Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические этапы высотного роста Екатеринбурга




В споре о том, каким быть уральскому мегаполису по высотности, стоит вспомнить, как развивался город, как он рос не только в плоскостном, радиальном направлении, но и по вертикальной оси.

1920-1930-е гг. время индустриализации, в архитектуре период конструктивизма. Город как бы выпрямляется, приподымается, обретает новую высотность. Возникают соцго-род Уралмаш, Втузгородок, ансамбль ОММ, жилые комплексы на улицах Малышева и Ленина, стадион «Динамо», наконец, классика соцархитекту-ры - Городок чекистов. И куда было деться свердловскому обывателю, когда рядом с благородным модерном Оперного театра вздымался тяжеловесный массив Дома промышленности, а там, где прежде взор ласкал Екатерининский собор, глаз утыкался в брутально-тюремную стену Обкома партии?

Задавался и новый высотный масштаб. Появилось значительное количество 4-6-этажных зданий, доминанты в 8-11 этажей - Главпочтамт, институт «Унипромедь» (угол улиц Ленина и Толмачева), шпиль Дома офицеров, нынешняя гостиница «Исетъ», жилой комбинат НКВД. Все это было не только новой эстетикой, безжалостно сметавшей патриархальную старину Екатеринбурга. Формировалась новая этажность, по нашим меркам укладывающаяся в разряд средней и повышенной. В эти же годы сносится и взрывается большинство храмов, украшавших общий ансамбль города. Новые доминанты на определенный период становятся высотными ориентирами и свидетельством тенденции роста города в высоту.

Вторая половина XX в. Увеличение численности населения города в годы войны требовало освоения массовой застройки. Что и было сделано в 1960-е и последующие годы в виде микрорайонов с преимущественным освоением пятиэтажного, а затем девятиэтажного строительства, которое воспринималось как высотное. Доминантами по-прежнему остаются башни конструктивизма и чудом уцелевший Вознесенский собор.

В 1970-1990-е гт. чемпионом по высотности становится телевизионная башня в сочетании с округлыми формами купола цирка. В массивах селитебных территорий силуэтны облик начинают определять типовые 16-этажные здания.

Непосредственно в центральном ядре города продолжают доминировать три объекта - здание бытового комбината «Рубин» (арх. П. Демин-цев), величественное здание Горисполкома со шпилем (арх. Г. Голубев) и указанный ранее Дом НКВД (арх. И. Антонов и В. Соколов).

В южной части города, в районе автовокзала, появляется весьма выразительное, пластичное здание вычислительного центра, созданное арх. А. Асташкиным. Заметим, что и сегодня, когда вблизи появились более высокие объекты, девятиэтажный «Асташкин-центр» остается наиболее привлекательным, притягивающим взор горожанина.

Наконец, появляется Дом правительства, который спорит по абсолютной высотной отметке с колокольней Вознесенского собора.

Начало XXI в. За 5-8 лет город неузнаваемо изменился. Екатеринбург приобретает явные финансово-офисные, банковско-деловые, а в жилищном строительстве элитно-комфортные черты. Проявляется новый, европейский, масштаб высотности. 50-этажное здание «Антея-3» (арх. В. Грачев) претендует на рекорд книги Гиннеса как самое высокое в мире на пространстве севернее 57° северной широты.

Исторический экскурс выявляет тенденцию: город рос и продолжает расти ввысь. Каждая социально-экономическая эпоха выдвигала свои требования, и всякий раз возникал новый высотный масштаб. В 2010-е гг. мы станем свидетелями перехода на новую ступень супервысотной застройки: есть проект трех небоскребов в западной части города с высотой до 70 этажей.

Что дает высотная и супервысотная застройка, что в ней положительного, и от чего следут предостеречь?

Зачем нужны небоскребы? Большинство коллег, инженеров и архитекторов, на вопрос о причинах возникновения высотных зданий у нас в городе и за рубежом, дает, признаться, неожиданные, неоднократно повторенные ответы: из желания «выпендриться», из-за состязания владельца здания (или главы города) со своими соперниками-оппонентами. Подобный, престижный, аспект, конечно, может присутствовать, но все же не он является главным.

Подтверждение находим и в энциклопедическом определении: «Небоскреб - высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, жилое, отель и т. д.). Сооружение небоскребов началось в США в 1880-е гг. с изобретением стального каркаса и пассажирского лифта и было вызвано плотностью городской застройки и дороговизной земельных участков.

Итак, мотивы возведения высотной и особенно супервысотной застройки:

1. Экономический фактор - на небольшой территории в центре города выжать максимальный эффект при размещения офисов, банков, гостиниц и т. д.

2. Обеспечение жильем. Бурный рост капиталистических городов за счет населения, прибывающего из деревни, и иммигрантов (как это было в Северной Америке в ХГХ в. и как это наблюдается в России) показал, что «с точки зрения экономики и логистики в таких населенных районах, как Нью-Йорк, было гораздо выгоднее строить ввысь, нежели вширь» [4]. Наверное, не все примут позицию мэра Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, но над ее заявлением о том, что без высотного строительства в центре северной столицы не решить жилищную проблему, стоит задуматься.

3. Престиж, своеобразное состязание и одновременно рыночный интерес (см. п. 1) привлечь потребителя, опередить конкурента, обеспечить максимум прибыли.

4. Политический (государственный) имидж. Согласимся с автором, пишущим: «Строительство небоскребов само по себе никогда не решает только утилитарные задачи. Постоянное политическое соперничество «Большого Китая» с Тайванем нашло свое яркое воплощение в архитектуре... Основное направление объемной архитектуры выше и заметнее, в идеале - выше, чем везде в регионе и в мире и, особенно, на Тайване... Открытие 508-метровой башни Тайбейского финансового центра в канун 2006 года стало существенным ударом по престижу КНР. Очевидно, что стремление превзойти строптивого соперника спровоцирует новый виток строительства небоскребов в Китае»

5. Соревнование архитектурных школ. Здесь авторский замысел, оригинальность, эксклюзивность проекта нередко преобладают над практичностью. Европа стремится перегнать Америку не столько в количестве, сколько в образном решении высоток. Так, в Абу-Даби близко к завершению здание «Капитал-Гейт» высотой 160 м (арх. М. Ф. Захария), победившее башню в Пизе и Невьянскую башню по величине наклона: 18°! «"Архитектурное бюро 3 ХНЯ предложило для возведения в Копенгагене здание, которое одновременно является и городскими воротами, и мостом» [6]. Два разновысотных блока поддерживают причудливую арку высотой 145 м, под которой будут проходить суда, равновеликие 20-этажному дому. 6 Выразительность современного городского ансамбля. Именно высотная застройка делает город поселением второго тысячеления. И только в особо охраняемых исторических зонах необходимо вводить высотный регламент. Далее рассмотрим основные виды высотных и супервысотных зданий с точки зрения их роли и восприятия в структуре современного города.

«Солист». Постановка одного, самого высокого здания в городе, в центре, при въезде или в границах крупного городского района представляется наиболее сложной и ответственной. Екатеринбург, Россия, как и страны Европы несколько припозднились в возведении супервысоких зданий. Зато сейчас мы имеем возможность изучить опыт США, Гонконга (где только за последние годы возведено более 7 500 объектов), ОАЭ, учесть их достижения и промахи.

За последние десятилетия палитра современного архитектора-высотника весьма обогатилась: параллелепипед -ные (коробчатые) и цилиндрические («стаканы») здания, «раскрытая книга», яйцевидные и закрученные здания, ассоциирующиеся с бамбуковым стеблем или кукурузным початком (башни Марина-сити арх. Б. Голдберга в Чикаго), со свечой (предложение для застройки Охта-центра в Санкт-Петербурге), дом-корабль (зона Киевского вокзала в Москве), дом с элементами национальной культуры (башня-пагода), дом-парус (проект для Сочи), ломаные объемы в духе «кубиков Малевича» (арх. Р. Колхас), изогнутый небоскреб (арх. М. Фуксас), дом-окно, дом-мост и т. д. Если укрупненно систематизировать эту палитру, то можно сказать, что сформировались и в определенной степени соперничают два направления:

А. Здания с оригинальной, индивидуализированной, яркой, порой вычурной, архитектурой,

Б. Здания, «манифестирующие чистую геометрию»,более аскетичные, утверждающие красоту простотой и честностью алгебраически выверенных объемов и форм.

Для ответственной постановки «самого-самого» небоскреба, претендующего на символ города/городского района, необходимы правильный выбор места и нахождение выразительного, запоминающегося, если хотите, одухотворенного образа. В последнем требовании архитектор зачастую попадает в зависимость от заказчика и от властных структур города, области. Инвестор стремится за минимальные средства получить желаемый объем, не вкладывая дополнительных средств в его художественные качества. Но если заказчик, финансирующий проект и строительство, хочет иметь высотное здание в центре, необходимо направить на образную выразительность объекта определенную часть сметы.

Есть еще одно важное требование, связанное с выбором места, - определение выверенных зрительных коммуникаций. Доминанта должна работать на несколько направлений с учетом сложившегося ансамбля города, его ландшафтных особенностей и, главное, быть обозреваемым маяком с основных транспортных магистралей, входящих в город.

Много претензий предъявляется к «Высоцкому» (арх. В. Грачев) в Екатеринбурге. Но чего не отнимешь у него, так это удачного обозрения с далеких точек - и в створе проспекта Малышева, и в перспективе, открывающейся с южного въезда (улиц Щербакова и Белинского). Наверное, эта роль маяка еще более выявится, когда здание будет сдано в эксплуатацию и засветится огромным вертикальным ночным фонарем.

Близнецы. В историческом аспекте башни-близнецы ассоциируются с европейскими средневековыми соборами, а в исламском мире - с минаретами. В России если не в высотном, то в символическом смысле к аналогам близнецов можно отнести пограничные столбы при въезде в губернский город. Башням-братьям посвятили часть своего творчества выдающиеся зодчие: Н. Фостер (небоскребы в Лондоне), Ж. Нувель (в Барселоне), К. Танге (в Токио), М. Ямасаки (Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, трагически разрушенный в 2001 г.).

Обычно они связываются блоком по нижнему поясу. Существуют варианты арочного соединения, серединных корпусов-вставок на значительную высоту, мостовых соединений, галерей-перемычек по верхним ярусам.

Если говорить о факторе человеческого восприятия близнецов в градостроительном ансамбле, то стоит обратить внимание на то, что человек негативно воспринимает явную, навязываемую симметрию. Поэтому предпочтительней прием, когда среди близнецов намечаются старший (несколько больший по высоте) и младший брат. Могут вноситься и небольшие объемно-декоративные различия.

Интересен двойной объект повышенной этажности на перекрестке улиц Куйбышева и Белинского (арх. А. Молоков и мастерская А. Меерсо-на). Вогнутые фасады ассоциируются с ладонями, приглашающими, втягивающими пассажира и пешехода для продолжения движения по новой (застройка XXI в.) улице. Может быть, для большей внушительности, авторам следовало увеличить высоту на пару этажей?

Для русского сознания два высотных дома-столба воспринимаются как ворота и даже врата, распахнутые для приема гостей и замкнутые для недруга. Так когда-то гранитные столбы, увенчанные двуглавыми орлами, обозначали границу Екатеринбурга.

Есть замысел построить со стороны западной экспозиции башни-врата с символическим названием «Стражи Урала». Но отвечают ли проектные решения содержательной задаче? Станут ли они искомым величественным и современным символом Урала?

«Могучая кучка» - композиционный прием постановки высотных зданий разной этажности и даже вариабельного решения фасадов этих объемов, которые как бы лепятся, жмутся друг к другу, составляя образ вождя-лидера и его соратников, дружины. В Екатеринбурге появился ряд подобных объектов, например, комплекс на углу улиц Первомайской и Тургенева (авторы арх. Е. Трубецков, Б. Демидов, В. Золотарев).

«Ритмический марш». Высотные здания весьма перспективны для обозначения выразительного ритма вдоль автомагистрали, в обрамлении жилого комплекса, в сочетании, завершении застройки средней и повышенной этажности.

Когда-то девятиэтажные здания, выходящие на берег Нижне-Исетс-кого пруда, казались вполне достаточными для восприятия современного жилого района. Но вот над исетскими берегами поднялись пять 26-этажных небоскребов, и насколько обогатилась панорама Уралхиммаша!

Центрическая композиция. Этот прием подразумевает центральное расположение одного или более высотных зданий со ступенчатым по этажности, центростремительным притяжением к нему остальной застройки повышенной, средней и даже малой этажности, в чем-то перекликается с приемом «могучей кучки». Предтечей подобных решений может служить средневековый прием установки главного здания (замка, кремля) на холме, «когда удается объединить дома так, что они образуют компактный массив» [7].

Приведенная типизация, вероятно, будет совершенствоваться, обогащаться и уточняться. Названные виды могут встречаться в чистом виде и комбинациях. Важно знать и учитывать эту палитру, творчески применять ее на практике





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 400 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.