Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средства и правила композиции




Композиция - это соотношение и взаимное расположение частей ху­дожественного произведения или произведения ландшафтного искусства, в котором соединяются формы трех видов - фронтальная, объемная и глу-бинно-пространственн ая.

Построение композиции требует такого соотношения отдельных частей, чтобы они создавали единое целое, для чего в ландшафтном искус­стве используются два вида элементов - природные и искусственные - со­четание и взаимосвязи которых определяют индивидуальные качества объекта рекреации.


Композиционное решение объекта рекреации определяется:

- четким выявлением в композиции главного и подчиненного с уста­новлением масштабных по пропорциям и гармоничных по соотношению отдельных элементов или частей между собой;

- использованием рельефа местности и всех природных особенно­стей - растительности, условий местопроизрастания, соотношения типов пространственной структуры, созданием гармоничных по форме и цвету сочетаний.

Композиция предполагает использование формы элементов в трех видах.

Фронтальная характеризуется преобладанием горизонтальных и вер­тикальных элементов над глубиной формы. Объемная — все три измерения имеют одинаковые пропорции и значение. Глубинно-пространственная -плоскости и объемы организуют так, чтобы виды и панорамы раскрывались постепенно по принципу возрастающей эмоциональной нагрузки.

Объемные формы в композиции составляют древесно-кустарниковая растительность, архитектурные сооружения и малые архитектурные фор­мы. Плоскостные формы создают водные поверхности, луга, поляны, пло­щадки. Разнообразие элементов естественных и искусственных обуславли­вается их величиной, строением, геометричностью форм, положением в пространстве, освещенностью, цветом, фактурой. Совокупность про­странств и соотношение величин, объединенных единой композиционной идеей, их пропорциональность могут выразить монументальность, торже­ственность, скромность, простоту. Масштабность создает соотношение го­ризонтальных, вертикальных и объемных пропорций, которые могут соз­дать впечатление гармонии и красоты, а выявляя структуру окружения -оценить его значение. Пропорциональность позволяет ощутить красоту, хотя она и не видна.

Среди трех природных компонентов ландшафта - рельефа, расти­тельности и водного пространства - ведущее место занимает рельеф, рас­тительность - производный, но динамичный компонент, без водных уст­ройств объект рекреации может существовать.

Рельеф определяет композиционное построение парка или лесопар­ка, общий характер зрительного восприятия и функциональную структуру территории. Формы земной поверхности диктуют расположение водоемов и водотоков, организуют растительность, влияют на микроклимат. Рельеф -наиболее стабильный компонент ландшафта, все остальные - производ­ные. Формы рельефа создают эмоциональный эффект: понижения и замк­нутости - сосредоточенность, интимность; вершина горы или холма - ду­шевный подъем, бодрость, восторг.

Растительность распределяется по типам пространственной структуры и типам парковых насаждений, среди которых существенное значение приобретают солитеры (отдельно стоящие деревья), группы, кур-


тины, массивы, аллеи. В композиции лесопарка важная роль отводится созданию сплошных массивов, формированию кулис в пейзажных карти­нах и формирование опушек

Вода и ее физические свойства - текучесть, абсолютно горизон­тальная поверхность, зеркальность, звучание, изменение цвета и формы -отражает настроение человека: любование, дистанционное и фронтальное восприятие пейзажей. Реки, ручьи, каскады прудов, каналы могут исполь­зоваться как композиционные оси и центры, а декоративные бассейны, ис­точники, водопады - в качестве центров композиции, акцентов.

В зависимости от размеров объекта, композиционного решения и придания парку или лесопарку художественной выразительности исполь­зуются следующие средства композиции:

1. Цвет и светотень. Цвет - световой фон чего-либо, окраска, луч­
шая часть чего-либо. Светотень - распределение различных по яркости
цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи, графике,
ландшафтном искусстве.

Использование этих приемов наиболее наглядно представлено раз­личными по окраске видами растительности: темные кроны ели обыкно­венной и канадской, пихты сибирской и бальзамической, серебристые от­тенки крон разных форм ели колючей, синеватые кроны сосны обыкновен­ной и сосны сибирской кедровой, различные оттенки зеленого цвета лист­венных пород - липы, березы, ясеня - светлее, дуба и клена - темнее, кле­на сахарного - серебристой кроной, как и у тополя белого или ивы белой, краснолистные формы клена Шведлера, лещины или барбариса, пестроли­стные дерена бело- или золотисто-окаймленного. Интересную сиреневую гамму приобретают насаждения ольхи серой ранней весной, воспринимае­мые на фоне белого, еще не сошедшего снега в яркий солнечный день.

Игра светотени создается, и она особенно выразительна, при форми­ровании полуоткрытых типов пространственной структуры, в насаждениях чистых рош любого породного состава с полнотой 0,3-0,5 при отсутствии подроста и подлеска.

2, Перспектива - вид или картина природы с какого-либо отдален­
ного пункта наблюдения, видимая даль. Искусство изображать на плоско­
сти трехмерное пространство - картине, рисунке - предметов в соответст­
вии с кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, обуслов­
ленных степенью отдаленности зрителя или точки наблюдения.

Формирование перспектив в лесопарках возможно как линейных, используя аллеи, просеки, узкие кулисы, направляя взгляд посетителя на сооружение, красивое дерево, другой вполне различимый объем или объ­ект, так и широких панорам окрестностей, организуя видовые точки, ис­кусственные горки и площадки, с которых эти перспективы и панорамы открываются.


3. Целесообразность и целеустремленность. Целесообразность -соответствие поставленной цели, разумность, практическая полезность. Целеустремленность - качество, имеющее ясную цель. Этот прием садово-паркового искусства проявляется в планировочной структуре объекта, ко­гда проектируется дорожно-тропиночная сеть, каждая часть которой должна иметь вполне обоснованные цели и конечные пункты, при разум­ном использовании природных особенностей и достопримечательностей территории для организации наиболее целесообразного передвижения по­сетителей.

4. Единство и соподчинен ность. Единство - общность, полное сходство, цельность, неразрывность, взаимная связь. Соцодчиненность -на равных основаниях подчиненность чему-либо общему, Среди средств композиции единство и соподчиненность относится к построению всего объекта, причем и планировочная, и пространственная структуры рассмат­риваются как единое целое, единый замысел, которому подчинены реше­ния каждой составляющей композиции лесопарка или парка. Например, планировка зоны активного отдыха с мелким членением площади в силу насыщенности элементами благоустройства сочетается с открытыми или полуоткрытыми типами пространства, а в зоне тихого отдыха с нешироки­ми прогулочными дорожками предпочтение имеют закрытые пространства с выраженными лесными, глухими и удаленными участками.

5. Масштабность и пропорциональность. Масштабность - мерило,
относительная величина чего-либо. Отношение длины линии на плане к ее
действительной величине. Пропорциональность - зависимость между дву­
мя величинами - прямая или обратная.

Масштаб - одно из важнейших средств композиции, отражающих степень соответствия величины объекта, сооружения или их части своему назначению и окружающей среде, а масштабность - это масштаб, сораз­мерный человеку.

В композиции садово-парковых ансамблей масштаб является важ­нейшим средством выразительности как специфическое качество всей объемно-пространственной и планировочной структуры и часто воспри­нимается посетителем в зависимости от возникающих ассоциаций с уже виденным ранее. Так, например, одни и те же куртина древесно-кустарниковой растительности, поляна или отдельное дерево приобретают различную, масштабную выразительность в разном окружении - среди обширного лесного массива, внутри небольшого по площади парка или в окружении застройки. По мнению архитектора А.П. Вергунова только оп­тимальные размеры частей и элементов парка и сооружений, которые наи­более соответствуют конкретному функциональному назначению и содер­жанию этих объектов, чаще всего и дают примеры подлинно масштабного


113

решения... Идеалом vi.acitiiaSiioro построения является сочетание функ­ционального и эстетического масштабов,

Функциональный масштаб должен подчиняться потребностям обес­печения комфорта для пребывания на объекте посетителей различного возраста при организации видов отдыха. Для занятий спортом взрослых или молодежи желательны открытые площади размером до 0,5 га, я для детей - от 100 до 500 кв. м в зависимости от возраста,

Эстетический масштаб основан на восприятии посетителем той или иной композиции, выявлении наиболее привлекательных природных эле­ментов - водных пространств, открытых лугов с красиво цветущим траво­стоем, декоративных групп и отдельных деревьев, сооружений малых ар­хитектурных форм, искусственных и естественных форм рельефа выра­женных как в миниатюрных, так и в значительных по размеру формах, где непременно должен работать и функциональный масштаб.

В этом плане наряду с масштабностью в композиции объекта сущест­венную роль играет пропорциональность как соразмерность отдельных час­тей объекта или его территории. Цельность композиции могут обеспечить только взаимосвязанные и пропорционально соединенные формы, подчи­ненные определенному функциональному назначению. В архитектуре и решении пространства в качестве основы пропорциональности принято ис­пользовать правило «золотого сечения» или, как его именовал Леонардо да Винчи, «золотое число», которое в математическом выражении представля­ет собой уравнение, где больший отрезок прямой относится к меньшему так же, как их сумма к большему отрезку. В ландшафтной архитектуре закон «золотого сечения» для создания художественного образа имеет сущест­веннейшее значение, так как на его основе построены выдающиеся произ­ведения садово-паркового искусства - Петродворей, Архангельское, Куско­во. Пропорциональность всегда связана и с планировочным построением объекта, особенно в регулярных композициях, с природными особенностя­ми и функциональным назначением объекта, решением объёмно-пространственной выразительности, когда существенную роль, наряду с растительностью, играют архитектурные сооружения и детали художест­венного оформления: например павильоны, беседки, памятные стелы в Ар­хангельском, замыкающие перспективы аллей регулярного парка.

б. Симметрия и асимметрия. Симметрия - соразмерность, пропор­циональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от середи­ны или центра. В композиции эти средства применяются при проектирова­нии осевых построений, когда имеется необходимость придания объекту большей парадности, торжественности или выразительности. В условиях лесопарков симметричные решения в планировке и декоративном или ху­дожественном отношении целесообразно применять на участках входов,


композиционных центров или на отдельных специально созданных участ­ках типа моносадов или вокруг интересных сооружений малых архитек­турных форм.

7. Асимметричные композиции - наиболее распространенный тип в современных лесопарках, где основу составляют свободные решения, выяв­ляющие наиболее интересные особенности естественного ландшафта при размещении композиционных узлов и элементов композиции в зависимости от общего решения объемно-пространственной структуры территории.

8. Г'армония - соразмерность расположения точек, объектов, эле­ментов относительно плоскости или прямой. Прежде всего, гармония на объекте ландшафтной архитектуры прочитывается в целостности компо­зиции, ее соответствии между человеком и окружением, правильностью выбранного масштаба, пропорциональностью составляющих частей, выра­зительностью цветового и светового решений, наличием разнообразных ощущений в зависимости от характера построения пейзажных картин и вкрапления художественных деталей декоративного оформления.

Дополнительными средствами повышения выразительности объекта служат контраст и нюанс.

9. Контраст - резко выраженная противоположность. Применение
контраста весьма разнообразно и возможно в любом из перечисленных
выше средств композиции, но в целом использование его можно предста­
вить как противопоставление одних форм другим. Например, включение в
древесно-кустарниковую группу из березы повислой ели обыкновенной, на
фоне темного дубового леса посадку группы пирамидальных или белых
тополей. Контраст может быть выражен и при резком переходе из темного
хвойного леса на обширное пространство поляны, заливного луга или ви­
довую точку с открывающимися далекими перспективами окрестностей.

10. Нюанс — оттенок, едва заметный переход в красках, формах, тон­
кое различие в чем-либо. Как средство композиции нюанс носит камерный
характер, употребляется как элемент художественного обогащения объек­
та, подчеркивая выразительность какого-либо элемента растительности,
планировки, ландшафтного дизайна.

В целом следует отметить, что применение средств и правил компо­зиции - процесс творческий, создание сложных садово-парковых или ландшафтных объектов требует определенной искусствоведческой подго­товки, и только наряду с глубоким знанием дисциплин биологического профиля возможно соединить в неразрывное целое природные и искусст­венные компоненты, чтобы получить достойное современности произве­дение ландшафтного искусства.


3.3. Ком поз i;;inonHO-n.панировочная и оиъемно-п ростра Нч. г вен паи структура объекта

Композиционно-планировочная и объёмно-пространственная органи­зация территории направлены на раскрытие, использование и обогащение природных особенностей объекта лесохозяйственными и садово-парковыми приемами, превращая естественную лесную среду в лесопарко­вый или парковый ландшафт. Планировочная и объёмно-пространствен­ная структура объекта рекреации - это взаимосвязанная композиция сис­темы центров, основных и второстепенных плакировочных узлов, локаль­ных акцентов и естественного ландшафта, объединенных в единую систему определенным художественным замыслом, отвечающим функциональному назначению территории.

Объемно-пространственная организация ее заключается в разработке схемы распределения по площади типов пространственной структуры (ТПС) на основе материалов ландшафтной таксации. Определяющим фак­тором размещения ТПС является соразмерность их соотношения на пло­щади объекта. Ориентировочное процентное соотношение ТПС для рек­реационных объектов приводят следующие авторы: проф. МГУ Л Л.М. Фурсова и руководитель проектной группы института КиевНИИградостроительства И.В. Роличкин (табл. 12).

Таблица 12

Соотношение типов пространственной структуры в рекреационных объектах (% от общей площади)


Закрытый

1 еографическая или природ­но-климатическая зона


Тин пространственной структуры

Полуоткрытый • Открытый


 

по Л.М. Фурсовой      
Таежная зона, северная часть 30-10 10-30 50-70
Таежная зона, средняя часть1 40-60 10-40 30-50
Лесостепная 40-70 10-40 20-30
Степная и полупустынная 50 80 10-30 10-20
по ИД. Родичкину      
Лесная - север европейской i   20-25 25-30
части России |      
Лесная, средней полосы России 50-55 20-30 20-25
Лесостепная 55-60 25-35 15-20
Степные и южные районы ■ 65-70 20-25 10-15
России      

Схема типов пространственной структуры приведена на рис. 12.


1 — закрытые пространства с сомкнутостью полога 06 и выше 1а- с горизонтальной сомкну шетью полога





] в, Ir — закрытые пространства с суммарной сомкнутостью поло) 1 в - с полнотой 03 — 05; 1т — редина, прогалина

 


2 — полуоткрытые пространства с суммарной сомкнутостью полога 03 — 05 2а—без подроста и подлеска

.■ чм

 


26,2в- лодуоткрьгше нрооранства с |рушюш.1м размещением деревьев, подросла и подлеска
26-е полнотой 03 - 05; 2» ■ редина, прогалина

Зв

3 - открытые пространен)!) За

 

За- редины бея полроста и подлеска; 36-редины с подростом и подлеском; Зн- песомкнуишисся культуры: Зг- поляны чис­тые; Зд - поляны с единичными деревьями

Рис. 12. Схема типов пространственной структуры


Несмотря на некоторую разницу в приведенных данных, очевидно. что в южных климатических зонах должны преобладать закрытые типы пространства, что связано с необходимостью снижения высокого уровня солнечной радиации при создании комфортных условий для отдыха насе­ления. Одновременно для северных регионов увеличивается процент от­крытых пространств, позволяющих в короткое северное лето отдыхающим получить максимум тепла и солнца.

Приведенные рекомендации разнятся диапазоном процентного со­отношения закрытых, полуоткрытых и открытых пространств, что в пер­вом случае дает большую свободу в проектных разработках рекреацион­ных объектов на основе комплексной оценки природных особенностей, сохраняя или преобразовывая их для общего композиционного ре­шения. Во втором - рекомендованы ограничения достаточно жесткими рамками распределения площадей, что имеет свои преимущества при отсутствии опыта проектирования и специалистов в области ландшафт­ной архитектуры.

Пространственная структура объекта строится путем сочетания раз­личных пейзажей из объемных элементов, воспринимаемых человеком как в состоянии покоя, так и движения, и решается в трех или четырех измере­ниях - длина, высота, ширина и время.

Если объемно-пространственная структура объекта строится на со­четании открытых, закрытых и полуоткрытых пространств, то планиро­вочная подразделяется на композиционные схемы планировки - простые и сложные.

Сочетания всех простых схем в различном соединении создает сложные композиционные схемы, варианты которых могут быть весьма рациональны и соответствовать конкретным природным или территори­альным особенностям объекта. При этом планировочная структура должна оставаться достаточно простой, при двухмерном планировании на плоско­сти, поэтому в планировочных схемах лучами или осями могут быть про­секи, перспективы, продольные оси водоемов и т.п. В зависимости от размещения композиционных центров на территории объекта, местоположения и форм ведущих ландшафтов создается основное направление дорожно-тропиночяой сети - радиальное, кольцевое или ли­нейное. При компактном размещении композиционных центров может создаваться кольцевой маршрут, например, вокруг озера или пруда, или радиальная структура, например, в сторону спортивных или игровых пло­щадок, а при вытянутом расположении - линейная - вдоль реки, по пери­ферии объекта и т.п. При наличии нескольких композиционных центров для каждого создается сеть дорог, но все сети приводятся в единую плани­ровочную структуру.


3.3.1. Организация композиционных центров, открытых пространств и создание пейзажных картин

Планировочное решение лесопарковой территории предусматривает организацию пространства с учетом создания условий для обеспечения физиологической и психологической комфортности человека, пребываю­щего на природе. Выбор решения основывается на характере природных и градостроительных особенностей объекта, а эффективность отдыха - на организации системы центров, обеспечивающих рекреационные, познава­тельные и оздоровительные потребности посетителей. 13 практике плани­рования лесопарков и других объектов рекреационного назначения сложи­лись три основных приема размещения композиционных центров или уз­лов планировки; компактный, компактно-групповой и рассредоточенный.

При компактном размещении композиционных центров достигается удобство обслуживания посетителей, но значительно увеличивается на­грузка на небольшие участки, и не охватываются другие интересные части территории. Рассредоточенный создаст сложности в обслуживании и со­держании центров, поэтому наиболее предпочтительным является ком­пактно-групповой, позволяющий достичь наиболее оптимальных компози­ционных решений.

В качестве композиционных узлов или центров в лесопарках или других рекреационных объектах могут использоваться:

- входы на территорию;

- большие поляны;

- водные устройства - озера, искусственные водоемы различного на­значения, реки, ручьи, травяные и песчаные пляжи, аэросолярии и пло­щадки-солярии в лесу;

- секторы развлечений или площадки с развлекательными уст­ройствами;

- поля для фестивалей с эстрадой;

- спортивные площадки или спортивно-оздоровительные тропы;

- детские городки или площадки;

- бивуачные площадки, палаточные городки, площадки для пикников;

- обзорные площадки на искусственном или естественном рельефе;

- архитектурные здания и сооружения, памятники архитектуры, ка­фе, рестораны, учреждения стационарного отдыха;

- здания и сооружения обслуживания, административно-хозяй­
ственные, автостоянки, причалы, яхт-клубы и т.п.

Каждый композиционный центр формируется по специальному про­екту в рамках отведенной для него территории, применяя приемы садово-паркового и прикладного искусства, архитектуры и строительства. При этом могут использоваться различные типы материалов - естественные и искусственные. Значительная роль отводится формированию композици-


онных центров с использованием растительности, которая создаст различ­ные типы пространственной структуры, присутствует в виде солитеров (отдельно стоящих деревьев), групп, куртин, аллей. Особое значение в композиционных центрах придается созданию сплошных массивов, фор­мированию кулис в пейзажных картинах и формированию опушек. На рис. 13 представлены примеры композиционных решений в зависимости от использования объемно-пространственной доминанты, единства функ­циональной и планировочной структуры и преобладания одного элемента ландшафта.

1. Создание или использование существующий объёмно-пространственной доминанты

поляна водоем холм сооружение

2. Единство функциональной и планировочной структуры

спортивный городок детский сад дендросад вход

3. Преобладание одного ярко выраженного элемента лапдшафта

Рис. 13. Схемы композиционных решений (по АЛ. Вер!унову)

лесной массив рельеф луг водоем


В композиции открытого пространства опу шки формируются А -X типов:

однородная - равная стена насаждений, являющихся фоном для от­дельных деревьев, групп или другого объемного элемента,

барельефная - в ровной стене растительности имеются выступающие из общего контура группы или отдельные экземпляры деревьев,

горельефная - перед стеной насаждений, отделяясь от нее, распола­гаются группы, отдельные деревья и кустарники,

рыхлая - при условии свободного размещения групп деревьев и кус­тарников, сливающихся с общим фоном массива и отсутствии четкой гра­ницы открытого пространства (рис. 14).

однородная



 



l\


барельефного типа

горельефного типа





 


Рас. 14. Типы опушек в лесопарках (по Л.М. Ф>т>совой)


Открытые пространства - поляны, луга, лужайки, партеры, дикие цветники, площадки, плоскостные сооружения, водоемы различаются формой рельефа и характером обрамления насаждениями или сооруже­ниями. По исследованиям Б.И. Кохно открытые пространства подразделя­ются на замкнутые, обращенные и раскрытые. Предложенные схемы этих пространств показаны наследующей схеме (рис. 15).

Рис. 15, Схемы типов открытых пространств (по Б. Кохно). 1 - замкнутое пространст­во, о!раниченнос объемными элементами со всех сторон; 2 - обращенные пространст­ва: а - о!раничены объемными элементами с грех сторон: б - ограничены объемными элементами с двух сторон; в - ограничены объемными элементами с одной стороны; 3 - раскрытые пространства (граница пространств находится далее 200 м)


Перетекающие поляны - серия обращенных пространств. Наиболь­ший линейный размер замкнутого пространства ас должен превышать 200 м. Открытые пространства не имеют ограничений. Ощущение раскры-тости пространства наблюдается, если его линейные формы превышают 200 м при высоте ограничивающих элементов 10—15 м.

Соотношение обрамления высоты и ширины пространства;

1:1- тесное и замкнутое по вертикали, т.е. человек видит от барьера площадь и рисунок абриса противоположного барьера;

1:2 - пространство замкнуто по вертикали, противоположный зри­тельный элемент воспринимается по всей высоте, но без неба;

1:3 —в поле зрения небо и свободное пространство;

1:5- замкнутая поляка воспринимается как единое целое;

1:6 - освобождение от зрительной замкнутости.

Композиционными элементами полян, формирующими их простран­ство, могут быть сооружения малых архитектурных форм, скульптура, от­дельные деревья или древесно-кустарниковая группа. В зависимости от размещения на поляне композиционных элементов различают следующие типы их объемно-пространственной структуры:

-композиционный элемент занимает центральное место;

- элементы композиции занимают все пространство поляны;

- располагаются на переднем плане;

- располагаются на заднем плане;

- располагаются по периферии как переходные элементы от массива к открытому пространству.

Элементы композиции, расположенные на открытом пространст­ве, создают разнообразие пейзажных картин, которые могут воспри­ниматься как в процессе движения, так и с какой-либо стационарной точки (рис. 16).

В процессе проектирования композиционного и пейзажного разно­образия на территории рекреационного объекта или лесопарка вполне при­емлемым инструментом может стать разработанная А.А. Кищук схема композиций пейзажей, состоящая из 17 графических изображений, из ко­торых с 1 по 8 относятся к простым статичным картинам, а с 9 по 17 - к динамичным (В кн.: Ботовая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство, М., 1988).

Разработанная система схем пейзажных картин позволяет оценивать существующие особенности объекта и его пейзажного разнообразия и од­новременно проектировать новые, формируя композиционно завершенные и эстетически полноценные пейзажи.


 




a) i [О И.А. Косаренекому перед днорном


пейзажи двух полян


переключение внимания от близкой перспективы к глубокой


 


 



носледовательный осмотр различных и» глубине пейзажей


пейзаж поляны без включения переднего плана


пейзаж поляны е включением переднего плана


б) в практике устройства парков и лесопарков

построение пейзажных картин с «рамами» ит единичных деревьев


поляна на склоне: раскрытие нидов с разных точек рельефа


включение в опушки контрастных видов растительности


 





 


 


оформление большой поляны ■руинамипочину «букетных»посадок


чередование раскрытия далеких перспектив

 


включение в декор поляны на склоне крупных валунов и элементов скального сала


Рис. 16. Схемы формирования полян


Библиографический список

1. Вертунов А.П. Архитектурная композиция садов и парков. - М.: Стрсйизлаг, 1980. - 254 С.

2. Делиль Ж. Сады. - Л.: Наука, Ленинградское отд., 1987. - 227 с.

3. Кищук А.А. Композиция изображения пейзажа как о граженис структуры ландшаф­та. В кн. Проблемы синтеза искусства и архитектуры: Сб. науч. тр. - Л„ 1981. -Вып. XI.

4. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. - Л.: Наука, Ле­нинградское отд., 1982. - 343 с.

5. Кохно Б.И. Классификация пространств садово-парковых композиций. - В кн. Про­блемы синтеза искусств и архитектуры. - Л., 1980. - Вып. X.

6. Свиткина М.К. Использование приемов ландшафтного искусства в композиции ле­сопарков: Автореф. дис. канд. с.-х. наук. Л., 1953.

7. Шервинекий Е.В. Проблема освоения наследия садово-парковой архитектуры: Сб. статей под общ. ред. МП. Коржева (председатель), Л.Б. Лупц, Д.Я. Карра, М.И. Прохоровой.-М., 1936. -С. 81-82.

8. Родичкин И.Д. Человек, среда, отдых. - Киев, 1977.

9. Косаревский И.А. Искусство паркового пейзажа. - М.: Стройиздат, 1977.

10. Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт. -М.: Стройиздат, 1989- - 340 с.

Контрольные вопросы к главе 3

1. Какое значение имеет ландшафтное искусство и ландшафтная архитектура при проектировании рекреационных объектов?

2. Какие позиции ландшафтного искусства необходимо знать для проектирования рекреационных объектов?

3. С какими науками и видами искусства связала ландшафтная архитектура?

4. Характерные особенности работы ландшафтного зрхи гектора.

5. Что означает композиция?

6. Какие элементы составляют композицию объекта ландшафтной архитектуры?

7. Чем определяется композиционное решение объекта?

8. Какие формы элементов применяют в композиций?

9. Назовите компоненты ландшафта.

10. Что входит в состав средств композиции?

i 1. Значение масштаба и масштабности в композиция.

12. Что составляет сущность генерального плана объекта рекреации?

13. Соотношение ТПС для различных регионов РФ.

14. Назовите схемы планировочных решений рекреационных объектов.

15. Что может служить композиционными центрами в композиции?

16. Как формируются опушки и поляны в рекреационных объектах?


Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕКРЕАЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Сложившиеся в последние десятилетия тенденции в развитии рек­реации в пригородных лесах и лесопарках, а также постоянно изменяю­щийся во времени и состоянии «живой материал» - растительность, со­ставляющий эколого-эстетическую ценность объекта, требуют нового под­хода к собственно процессу проектирования - необходимости использова­ния широкого спектра научных исследований уже на первых стадиях про­ектирования. Особая роль при этом отводится результатам оценки совре­менного состояния территории объекта рекреации и его использования, проведенной в процессе натурного обследования и анализа собранных данных социально-градостроительного характера, позволяющие выпол­нить комплексную предпроектную схему, которая позволяет решить зада­чи двух направлений проектирования:

- разработку генерального плана развития и формирования объекта;

- составление проекта организации и ведения лесопаркового или паркового хозяйства.

Состав проектных работ и материалов представлен на рис. 17.

Анализ собранных материалов исследований различных аспектов развития и эксплуатации рекреационных территорий при разработке схемы комплексной оценки и проектировании объектов рекреационного назначе­ния должен определить:

- степень пригодности отдельных участков для развития различных видов отдыха;

- свойства участков, определяющих систему ограничений в развитии объекта или организации каких-либо видов отдыха.

Объективную картину для вышеприведенных выводов дает анализ следующих данных:

- ландшафтные особенности территории с географических позиций;

- анализ рельефа, почвенного и гидрологического режимов;

- лесотипологические характеристики древостоев;

- породно-возрастной состав насаждений, характер полнотности, на­личие и степень распространения подроста и подлеска;

- распределение по плошади типов пространственной структуры;

- наличие и характер распространения вредителей и болезней и в це­лом оценка насаждений по категориям состояния;

 

- уровень санитарно-гигиенического состояния объекта и его окружения;

- эстетические достоинства насаждений и территории, наличие ви­довых точек, панорам, далеких перспектив;

- степень и характер рекреационного использования территории, анализ данных о рекреационных нагрузках, центрах притяжения отды­хающих и видам отдыха на территории объекта;

- уровень и характер распределения участков по степени деградации лесной среды.


Изыскательские и исследовательские работы

Предпросктная оценка территории





Проект организации лесопаркового (паркового) хозяйства

План формирования типов пространственной структура

Эксплуатационные затраты, штаты


Проект организации строительства

Сводные сметно-фшансовый расчет

Рис. 17. Состав проектных работ и материалов


Эти материалы могут бьпь преде гавлены или в виде отдельных схем, или на едином плане собраны и показаны условными знаками. Важно, что­бы четко выстраивалась система положительных и отрицательных свойств территории и проектные предложения и разрабатываемые мероприятия носили объективный характер.

Второй этап проектирования - оценка территории по комплексу со­циальных факторов - имеет целью определение совокупной рекреацион­ной ценности территории, позволяя выбрать наиболее рациональный вари­ант объемно-пространственного решения (т.е. генплана) и правильно на­метить систему мероприятий и приемов формирования пейзажного разно­образия на объекте в процессе его эксплуатации (т.е. проекта организации и ведения хозяйства).

4.1. Содержание задания на проектирование

Два направления а проектировании объектов рекреации, т.е. разра­ботка генерального плана и составление проекта организации и ведения лесопаркового или паркового хозяйства, осуществляются на основе, в пер­вом случае задания на проектирование, во втором - технического задания.

Задание па проектирование выдается заказчиком и должно включать следующие позиции:

!. Основание для проектирования:

- решение государственных органов или органов самоуправления об организации рекреационного объекта или его реконструкции (для истори­ческих парков - реставрации);

- письмо-заявка заказчика на проведение лроектно-изыскательских работ с подтверждением финансирования.

 

2. Местоположение объекта и его площадь: полный адрес предпри­ятия или организации - заказчика, наличие акта землеотвода с указанием утвержденных границ, отведенных или не отведенных в натуре.

3. Назначение объекта и его полное наименование.

4. Стадия проектирования -- ТЭО, проект или рабочая документация.

5. Основные требования к архитектурно-планировочному решению: расположение основных и второстепенных входов, водных устройств, размещение объектов обслуживания и эксплуатации, перечень и назначение рекреационных элементов - площадок отдыха, спортивных, детских, характер строительных материалов для сооружений и малых архитектурных форм.

6. Рекомендуемые типы дорог - автомобильные, пешеходные, вело­сипедные, конные; типы покрытий - асфальт, щебеночные, грунтовые, спецпокрытия; трассы для зимнего отдыха - лыжные, санные горки.

7. Указания и необходимые исходные данные об особых условиях строительства: необходимость рекультивации нарушенных земель, сохра-


некие или осушение заболоченных участков, наличие процессов каре'«об­разования, просадочных грунтов и т.н.

8. Ориентировочная стоимость строительства объекта.

9. Намечаемые сроки и очередность строительства.

 

10. Наличие строительных материалов (щебень, песок, гравий, рас­тительная земля и удаленность карьеров для доставки материалов (км)).

11. Сроки проведения и условия тендерных торгов на определение проектной и строительной организаций.

12. Условия определения сметной стоимости работ - коэффициенты пересчета цен или единичных расценок на местные и региональные коэф­фициенты рынка.

13. Указание о местоположении питомника посадочного материала.

14. Указания о проведении экспертизы проекта и ее уровень - госу­дарственный или региональный (в зависимости от источников финансиро­вания - из федерального или местного бюджетов, или инвестиционного уровня).

15. Перечень характера и объема изыскательских работ специально­го проектирования - мелиорации, гидросооружений, объектов строитель­ства МАФ, спортивных сооружений, баз отдыха и т.п.

16. Перечень материалов, выдаваемых заказчику.

17. Сроки выполнения проектно-изыскательских работ и сроки сдачи проекта.

18. Предложения об авторском надзоре.

19. Условия согласования и утверждения проекта.

Задание на проектирование для государственных объектов должно проходить с согласования с вышестоящими органами соответствующих ведомств, обеспечивающих финансирование и контроль качества выпол­няемого проектирования. Составление задания может осуществляться не­посредственно заказчиком, но часто его составляет исполнитель, имеющий опыт работы в данной области, поэтому согласование текста задания ста­новится обязательным. Исполнители - проектные институты или частные фирмы, имеющие лицензии, получают право на проектирование после вы­игранных тендерных торгов и заключения соответствующего договора или оформления контракта.

Составление проекта организации лесопаркового или паркового хо­зяйства является прерогативой системы лесоустройства или нарколесоуст­ройства для особой категории объектов рекреационного назначения. Цели и задачи данного проекта определяются на технических и лесоустроитель­ных совещаниях, проводимых перед началом полезых изысканий по док-


ладу главного лесничего и содокладу руководителя эгих изысканий, а в конце лесоустроительных работ - по докладу автора проекта организации и ведения лесопаркового хозяйства. Первое техническое совещание прово­дится в год подготовительных работ, определяя объем и характер пред­стоящих изысканий при условии работы в сложных и о структуре и площа­ди объектах - национальных и природных парках, зеленых зон городов или особо охраняемых природных или историко-культурных территориях. Когда подготовительные работы проводятся совместно с лесоустройством, техническое совещание совмещается с первым лесоустроительным, где рассматриваются следующие вопросы:

- наличие и состояние документации прошлого лесоустройства;

- установление границ объекта, разделение его на лесничества;

- уточняется группа лесов и хозяйственные части;

- размер и масштаб съемочно-геодезических работ:

- размеры работ по прорубке просек и визиров, утверждается 1гроект квартальной сети и нумерация кварталов или участков;

- определяются особенности таксации леса, наличие и условия при­менения аэрофотосъемки, существующих таблиц хода роста и других про­ектных нормативов;

- целесообразность проведения специальных рекреационных, лесо-патологических, лесомелиоративных, инженерно-дорожных и других ис­следований;

- уточняются границы запретных полос, зеленых зон и друтих кате­горий леса, намечает основные направления хозяйства в отношении рубок ухода за лесом, охраны от пожаров, защиты от вредителей я болезней.

По результатам первого лесоустроительного совещания составляется протокол как руководящий документ, но для лесопарковых и парковых объектов вместо протокола может быть составлено техническое задание, включающее вышеприведенные вопросы.

Второе техническое совещание проводится в конце полевого перио­да, где обсуждаются вопросы объема и качества изыскательских работ и рекомендации по обработке собранных материалов и организации лесо­паркового хозяйства.

Второе лесоустроительное совещание проводится после обработки полевых материалов, когда составлены основные лесоустроительные мате­риалы для утверждения плана организации хозяйства и основных объемов, намечаемых лесоустройством или парколесоустройством, работ на терри­тории и в насаждениях объекта.


4.2. Состав проектной документации п зависимости от стадий проектировани я

Все значительные по площади и значимости объекты рекреационно­го назначения или частично выполняющие эти функции - зеленые зоны областных городов, национальные природные парки, особо охраняемые природные территории, курортные леса, крупные лесопарки или историко-культурные и природные музеи-заповедники - проектируются в несколько стадий: ТЭО, проект и рабочая документация.

ТЭО - технико-экономическое обоснование определяет основные направления и перспективы развития и использования территории в рек­реационных и эколого-оздоровительных целях на 5 или 10 лет, составля­ется расчетная рекреационная емкость территории, разрабатываются предложения по размещению инфраструктуры рекреационных объектов, баз отдыха и туризма, составляется схема организации транспортных свя­зей и инженерного оборудования территории, определяется функцио­нальное зонирование, формулируются принципы архитектурно - плани­ровочной организации объекта в целом с учетом ландшафтных особенно­стей, заповедных и особо охраняемых участков. К основным чертежам ТЭО в М 1:5000-1:25000 прилагаются технико-экономические показатели и пояснительная записка.

Проект — стадия, где генеральный план является основным докумен­том, разрабатывает комплекс задач функционального, технического, эсте­тического и композиционно-планировочного порядка для целей формиро­вания объекта и перспектив его развития. В составе чертежей проекта М 1:1000-1:2000 разрабатывается схема функционального назначения, объёмно-пространственная структура насаждений и планировочная орга­низация территории, схема размещения центров обслуживания населения или рекреационных объектов, схема элементов благоустройства и инже­нерной подготовки, обводнения или осушения территории и инженерного оборудования - освещения, водоснабжения, канализации и т.п. В состав проекта входят объемы проектируемых работ по основным разделам про­екта - подготовительные, дорожное строительство, гидротехнические со­оружения, озеленение и благоустройство, сметно-финансовые расчеты на основе объектных смет и пояснительная записка.

Рабочая документация составляется в виде рабочих чертежей на геоподоснове в М 1:500 или 1:200, локальных смет, ведомостей объемов проектируемых работ, расчетов потребности в посадочном материале, рас­тительной земле, строительных материалах, чертежей - спецификации на малые архитектурные формы и элементы благоустройства, проекта орга­низации строительства и пояснительной записки,


4.3. Функциональное зонирование объектов рекреационного лесопользования

Одним из основных документов при проектировании лесных объек­тов рекреационного назначения является проект функционального зониро­вания, разрабатываемый уже на стадии ТЭО или при его отсутствии на стадии проекта (генплана). Основанием для его разработки служат мате­риалы предпроектных оценок и исследований, проведенных в соответст­вии с задачами, поставленными заданием на проектирование. При этом со­ставленный и утвержденный проект функционального зонирования оста­ется действенным как для разработки генплана, так и для составления про­екта организации и ведения хозяйства.

Разделение территории объекта на зоны имеет целью более рацио­нальное использование лесных площадей для целей отдыха населения при обязательном условии максимального сохранения лесного потенциала и определяется:

- физическим обликом территории, наличием различных типов про­странственной структуры и их соотношением - лес, открытые пространст­ва, водные объекты, характер или особенности рельефа;

- условиями комфортности территории для пребывания человека в природной среде;

- санитарным состоянием насаждений и степенью нарушенное™ или деградации лесной среды;

- природной ценностью территории - лесотипологическими
особенностями, возрастной структурой и породным составом древостоев;

- степенью современного рекреационного использования террито­рии, характером проходимости, наличием и степенью благоустройства;

- характером распределения по шюшади рекреационных нагрузок;

- характером видов отдыха на территории объекта - существующих и перспективных.

Размеры функциональных зон всегда определяются индивидуально для каждого объекта, но с учетом:

- функционального профиля объекта;

- расположения его по отношению к селитебной территории;

- направления и расположения транспортных связей, пешеходной доступности, направления основных потоков и сложившихся мест отдыха как массового, так и индивидуального характера.

В практике проектирования лесопарков принято выделение трех зон отдыха.

Зона активного отдыха может занимать от 10 до 30 % общей площа­ди объекта, характеризуется наибольшей интенсивностью рекреационных нагрузок, максимальной единовременной посещаемостью свыше 20 чел./га.


13-4

В случае загрязнения атмосферы воздуха вредными выбросами зона ак­тивного отдыха выделяется на расстоянии 1,5-2,0 км от границ жилой за­стройки или промышленного предприятия с условием создания буферной защитной лесной полосы шириной 200-300 м. При слабом загрязнении зона активного отдыха может располагаться и в 500 м от границ застрой­ки. Допустимые рекреационные нагрузки определяются лесораститель­ными условиями и составляют 70-90 % общей" рекреационной емкости объекта.

Зона прогулочного отдыха - может занимать до 70 % площади лесо­парка для осуществления групповых и индивидуальных прогулок. Макси­мальная единовременная посещаемость от 5 до 20 чел./га, и составляет i 0-20 % обшей емкости объекта.

Зона тихого отдыха - наименее посещаемая часть территории и может занимать 45-50 % площади с максимальной единовременной посе­щаемостью до 5 чел./га.

В зоне активного отдыха могут быть выделены подзоны или секто­ры: пляжный, спортивный, детский, массовых, зрелищных мероприятий, учреждений отдыха и административно-хозяйственная.

В зоне тихого отдыха участков с режимом заказника, заповедным могут выделяться резерваты местообитания животных, птиц, растений, за­несенных в Красную книгу.

Функциональное зонирование предполагает известные ограничения в использовании территории рекреационного объекта или лесопарка, что определяется допустимыми рекреационными нагрузками. Как правило, эти объекты являются многофункциональными, а собственно зонирование преследует цель пространственного разграничения проявления каждой из функций. Одновременно функциональное зонирование отражает простран­ственную или площадную дифференциацию территории по различным ре­жимам охраны и использования, которые необходимы для поддержания и реализации этих функций.

В практике проектирования сложилось два типа зонирования - кон­центрический и свободный, и как сочетание этих двух - полицентрический для организации территорий крупных рекреационных объектов - нацио­нальных и природных парков, особо охраняемых природных территорий -и историко-культурных и ландшафтных музеев-заповедников. Схемы ти­пов зонирования приведены на рис. 18.

При концентрическом зонировании в центре территории находится зона с наиболее строгим режимом, а в каждой последующей к периферии зоне устанавливается меньше ограничений, чем в предыдущей. Этот тип зонирования наиболее простой, надежный и позволяет учитывать размеры и конфигурацию территории и особенности природных условий.


1. Концентрический

li. (Свободный



 


Ш. Полицентрический



 


 


Абсолютная охра­на (заказники, тер­ритории с запо­ведным режимом)


Счрогая или частичная ох­рана (зона ти­хого отдыха)


Зона прогу­лочного отды­ха (буферная зона)


Центры рекреации и обслуживания на­селения (активная зона отдыха)


Рис. 18. Типы функционального зонирования на объектах рекреационного лесопользования


Свободное зонирование - более сложное, его рисунок мозаичный, зоны одного типа представлены многими контурами. Размещение зон раз­личного режима отражает характер и уровень изменения природных ком­понентов под воздействием рекреации, а местоположение зон - по их от­ношению к дорогам, населенным пунктам, популярным местам отдыха, центрам притяжения посетителей и стихийно сложившегося использова­ния территории (детские городки, спортивные площадки, футбольные или хоккейные поля, танцевальные площадки, клубы пенсионеров и т.п.)

В полицентрическом зонировании сочетаются черты концентриче­ского и свободного зонирования, но на значительных по площади террито­риях, где он применяется, большой удельный вес имеют участки не трону­той человеком природы, требующие особо жесткого режима охраны, и од­новременно необходимость организации нескольких рекреационных цен­тров, что и обусловливает применение этого метода.

Кроме приведенных выше методов функционального зонирования применяется и территориальный, достаточно простой и определяющий ос­новное направление использования определенной части территории. При­мером такого зонирования может служить Лосиноостровский лесопарк На­ционального парка «Лосиный Остров», где выделены две зоны - рекреаци­онная и учебно-экскурсионная, что обусловлено примыканием лесного мас­сива непосредственно к городской застройке микрорайона Москвы и разви­тием на большей части территории учебно-познавательной работы для школьников и студентов биологического профиля обучения с созданием специальных полигонов и центров изучения природных особенностей лесо­парка, в том числе и по программе экомониторинга (рис. 19).

4.4. Генеральный план развития объекта лесной рекреации

Базовыми материалами для разработки генерального плана являются данные предпроектной оценки, полученные в процессе изыскательских ра­бот, и первый документ проектного решения - функциональное зонирова­ние территории.

Задача генерального плана состоит в разработке планировочной и объёмно-пространственной организации территории, способной раскрыть, использовать и обогатить природные особенности объекта лесохозяйст-венными и садово-парковыми приемами, превращая естественную лесную среду в лесопарковый ландшафт.

При разработке генплана наряду с проектированием разнообразных типов пространственной структуры и пейзажного разнообразия, определе­ния и размещения композиционных центров в систему планировки вклю­чают создание аллей, живых изгородей, посадок различного назначения, установку архитектуры малых форм, насыщая лес элементами декоратив­ного оформления и благоустройства.



Условные обозначения: Функциональные зоны Е2^3 Учебно--»кскуреионная -юна I J Рекреационнаячона

 


Рис. 19. Схема функционального -юннрокания территории Лосиноосфоиекого лесопарка


Объёмно-пространственная структура объекта в соединении с пла-нировочиым решением составляет суть генерального плана, однако реше­ния эти целесообразны в пределах функциональных зон, что обеспечивает взаимосвязь всех элементов и образует единую композиционную систему построения объекта как объекта ландшафтной архитектуры.

Генпланом формируется объект по законам композиции, т.е. распо­ложением природных элементов, искусственных форм и территориальных частей по определенной пространственной системе, обусловленной еди­ным идейным замыслом, характером использования и назначения объекта. В качестве примера приводится генеральный план острова Ильинский По­гост Водлозерского национального парка (рис. 20).

В каждой из выделенных функциональных зон определяется один или несколько композиционных центров, благодаря которым объект рек­реации приобретает свой индивидуальный облик. Наиболее выразительные ландшафтные участки, называемые доминантами, являются основой для реализации идеи архитектурно-планировочного решения зоны. Таких цен­тров может 3-5 на 100 га площади. При этом важно наиболее полно ис­пользовать особенности ландшафтной структуры территории, а решения подчинять сохранению лесной среды.

В качестве доминанты для зоны активного отдыха можно использо­вать водоем, большую поляну, спортивное ядро или ярко выраженную точку рельефа. В зоне тихого отдыха в качестве доминанты могут быть пе­ресечения дорог или трон, видовые точки, берег реки или озера.

На генеральный план одновременно наносятся существующие и про­ектируемые входы, места прибытия отдыхающих, стоянки автомашин, водные объекты и пляжи, видовые точки, сооружения обслуживания посе­тителей и малые архитектурные формы.

Входы в лесопарк или другой объект рекреации организуются, исхо­дя из местоположения, назначения, размеров й рекреационной нагрузки с учетом окружающей застройки. Входы могут быть основные и второсте­пенные, может выделяться и главный. Размер площадок при входе определяется пропускной способностью дорог, отходящих от площадки входа из расчета 1,5-2,0 кв. м на посетителя.

Видовые точки - это места, с которых открываются далекие виды окрестностей, водные ландшафты или живописные группы, отдельные де­ревья или малые архитектурные формы.

Разработка дорожно-тропиночной сети производится после опреде­ления функциональных зон и размещения различных типов пространст­венной структуры, выделения композиционных центров, видовых точек, всех видов площадок, объектов обслуживания и водных сооружений. Про­ектирование дорожной сети должно подчиняться нескольким требованиям:


 


ВсилозсрскиЛ racyjdpcrnejiiiiatj при дол км ft

напиондлиныR парк

Во j. j iwcpcs-jc лес к кч "сг н«

Остров Ильинский Погост

Генплан


 

osepo Водлозвро

—!»•■■ •

 


Экспликация:

1. Храм во имя Ильи-пророка
(памятник архитехтуры XIX века).

2. Кладбище.

3. Дом священника.

4. Амбар.


5. Торговый дом. fi. Часовня. 7. Дом па пристани. S. Пмкниковая поляна. £ - пристани


Рис. 20. Генплан острова Ильинский Погост


- лороги должны связывать отдельные участки - композиционные центры, видовые точки, вспомогательные объекты - з единую планиро­вочную систему;

- дороги следует прокладывать преимущественно по ровной или слегка холмистой поверхности;

- дороги должны иметь целевое значение, быть насколько возможно простыми по устройству, иметь живописный вид опушек.

Основу дорожной сети, как правило, составляют существующие про­гулочные дорожки и тропы, маршруты прогулочные и туристские следует прокладывать по наиболее красивым местам с обозначением видовых то­чек и оборудовать их специальными устройствами. Густота дорожной сети зависит от биологических и экологических особенностей леса, ожидаемой величины рекреационной нагрузки. В зоне прогулочного отдыха дороги могут составлять не более 10 % площади, а в зоне активного отдыха до 25-30 % с учетом площадок игровых и спортивных. Соотношение между бла­гоустроенными дорогами и тропами принимается как 5:1.

Выбор покрытия дорог зависит от местных условий. На песчаных я супесчаных почвах лучше использовать в качестве дорожной одежды гра­вий, на глинистых и суглинистых грунтах с высоким стоянием уровня грунтовых вод - щебень, гранитную крошку, крупный гравий.

Основной задачей проектирования дорожно-тропиночной сети сле­дует считать устранение однообразия, что зависит от способа передвиже­ния: при пешеходном движении смена ландшафтных картин должна быть через 70-180 м, а при езде на автомашине - 400-600 м.

Планировка и благоустройство функциональных зон различаются по характеру использования территорий и приемам архитектурно-планировочного решения. Требования к степени благоустройства приво­дим по научным рекомендациям института «Союзгинролесхоз» (табл. 13).

При разработке генплана лесного объекта рекреации следует учиты­вать его сезонное использование, для чего проектировать лыжные осве­щенные трассы, горно-лыжные спуски, подъемники, конно-санные трассы.

В качестве придержек для проектирования общей структуры объекта можно использовать данные процентного соотношения площадей основ­ных элементов в композиционно-планировочном решении.

Наименование элемента в % от общей площади

1. Зеленые насаждения.................................................................... 60-70

2. Поляны, газоны, луга................................................................... 15-25

3. Водоемы, спортивно-оздоровительные и декоративные... 5-15

4. Дорожно-трониночная сеть....................................................... 3-5

5. Спортивные и игровые площадки............................................ 2-4

6. Хозяйственные здания и сооружения...................................... 0,5-2


таблица 13

Степень благоустройства рекреационных объектов по функциональным

Зонам

Функциональная зона Рекреационная нагрузка чел/га Рекомендации по благоустройству
Зона тихого отдыха 1-5 Ландшафт остаётся нетронутым, в естественном состоянии, устраиваются переходы через ручьи, оборудуются места тихого отдыха
Зона прогулочного отдыха 5-10 Природные элементы преобладают в насаждениях, в естественную среду вписываются укрытия от непогоды, навесы, мостики, переходы. Дороги грунтовые или улучшенные, площадью не более 6%, асфальт допускается только на хозяйственных проездах
Зона прогулочного отдыха 10-20 Природная среда преобразовывается. Дорожнотропиночная сеть достигает до 10% площади. Устанавливаются навесы, туристические приюты, кострища, мусоросборники, питьевые источники искусственные или естественные, туалеты в радиусе 2км
Зона активного отдыха 20-50 Преобразованная природная среда. Дорожно-тропночная сеть, аллеи, живые изгороди – 18-20% площади с искусственными покрытиями. Навесы, туалеты, питьевые источники в радиусе 1км. Берега водоёмов оборудуются спусками к воде, устраиваются т.н. лягушатники. Подпорные стенки, лестничные сходы, ограды из естественных и искусственных материалов
Зона активного отдыха 70-100




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4545 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.