Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Промчись поверх невольных вод




 

Найденный Пушкиным символический образ – грозы над морем – получил художественное воплощение в следующем стихотворении «Завидую тебе, питомец моря смелый...». Символ обогащается, как бы разрастается в своей реальной основе. Теперь уже основу его составляют не только образы волн, моря и грозы. Сохраняя их, поэт присоединяет и другие многозначные изображения: «питомец моря смелый», «сень парусов» на кораблях, «небо дальнее». Все зарисовки получают смысловую протяженность: выявляется глубинная потребность человека, матроса в душе, не приемлющего спокойное, дремотное бытие, жаждущего «стихий других» и приветствующего «свободный океан». «Питомец моря» мечтает об океане. Символический смысл картины оказывается ведущим. Символика свободы вобрала в себя главные компоненты: образы моря, водной стихии, бури или грозы, кораблей с их парусами и человека – питомца моря, его друга и родственника. Найдено и перспективное поэтическое выражение – «свободный океан».

Свое завершение символ морского пейзажа получил в элегии «К морю» (1824), вобравшей в себя все найденное прежде: живописность образов, лирическую, субъективную проникновенность, философскую мысль о свободе.

Работая над символом, Пушкин отнюдь не отказывается от внешней выразительности образа, от картинности: он видит море: «Ты катишь волны голубые / И блещешь гордою красой»; «Твои скалы, твои заливы / И блеск, и тень, и говор волн»; «... не забуду / Твоей торжественной красы»; поэт его слышит и создает, как и раньше, звукообраз: «Как зов его в прощальный час, / Твой грустный шум, твой шум призывный / Услышал я в последний раз»; «Глухие звуки, бездны глас / И тишину в вечерний час...», и снова: «И долго, долго слышать буду / Твой гул в вечерние часы».

Художественная привлекательность образа не только в его символике, но и в его изобразительной силе, пластически-музыкальной красоте. Вместе с тем созданный поэтический образ приобретает философскую глубину, смысловую многозначность и протяженность.

Свобода, о которой мечтали романтики, и сам поэт в свое время был в их числе, – стихия, подобная морской. Пушкин думает о противоречиях этой стихии, прекрасной и опасной. Он вводит в элегию эстетические оценки, связанные с любимой романтиками категорией «высокого»: море очаровывает «гордой» и «торжественной» красой, своим блеском. Но свободолюбивая, своенравная пучина (вспоминается образ «слепой пучины» из идиллии.) страшна и грозит гибелью человеку из-за непостижимой изменчивости (то хранит парус рыбаря, то губит стаю кораблей). Море живет своими «прихотями», чужой воле его не одолеть («Ты взыграл неодолимый»), оно играет людьми. Здесь море – воплощение романтической, могущественной, безграничной не просто свободы, но и опасного своеволия.

Свободная стихия навела поэта на мысль о судьбе: море-океан – судьба. Это уже новая семантика в символе. От идеи свободы Пушкин идет к идее судьбы.

 

Идея свободы в философском миросозерцании Пушкина была господствующей. Он утверждал ее всегда и со всем пылом творческой натуры. Свобода виделась ему как бы в онтологическом ракурсе: «свободный океан» – основа бытия природы и вместе – человеческой души. Поэтому обращение человека к истокам бытия означает его освобождение. В то же время свобода – понятие социальное.

В сфере антропологии в творчестве Пушкина выступает идея самоценности свободы для человеческой личности, она – условие нормального функционирования его организма, его души, она замена счастья.

Идея свободы приходила в соприкосновение с размышлениями о творчестве, и Пушкин солидаризировался с романтиками в понимании ее необходимости для поэта.

Для философского миросозерцания Пушкина весьма существенно эстетическое восприятие действительности: синтез философии и эстетики. Свобода из абстрактной категории превращалась в зримую, слышимую, осязаемую конкретность, практически-духовную реальность, она воплощалась в художественные образы, главным из которых оказался символ моря. Эстетическое обаяние его – и в живописности, в гордой красоте, музыкальной выразительности, и в широком просторе переосмысления психологически-философского толкования, в смысловых переливах, рождающих богатый содержанием символ.

Богатство символа раскрывается в многообразии ассоциаций, вызываемых морем. Но больше всех «сроднился» с морем сам русский поэт. Образ моря начиная с романтического периода 1820-х годов сопутствует его творчеству и настолько в нем укореняется, что начинает символизировать и само его творчество.


Список используемой литературы:

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 248 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2409 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.