Глава 2. ОСНОВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Иконы в технике яичной темперы в России писали, как правило, на деревянных досках значительной толщины (3—4 см). Почти всегда на эти доски наклеивалась ткань — паволока. Известны иконы XV века и более поздние, написанные на холстах, покрытых с обеих сторон толстым слоем белого грунта. С XVIII века, когда традиционная яичная темпера начинает постепенно вытесняться масляной живописью, иконные изображения иногда стали писать на грунтованных холстах, натянутых на деревянные подрамники, и даже на медных листах (в начале XX века медь иногда заменяли цинком).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВЕСИНЫ
Древесину как достаточно твердую и прочную основу, покрытую грунтом, начали использовать в живописи с древнейших времен и широко пользуются ею поныне.
Древесина — сложная ткань древесных и травянистых растений. Она составляет основную массу ствола, корней и ветвей древесных растений. Основу ее структуры составляют волокна (точнее, их стенки). Волокна состоят главным образом из целлюлозы — вещества, нерастворимого в воде, стойкого к воздействию спиртов, эфиров и нейтральных органических растворителей. Деревья различных видов имеют разную структуру клеток, строение которых распознают с помощью микроскопа, когда необходимо определить вид волокна или породу древесины.
Волокна древесины гигроскопичны. Повышение содержания влаги вызывает набухание, а понижение — усушку.
Физико-механические свойства заготовок из древесины зависят от того, как сделан разрез (распил). Различают три вида разреза древесины: радиальный, тангенциальный и поперечный.
Радиальный разрез — это продольный разрез, при котором плоскость сечения проходит через центр ствола, вдоль волокон древесины.
Тангенциальный разрез — это разрез, плоскость сечения которого проходит на некотором расстоянии от центра ствола вдоль волокон древесины.
Поперечный, или торцевой, разрез имеет плоскость сечения, перпендикулярную продольной оси ствола и идущую попрек волокон древесины.
Из всех физических свойств древесины для сохранения живописи решающее значение имеет отношение древесины к влаге. От влажности, водопоглощения, водопроницаемости, разбухания, усушки доски зависят деформации (коробления и растрескивания).
По степени содержания влаги в древесине различают следующие четыре состояния:
комнатно-сухая древесина (8—12% влажности),
воздушно-сухая древесина (12—18% влажности),
полусухая древесина (18—23% влажности),
сырая древесина (свыше 23% влажности).
Повышенная влажность древесины (25—60%) при плюсовой температуре (10—30°) создает благоприятные условия для развития биологических разрушителей — гнилостных бактерий, микро-(плесневых) и макрогрибов, насекомых-точильщиков.
Древесина является анизотропным материалом1. Анизотропное строение древесины обусловливает различие ее свойств вдоль и поперек волокон, что особенно заметно при влагообмене. Например, через торцевой срез доски влага вбирается и испаряется в 20—30 раз интенсивнее, чем через боковые ее стороны. Неравномерное набухание и усушка вызывают коробление, растрескивание доски, что нарушает сохранность живописи.
Потеря влаги ведет за собой усушку древесины (сокращение объема), что часто приводит к короблению доски и к ее продольному растрескиванию. Это явление усиливается тем, что одна сторона иконы защищена слоями паволоки, левкаса, красок и защитных пленок, а другая — открыта.
Движение влаги вдоль древесных волокон идет с различной скоростью, поэтому ее распределение в процессе высыхания или увлажнения доски всегда неравномерно. Удаление влаги, то есть высыхание доски, прекращается только тогда, когда влажность древесины будет соответствовать температуре и влажности окружающего воздуха и когда влага внутри древесины распределится равномерно. Такое состояние называется равновесной, или устойчивой, влажностью. Чтобы обеспечить стабильное хранение произведений живописи, выполненных на досках, необходимо поддерживать в помещениях музеев и памятников архитектуры постоянную температуру и влажность.
Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.