Вакх Около 1595-1597. Холст, масло. 95х85,галерея Уффици ФЛОРЕНЦИЯ
Стоявший у истоков барокко, Караваджо (1571-1610) написал данную картину в еще относительно безмятежный период своей жизни. Отсюда и выбор темы - Вакх, греческий бог вина и веселья, в образе которого мастер показал юношу с томным взглядом, ласковым жестом протягивающего зрителю бокал с вином.
Его сильное, мускулистое тело пышет здоровьем, на щеках играет нежный румянец, пухлые губы сочны, а колорит полотна оставляет ощущение праздника. Но фрукты в стоящей перед Вакхом вазе не так свежи: яблоко подгнило, на нем червоточина. И виноградные листья в венке героя уже увядают.
Караваджо не боялся изображать жизнь такой, как она есть, обостренно чувствовал ее скрытый драматизм, что и отразилось в его дальнейшем искусстве, повлиявшем на всю европейскую живопись. К теме веселого античного бога художник вернулся еще раз, но написал в его образе себя, физически и душевно измотанного болезнью (полотно «Больной Вакх», хранящееся в Галерея Боргезе в Риме).
Больной Вакх - Микеланджело Караваджо. Около 1593-1594. Холст, масло. 67x53
Первые признаки драматизма, которым была отмечена зрелая живопись Караваджо, проявились в этой картине, написанной после его пребывания в больнице. Пробыв долгое время между жизнью и смертью, он потом нередко обращался к этому состоянию в своих полотнах.
Лютнист Около 1595. Холст, масло. 94x119, Метрополитен Музей
Мастер писал полотна на разные сюжеты, создавал портреты, религиозные картины и бытовые сценки. «Лютнист» - одно из ранних произведений Караваджо, образ музыканта еще не раз встретится в его картинах. Лицо модели лишено классической красоты: круглый овал лица, чувственные пухлые губы и темные большие глаза создают образ здорового, цветущего юноши. Особое внимание уделено натюрморту. Художник с большим удовольствием выписывает яркие цветы и фрукты, деревянные музыкальные инструменты.
Вероятно, «Лютнист» - портрет друга Караваджо, миланского музыканта Галлюса, с которым он познакомился во время своих скитаний.
/ Шулеры Призвание апостола Матфея
Маньеризм
Якопо Понтормо. Снятие с креста. 1526—1528. Флоренция, Санта Феличита
Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.
Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах.
Франческо Сальвиати. Неверие Св. Фомы. Ок. 1543—1547. Париж, Лувр
Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.
Стилевые особенности. Характерными особенностями художественного решения работ, можно считать
- повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему),
- взвинченность и изломанность линий, использование так называемой «змеевидной» линии,
- удлинённость или даже деформированность фигур,
- напряжённость поз (контрапост),
- необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой,
- использование едкой хроматической гаммы,
- перегруженность композиции и т. д.
Живопись
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Джузеппе Арчимбольдо, и другие. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана.
За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.).
Ханс фон Аахен. Вакх, Церера и Купидон. Вена, Художественно-исторический музей
Пармиджанино
Пармиджанино (Parmigianino) (н астоящее имя Франческо Джироламо Маццола, Mazzola) (11.01 1503, Парма — 24.09. 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), один из крупнейших живописцев маньеризма. Родился в семье живописца Ф. Маццолы, который и был его главным наставником в искусстве. Позднее получил обычное для той эпохи прозвище («уроженец Пармы»). Испытал влияние Рафаэля и Микеланджело, но в первую очередь Корреджо. Это влияние довольно четко проступает уже в ранних работах художника («Мистическое обручение святой Екатерины», 1521, фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, около 1522-1523; и др.), соседствуя с стилистическими остроиндивидуальными чертами, как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций. Уже в ранний период своего творчества Пармиджанино проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий очень впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их аурой многозначительной тайны («Портрет мужчины», 1523, Национальная галерея, Лондон; «Галеаццо Санвитале», 1524, Галерея Каподимонте, Неаполь). Картинная галерея, Дрезден
Мадонна с длинной шеей, 1534-1540 Мадонна с розой, 1528-1530
Амур, строгающий лук Уффици
«Мадонна с длинной шеей» - все в этой композиции — и «спиралевидная» поза Марии, и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый, и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) — призвано заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве.