Этот подход основан на анализе моральных и политических взглядов, которые легли в основу современных течений психиатрии и клинической психологии. Как заметил Инглби, те, кто возражают против привнесения политики в психиатрию, должны помнить, что она всегда там была. Представители этого подхода – Шаш, Инглби, Лэнг, Фуко и другие ут-верждают, что учение о психических болезнях нуждается не столько в новых фактах, сколько в переоценке своих старых убеждений. Прежде всего, критике подвергается позитивистский подход в психиат-рии. Как отмечает Инглби, психиатр наблюдает за своими пациентами в той же манере, что и астроном за звездами, и это делает бесполезным любую психиатрическую теорию. Законы, управляющие людьми, не аналогичны тем, что управляют неодушевленными объектами. Вводится термин «реификация» - т.е. овеществление. Указывается на то, что психиатрические диагнозы не являются достоверными. Согласно Фуко, в 17 веке создаются дома-изоляторы для умалишенных. Согласно архивным данным, в таком доме провел по несколько месяцев каждый сотый житель Парижа. Изоляция – привычная мера защиты населения от безумия.
В 1756 г. в Париже по указу короля создается Общий госпиталь, объединивший под своей крышей несколько психиатрических больниц. Следует заметить, что на первых порах происходящее в Общем гос-питале не имеет никакого отношения к медицине. Это, скорее, юридическое (пенитенциарное) учреждение. Изоляция являлась и откликом на экономический кризис конца 17 – начала 18 века.
При этом физические методы лечения еще являются доминирующими.
Неразумием, оказывается, можно заразиться (хотя оно более не признается безумием). Соответственно, укрепляется убеждение: необходимо так обустроить больницы, чтобы болезнь влачила жалкое существование, но не могла просочиться наружу. Начинаются проверки больниц, где содержатся психически больные.
Однако изоляция никуда не исчезла, а лишь приобрела более тонкие и якобы научно обоснованные формы. На самом же деле, как замечает Инглби, безумие можно рассматривать как конфликт индивида и отдельных социальных институтов, «скрывающихся за идеей социального прогресса». Психиатрия способствует эффективному функционированию этих институтов, превращая страдание в исключительно индивидуальную проблему.
Одним из социокультурных подходов к психическим расстройствам является подход социального конструктивизма. Например, многие формы психической патологии возникают на самом деле тогда, когда общество фиксирует определенное поведение и состояние индивида как «патологическое», когда это поведение начинает обсуждаться в терминах болезни. Конструктивизм не отрицает реальность, но подчеркивает, что мы воспринимаем эту реальность, накладывая на нее решетку социально сконструированных понятий.
47. Интегративный подход в медицинской психологии: биопсихосоциальная модель.
Биопсихосоциальной модели (сокращенно "БПС") является общей модели или подхода, который утверждает, что биологические, психологические (что влечет за собой мысли, эмоции и поведение), и социальные факторы, все это играет важную роль в функционировании человека в контексте болезни. Действительно, здоровье лучше всего можно понять с точки зрения сочетания биологических, психологических и социальных факторов, а не чисто биологической точки зрения. Это в отличие от традиционных, редукционистской биомедицинская модель медицины, которая предлагает каждый патологический процесс может быть объяснено с точки зрения основных отклонений от нормальной функции, такие как возбудитель, генетические или аномалии развития или травмы. Эта концепция используется в таких областях, как медицина, психология здоровья и социология, и особенно в более специализированной таких областях, как психиатрии, медицинской психологии, семейной терапии, хиропрактики, клинической социальной работы и клинической психологии. Биопсихосоциальной парадигмы является техническим термином для популярной концепции «связь разума и тела", в котором рассматриваются более философские споры между биопсихосоциальной и медико-биологических моделей, а не их эмпирические исследования и клиническое применение.
Биопсихосоциальной модели здоровья частично основано на социальной когнитивной теории. Биопсихосоциальной модель предполагает, что лечение патологических процессов, например, второго типа сахарного диабета и рака, требует, чтобы команда здравоохранение адрес биологических, психологических и социальных влияний на функционирование пациента. В философском смысле, биопсихосоциальной государств модели, работой тело может влиять на ум, и работы ума могут повлиять на организм. Это означает, как прямое взаимодействие между разумом и телом, а также косвенное воздействие через промежуточных факторов.
В настоящее все более широкое распространение получает биопсихосоциальная концепция (Engel, 1977). Представлены предпосылки которые привели ученых к приложению биопсихосоциальной парадигмы к проблеме боли.
Люди значительно отличаются друг от друга по тому, как они фиксируют физическую симптоматику, по склонности обращаться к врачам по поводу одних и тех же симптомов и по реакции на одно и то же лечение. Часто характер реакции пациентов на лечение имеет очень отдаленное отношение к их объективному физическому состоянию. Отмечено, что к врачу обращается менее одной трети людей с клинически значимыми симптомами. С другой стороны, от 30% до 50% пациентов, обращающихся к врачу за первичной медицинской помощью, не имеют конкретной диагностируемой патологии. До 80% пациентов обращающихся к врачу с болью в спине, а также по поводу головной боли, вообще не имеют физической патологии, которая могла бы обусловить (объяснить) их боль.