направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п.
Г. п. сформировалась как течение в начале 60-х. гг. XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии.
Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования. Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к следующему:
· человек целостен и должен изучаться в его целостности;
· каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
· человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;
· человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
· человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
· человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другой важной областью практического приложения Г. п. является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения Г. п. является социальнопсихологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., которая основана на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с другими школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.
Д
19. Движущие силы психического развития.
Что же движет развитием ребёнка?
С философской точки зрения, личность развивается в силу возникновения в её жизни внутренних противоречий. Поэтому движущими силами психического развития детей являются диалектические противоречия. Противоречия возникают и разрешаются только в деятельности- это приводит к образованию новых качеств личности. Одни противоречия исчезают, на смену им приходят новые, и так бесконечно. Есть противоречие. есть и развитие.
Противоречия могут быть различных видов:
1. противоречия между уровнем психического развития и требованиями общества;
2. противоречия между возникающими у личности потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, которые необходимы для их удовлетворения;
3. противоречия между уровнем психического развития и образом жизни, занимаемом листом в системе общественных отношений.
Выготский считал, что движущими силами психического развития является система разнообразных противоречий, которые возникают и исчезают в обучении и воспитании.
Что же будет, если противоречие не находит своего разрешения?
1. может возникнуть ЗПР
2. болезненные нарушения
3. кризисные явления обостряются и затягиваются.
Психическое развитие ребёнка подчиняется определённым закономерностям. Их сформулировал Выготский.
1. Закон сензитивности и неравномерности психического развития.
Сензитивность- особая чувствительность и восприимчивость, наибольшая благоприятность к психолого-педагогическим воздействиям. В отдельные периоды жизни на первый план выходит развитие одних психических функций и они интенсивно развиваются, а развитие других замедляется.
2. Закон метаморфозы детского развития.
Маленький ребёнок- это не просто маленький взрослый.У ребёнка другая отличная психика и его развитие- это есть цепь качественных изменений.
3. Закон развития высших психических функций.
Уже в детстве, по мнению Выготского, начинают складываться собственно-человеческая психика(ребёнок имеет также, как и животные, внимание, память, восприятие, ощущение, но для его психики характерны высшие психические функции, т.е. они произвольны, осознанны, регулируются волей и имеют социальный характер).
4. Закон темпа психического развития.
Детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, свой темп, который меняется в разные годы жизни, так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.