Лекции.Орг


Поиск:




Сольфеджирование. Вокально-интонационные навыки




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Новосибирская специальная музыкальная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины Сольфеджио (1- 9 кл.)

для специальности «Инструментальное исполнительство»

Новосибирск

 

ЗАДАЧИ КУРСА

 

Основной задачей курса сольфеджио является развитие активного музыкального слуха и музыкальной памяти. Программа по сольфеджио для НСМШ составлена в соответствии с действующими учебными планами и рассчитана на 2 часа групповых занятий в неделю.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

 

Курс сольфеджио в школе выделяется среди других музыкально-теоретических дисциплин своей чисто практической направленностью. Развитие музыкального слуха, памяти, необходимых певческих навыков достигается в результате длительной и систематической тренировки. Это определяет направленность классной и домашней работы по сольфеджио.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

 

В этой форме работы происходит постепенное усвоение и накопление различных интонационных и ритмических формул музыки, активное развитие музыкальной памяти учащихся. Поэтому диктанты записываются на каждом уроке и выучиваются наизусть с гармонизацией и транспонированием в любую тональность.

На уроках используются различные виды диктантов (диктанты-минутки, ритмические, эскизные и т.д.). Систематическая работа над двухголосным диктантом начинается с 3 класса. Используются диктанты разнообразные по складу и стилю музыки:

1. Запись двухголосных народных песен с различным типом движения голосов (младшие классы).

2. Гомофонно-гармонические (4 класс –8 класс).

3. Полифонические (8-9 класы).

Все диктанты исполняются на фортепиано. В целях развития тембрового слуха на уроках во всех классах используются специально подобранные примеры в различном инструментальном, вокальном, хоровом или ансамблевом исполнении.

 

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ

Эта форма работы на уроках сольфеджио включает в себя разнообразные интонационные и певческие упражнения:

  1. Разучивание одноголосных примеров из художественной литературы. Их исполнение с дирижированием, в темпе, соответствующем авторским указаниям.
  2. Пение 2-х, 3-х, 4-х голосных примеров с исполнение других голосов на фортепиано или в составе ансамбля.
  3. Разучивание с текстом и аккомпанементом вокальных произведений различных композиторов, исполнение их с транспозицией в любую тональность.
  4. Различные интонационные упражнения (пение ладов, интервалов от звука и в тональности). Над интонационными упражнениями работа ведется по «Лестнице» (1 – 5 классы).
  5. Сочинение интервальных «цепочек» с исполнением одного из голосов. Возможны следующие усложнения задания:

а) 1 –2 класс – сочинение «цепочки» на указанный ритм по заданной схеме;

б) 3 класс – учащиеся сами определяют размер, ритмический рисунок для данной интервальной «цепочки»;

в) к концу 4 класса сочиняются интервальные «цепочки» с отклонениями (нижний голос дается педагогом);

г) 5класс – самостоятельное сочинение "цепочек" с отклонениями;

д) 6 класс – в «цепочки» включаются тритоны субдоминантовой и доминантовой группы;

е) в 7 классе – сочинение «цепочек» с включением характерных и хроматических интервалов.

Аналогичная работа проводится и с «цепочками» аккордов (с 3 класса) с постепенным усложнением заданий.

 

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ

Владение техникой слухового анализа необходимо для музыкантов любой специальности. Как и музыкальный диктант, эта форма работы направлена на развитие цепкой музыкальной памяти и отточенности слуха.

Задания по гармоническому анализу могут служить настройкой к музыкальному диктанту (определение ступеней, интервалов, мелодических ходов по звукам аккордов в тональности диктанта) или иметь самостоятельное значение: прослушивание интервальных и аккордовых «цепочек», отклонений и модуляций, а также анализ тонального плана и аккордов в примерах из художественной литературы.

Примеры, которые даются педагогом для анализа на слух, проигрываются по памяти одним из учащихся или пропеваются всем классом.

Таким образом, все основные формы работы по сольфеджио взаимосвязаны. Дополняя друг друга, они способствуют гармоничному развитию различных сторон музыкально слуха.

 

КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

 

С целью определения полученных теоретических знаний и практических навыков в конце каждой учебной четверти проводятся контрольные уроки по сольфеджио, на основании которых выставляется итоговая оценка успеваемости учащихся в 1–3 классах, 5–7 классах

В соответствии с действующими учебными планами в конце 4 и 9 классов проводятся экзамены по сольфеджио, состоящие из двух разделов: письменная работа (диктант) и устный ответ.

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Инструментальное исполнительство»

Класс

№№ Наименование раздела, темы   Вид учеб ного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
  Метрическая пульсация. Сильная и слабая доля. Двух- и трехдольный метр. Урок      
  Длительность звука: восьмая, четверть, половинная. Урок      
  Двух- и трехдольный размер. Такт, тактовая черта. Длительность половинная с точкой. Паузы восьмая, четвертная, половинная. Урок      
  Куплетная форма Урок      
  Регистры, октавы. Нотное письмо Урок      
  Поступенное движение и скачок в мелодии. Транспозиция мелодии Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Мотив, фраза. Цезура. Урок      
  Знаки альтерации. Тон-полутон. Мажорный и минорный лад. Тоника, тональность Урок      
  Тональность До-мажор. Гамма. Ступени лада с их римскими обозначениями. Строение мажорной гаммы Урок      
  Устойчивые и неустойчивые ступени лада (их разрешение). Вводные ступени. Т53. Опевание устойчивых ступеней. Урок      
  Тональность Ре мажор. Транспонирование Урок      
  Мажорное и минорное трезвучие. Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Размер 4/4. Целая длительность Урок      
  Затакт Урок      
  Тональность Соль мажор Урок      
  Простые интервалы. Диссонанс и консонанс Урок      
  Тональность Фа мажор Урок      
  Главные ступени лада (T,S,D) Урок      
  Секвенция как прием развития Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Тональность ля минор. Строение минорной гаммы. Урок      
  Шестнадцатые длительности Урок      
  Тональность ре минор Урок      
  Одноименные тональности Урок      
  Тональность Си бемоль мажор Урок      
  Закрепление пройденного материала Урок      
  Промежуточный контроль Контрольный урок      
  ИТОГО:        

 

Класс

  Повторение материала 1 класса Урок      
  Затакт восьмая, четверть и две восьмые в размере 2/4, 3/4 Урок      
  Тональность Си-бемоль мажор Урок      
  Размер 4/4 Урок      
  Затакт четверть и две восьмые в размере 4/4 Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Тональность ля минор Урок      
  Три вида минора Урок      
  Ритм четверть с точкой и восьмая Урок      
  Параллельные тональности Урок      
  Тональность ре минор Урок      
  Ритмическое и мелодическое варьирование фраз Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Ритм четыре шестнадцатые в пройденных размерах Урок      
  Вводный тон в натуральном мажоре, гармон. и натур. миноре Урок      
  Тональность ми минор, си минор Урок      
  Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3 Урок      
  Тональность соль минор Урок      
  Интервалы ч.4, ч.5, ч.8 Урок      
  Главные трезвучия лада с буквенными обозначениями Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Главные трезвучия лада с буквенными обозначениями Урок      
  Натуральная и гармоническая D в миноре Урок      
  Закрепление пройденного Урок      
  Промежуточный контроль Контрольный урок      
  ИТОГО:        

Класс

  Повторение материала 2 класса Урок      
  Тональность Ля мажор и фа-диез минор Урок      
  Ритм восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Переменный лад Урок      
  Виды транспозиции Урок      
  Шестнадцатые паузы Урок      
  Повторение Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Тональности Ми-бемоль мажор и до минор Урок      
  Интервалы м.6 и б.6 Урок      
  Межтактовая синкопа Урок      
  Обращения интервалов (построение от звука) Урок      
  Главные трезвучия лада и их обращения Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Размер 3/8 Урок      
  Интервальные цепочки в тональности Урок      
  Обращения трезвучий (построение от звука; обозначения) Урок      
  Виды мелодического движения (прямое (параллельное), противоположное, косвенное) Урок      
  Повторение Урок      
  Промежуточный контроль Контрольный урок      
  ИТОГО:        

Класс

  Повторение материала 3 класса Урок      
  Главные трезвучия лада Урок      
  Пунктирный ритм Урок      
  Виды мажора (натуральный, гармонический, мелодический) Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Тональность Ми мажор и до диез минор Урок      
  Внутритактовая синкопа Урок      
  Тритоны D и S групп в натуральном и гармоническом мажоре и миноре Урок      
  Повторение Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Триоль восьмых Урок      
  Тональность Ля-бемоль мажор и фа минор Урок      
  Кадансовый 64 Урок      
  Размер 6/8 Урок      
  Интервал м.7, б.7 Урок      
  Доминантовый септаккорд в мажоре и гармоническом миноре. Обращения D7 Урок      
  Хроматизм вспомогательный и проходящий Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Характерные интервалы: ув.2, ум.7 Урок      
  Уменьшенное трезвучие на VII ступени натурального мажора и гармонического минора Урок      
  Проходящий и вспомогательный обороты Урок      
  Виды мелодического движения. «Золотой ход валторн» Урок      
  Модуляция (мелодическая) Урок      
  Повторение Урок      
  Итоговый контроль Экзамен      
  ИТОГО:        

Класс

  Повторение материала 4 класса Урок      
  Главные трезвучия лада и их обращения Урок      
  Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые Урок      
  Тональность Си мажор и соль диез минор Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Характерные интервалы: ум.4, ув.5 Урок      
  Буквенное обозначение звуков и тональностей Урок      
  Квинтовый круг тональностей Урок      
  Переменный размер Урок      
  Тональность Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Различные виды синкоп Урок      
  Вводный септаккорд (м.,ум.) с разрешением Урок      
  Ритмическая группа триоль шестнадцатых Урок      
  Период, предложения, фраза Урок      
  Тональности I степени родства Урок      
  Внутритактовая синкопа в простых и сложных размерах Урок      
  Обращения D7 с разрешением Урок      
  Уменьшенное трезвучие на II ступени в гармоническом мажоре и натуральном миноре Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Внутритональный и модуляционный хроматизм Урок      
  Модуляция в параллельную тональность и в тональность доминанты Урок      
  Повторение Урок      
  Промежуточный контроль Контрольный урок      
  ИТОГО:        

Класс

  Повторение материала 5 класса Урок      
  Повторение. Обращения Доминантового септаккорда, разрешения Урок      
  Размеры 3/2, 2/2, 6/4 Урок      
  Сложные виды синкоп Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Составные интервалы: нона, децима, ундецима, дуодецима Урок      
  Тональности Фа-диез мажор и ре-диез минор Урок      
  Энгармонизм тональностей с 6 знаками Урок      
  Увеличенное трезвучие с разрешением Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Тональности Соль бемоль мажор и ми бемоль минор Урок      
  Вводный септаккорд (малый и уменьшенный) с обращениями и разрешением Урок      
  Модуляция и отклонение Урок      
  Модуляция в родственные тональности Урок      
  Модулирующие секвенции Урок      
  Трезвучие и секстаккорд II ступени Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Септаккорд II ступени с разрешением Урок      
  Правописание хроматической гаммы (мажорный и минорный лад) Урок      
  Период (характеристика структуры, тематического и тонального планов) Урок      
  Повторение Урок      
  Промежуточный контроль Контрольный урок      
  ИТОГО:        

Класс

  Повторение материала 6 класса Урок      
  Тональности до семи ключевых знаков включительно Урок      
  Размеры 9/8 и 12/8 Урок      
  Смешанные и переменные размеры Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Различные виды внутритактовых синкоп Урок      
  Составные интервалы Урок      
  Хроматический мажор и минор Урок      
  Альтерированные интервалы: ум.3, ув.6 Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Диатонические лады Урок      
  Пентатоника Урок      
  Обращения увеличенного трезвучия Урок      
  Септаккорд II ступени с обращениями и разрешением Урок      
  Энгармонизм интервалов и аккордов Урок      
  Секстаккорд уменьшенного трезвучия Урок      
  Виды каденций. Прерванная каденция Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Модуляция в родственные тональности (через общий аккорд, побочную доминанту) Урок      
  Анализ периода с классификацией кадансов, структуры, тонального плана. Урок      
  Фуга. Канон. Имитация. Реальный и тональный ответ. Противосложение. Урок      
  Повторение Урок      
  Промежуточный контроль Контрольный урок      
  ИТОГО:        

Класс

  Повторение материала 7 класса Урок      
  Дважды гармонические мажор и минор Урок      
  Полная функциональная система. Трезвучия и септаккорды побочных ступеней Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Виды септаккордов Урок      
  Диатонические секвенции с применением побочных септаккордов («секвенцаккордов») Урок      
  Хроматическая секвенция Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Проходящие и вспомогательные обороты (в.т.ч. на основе VII7ум., II7) Урок      
  Трезвучие и секстаккорд II низкой ступени («неаполитанский» аккорд) Урок      
  Энгармонизм VII7 ум. Урок      
  Период, предложения, каденции. Приемы расширения периода. Дополнение. Урок      
  Целотонная гамма, гамма Римского-Корсакова Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Фуга. Тема, ответ. Противосложение. Двойной контрапункт.   Урок      
  Повторение Урок      
  Промежуточный контроль Зачет      
  ИТОГО:        

Й класс

  Повторение. Виды септаккордов (построение от звука, определение функционального значения в тональности) Урок      
  Модуляции I степени родства из мажорных и минорных тональностей (обобщение в схемах) Урок      
  D6, D76 Урок      
  Альтерированные лады Урок      
  Интервалы в альтерированных ладах (в т.ч. дважды ув. и.ум.) Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Освоение четырехголосной фактуры (однотональные и модулирующие построения) Урок      
  Аккорды группы двойной доминанты: DD, DD7, DDVII7 (ум.) с обращениями и разрешением: в каденции и внутри построения Урок      
  Секвенции диатонические и транспонирующие Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Период, предложения, каденции. Приемы расширения периода. Дополнение. Урок      
  Увеличенное трезвучие в гармоническом виде мажора и минора, его обращения и разрешение. Энгармонизм увеличенного трезвучия Урок      
  D9, II9 Урок      
  Аккорды мажоро-минора Урок      
  Одноименный мажоро-минор. Трезвучие VI низкой ступени в прерванной каденции и внутри построения Урок      
  Аккорды параллельного мажоро-минора Урок      
  Хроматические секвенции. Доминантовая цепочка. Эллипсис Урок      
  Текущий контроль Контрольный урок      
  Вводный септаккорд с квартой («рахманиновская гармония») Урок      
  Энгармонизм VII7 ум. Энгармоническая модуляция через VII7 ум. Урок      
  Альтерация аккордов субдоминантовой группы. Урок      
  Повторение пройденного материала Урок      
  Итоговый контроль Экзамен      
  ИТОГО:        

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:

  1. Теоретические знания.
  2. Сольфеджирование, вокально-интонационные навыки.
  3. Слуховые навыки, определение на слух элементов музыкальной речи.
  4. Диктант.
  5. Творческие задания.

ПЕРВЫЙ КЛАСС

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 

Тональности до двух знаков. Мажор и минор (натуральный). Устойчивые и неустойчивые звуки лада, их разрешение. Тоника. Тоническое трезвучие и его обращения. Вводные звуки и их разрешение. Определение тональности по ключевым знакам и последним звукам мелодии. Интервалы в пределах октавы. Понятие о фразе, предложении. Секвенция.

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ

1.Сольфеджирование мелодий с дирижированием и тактированием, в размере , , в пройденных тональностях. Движение мелодии поступенное, по звукам трезвучия, опевание устойчивых ступеней, скачки V- I, I -V.

2.Артикуляционные и дыхательные упражнения.

3.Пение гамм, ступеней лада, интервалов,аккордов от звука и в тональности.

СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ

 

1. Определение знакомого музыкального примера по его ритмическому рисунку: исполнение ритмослогами, ритмическими жестами, с участием двигательных упражнений, ударных инструментов.

2. Определение на слух видов мелодического движения с показом на клавиатуре, «Лестнице»(«Столбице») и последующим пропеванием нотами:

а) поступенного движения мелодии вверх и вниз;

б) устойчивых ступеней в различных сочетаниях;

в) вводных звуков;

г) опевания устойчивых ступеней;

д) мелодических интервалов.

3. Определение на слух от разных звуков мажорного или минорного лада, интервалов и аккордов в гармоническом и мелодическом виде.

ДИКТАНТ

Размеры , , . Длительности: четверти, восьмые, шестнадцатые, половинные, половинные с точкой. Паузы четвертные и восьмые.

Интонационные трудности:

а) поступенное движение вверх и вниз;

б) опевание устойчивых звуков, вводные звуки;

в) движение по звукам трезвучия;

г) секвентное движение.

Диктанты записываются в пройденных тональностях, Транспонируются с подбором на слух басового голоса, выучиваются наизусть.

Объем диктанта2-4 такта. Большая роль отводится устным диктантам («мелодическое и ритмическое эхо»). «Интервальные диктанты» проводятся в устно-игровой форме.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Ритмическое сопровождение к исполняемому инструментальному или вокальному примеру.
  2. Сочинение ритмических партитур, исполнение их всем классом на ударных инструментах.
  3. Допевание музыкальной фразы на текст, на слог, нотами.
  4. Сочинение ответных построений в объеме одной фразы с показом по «Лесенке», с последующей записью в тетради.
  5. Сочинение мелодий (2 –фразы):

а) на заданный текст;

б) на заданный ритмический рисунок;

в) на заданную структуру(вопрос-ответ).

 

ВТОРОЙ КЛАСС

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 

Тональности до трёх знаков включительно. Минор трех видов. Вводный тон в гармоническом и натуральном миноре. Размеры , , .

Затакт:

· восьмая, две восьмые, четверть в размере , ;

· четверть и две восьмые в размере .

Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Варьирование ритмическое и мелодическое.

 

ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ

 

  1. Пение с дирижированием и тактированием пройденных гамм в знакомых размерах с различным ритмическим рисунком. Как вариант – пение вслух – про себя, пение цепочкой.
  2. Пение с ручными знаками по «Лесенке» ступеней лада. Допевание всех ступеней лада до тоники. Различные сочетания разрешений неустойчивых звуков в устойчивые.
  3. Пение больших и малых секунд, малых и больших терций на ступенях мажора и натурального минора.
  4. Пение чистой кварты как скачка от V к I ступени вверх, чистой квинты как крайних звуков тонического трезвучия.

 

СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ

 

  1. Определение лада, размера, затакта, особенностей структуры и приемов развития в прослушанной мелодии:

§ варьирование;

§ секвенции;

§ скачки.

  1. Определение на слух: мажорного и минорного трезвучия, интервалов.
  2. Интервальный диктант (5 – 8 интервалов).

 

ДИКТАНТ

 

Тональности до трёх знаков включительно. Минор трех видов. Размеры: , , . Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая, четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.Затакт из восьмой, четверти в размере , и четверть с двумя восьмыми в размере .

Интонационные трудности:

а) скачки V – I вверх и вниз;

б) з аполнение скачков V-VII-I,V-II-I; затем выделение самостоятельного скачка II-V, варианты этого скачка II-V-I, II-V-III, III-V-II и т.д.;

в) движение от I - V ступени с вариантом I-VI-V;

г) неустойчивые терции на IV, V, VI ступенях.

Объем диктанта –4- 8 тактов.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

  1. Импровизация ответных фраз (устная или письменная).
  2. Варьирование данной фразы или предложения:

а) ритмическое – замена двух четвертей ритмом четверть с точкой и восьмая, дробление четверти на две восьмые или четыре шестнадцатые;

б) мелодическое - при сохранении стилистического единства.

ТРЕТИЙ КЛАСС

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Тональности до четырёх знаков включительно. Минор трех видов. Размеры: , , . , . Ритмическая группа четверть сточкой и восьмая в размерах , . Новые ритмические группы: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Залигованная нота.

Главные ступени и главные трезвучия лада, их обращения. Большая и малая секста как контур секстаккорда и квартсекстаккорда. Доминантсептаккорд и его разрешение. Малая септима на V ступени лада. Обращения доминантсептаккорда с разрешением. Обращение интервалов. Все типы движения голосов в 2-х голосии, «золотой ход».

Понятие «активных» ступеней (V-I, VII-II-I) и мелодической модуляции.

ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ

 

1. Разучивание по слуху и по нотам одноголосных и 2-х голосных мелодий.

2. Пение мажорных и минорных гамм (минор 3-х видов).

3. Пение всех интервалов вверх и вниз от тоники, больших и малых терций на отдельных ступенях мажора и минора (сравнительный анализ интервалов).

4. Пение главных трезвучий лада, доминантсептаккорда с обращением и разрешением.

5. Пение небольших аккордовых цепочек.

Например: T- S - T- D - T

6. Пение мелодий с транспонированием их в одноименные или параллельные тональности. Самостоятельная перестройка в новую тональность при помощи мелодий-связок.

СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ

 

  1. Определение на слух:

а) мелодических оборотов (3 – 5 звуков) с определением ступеней, повтором на инструменте, показом на "Лестнице";

б) определение интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, с уточнением качества и ступени основания интервала.

  1. Определение на слух цепочек из пройденных аккордов (4 – 7 аккордов) по функциональной «Лестнице».
  2. Определение структуры прослушанной мелодии.

 

ДИКТАНТ

Минор 3-х видов. Тональности до четырёх знаков включительно. Размеры: , , . Ритмические группы: четверть с точкой и восьмая, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Вольта. Затакт, равный двум четвертям. Подготовка простейшей синкопы: четверть и половинная, две восьмые и половинная в размере .

Интонационные трудности: скачки V-I ступени вверх и вниз, I-IV, III-VI вверх, II-V вниз, II- V-I,VI-II, II-VI, VII-III, III-VII. Движение мелодии по звукам доминантсептаккорда, по неустойчивым звукам. Секвенция. Ритмическое варьирование-дробление.

Запись двухголосия: интервальный диктант, «золотой ход», освоение разных типов движения голосов.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

  1. Импровизация устная, письменная, на фортепиано, по «Лестнице», на текст и нотами ответных построений в заданной структуре (аа, авас, авав).
  2. Импровизация ответных построений:

а) в одноименной тональности;

б) в параллельной (понятие сопоставления тональностей);

в) движение мелодии по звукам какого-либо аккорда, включая доминантсептаккорд и его обращения;

г) с ритмическим варьированием.

  1. Подбор аккомпанемента к диктанту и домашним упражнениям (на начальном этапе аккорды даются педагогом).
  2. Подбор функционального баса к мелодии.

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 

Квинтовый круг. Буквенные обозначения. Тритоны в мажоре и гармоническом миноре доминантовой группы. Уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора и гармонического минора. Хроматизмы. Модуляция. Новая ритмическая группа: восьмая с точкой и шестнадцатая. Сочетание пунктирного ритма и группы из четырех шестнадцатых в одном примере. Обращение интервалов. Внутритактовая синкопа: четверть и половинная с точкой, восьмая и четверть с точкой, шестнадцатая и восьмая с точкой.

ИНТОНАЦИОННЫЕ НАВЫКИ

 

  1. Пение с листа одноголосных и двухголосных мелодий в пройденных тональностях со знакомыми ритмическими формулами, паузами и затактами.
  2. Транспонирование выученных мелодий.
  3. Пение в тональности: тритонов, уменьшенного трезвучия с разрешением, главных трезвучий и их обращений, доминантсептаккорда с обращениями и разрешениями, интервалов с обращениями, «цепочек» интервалов и аккордов (6 – 8 аккордов).
  4. Пение от звука простых интервалов, мажорного и минорного трезвучия и их обращений.

СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ

 

В этом классе слуховой анализ проводится не только в первой, но и в малой, и во второй октаве. На слух определяются:

а) интервалы в мелодическом и гармоническом виде как изолированно, так и в цепочке (3 – 4 интервала);

б) трезвучия мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, доминантсептаккорд с обращениями, с разрешением и без разрешения.

в) гармоническая последовательность, например:

T-S - T- D - T- S6- K - D7 -T;

D2 -T6 - D - T- T6 - S- K - D7 -T.

Возможно сочетание аккордов и интервалов, например:

ув.4 – м 6 – D – T – S6 – ум. 5 – б3

IV III II I VI VII I

 

 

ДИКТАНТ

 

Запись мелодий в пройденных тональностях со знаковыми ритмическими рисунками, синкопами. Скачки на неустойчивые звуки с их последующим разрешением: V-IV-III. Сочетание двух-трех скачков. Движение мелодии по звукам аккордов: главных трезвучий, доминантсептаккорда и их обращений. Запись диктанта Da capo al Fine.

Двухголосный диктант. Сочетание двух видов движения голосов с преобладанием параллельного, включая "золотой ход".

 

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

  1. Сочинение ответных предложений повторного и неповторного строения на инструменте (лучшие записываются), на «Лестнице», устно.
  2. Запись нескольких ответных модулирующих предложений на заданное вопросительное предложение. Конечные тональности указываются педагогом.
  3. Продолжается работа над мелодическим и ритмическим варьированием, включая уже новые мелодические и метроритмические трудности.
  4. Сочинение второго голоса к мелодии, как подголосочного склада, так и функционального.
  5. Сочинение этюдов на пройденные интервалы и аккорды.
  6. Импровизация мелодии на заданный ритмический рисунок, гармоническому сопровождению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 693 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

1227 - | 1199 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.