказал зна­чительное влия­ние на евреев, на Римскую империю, способствовал появле­нию мно­го­численных сект: ма­нихеев, несториан, павликиан, богомилов, иезидов и др.[3] Сами иранцы в VII в. н. э. при­няли мусульманство, бу­дучи завоеванными арабами. Но мазда­изм в пер­возданном виде со­хра­нился у гебров (буквально – неверных) в Иране и у пар­сов в За­пад­ной Индии.

Персидская империя в первой половине V в. до н. э. безуспешно пыталась вклю­чить в свой состав территорию Древней Греции, а в 330 г. до н.э. после катастрофиче­ского раз­грома Александром Македонским вошла в состав его огромного государства.

Кочевым племенам Передней Азии приписывается одомашнивание лошади в третьем тысячелетии до н. э., а также изобретение колеса, боевых колесниц, разнообразных продуктов и изделий, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством.

На обширной территории от Каспийского моря до Персидского и Оманского заливов веками совершенствовались системы орошаемого земледелия. В VI в. н. э. иранцы стали разводить рис, сахарный тростник, научились производить шелк. Персидские ткани, а затем в особенности персидские ковры были ценнейшим товаром развитой иранской торговли.

Египетская, шумерская, индийская, китайская, еврейская и персидская цивилиза­ции представляют особый интерес для познания путей, которыми развивалось челове­чество[4]. В то же время нельзя не упомянуть и некоторых других культурно-историче­ских систе­мах древнейшей исторической эпохи.

Античная Греция (Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье).

Слово «античный» в переводе с латинского языка означает «древний», «старинный». После гибели античного общества интерес к нему возродился в XIII–XV вв. и сохраняется до настоящего времени.

Географически античный мир охватывал огромные территории в Европе, Север­ной Африке, Азии, но фактически античная цивилизация связана с историей возникно­вения, раз­вития и упадка Древней Греции и Древнего Рима, когда центром притяжения многих наро­дов было Средиземное море, Апеннинский и Балканский полуострова.

В архаический период (VIII–VI вв. до н. э.) на территории Древней Греции про­изошла цивилизационная революция, одна из важнейших в мировой истории. Необхо­ди­мость бе­режно использовать ограниченные земельные угодья при сложном пересе­чен­ном горно-до­линном рельефе местности в условиях угрожающего процесса дену­да­ции, то есть обнаже­ния, выветривания почвы, была, по мнению А.Д. Тойнби, тем «вызовом», ко­торый побудил творческую мысль древних греков и обусловил их «ответ».

Во-первых, участки земли стали индивидуальной частной собственностью. Во-вто­рых, собственники земли объединились для совместного решения общих проблем в го­рода-по­лисы. В Афинах в 594 г. архонт Солон отменил все существовавшие долги, осво­бодил зака­баленных и навсегда запретил продажу в рабство за долги. Афинские гра­ждане были разде­лены на четыре группы в зависимости от размера их земельных владе­ний. Роль на­родного собрания значительно выросла, фактически родилась афин­скаядемократия. В архаиче­ский период греки стали культивировать маслины. Олив­ковое дерево считается да­ром бо­гини Афины жителям города. Действительно, оливко­вые дере­вья оказались весьма удачным при­обретением. Их корневая система хорошо удерживала почву. Они были при­способлены к местным климатическим условиям. Мас­лины, оливко­вое масло являлись по­лезным, уни­вер­сальным продуктом и отлич­ным экс­портным това­ром.

В поисках новых территорий, при­годных для обработки зе­мель, из­быточное насе­ление греческих городов стало осваивать бе­рега Средиземного и Чер­ного морей. В Ма­лой Азии и на островах Эгей­ского моря поя­ви­лись Эфес, Милет, Га­ликар­нас. На восточ­ном направлении по берегам Черного моря возникли Ви­зантий, Синоп, Оль­вия, Херсонес, Панти­ка­пей и др. На за­падном направлении были осно­ваны Массилия в Гал­лии, Са­гунт в Ис­па­нии и т. д. Коло­нии (в пер. с лат. поселение) имели собственную конститу­цию, граж­дан­ство, свои суды, законы, монеты. Они были са­мостоятельны и незави­симы от мет­рополии («материнского города») и нередко превраща­лись в крупные, са­мо­стоятель­ные центры. Создание колоний способствовало развитию мореплавания, торговли, росту жиз­ненного уровня горожан. Благоприятные материальные условия, наличие из­бы­точ­ного про­дукта, богатства, доста­точного свободного времени спо­соб­ствовали ду­хов­ному творче­ству, обеспечивали раз­витие и востребованность интел­лек­туальных спо­собностей сво­бодных гре­ков. Немало­важную роль играло соревнование, дух соперниче­ства, которое греки называли «агон», а также амби­ции знатных родов, отдель­ных политиков. Дух соревнования, противоборства, активность проявлялись не только в час­тых войнах, но и в Олимпийских иг­рах (с 776 г. до н. э.), в состязаниях по­этов, актеров и т. д.

Историки выделяют следующие основные факторы становления античной цивилизации:

- ускорение темпов культурной эволюции в основных цивилизационных зонах;

- достижения агрокультуры и разнообразных ремесел;

- развитие товарно-денежных отношений;

- освоение письменности, новый уровень накопления знаний;

- совершенствование законотворчества, его внедрение в политику и общественную жизнь;

- возникновение и распространение морально-этических учений;

- интенсивное развитие международных и межгосударственных связей.

Временем наивысшего расцвета античной цивилизации стал классический пе­риод (V – первая половина IV в. до н. э.).

Последний, эллинистический период в истории Древней Греции открывается по­хо­дами АлександраМакедонского. Он прожил 33 года(356323 гг. до н. э.). Этот жизненный срок стал символом того, что может сделать выдающийся человек за сравнительное небольшое время. Александр стал царем македонским в 336 г. до н.э. В 336-323 гг. он разгромил Персию, одержал блестящие победы, создал великую империю, которая развалилась сразу после его смерти.

Античный Рим.

Римское государство возникло на Апеннинском полуострове. Вместе с островом Си­цилией «итальянский сапог» представляет собой естественный мост между Европой и Аф­рикой. Природные условия полуострова позволяли заниматься как хлебопашест­вом и ско­товодством, так и ремеслом, строительством (имелись строевой лес, медь и олово), море­пла­ванием.

Царский период в исто­рии Древ­него Рима окончился изгнанием рода Таркви­ниев и установлением в 510 г. рес­публики.

В республиканский период, с 510 по 27 г. до н.э., римляне создали развитую де­мо­кра­тическую систему, завоевали огромные территории[5].

В конце II в. до н.э. началась почти не­прерыв­ная политическая борьба, временами пере­рас­тавшая в настоящую граждан­скуювойну. На протяжении несколь­ких десятилетий на развитие со­бытий ре­шающее влияние оказывали политиче­ские амби­ции, лидерские ка­чества Ма­рия, Суллы, Пом­пея, Красса, Цицерона, МаркаАнтония, ЮлияЦезаря, Окта­виана и других вы­дающихся деятелей. Сло­жившиеся политические «партии» опти­ма­тов, вы­сту­павших за со­хранение твердой власти сената, и популяров, ко­торые считали возмож­ным расширить уча­стие населе­ния в решении государственных дел, своей ожес­то­ченной борьбой довели рим­скую рес­пуб­лику до установления сначала дикта­туры Юлия Це­заря, а затем Октавиана Ав­густа. Огром­ную роль в событиях сыграла армия. Этот бурный период римской истории за­кончился в 27 г. до н. э. установлением империи.

В январе 27 г. до н.э. племянник Юлия Цезаря Октавиан заявил в народном соб­ра­нии о том, что он слагает с себя чрезвычайные полномочия и «восстанавливает» рес­пуб­лику. Од­нако сенаторы уговорили его остаться у руководства государством и пре­под­несли ему по­четный титул Августа (что означало «почитаемый» или «возвеличенный бо­гами»). Окта­виан согласился, хотя сам никогда не использовал пре­поднесенный титул для обозначения своей власти. Подобные сцены «отречения» от власти как сильный по­лити­ческий ход впо­следствии довольно часто разыгрывались в разных странах. В рим­ской истории наступил новый пе­риод – императорский.

Третий и последний императорский период в развитии римской цивилизации про­дол­жался еще полтысячелетия, с 27 г. до н. э. до 476 г. нашей эры или после Рожде­ства Хри­стова.

Великое Переселение народов в III-VI веках. Падение Римской империи.

В IV в. н. э. началось «великое переселение народов». Кочевые племена гуннов, при­шедшие из Средней Азии, потеснили племенной союз остготов (восточных готов), ко­торые прижали к границам Римской империи вестготов (западных готов). Послед­ние полу­чили разрешение поселиться за Дунаем в пределах Римской державы, но по­ложе­ние их ока­залось очень тяжелым, привело к затяжной борьбе с корыстолюбивым и над­мен­ным Ри­мом. В 410 г. готы во главе с Аларихом заняли и разграбили «вечный город», «светоч мира»[6]. Затем раз­личные «варварские» народы постепенно, одну за дру­гой за­хватывают римские территории. Вандалы заняли Африку, англосаксы – Британию, бур­гунды – часть Гал­лии, франки – Северную Европу. Римлянам, правда, удалось в 451 г. вместе с рядом «варварских пле­мен» нанести поражение Атилле, после смерти кото­рого гунн­ская феде­ра­ция распалась[7]. Но Италия про­должала подвергаться нападениям. Насе­ление Рима стра­дало от голода и хаоса, сократилось до 20 тыс. человек (население современного небольшого районного центра России). На фо­руме, где раньше решались судьбы всего мира, росла трава и пас­лись свиньи. В 476 г. наступила развязка. Вождь гер­манских наемников Одоакр сверг с пре­стола последнего римского императора Ро­мула–Ав­густула. Он стал наместником восточного императора в Италии, ко­ролем Италии и правил из Равенны[8]. Милитаризация и паразитизм, ут­рата граждан­ских доблестей и высокой мо­рали, по­литические амби­ции и личные каче­ства рим­ских деятелей привели высоко­развитую цивилизацию к закономер­ной ги­бели.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

801 - | 742 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.