Лекции.Орг


Поиск:




Бонн 17.XII.1770г. – 26.III.1827г. Вена




 

Даты. События жизни. События творчества.
17.XII.1770г. город Бонн Германия. Дата рождения Людвига точно не известна. 17.XII Людвиг крещен. Дед его Людвиг при переезде из Нидерландов стал капельмейстером придворной капеллы. Отец Иоганн тоже был придворным музыкантом певец-тенор, скрипач и клавесинист.  
1774-1775г. Заинтересованность музыкой и способности проявились у Людвига очень рано. В 4 года он начинает заниматься игрой на клавесине, скрипке, а позже на органе. Руководят занятиями отец и его друзья музыканты. Губительная страсть отца к алкоголю делала дарование сына источником возможного дохода. Занятия не регламентировались ни по продолжительности, ни по времени суток, сопровождались грубостью и побоями. Только страстная тяга к музыке позволила Людвигу пережив все, не охладеть к музыке, позволила необходимые навыки брать от разных «педагогов» в любой ситуации.  
1778г. 26.III – первое концертное выступление в городе Кельне в качестве клавириста.  
1780г. В этот год начались занятия с Кристианом Готлибом Нефе, который в Бонне служил регентом театральной музыки, придворным органистом и композитором. 32-х летний музыкант первым усмотрел масштаб дарования мальчика и стал очень серьезно заниматься с ним. Занятия с Нефе: 1.Основы композиции. 2. Игра на органе, клавире и скрипке. 3.Знакомство с музыкальной литературой, прежде всего с произведениями И.С.Баха.
1781г.-1782г В неполных 11 лет Людвиг был вынужден прекратить занятия в общеобразовательной школе, так как семья нуждалась в его заработке. Он начинает работать помощником органиста в боннской капелле.В 12 лет получает место цимбалиста в «Боннском национальном театре» Концертная поездка с матерью в Роттердам.(1781г.) Первое издание одного из ранних произведений – 9 вариаций на тему марша Дреслера. (1782г.)
1783г. Официально работает придворным органистом с одновременным исполнением обязанностей пианиста-концертмейстера в придворном театре. 3 ф-ные сонаты, рондо и несколько песен.
1786г. Концертные выступления и уроки в аристократических домах, рождают у Л.Б. уверенность в себе и мечты перебраться в Вену, где живут Гайдн, Моцарт, бывает Глюк. Друзья одобряют и поддерживают его намерения. 1784г – концерт для ф-но, фуга. 1785г. – 3 квартета с ф-но, прелюдии.
1787г. Весной 1787г. Л.Б. приезжает в Вену. Уже во время первой встречи с ним Моцарт воскликнет: «Обратите внимание! Вот человек, о котором будет говорить весь мир». Однако возможным занятиям не суждено было состояться – домашнее горе снова вызвало юношу в Бонн. Он приехал к заболевшей маме и вскоре похоронил ее. Двумя месяцами позже умерла сестра. Образ жизни отца делал неотвратимой бедность. В этих условиях 17-летний Людвиг взял на себя все заботы о двух младших братьях. Положение его было критическим. За небольшой период времени, переболев оспой и тифом, пребывая в состоянии меланхолии, Людвиг проявляет чрезвычайное, ежедневное мужество. Это вызывает уважение. В судьбе его появляются пожизненные надежные, верные друзья – семья Брейнингов и Вегелера. Госпожа Брейнинг пригласив Людвига в качестве учителя музыки к своим детям фактически приняла его в свою семью. Л. стал вместе с 4-мя Брейнингами заниматься науками, языками. Преодолевая односторонность муз развития, он занялся самообразованием.   В течение ряда лет сочиняет для фортепиано: вариации, сонаты, багатели, фортепианные квартеты и песни.     Получив доступ в богатейшую семейную библиотеку, он стал очень много читать. Открыл для себя философию - читал Платона, Плутарха, Аристотеля; увлекся поэзией Гете, Клопштока, Шиллера. Знал многое наизусть из произведений Шекспира. Воздействие этого драматурга и мыслителя в творчестве Бетховена заметно на протяжении всей жизни.
1788г.-1792г В эти годы Б. служит придворным органистом и альтистом в театральном и придворном оркестрах (под управлением Нефе). В 1789г. поступает на философский факультет Боннского университета (учился год). Пребывание в студенческой среде, впечатления от событий Великой Французской революции во многом определили мировоззрение Л.Б. В VII 1792г. происходит знакомство с Й.Гайдном, возвращавшимся из Лондона. По его совету и договоренности о занятиях Л. в XI едет в Вену (как оказалось навсегда). Б. прошел замечательную практическую школу оркестрового музыканта и изучил всю популярную музыку того времени. Занятия Гайдном. продолжатся до его (Г) отъезда в Лондон в I.1794г. До V.1794г Б. занимался с Шенком, а с Сальери с 1793г до 1802г. В эти годы в Вене Б. пытался учиться танцам и верховой езде.
1792г. 1802г Первый Венский период. Людвиг дает уроки – все реже и реже. Концертирует как пианист– все чаще и чаще. Основным делом жизни становится композиция. 29-31.III.1795г - первые публичные выступления в качестве пианиста в благотворительных концертах в пользу вдовы и сирот Моцарта. 1796г. - Концертные поездки в Прагу, Дрезден, Берлин, Братиславу. В 1797г. обнаруживаются первые признаки глухоты. 1799г. Первое издание сонат. В том числе «Патетической». Успех в публичном пианистическом соревновании. 2.IV.1800г. Бетховен проводит первую собственную академию. С 1795 по 1800 – 3 концерта для ф-но:№1 C-dur, №2 B-dur, №3 c-moll; 15 ф-ных сонат в том числе №8«Патетическая» (изд.1799г) Ансамбли разных составов, сонаты для разных инструментов, ф-ные вариации, багатели, рондо, каприччио, песни (в том числе «Сурок» на стихи Гете). Серенада для флейты скрипки и альта 1799 -1800гг. – симфония №1. 6 струнных квартетов. 1801г. – соната №14 «Лунная». Балет «Творение Прометея». 1802г. – симфония №2
1802г. По совету врачей около полугода Бетховен провел в Хейлигенштадте. Там 10X – им написано письмо к братьям так называемое Хейлигенштадтское завещание. 1803г.-1804г. - «Крейцерова соната» для скрипки с ф-но и тройной концерт для ф-но, скрипки и виолончели. С 1802г по 1804г создавалась симфония №3 «Героическая».
1805г. 7IV- первое публичное исполнение «Героической симфонии». 20XI - первое исполнение оперы «Фиделио» -под управлением автора. Знакомство с композитором Л.Керубини. 1805г. – опера «Фиделио». До этого начинал оперу «Веста», Позже мечтал создать оперу «Фауст».
1806г. Среди тех, кто поддерживая Бетховена материально, становился близким и необходимым другом следует выделить русского посла в Вене графа Разумовского. В его музыкальном салоне Б. общался со многими интересными людьми, охотно музицировал, тем более что граф содержал много лет струнный квартет. В доме графа Бетховен не раз слышал русскую музыку, в том числе народную. В 1806г. созданы 3 «русских» квартета -№7, №8, №9. Здесь же были записаны Б. 3 русские народные песни «Во лесочке комарочков много уродилось», «Ах,. реченьки, реченьки», «Как пошли наши подружки» и 1 украинская «Ехал казак за Дунай». Позже в обработке Б. они вошли в сборник «Песни народов мира».
1808г.-1809г Приглашен в г.Кассель капельмейстером, но остался в Вене, т.к. князья Лобковиц, Кинский и эрцгерцог Рудольф издали «декрет о выплате Бетховену ежегодной субсидии». 1804-1808гг - создание симфонии №5 c-moll, 1907-1808гг – создание симфонии №6-«Пасторальной»
1810г. Личное знакомство с Гете. 15VI – первое исполнение музыки к трагедии Гете «Эгмонт». 1809-1810гг – создание музыки к трагедии Гете «Эгмонт»
1814г. Один из самых счастливых годов в жизни Бетховена. Многие произведения исполняются и издаются. 29XI им был дан концерт по случаю венского конгресса. Собралась самая блестящая европейская публика, в том числе коронованные особы съехавшиеся в Вену и лично приглашенные Бетховеном.  
1817г. Начало работы над симфонией №9 с заключительным хором на слова оды Шиллера «К радости» 1817, 1822-1823гг. – работа над симфонией №9.
1819г. Начало работы над «Торжественной мессой» 1819г-1823г. – работа над «Торжественной Мессой».
1824г. 7IV - первое исполнение «Торжественной мессы» в Петербурге. 7V исполнение в Вене симфонии №9.  
1824г.-1826г Последние произведения – квартеты №12, 13, 14, 15, 16. Пять струнных квартетов посвященных князю Голицину.
. С XII.1826г. по II.1827г. Бетховен перенес три тяжелые операции.  
1827г. 26.III Людвиг Ван Бетховен скончался.  

 

 

Моим братьям, Карлу и Иоанну Бетховен.

О. вы, люди, полагающие или толкующие, будто я злобен, упрям, мизантропичен, - как вы ко мне несправедливы; вам неведома тайная причина того, что вам мнится. Сердцем своим и разумом я сызмальства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет нахожусь я в злосчастном состоянии, еще ухудшенном несведущими врачами; из года в год обманываясь в надежде на излечение, я принужден был, наконец, признать, что стою перед длительным недугом (излечение которого отнимет, быть может, годы, а то и вовсе невозможно); наделенный от природы пылким живым темпераментом, питая даже склонность к развлечениям света, я должен был рано уединиться и повести замкнутую жизнь. Когда же я решился пренебречь всем этим – о. как жестоко мстил мне мой немощный слух, заставлявший всякий раз отступать назад и испытывать двойную скорбь. И все же я не мог признаться людям: «говорите громче, ибо я глух» - ах, мыслимо ль мне было открыться в слабости чувства, которое должно у меня быть намного совершеннее, чем у других, чувства, которым я владел когда-то в высшей степени совершенства, в той степени, в какой им владеют, да и владели, наверное, только немногие из представителей моей профессии,- О.нет, это выше моих сил, а потому вы должны простить меня, когда видите, что я сторонюсь вас там, где мне очень хотелось бы побывать в вашем кругу. Несчастье мое причиняет мне двойную боль тем, что из-за него обо мне ложно судят. Для меня нет отдохновения в обществе, в непринужденных беседах и во взаимных излияниях, я должен находиться почти наедине с собой и могу себе позволить появляться на людях лишь при крайней необходимости; я должен жить как изгнанник, потому что как только я приближусь к какому-нибудь обществу, меня охватывает жгучий страх перед опасностью обнаружить свое состояние… Такое унижение приходилось мне испытывать, когда кто-нибудь, стоявший подле меня, слышал издалека звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, я же опять ничего не слышал. Такие случаи доводили меня до отчаяния, недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем исполнено мною все то, к чему я себя чувствовал призванным, и так я влачил эту жалкую жизнь….Терпение – так зовется то, что я должен теперь избрать себе путеводителем, и я обладаю им… На двадцать восьмом году жизни я принужден уже стать философом; это – не легко, а для артиста труднее, чем для кого-нибудь другого… Желаю вам, чтобы ваша жизнь сложилась лучше, безмятежнее, нежели моя, внушайте вашим детям добродетель, ибо в ней одной, а не в деньгах обретается счастье, говорю это по опыту; именно она помогла мне устоять даже в бедствии, ей наряду с моим искусством, обязан я тем, что не покончил жизнь самоубийством….Итак, решено: с радостью спешу я навстречу смерти. Если она придет раньше, чем представится мне случай полностью проявить свои способности в искусстве, то, несмотря на жестокую судьбу мою, приход ее будет преждевременным, и я предпочитаю, чтобы она пришла позднее. Но все равно я буду рад ей. Разве она не избавит меня от бесконечных страданий? Явись, когда хочешь, я тебя встречу мужественно

 

«Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле… Он был одинок, так как не нашел равного себе спутника жизни. Но вплоть до смерти он сохранял для людей свое человеческое сердце… Таков был он, таким он умер, таким останется во все времена… Не подавленность, а возвышающее чувство должно охватить вас, когда вы стоите перед гробом человека, о котором можно сказать, как ни о ком: он совершил великое, в нем не было ничего дурного. Уйдите отсюда печальными, но собранными…» - надгробная речь составленная поэтом Грильпарцером и прочтенная на кладбище актером Аншютцем.

 

Франц Петер Шуберт

Лихтенталь 31.I.1797г. – 19.XI.1828г.Вена

Даты. События жизни. Событиятворчества.
1797г. 31.I в предместье Вены Лихтенталь, в семье школьного учителя родился сын Франц Петер.  
1804г. Начало занятий музыкой: игра на скрипке с отцом, игра на ф-но со старшим братом Игнацем, пение в хоре (сложные соло) в Лихтентальской церкви и чуть позднее занятия с регентом хора Хольцером (ф-но, скрипка, пение).   Перед поступлением в Конвикт пробует сочинять песни, пьесы для струнного квартета и ф-но.
1808г-1812г. Вена-С 30.IX становится «певчим мальчиком» императорской придворной капеллы и воспитанником Венского конвикта (см. словарь). Играет в любительском оркестре и иногда дирижирует им. Посещает оперные спектакли. В каникулы играет дома в струнном квартете с отцом и двумя братьями. Музыкально-теоретическими занятиями руководит органист Ружечка. Одновременно Франц посещает академическую гимназию. 1810г. – первое сохранившееся сочинение – фантазия для ф-но в 4 руки. В период обучения создал свою первую (пробную) симфонию. 1811г. – первые струнные квартеты. Первый зингшпиль «Рыцарь зеркала».
1812г. 18.VI – руководитель придворной капеллы Антонио Сальери, обратив внимание на дарование Ш., начинает с ним занятия по контрапункту и композиции. С VIII Франц не поет (мутация голоса). Осваивает различные жанры: вокальные ансамбли для 3,4,5 голосов, мессы, танцы…
1813г. Осенью, увлеченный композицией, Ф.получает «неуд.» по латыни и математике. Отказавшись от переэкзаменовки, он покидает Конвикт. В XII по настоянию отца поступает в учительскую семинарию, продолжая занятия композицией (до VIII 1816г). Симфония №1 (одна из юношеских для любительского оркестра).
1814г. В VII Франц оканчивает обучение и становится (до VI 1818г.) помощником учителя в школе отца. Активно музицируя, Франц привлекает к себе внимание многих творческих людей, «обрастает» друзьями. 1814г. – создана одна из лучших песен - «Гретхен (Маргари- та) за прялкой» на слова Гете.
1816г. 1817г-1818г. 1818г. IV – Шуберт пытается устроится преподавателем в муз. школу, но не помогает даже рекомендация Сальери. Друзья Ш. отправляют Гете песни на его стихи, но ответ не последовал. В XII Франц покидает дом отца. Живет у друзей. Создается, расширяется, сплачивается круг любителей и поклонников таланта Шуберта (поэты, музыканты, актеры, художники) в том числе поэт Шобер и певец И.М.Фогль. 6.II - первое публичное исполнение сочинений Шуберта. Оставив работу в школе (разрыв с отцом), Франц уезжает в Венгрию, в имение князя Эстергази в качестве учителя музыки дочерей князя. (VII-IX). 1815-1816г. – создано около 250 песен. Одно из лучших вокальных произведений баллада «Лесной царь» на слова Гете. Много сочиняет в разных жанрах: симфонии (№4, №5) мессы, оперы, первые сонаты.
1819г-1820г. VII – IX – концертная поездка с И.Фоглем в Верхнюю Австрию В 1820 году прошли 6 представлений зингшпиля «Братья близнецы» и 8 –оперы «Волшебная арфа» 1819г. «Форель» на слова Шубарта и ф-ный квинтет с темой из песни, так называемый «Форелен квинтет».
1821г. На средства друзей первые публикации сочинений Шуберта, в т.ч. баллады «Лесной царь». Первые публичные исполнения Фоглем песен Ш.  
1822г. Произведения Шуберта начинают исполнять в концертах в различных городах. «Неоконченная симфония» -h-moll/
1823г. Начало признания – избрание почетным членом музыкальных союзов городов Штейр и Линц. Летом большая концертная поездка с И.Фоглем. Цикл из 20 песен на слова В.Мюллера «Прекрасная мельни-чиха». «Баркарола».
1824г. V – X – Шуберт вновь уезжает в Венгрию в имение Эстергази в качестве учителя музыки его дочерей. С 1823г. по 1828г. –создание для ф-но «Музыкальных моментов»
1825г. V-X – Концертная поездка с Фоглем по городам: Штейр, Линц, Зальцбург и др. IX – отказался от предложения занять место придворного органиста, т.к. надеялся стать вице-капельмейстером, но получил отказ.  
1827г. Несколько лет мечтал о встрече с Бетховеном. В феврале осмелился прийти, но тот был сильно болен. В марте участвовал факельщиком в похоронах Л.Бетховена. Цикл из 24 песен на слова В.Мюллера «Зимний путь». Для ф-но – экспромты.
1828г. 26.III – Первый в Вене авторский концер Шуберта. (Iч. струнного квартета, 5 песен, ф-ное трио, двойной хор) На гонорар куплен первый собственный рояль. 9.V – посетил концерт Н.Паганини. В конце лета стал плохо себя чувствовать. 1 IX по совету врачей переселяется в предместье Вены в дом брата Фердинанда. Однако прогрессирующая болезнь закончилась смертью. Это случилось 19 ноября. Месса, кантата «Победная песнь Мирьям»; трио, квартеты, квинтет; для ф-но экспромты, фантазии, фуга, сонаты; вокальные ансамбли, песни в том числе на стихи Г.Гейне и Л Рельштаба.

 

Фредерик Францишек Шопен

1.III (22.II).1810г. – 17.X.1849г.

Даты. События жизни. События творчества
1810г. 1.III(22.II) в Желязовой Воле близ Варшавы в семье преподавателя французского языка Николы Шопена родился сын Фридерик Францишек. В IX семья переезжает в Варшаву, где отец получил должность в лицее.  
1815г. 5 лет. Яркая реакция на музыку, быстрое запоминание мелодий, умение подбирать услышанное – свидетельствовали об одаренности  
1816г. В 6 лет начал занятия музыкальной грамотой и игрой на ф-но с мамой и сестрой Людвикой. Чуть позже с пианистом и композитором Войцехом Живным. Занимался до 1821 года. Первые импровизации.
  В 7 лет были изданы сочиненные сыном и записанные отцом два полонеза для ф-но и военный марш для духового оркестра. Первое издание первых сочинений.
1818г. 24.II - состоялось первое публичное выступление в качестве пианиста.  
1819г-1821г. В эти годы Фридерик посещает много камерных и симфонических концертов. Все эти годы достаточно много
1822г. Начинаются занятия с Юзефом Эльснером (частные уроки). Расширяется круг знакомств. сочиняет, увлекается импровизацией.
1823г-1826г. В эти годы Ш. обучается в Варшавском лицее (латынь, римская литература, итальянская поэзия…) Каждое лето Ф.отдыхает в Шафарне, где главным увлечением стали театральные инсценировки и выпуск рукописных газет. При этом обнаружил литературное дарование и склонность к рисунку. К сожалению, почти все сочиненное не сохранилось.
1825г. Летом в награду за отличные успехи в учебе родители отправляют Фридерика в путешествие по Польше (Плоцк, Торунь, Гданьск).  
1826г. 1826г. -1829г. – В эти годы Ш. обучается в Главной школе музыки (отделение Ин-та музыки и декламации, школа имела статус ф-та Варшавского университета). Рондо, ноктюрны, мазурки, контрдансы, вальсы сочинял с 1826г. до 1847г.
1827Г. В этот год ярко проявляется увлечение поэзией Адама Мицкевича, польской народной музыкой. Вариации на тему Моцарта из оперы «Дон Жуан» для ф-но с оркестром.
1828г. Поездка в Берлин. Очень радуют Шопена посещениея оперных спектаклей.Проездом в г.Познани выступил во дворце князя Радзивилла. Соната №1, «Большое концертное рондо» для ф-но с оркестром.
1829г. 20.VII – окончание школы. Поездка в Вену через Краков. Посещение музеев, древних замков и храмов. Два концерта, данные в Вене в VIII вызвали восторженные отзывы о Ш. как пианисте и композиторе. Возвращение через Прагу и Дрезден. Посещение картинных галерей. Создан концерт для ф-но с орк. f-moll, издан под№2. Песни и пьесы для ф-но различных жанров.
1830г. Осенью Ш. вновь едет в Вену (через Вроцлав, Дрезден и Прагу). В XII получает известие о восстании в Варшаве. Родные просят повременить с возвращением. Остается в Вене. Создан концерт для ф-но с орк.e-moll, издан под №1. С этого года
1831г. Всю зиму концертирует. В IV отправляется в Париж. Проезжая через Зальцбург, Мюнхен и Штутгарт, охотно дает концерты. произведения Шопена постоянно издаются в разных странах Европы.
1832г-1833г. 26.II-Шопен - вперые выступает в Париже. Вскоре знакомится с А.Мицкевичем и Ференцем Листом. Начинается активное концертирование совместно с Листом и другими музыкантами, певцами и инструменталистами. «Баллада» №1 g-moll -1831-35гг., скерцо №1, этюды.
1835г. В VIII в Карловых Варах встречается с родителями (последний раз). В Лейпциге знакомится с композиторами Феликсом Мендельсоном и Робертом Шуман.  
1836г. Осенью происходит знакомство с Жорж Санд (это - писательский псевдоним Авроры Дюдеван) 1836 – 1839гг. создание прелюдий.
1837г. Летом Шопену довелось побывать в Лондоне. «Похоронный марш» -позднее стал частью ф-ной сонаты h-moll.
1838г. 25.II состоялось первое выступление перед королем Франции, придворными и гостями. Весной познакомился с художником Э.Делакруа. Летом – первая поездка на остров Мальорка в имение Ж. Санд – Ноан. (жили семьей до 1847г.) Сочинение полонезов вальсов, ноктюрнов, скерцо №2
1838г-1844г. Образ жизни: очень активное, плодотворное композиторское творчество, многочисленные концерты, дружеское общение со многими известными музыкантами, поэтами, художниками того времени: А.Мицкевичем, Э.Делакруа, Ф.Листом, И.Мошелесом, Полиной Виардо. Каждое лето до 1846г. отдых в Ноане. «Баллада» №2 – F-dur -1839г. Создание большинства мазурок, полонезов, вальсов, этюдов, экспромтов… Издается очень много произведений.
1845г. Ухудшение здоровья (болезни сердца и легких).  
1847г. Разрыв с Жорж Санд. Работа над последним, изданным при жизни произведением – Сонатой для ф-но и виолончели. Соната для ф-но и виолончели. Последние вальсы.
1848г. VI – XI Гастрольная поездка по Англии и Шотландии. Города: Лондон, Манчестер, Глазго, Эдинбург. В Лондоне выступал с П.Виардо. Познакомился с английскими писателями Ч.Диккенсом и Дж.Хогартом. Климат Англии, осенняя погода дали резкое обострение болезни легких.  
1849г. Болезнь неуклонно прогрессировала. Приезд сестры для ухода за больным не привел к выздоровлению. 17.X – Шопен умер. Его похоронили в Париже на кладбище Пер-Лашез. В XII сердце его было захоронено в костеле Святого креста в Варшаве.  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 394 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

652 - | 512 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.