Наиболее ярким здесь стало направление гуманистической психологии (Бюллер, Гольдштейн, Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.). Представители этого направления строили свои концепции в острой полемике с бихевиоризмом и фрейдизмом, особо подчеркивая роль самосознания в нормальном развитии, стремление здоровой личности к совершенствованию, ее уникальность и т. п.
Следует отметить, однако, что гуманистический пафос этого направления нередко приводил его последователей к явному смещению внимания лишь на тех, кто заведомо импонировали как совершенные личности. Анализируя, например, концепцию Г. Олпорта, Л. И. Анцыферова констатирует, что основной метод, которым тот ≪руководствуется при построении своей теории,—это метод обобщения личностных качеств выдающихся, творческих, прогрессивных представителей человечества≫.
В самом обращении к выдающимся, творческим представителям человечества нет, разумеется, ничего предосудительного: их личности вполне заслуживают пристального внимания и исследования. Однако в этих
совершенных образцах, как во всяком готовом продукте, умирает процесс, приведший к его появлению, здесь нам указывают на вершину (esse Homo), оставляя неизвестным путь к ней,— путь, который и есть не что иное, как
нормальное развитие личности. Путь этот — общий для людей, а не прерогатива выдающихся. Последние более продвинуты, нежели остальные, но составляют с этими остальными единую цепь движения. Концепции типа олпортовской, фактически разрывая эту цепь, часто не в состоянии исходя из своих категорий объяснить поведение обычных, ≪грешных≫ людей, природу
отклонений личности от нормального развития,— отклонений как серьезных, так и достаточно преходящих, временных. Совершенно не случайно поэтому, когда надо описать аномалию, Олпорт приводит список патогенных, или, как он их называет, ≪катаболических механизмов≫, который выглядит во многом попросту заимствованным из теоретических представлений фрей-
дизма. Таким образом, концепция Олпорта лишний раз утверждает дилемму, которая весьма характерна для представлений психологов о норме: с одной стороны, ≪растворение≫ здоровой личности в невротической, психопатической, акцентуированной и т. п., а с другой — абсолютизация выдающейся, творческой, самоактуализирующейся личности и неспособность объяснить аномальное развитие. В результате понятие нормы
как бы повисает в воздухе, оно не связано со всем многообразием реальной психической жизни. Задача же подлинной теории личности состоит в объяснении как случаев нормального развития, ведущих в своей перспективе к гармоническому и полному раскрытию личности, так и случаев аномалий этого развития. Для этого необходимо прежде всего выяснить и обосновать,
что является критерием нормального человеческого развития, его исходным мерилом.
22. Уровневый подход к решению проблемы «норма-патология» (подход Б.С.Братуся).
собственно личностным или личностно-смысловым, «ответственным» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе. индивидуально-исполнительским или индивидуально-психологическим: для реализ, овеществления,опредмечивания 1 уровня необх организов актив чел, его де-ть, несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств. психофизиологический уровень. В соотв с этим под-м будет строиться представл о псих здор.: Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который опред качеством смысловых отнош чел. уровень индивидуально-психологического здоровья, способн чел постр адекватные способы реализации смысловых устремлений. У-нь психофизиол здор, опред особен внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности
23. Нормальное и аномальное развитие личности. Критерии нормального развития:
Б. С. Братусь счит, что норм является раз-е, вед чел к обретению им родовой человеческой сущности, что подраз отнош к друг как к самоценности. В пон нормы вкл(это и есть крит норм раз-я по братусю): способн к децентрации, самоотдаче и любви; творческий, целетворящий х-р жиз-ти; потреб в позитивной свободе; споб-ть к своб. волепроявлению; возм-сть самопроектирования будущего; вера в его осуществимость; внутренняя ответственность перед собой, другим, настоящим, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла собственной жизни., пон нормы, практически соотв обретению духовности. Норм. явл дух. разв. человек. Несотв. кр-в, ведет к аном р-ю. Аном. р-е, вед субъекта к разъединению с родсущностью.
Аном р-е опред след крит: отнош к чел как к ср-ву; эгоцентризмом и нес-тью к самоотдаче и любви;, подчин внешним обст-вам,отсутст потр-и в позитив свободе; неспос к свобод волепроявлению, неверием в свои возможности; отсутств отв-ти перед настоящим, прошлым и будущим; отсутствием стремления к обретению общего смысла жизни.