Лекции.Орг


Поиск:




Boring E. G. A History ofexperimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 3 страница




Все стороны души должны находиться в гармонич­ном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Его же функцией является «попечение обо всей-душе в целом... начало же яростное должно ей подчи-

32 Платон... Т. 3 (I). М., 1971. С. 535.

33 Там же. Т. 2. С. 190.

8< Там же. Т. 3 (I). С. 233. 35 Там же. С. 234.


мяться и быть ее союзником»36. Объединение всех на­чал сообщает целостность душевной жизни человека. Т1о Платону, «человек обладает силой подлинно внут­реннего воздействия на самого себя и на свои способ­ности» 37.

Реальное соотношение частей души далеко от иде­ала, каким является гармония между ними, в душе про­исходит настоящая распря между вожделеющим и ра­зумным началами. Эта борьба обнаруживается в снови­дениях человека, раскрывая за внешностью вполне уме­ренного на вид человека «какой-то страшный беззакон­ный и дикий вид желаний»38. Нарушение гармонии при­водит к страданию, ее восстановление — к удовольствию. Так, в описание жизни души с необходимостью вводит­ся чувство.

Учение Платона о судьбе души после смерти тела •облечено в форму мифа и преследует этические, госу­дарственно-педагогические цели: «Если душа бессмерт­на, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена и ес­ли кто не заботится о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью...»39. Живя, люди дол­жны верить, что после смерти душа ответственна за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться воз­мездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Миф о бессмертии души изо­бражает перевоплощение душ — то ниспадающих с не­ба на землю, то восходящих с земли на небо, как цик­лический процесс. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью че­ловека, он вечен.

В описании проявлений души Платон уделяет особое внимание познанию и неотделимому от него удовольст­вию и страданию. Платон различает мнение, рассудок и разум в зависимости от объекта познания: направле­но ли оно на идеи или на чувственный мир. Разобщен­ность этих объектов в бытии, составляющая сущность платоновского идеализма, изображается в форме мифа в VII книге «Государства». Жизнь человека в мире чув-

36 Платон... С. 236.

37 Там же. Т. 3 (I). С. 239.

38 Там же. С. 391.

39 Там же. Т. 2. С. 81.


ственных вещей уподобляется жизни узников, прикован­ных на дне темницы — пещеры, из глубины которой они-могут видеть через широкий просвет лишь то, что на­ходится у них прямо перед глазами; они видят лишь те­ни от самих себя и от людей и предметов, которые на­верху, а не сами эти предметы и слышат только отзву­ки голосов сверху. Философский смысл этого мифа та­ков: созерцание чувственного мира изменяющихся яв­лений не дает знания, но только мнение. В мнении душа обращается к вещам и их отображениям, к бытному,. вечно возникающему, но никогда не сущему (слушать* смотреть, любить прекрасные звуки, цвета, образы). Мнение это нечто промежуточное между знанием и не­знанием. Оно есть ни незнание, ни знание: мнение тем­нее знания и яснее незнания. Мнение — это чувственное познание, низший вид знания.

Познание, направленное на бытие (идеи), т. е. на мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Это интел.-лектуальное знание, высший вид знания, существует в; двух видах. Во-первых, рассудок. Рассудок относится к области идей, но при этом душа пользуется образами-* которые почитает изображающими. Например, геометр* занимается видимыми формами и рассуждает о них, но-мыслит не о них, а о тех, которые этим уподобляются: о четырехугольнике и его диагонали самих в себе, а не о тех, которые изображены. Таким же образом и про­чее. Пользуясь ими, люди стараются усмотреть те, koj-торые можно видеть не иначе, как мыслью.

Разум или ум — это постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Здесь душа направлена на сую­щее без образов, под руководством одних идей самих по себе к безусловному началу, к сущности любого пред­мета, силой одной диалектики. Термином «диалектика» называется познание посредством понятий. Это умение' возводить единичное и частное к общей идее путем со­поставления мнений и отыскания противоречий в них дает знание. Этот процесс Платон называет рассужде­нием и описывает его как некий внутренний диалог с-незримым собеседником. «Мысля, она (душа) делаег не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая и от­вечая, утверждая и отрицая»40.

w Платон... Т. 2. С. 289.


Поскольку идей в воспринимаемых объектах нет — мир идей и мир вещей разобщены — вещи не содержат идеи, они только копии идей, постольку ощущения, чув­ства не могут быть источником истинного знания. По­нятия не могут образовываться из впечатлений чувствен­ного опыта. По Платону, образы нужны как поводы, «ак внешние побудители, способствующие тому, что мышлением мы схватываем отличающуюся от них и по­хожую на них идею: зрительность позволяет максималь­но охватывать являющееся идеальное. Образы могут ■быть поводом лля схватывания идеи, потому что идеи — и наши души — существовали до нашего рождения. Од­нако процесс падения души с небес на землю сопровож­дается забыванием душой всего того, что она ранее ви­дела на небесах. В то же время она может вспомнить об утраченных идеях. Средством этого восстановления является припоминание: «...искать и познавать — это как раз и значит припоминать»4'1. Провес познания, по Пла­тону, есть припоминание — анамнезис. Процесс этот — чисто рационалистический, логический. В нем чувствен­ный опыт служит только толчком, поводом вспоминать об идеях, дремлющих в нашей душе: «Припоминать под­линно сущее, глядя на то, что есть здесь»42. Термин «припоминание» имеет у Платона и другой смысл — как процесс памяти. В его описании угадывается механизм ассоциаций. «Всякий раз, когда вид одной вещи вызы­вает у тебя мысль о другой, либо сходной с первой, ли* бо несходной,— это припоминание»43. Поскольку чувст­венные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под влиянием и с помощью внешних впечатлений. Платон высоко оцени­вает созерцание прекрасных вещей — красок, форм, зву­ков. Любовь к прекрасному выступает необходимым средством становления души. В то же время чувствен­ное познание отрывается от познания в идеях. Чувства мешают подлинному знанию: «...достигнуть чистого зна­ния чего бы то ни было мы не можем иначе, как отре­шившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой. Тогда у нас будет то, к чему мы стремимся

«Платон... Т. 1.С. 385. «Там же. Т. 2. С. 37. *3 Там же. С. 186.


с пылом влюбленных, а именно разум»44. Теория позна* ния Платона является рационалистической и идеалисти­ческой.

Составной частью учения Платона о душе является* учение о чувствах. Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии. «Первое же место способности удовольствия не принад­лежит, хотя бы это и утверждали все быки, лошади и: прочие животные на том основании, что сами они гонят­ся за удовольствиями»45,— писал Платон в диалоге «Фи-леб» в связи с обсуждением вопроса о моральном здо­ровье человека. И в другом месте; «...удовольствию не­принадлежит ни первое, ни даже второе место; оно да­леко и от третьего...»46. Но благо не заключается ис­ключительно и только в разумении, так что не кажется: достойной выбора жизнь, не причастная ни удоволь­ствию, ни печали.

Удовольствие, страдание и отсутствие того и друго­го рассматриваются как три состояния души и соответг ствующие им три рода жизни. Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность,. зависть. В них, как и в жизни в целом, чаще всего удо­вольствия смешаны со страданием. Диалектика их свя­зей такова, что «удовольствия кажутся большими и бо­лее сильными по сравнению с печалью, а печали ПО' сравнению с удовольствиями усиливаются в противопо­ложном смысле»47.

Различаются низшие и высшие удовольствия (пер­вые связаны с физическими потребностями, вторые —с эстетическими и умственными занятиями); удовольствия, свойственные трем началам души; сильные (большие) и малые (в сильных отсутствует мера, а несильным свойственна соразмерность); душевные удовольствия-предваряют телесные.

По Платону, в государстве люди должны зани­мать место в соответствии со своими природными за­датками: «для того, кто по своим природным задаткам-годится в сапожники, будет правильным только сапож­ничать и не заниматься ничем иным, а кто годится в.

44 Платон... С. 25.

«Там же. Т. 3 (I). С. 87.

46 Там же. С. 25.

47 Там же. С. 53; В. Вундт рассмотрел эту закономерность
чувств в законе психических контрастов.

4$


плотники — пусть будет плотничать. То же самое и в остальных случаях»48.

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). По словам Ге­геля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Ари­стотеля». Аристотель — автор трактата «О душе», пер­вого в мировой литературе систематического исследо­вания по проблеме души.

Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение об отде-ленности идей от вещей: «...покажется, пожалуй, невоз­можным, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность; поэтому, как могут идеи, будучи сущ­ностями вещей, существовать отдельно от них?»49. По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и фор­мы. Вся природа — это совокупность форм, связанных с материей. Например, применительно к дому материей являются кирпичи, бревна, из которых он сделан, а формой — назначение дома — быть укрытием от дождя л жары. Впрочем, Аристотель допускает существование форм без материи — это нематериальный энергийный ум, верховный разум. Он — это форма форм. Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о фор­ме он остается на позициях объективного идеализма, но в целом идеализм Аристотеля «отдаленнее, общее, чем.идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму»60.

Понятие души у Аристотеля

Душа, по Аристотелю, есть форма жи­вого органического тела. Это положение разъясняется ^следующими метафорами. «Подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, напри­мер, топор, а именно сущностью его было бы бытие то­пором, и оно было бы его душой. И если ее отделить, то топор уже перестал бы быть топором..'. Сказанное нуж­но рассмотреть и в отношении частей тела. Если бы

" Платон.,. Т. 3 (I).С. 238.

«Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 330.

50 Ленин В. Я. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 255.


глаз был живым существом, то душой его было бы зре­ние. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма; с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный. Ска­занное же о части тела нужно приложить ко всему жи­вому телу... но живое в возможности — это не то,, что лишено души, л то, что ею обладает»51. Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе при­чина— основа — всех проявлений живого тела; рост, ды­хание, а также чувствование, мышление обусловлены •ею. В душе заложена цель активности живого тела, ■всех его согласно работающих жизненных сил. Душа етод воздействием внешней причины властно заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, за­ложенную в организме как цель его развития: растение «стремится быть растением, животное — быть животным. Тело и все его органы и части являются инструментом на службе у души. «Ведь все естественные тела суть орудия души — как у животных, так и у растений, и су­ществуют они ради души»52.

Учение Аристотеля о душе как цели проникнуто те-леологизмам, следовательно, идеализмом. Его гносеоло­гическими корнями является перенесение специфических особенностей человеческой деятельности и сознания, ко­торые носят целенаправленный характер, на низшие уровни психической организации и вообще на природу. «Как ум действует ради чего-нибудь, так и природа, а то, ради чего она действует, есть ее цель»53.

Таким образом, душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики души Аристотель объединяет и обобщает в специальном понятии «энтелехия», которым обозначает полную действительность тела, то, что дела­ет его живым, постоянную возможность его жизненных ♦функций, т. е. существующую и тогда, когда душа не 'Проявляет себя активно (например, во время сна). Ду­ша неразрывно связана с телом: ведь она есть состоя­ние активности тела. Действует не душа, а соответству­ющее тело, но тело одушевленное. По Аристотелю, не душа, а «человек благодаря душе сочувствует, учнт-

» Аристотель... Т. 1. С. 395.

52 Там же. С. 402.

53 Там же.


ся или размышляет»54. Все душевные состояния сопро­вождаются телесными проявлениями. Поэтому изуче­ние души есть дело двух исследователей — естествоиспы­тателя и диалектика. Например, «диалектик определил

бы гнев как стремление отомстить за оскорбление или что-нибудь в этом роде, рассуждающий же о природе — как кипение крови или жара около сердца»55. Хотя ду­ша бестелесна, ее носителем является особое органиче­ское вещество —пневма, которое у животных вырабаты­вается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы. Аристотель критиковал Платона за де­ление души на части, раздельные по их локализации в геле, и, доказывая единство души, говорил не о частях,. а об отдельных способностях, силах (дюнамис) душиг которые только в переносном смысле называл частями. В то же время Аристотель признавал самостоятельность и раздельность по крайней мере двух начал — души как энтелехии тела, уничтожающейся при его разрушении,. и души как проявления божественной сущности, прихо^ дящей в тело и выходящей из него в момент смерти: «...каждая из частей обладает ощущением и способ­ностью двигаться в пространстве, а если есть ощущение,. то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там есть печаль и радость, а где они, там необходимо есть я желание. Относительно же ума и способности к умо­зрению еще нет очевидности, но кажется, что они — иной род души и что только эти способности могут существо­вать отдельно, как вечное отдельно от преходящего. А относительно прочих частей души из сказанного оче­видно, что их нельзя отделить друг от друга вопреки ут­верждению некоторых»56. У Аристотеля встречаются разноречивые указания относительно частей души. В ос­нове его классификации лежит выделение трех ступе­ней жизни: растительной, животной, человеческой, при этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них. «И у фи­гур и у одушевленных существ в последующем всегда содержится в возможности предшествующее, например,. в четырехугольнике — треугольник, в способности ощу-

54 Аристотель... С. 386.

55 Там же. С. 374.

66 Там же. С. 397—398.


«ценил — растительная способность»57. Растительная и животная душа понимались материалистически. «Ясно, что наиболее важные психические способности, психи­ческие факты, -будут ли они принадлежать всем живот-дым или будут представлять собою специальное досто­яние только некоторых, принадлежат у этих животных как душе, так и телу — таковы, HanpHMepj способность чувственного познания, память, стремления, влечение и вообще воля, желание, сюда же можно отнести еще удо­вольствие и страдание, почти всем животным присущи эти способности»58. Разумная душа, по Аристотелю, иде­альна, отделима от тела, ее сущность божественна. По­сле смерти тела она не уничтожается, а возвращается а бестелесный эфир воздушного пространства. Аристо­тель, верно чувствуя качественное отличие человека от животных и тем более от растений, идеалистически объ­ясняет его источник.

Учение

о процессах познания

Начало познания образует способ­ность ощущения. Познавательные способности «...ведут «свое начало от чувственного восприятия»59. Ощущение вызывается воздействием извне и поэтому является со­стоянием страдательным. «Сила производящая его (ощу­щение.— А. Ж.)» идет извне от видимого, от слышимо-то и др. ощущаемого»60. Уподобление ощущения вос­принимаемому объекту происходит через посредство пя­ти внешних чувств и осуществляется как душой, так и телом. «А что чувственное познание бывает для души, по через тело — это ясно и по рассуждении, и без рас­суждения, на первый взгляд»61. Орган чувств может от­ражать воздействие потому^ что обладает ощущающей способностью в возможности. В акте ощущения эта возможность превращается в действительность. -«... Ощущающая способность в потенции такова, како­во ощущение в действительности... но только испытав

57 Аристотель... С. 400.

68 Цят. но: Казанский А. Учение Аристотеля о значении опыта. Одесса, 1891. С. 30-31.

*9 Аристотель... Т. 2. С. 346. ' ~

60 Там же. Т. I. С. 407. * • *

61 .Казанский... С. 3L


воздействие, она уподобляется ощущаемому и становит­ся такой же, как оно»62. Процесс ощущения есть про­цесс уподобления воспринимаемому объекту. «Ощуще­ние есть то, что способно воспринимать формы ощуща­емого без его материи, подобно тому, как воск воспри­нимает оттиск печати без железа или золота»63. Упо­добление, по Аристотелю, как н познание в целом, включает активность познающего субъекта. В разумном познании действительным деятелем является только разум.

На примере ощущения цвета Аристотель описывает процесс ощущения. Цвет приводит в движение прозрач­ную промежуточную среду (воздух), а под действием этого непрерывного движения приходит в состояние движения и ощущающий орган. Промежуточной средой для слуха, зрения и обоняния являются воздух и вода, для осязания — язык и тело. Органом осязания являет­ся сама душа. Единые по механизму, ощущения разли­чаются по биологической значимости: ощущение при со­прикосновении абсолютно необходимо для жизни (что­бы питаться, надо прикоснуться). Поэтому осязание яв­ляется главнейшим ощущением, ощущения на расстоя­нии нужны для удобства.

Кроме пяти ощущений, соответствующих разным ор­ганам чувств, Аристотель выделял общее чувство и при­писывал ему ряд функций; восприятие общих качеств (движение, фигура, покой, число, величина, единство), сознание того, что мы имеем ощущение, восприятие, сравнение и объединение ощущений в образ предмета. Для общего чувства нет соответствующего органа, им является сама душа.

Ощущение обладает непосредственной истинностью. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Различается три вида памяти: низшая — заключается в сохранении полученных ощущений в виде представле­ний как копий предметов, ею обладают все животные; память в собственном смысле — отличается тем, что к образу присоединяется временная характеристика, т. е. отношение к нему как к чему-то бывшему в прошлом,. она есть не у всех, а только у животных, обладающих способностью восприятия времени; высшая память как

«Аристотель... Т. 1. С. 407. «3 Там же. С. 421.


процесс воспоминания, в котором участвует суждение-Последняя есть только у человека. Причина этого вл том, что воспоминание есть некоторый силлогизм: если/ кто-либо вспоминает что-нибудь или виденное, или слы­шанное, или испытанное прежде, тот умозаключает—и это есть некоторого рода познание. Эта способность есть только у тех, кому присуща способность произвольного* хотения, ибо хотение (свободный выбор) есть некоторо­го рода умозаключение. Воспоминание есть активный; поиск прошлого и происходит путем установления ка­ких-либо отношений (по сходству, по контрасту и др.) настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет* о механизме ассоциаций, хотя Аристотель не дает это­го термина.

Из воспоминаний складывается опыт, из опытности. же берут начало искусства и наука. Но сама опытность еще не выходит за пределы единичного. Следующая: познавательная способность — воображение или фанта­зия— заключается в образовании представления. Пред­ставление— это анергия чувственного органа без соот­ветствующего воздействия извне. Воображение берег начало в ощущении, но оно не есть ощущение: в пред­ставлении содержания первоначальных, обусловлива­ющих их впечатлений обобщаются. Аристотель прида­вал воображению чрезвычайное значение: животным оно заменяет мышление; люди также во многих случаях: действуют на основе этих образов вследствие того, что* их, ум как бы затемняется иногда страстью, или болез­нями, или сном. В связи с воображением Аристотель-развивает учение о сновидениях, объясняя их материа­листически. Обобщенный образ воображения составля­ет фундамент мышления. «Без воображения невозмож­но никакое составление суждений»64.

Мышление характеризуется составлением суждений. Протекает в понятиях, постигает общее. «Посредством? ощущающей способности судят о теплом и холодном и о том, сочетанием чего является плоть; а посредством иной способности, которая либо отделена от первой, ли­бо относится к ней так, как ломаная линия относится к: прямой, судят о том, что есть сущность мяса (плоти)»65. Посредством ощущения воспринимается «нечто где-то №

» Аристотель... Т. 1. С. 430. 65 Там же. С. 434.

Gt;


теперь». Понятие дает знание об общем, «общее же воспринимать чувствами невозможно, ибо оно не опре­деленное нечто и существует не только теперь, иначе юно не было бы общим. А общим мы называем то, что •есть всегда и везде»66.

Органом мышления является нус — часть души, свой­ственная только человеку и не прикрепленная ни к ка­кому телесному органу.

Аристотель различает низшее и высшее мышление. Низшее мышление — это мнение или предположение; не •содержит категорического утверждения о чем-то, ничего не исследует; в нем нет внутренней необходимости, не "отвечает на вопрос «почему?» Однако в определенных ситуациях оно необходимо. В отличие от низшего выс­шее мышление всегда содержит в себе необходимость, т. е. открытие последнего основания истины. Его объ­ектом являются основы вещей, высшие принципы науки. Существуют три вида высшего мышления: рассужда­ющее, логическое, дискурсивное мышление, т. е. умение делать заключение из имеющихся посылок; интуитив­ное— умение находить основания (посылки) и муд­рость, наивысший тип наивысшего мышления.

В зависимости от того, на что направляется мышле­ние, различаются два вида ума: теоретический и прак­тический. Теоретический разум познает сущее как оно ■есть. Это наука. Ее предмет — необходимое. Здесь не ставятся практические вопросы — для чего, с какой целью. Его задача — создание истины о вещах. Прак­тический ум направлен на деятельность. С его помощью познаются нормы и принципы действия, а также сред­ства их осуществления. Практический ум обусловлива­ет принятие решения, на основе которого совершаются поступки. В разграничении двух типов мышления — теоретического и практического — проявляется противо­поставление теоретического знания — практической ак­тивное! и.

Познавательные способности не существуют отдель­но друг от друга и не обусловлены какими-либо высши­ми способностями: свое начало они ведут от ощущения: «... существо, не имеющее ощущений, ничему не науча­ется и ничего не поймет... душа новорожденного пред­ставляет чистую дощечку, на которой еще ничего не

w Аристотель... Т. 2. С. 309.

SO


написано»67. Все учение Аристотеля о познании прони­зано верой в возможности познания человеком приро­ды. Идея Аристотеля об уподоблении и др. относится* к тем немногим приобретениям человеческого разума,. которые современны и сегодня.

Учение о чувствах

Аристотель описывает чувства удо­вольствия* и неудовольствия как показатели процвета­ния или задержки в функциях душевных или телесных*/. удовольствие означает беспрепятственное их протека­ние, неудовольствие — их нарушение. Чувства рассмат­риваются в тесной связи с деятельностью: они сопро­вождают деятельность и являются источником деятель­ности w. Несмотря на сдержанную оценку телесных удовольствии, Аристотель не призывал ограничиваться: удовольствиями только высшего порядка и в целом вы­соко оценивал роль чувства в жизни человека. «Удо­вольствие придает совершенство и полноту деятельно­сти, а значит — и самой жизни»69.

Подробнее Аристотель останавливается на аффек­тах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, от­вагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть,-жалость — вообще все, чему сопутствует удовольствие- ' или страдание. Аффект — это страдательное состояние,. вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает*! без намерения и обдумывания, под его влиянием он ме­няет свои прежние решения. Аффект сопровождается телесными изменениями. Психологическая характери­стика выявляет, в каком состоянии возникает данный* аффект, на кого он направляется, за что.

Аристотель составил проницательные описания отдельных аф­фектов. Например, страх описывается так. «Страх (fobos) — не­которого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее-из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность: люди ведь не боятся всех зол; например, не боятся быть несправедливыми или ленивыми, не*

87 Аристотель... Т. 1. С. 440.

*8 Размышления Аристотеля о деятельности затрагивают такие-вопросы, как виды деятельности, ее движущие силы и др., которые сохраняют значение и для современной психологии;

•• Аристотель... Т. 4. С. 275.

5U


.лишь тех, которые могут причинить страдание, сильно огорчить.или погубить, и притом в тех случаях, когда эти бедствия не угрожают издали, а находятся так близко, что кажутся неизбеж-

шыми»70.

В описании составляющих психологических аспек­тов аффектов выступает рационализм Аристотеля: его решающим компонентом является представление.

Аффекты, по Аристотелю, сами по себе не суть ни добродетели, ни пороки. О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения: «... и ведь нас «е хвалят и не порицают за наши аффекты; ведь не хвалят же человека, испытывающего страх и не безус--ловно порицают гневающегося, а лишь известным об­разом гневающегося, а за добродетели нас хвалят или порицают»71. Аристотель не считал ни возможным, ни.нормальным, ни желательным с точки зрения нравствен--ности подавление аффектов. Без них невозможны геро­ические поступки, наслаждение искусством. В низших ■телесных удовольствиях нужно соблюдать умеренность, середину. Во всех остальных случаях должна быть со­размерность аффекта своей причине.

Составной частью учения об аффектах является по­нятие о катарзисе, т. е. об очищении аффектов.

Это понятие было заимствовано Аристотелем из медицины.;Его ввел Гиппократ: болезнь понималась им как накопление вредных соков, а лечение — как доведение их до умеренного количества,.допустимого для здорового — очищение, катарзис — путем их вы­пускания.

Применительно к аффектам катарзис означает сущ­ность эмоционально окрашенного эстетического пере­живания под влиянием искусства. «Трагедия при помо­щи сострадания и страха достигает очищение аффек­тов»72. Вызываемые у зрителей при восприятии тра­гедии аффекты страха и сострадания в отличие от та­ковых в обычной жизни освобождаются — очища­ются от всего тяжелого, давящего, смутного, че­ловеку раскрывается логика событий и действий в оп­ределенных обстоятельствах, какая-то мудрость жизни. Аристотель подходит к проблеме общественной роли ис-

70 Цит. по: Античные риторики. М., 1978. С. 81.

71 Аристотель... Т. 4. С. 84.

72 Там же. С. 651.


кусства, его нравственного воздействия на человека.

Современные авторы называют это воздействие театра

на зрителя социальной терапией73.

Проблема воли

Учение о воле развивается Аристоте­лем в связи с характеристикой действия.

«Все люди делают одно непроизвольно, другое произвольно, а из того, что они делают непроизвольно, одно они делают слу­чайно, другое — по необходимости; из того же, что они делают ло необходимости, одно они делают по принуждению, другое — согласно требованиям природы. Таким образом, все, что совер­шается ими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы, или по принуждению. А то, что делается -людьми произвольно и причина чего лежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влиянием стремления, и при этом одно под влиянием стремления разумного, другое — нера­зумного»74.

Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится •основание действия: вне субъекта или в нем самом. Действия произвольные и действия волевые — понятия не тождественные. Волевыми являются только действия ло разумному стремлению. Оно называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мо­тивов— делиберации. Волевые действия направлены на будущее. В них есть разумный расчет. Поэтому Аристо­тель говорит: «Движут по крайней мере две способно­сти— стремление и ум»75. Ум размышляет о цели — до­стижима она для человека или нет, и о последствиях в -случае осуществления действия. Поэтому, где нет разу­ма, там нет воли (у животных, малых детей, умалишен­ных). Волевое действие, столь тщательно рассчитанное, является свободным и ответственным. Поэтому в нашей власти как прекрасные действия, так и постыдные: по­рок и добродетель одинаково свободны, их психологиче­ский механизм одинаков.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 289 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

629 - | 561 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.