Сегодня в России, в частности в Екатеринбурге, явно прослеживается тенденция привлечения иностранного опыта для создания архитектурных проектов. Под «иностранным опытом» подразумевается не только сотрудничество с зарубежными архитекторами и фирмами, но и с целыми корпорациями. Год назад появился первый международный пятизвездочный отель корпоративной системы «Хаятт» в Уральском регионе – отель Хаятт Ридженси (Hyatt Regency Ekaterinburg), расположенный на улице Бориса Ельцина, 8. Это здание является воплощенной в жизнь частью проекта «Екатеринбург-Сити», о котором мы еще поговорим в течение нашей экскурсии.
Новый квартал был запланирован архитектурным бюро Валод и Пистр (Valode & Pistre) вдоль набережной реки Исеть. Таким образом, отель должен будет завершать Екатерининский Бульвар и являться узлом, через который проходят оси всех доминантных объектов будущего района (рис.2).
Но на сегодняшний день проект заморожен, а отель является как бы границей между существующей застройкой и проектом будущей застройки. Один фасад здания выходит на место будущей застройки – пустырь, что вызывает неоднозначность восприятия объекта по отношению к городской среде. Другой фасад «созерцает окружение благодаря своей панорамической форме» и открывает гостям Екатеринбурга замечательный вид на город из внутреннего пространства отеля [2]. Само здание производит впечатление «гостя» – объекта, чей архитектурный облик является нехарактерным для города. С чем же связано подобное впечатление, помимо особенностей градостроительного решения, что нового несет в себе такой корпоративный стиль и насколько он способен адаптироваться к нашей архитектурной среде и национальным Гостиницы Ридженси Хаятт ориентированы в основном на индивидуальных бизнес-путешественников и располагаются в центре больших городов и в непосредственной близости к наиболее крупным деловым центрам. Отель Хаятт Ридженси расположен в самом сердце делового центра города, в непосредственной близости от здания Правительства Свердловской Области.
Одной из основных отличительных особенностей бренда Хаятт, благодаря которой, отчасти, и возникла вся корпоративная сеть, является атриумное пространство, заменившее двухкоридорную систему отеля с двумя лестнично-лифтовыми узлами. Идея была выдвинута архитектором Джоном Портманом при разработке одного из первых отелей Хаятт. Для этого отеля Портманом была разработана концепция 22-этажного небоскреба, внутри которого устроен огромный атриум – застекленный внутренний двор с увитыми зеленью балконами, прозрачными мостиками и скользящими вниз и вверх светящимися кабинами лифтов. На крыше небоскреба должен был разместиться плавно кружащийся ресторан. По тому времени это был футуристический проект, который реализовали в полном объеме
Притом, что инфраструктурное наполнение в отеле Хаятт Ридженси в Екатеринбурге выдержано в полной мере в рамках корпоративного стиля, атриум отеля не производит потрясающего впечатления на посетителей. Пространство не очень глубокое и совсем невысокое (2 этажа), но оно достаточно светлое и просторное. При проектировании Хаятт Ридженси в Екатеринбурге не ставилось цели создать невероятное пространство, при нахождении в котором захватывает дух. Задачей было создание уютной и комфортной среды для человека, в которой можно отдохнуть, обдумать или решить важные вопросы, ведь отель, прежде всего, рассчитан на бизнес-гостей. Стоит отметить, что все помещения гостиницы небольшие, пространство расходуется с умом, но при этом не возникает ощущения тесноты или дискомфорта
Концепция Хаятт Ридженси в Екатеринбурге была разработана на основании эскизов, созданных французским архитектором Валери Ваконсен (Valerie Vaconsin). Прообразом отеля послужили ледяные скульптуры ежегодного зимнего конкурса Екатеринбурга. «Слой льда олицетворяет стеклянная кривая речного фасада, в образовавшуюся нишу последовательно помещаются вогнутые поверхности, каждая из которых «вуалирует» ту или иную функцию: номера, коридор, панно солнцезащиты, каждая в своем цвете и материале. «Льдина» с номерами покоится на стилобате с общественными пространствами, решенном как огромная изба, все ее венцы выполнены из пластин грубого черного металла В противоположность «холодному» внешнему облику здания, тематика внутреннего пространства формируется как «теплая» и уютная. В интерьере первого этажа доминирует тема березового леса. Она воплощена в форме протяженной криволинейной стены, набранной из вертикально поставленных реек светлого дерева. Стена увлекает посетителя вглубь и ведет его вплоть до виски-бара, решенного в образе современной «курной избы», пространство которой организовано вокруг очага. Очаг бара – это камин, огонь которого образует горящую линию длиною 12 метров Новым решением стали конструктивные системы фасадов, которые впервые были применены в России. Изюминкой этого проекта явилось то, что «фасадные модули-панели интегрированы в систему поддержания оптимального климатического режима отеля. Воздух выводится через модули в систему рекуперации, что способствует улучшению теплотехнических характеристик фасада зимой и экономии энергии на кондиционировании летом. И в лютый мороз, и в жару, несмотря на полное остекление помещений от пола до потолка, постоялец отеля, находящийся вблизи окна, не почувствует никакого теплового дискомфорта» [4]. Таким образом, главная функциональная задача достижения максимального комфорта была решена благодаря использованию современного конструктивного решения.
Нами отмечены три основные черты корпоративного стиля Хаятт, отраженные в отеле Хаятт Ридженси в Екатеринбурге. Во-первых, соответствие заявленному бренду, а именно, Ридженси Хаятт, включающему в себя расположение объекта в городской среде, внутреннюю инфраструктуру и систему обслуживания отеля. Во-вторых, отражение концепции проектирования Джона Портмана, подразумевающей организацию атриумного пространства и определенное функциональное наполнение отеля. И, в-третьих, создание неповторимого облика архитектурного объекта посредством разработки концепции соотнесения образного решения объема здания и внутреннего пространства.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что компания Хаятт всегда очень требовательна к сервису и эксплуатации, но при этом приветствует необычные дизайнерские решения. В отличие от других корпораций, которые основываются на том, что гостиница, как бутылка «Кока-Колы», должна быть одинаковой повсюду, Хаятт унифицирует услуги, но не облик здания. Благодаря чему отели этой марки всегда уникальны и заключают в себе множество архитектурных, дизайнерских и конструктивно-технологических находок.
Отель Хаятт Ридженси в Екатеринбурге объединяет в себе основные характеристики заявленного бренда, богатое образно-тематическое пространство и новое конструктивное решение. Сочетание подобных характеристик позволяет говорить о «первопроходничестве отеля Хаятт как единственного, наверное, со времен конструктивизма здания, построенного в Екатеринбурге по актуальным в мире архитектуры лекалам» [4], а также о том, что привлечение иностранного опыта положительно сказывается на формировании современного облика нашего города.