Лекции.Орг


Поиск:




Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства




Что мы знаем о детстве?

В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается непознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо отмечает Я. Корчак: «Мы детей не знаем... Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой - уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой - хрупкость, неуравновешенность, утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым» (Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. - С. 203).

Наука предпринимает многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения: философской, культурологической и педагогической, этнографической, социологической, экологической. Каждая из этих наук имеет свой уникальный багаж знания о детстве, который в перспективе обязательно будет обобщен и позволит приблизиться к пониманию данного феномена в развитии человечества.

А знаете ли вы, что детство как самостоятельное понятие обосновалось только к началу XVIII в.? Предшествующий ему XVII в понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой мыслилась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, закономерно считался взрослым.

В истории существовали разные типы отношения взрослых к детству: первобытный инфантицид; восприятие детей как материал, пригодный для любых взрослых преобразований детской природы; преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения; социализация ребенка - из «верхов» и «низов» общества XIX в.; помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине - конце XX в.

Почему так важно знать современные концепции самоценности детства и какова их роль в решении задач музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника?

Постижение смысла феномена детства и его самоценности, т. е. понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, - важнейшая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, в том числе задачи музыкального воспитания и развития, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком.

Анализ авторских концепций детства поможет читателю:

- определиться в понимании феномена детства и его самоценности, т.е. ответить на вопрос: ради чего каждому человеку дается детство?

- выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально-педагогической деятельности, т.е. ответить на вопросы: зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом его достичь?

- обозначить приоритетность задач музыкального воспитания и развития ребенка, т. е. получить ответы на вопросы: в чем заключается смысл общения ребенка с музыкой, каковы результаты этого общения и в чем они будут выражаться?

Какие современные концепции детства будут рассмотрены и почему?

Постараемся рассмотреть существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно завершившемся XX в. Необходимо отметить, что таких концепций несколько.

Приведем их тезисное изложение.

Концепция Д.Б. Эльконина рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Рассматривая детство в качестве социально-психологического явления в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д.Б.Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Концепция Д.И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.

Функционально: детство - объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества.

Содержательно: детство - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.

Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

Блестящее отражение данная концепция находит в концепции Ш.А.Амоиашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией - это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им.

Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией» (Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995. - С. 12-13).

В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утверждению В.И. Вернадского, определяющего детство как «планетное явление», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию». Ценность детства, по мнению В.Т. Кудрявцева, заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, - культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

Идею понимания детства ради становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В.В. Абраменкова, М.С. Каган, Р.М. Чумичева и другие. Рассматривая природу культуры детства, М.С.Каган определяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них - сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй - проявление детской субкультуры, т.е. формы собственной деятельности ребенка. В связи с этим детская субкультура в широком смысле - это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком - это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Содержанием детской субкультуры, по мнению В.В.Абраменковой, становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей.

Таким образом, детство - это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Р.М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.

В концепции новой психологии детства А.Б. Орлова мир детства и мир взрослости это совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Еще Я. Корчак писал: «Играю ли я или говорю с ребенком - переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни...» (Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. - С. 22).

Мир детства, по мнению А.Б. Орлова, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), т.е. духовностью и нравственностью. Мир детства, заключает автор, это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.

Концепция развития субъективности человека, выдвинутая В.И.Слободчиковым и Е.И. Исаевым, позволяет определить самоценность детства, заключающуюся в:

- становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;

- развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;

- оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

Ряд авторов, разделяя данный подход (Н.Н. Авдеева, М.В. Корепанова, Е.О. Смирнова и др.), рассматривают самоценность детства в контексте оформления ребенком образа «Я». Исходя из этого, детство определяется как период сотворения ребенком своего «Я», смысл которого заключен в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.

В концепции Я. Корчака детство - это долгие, важные годы в жизни человека. У автора мы найдем очень образные определения понятия детства, например: «Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. <...> Ребенок строит себя - его все больше и больше; глубже врастает в жизнь» (Там же. - С. 20-21).

«Ребенок - это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание.

Ребенок и беспредельность.

Ребенок и вечность.

Ребенок - пылинка в пространстве.

Ребенок - момент во времени...» (Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. - С. 33).

«Ребенок - это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях.

В области инстинктов ему недостает лишь одного, вернее, он есть, только пока еще рассеянный, как бы туман эротических предчувствий.

В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработано торможение.

В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостает лишь опыта.

Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок - взрослым.

Вся же остальная разница в том, что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться» (Там же. - С. 87).

Концепция В.В. Зеньковского, опубликованная в 1924 г., и сегодня выглядит современно и привлекательно. «Основная наша ошибка в отношении детей, - пишет автор, - заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения - это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии» (Зеньковский В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995). Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. В.В.Зеньковский утверждает, что «...мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии» (Там же. - С. 32.). Основная функция фантазии, воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка в соответствии с «законом двойного выражения чувства», открытого В. В.Зеньковским. Вникнем в этот закон: «Всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере; оба эти выражения чувства взаимно незаменимы и неустранимы, так что подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще. <...>. Под психическим же выражением чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя «удачного» психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными и незакрепленными - как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа». Отсюда вполне очевиден вывод о том, что психическим корнем игры детей становится эмоциональная сфера, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувства. Итак, данная авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос: ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии - ради игры, а игра - ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство - ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.

Каким образом, исходя из концепций, определяются задачи музыкального воспитания и развития дошкольников?

Ответ на этот вопрос вы найдете в таблице 1.

Каким образом понимание самоценности детства отражается в подходах к развитию ребенка дошкольного возраста?

Таблица 1. Самоценность детства и задачи музыкального воспитания и развития дошкольников

Понимание самоценности детства в авторских концепциях1. Детство как период присвоения богатств родовой культуры (Д.Б. Эльконин) Понимание самоценности детства в авторских концепциях 2. Детство как период становления социальных отношений и опыта взаимодействия с окружающим миром (Д.И. Фельдштейн, Ш.А. Амонашвили). 3. Детство как период культуроосвоения и культуросозидания, результатом которого будет явление детской субкультуры (Т.В. Кудрявцев, А.Б. Орлов и др.)4. Детство ради выражения, осознания и закрепления чувства (В.В. Зеньковский) Понимание самоценности детства в авторских концепциях В.И. Логинова (1973 г.)Требования к личности воспитателя детского сада Эрудированность;любовь к детям и уважение к ним;мудрая строгость и требовательность к детям;общительность (внимательность и чуткость к каждому ребенку, его проявлениям, заботливость и бережное отношение к нему);педагогический такт;эмоциональность;материнские чувства (уход, ласка, забота, участие);требовательность к себе, собственная организованность и дисциплина;деловые качества;терпеливость, спокойствие, доброжелательность, чувство юмора, жизнерадостность, бодрость, оптимизм как вера в растущие силы ребенка - важнейшие черты личности воспитателя детского садаПрофессионально-педагогические задачи педагога дошкольного образования для успешного воспитания детейЗадачи профессионально-педагогической деятельности связаны с всесторонним развитием ребенка-дошкольника Профессионально-педагогические знания и умения воспитателя детского садаЭнциклопедические знания в разных областях общественной жизни, науки и искусства.Профессиональная эрудиция: знание особенностей и возможностей ребенка, задач, перспектив и путей развития его личности;знание особенностей строения и функционирования развивающегося детского организма, знание элементарных медицинских сведений, знание особенностей ухода за малышом, знание специфики педагогических воздействий на разных этапах дошкольного детства;профессиональные способности: педагогическая наблюдательность;педагогическое воображение;организаторскиеМузыкально-художественная деятельность Преобразовательная ПознавательнаяЦенностно-ориентационная ОбщениеКритерии творчестваНовизна результатаНовизна процессаИррациональное начало, интуицияСамостоятельностьЭмоциональное переживаниеУстойчивая мотивацияОбщие способности Познавательные: ощущение (сенсорные процессы); восприятие (перцептивные процессы); память (мнемонические способности); представление; воображение (имажинитивные процессы); мышление (мыслительные процессы); внимание (аттенционные процессы) ПсихомоторныеВозраст1-3 года3-5 лет5-7 летПоказателиИнтерес к слушанию музыкиЭмоциональность и активность восприятия музыкиВчувствование в музыкальное произведение, сопереживание, сочувствие музыкальному образуВпечатления о музыке, суждения и эстетические оценки о нейПоказателиИдентификация с музыкальным образомТворчествоОбщие исполнительские умения (обобщенные способы музыкальной деятельности)Эмоционально воспринимать музыкальный образ; понимать (декодировать) музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельностиОбщие исполнительские уменияПоверхностное восприятие, непонимание музыкального образаВосприятие значения музыкального произведения: понимание действий, совершаемых музыкальным персонажемВосприятие смысла музыкального образа; понимание того, о ком это музыкальное произведениеТворческое восприятие характера музыкального образа, поиск собственной интерпретации, наделение музыкального образа характерными чертамиПесня «Серенькая кошечка», музыка В. ВитлинаСеренькая кошечка Села у окошечка, Хвостиком махала, Деток поджидалаПоказателиОбщие исполнительские уменияХудожественно-эмоциональное восприятие музыкального образаПонимание (декодирование) музыкального образаДеятельностное выражение эмоционального отношения к музыкальному образуИнтерпретация и создание музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельностиСпециальные исполнительские уменияВыраженная продуктивная успешность: - в пении; - в музыкально-ритмических движениях; - в игре на детских музыкальных инструментахКритерии детского творчестваИнтерес к сочинительству, творчествуНаправленность мотивов художественной деятельности на ее результат (относительно новый продукт)Качество способов творческих действийКачество продукцииИмпровизацияЛадовое чувство Младшая группа Внимание.Просьба повторить.Наличие любимых произведений.Внешние проявления (эмоциональные).Узнавание знакомой мелодии Средняя группа (добавляются следующие критерии) Высказывания о характере музыки (двухчастная форма).Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.Определение окончания мелодии.Определение правильности интонации в пении у себя и у других Старшая группа (добавляются следующие критерии) Высказывания о музыке с контрастными частями.Окончание на тонике начатой мелодии веселая игривая задорная звонкая забавная скачущая солнечная танцевальная мечтательная ласковая задумчивая светлая легкая плавная печальная шутливаяНизкий уровень восприятияСредний уровень восприятияВысокий уровень восприятияНизкий уровеньПоверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике.Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении.Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности неглубкие, несодержательные, необъективные и немотивированные.Не использует движения под музыку в свободной деятельностиНизкий уровеньНе умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движенияАлгоритм действий педагога на каждом из этапов педагогической технологии1. Введение2. Организация восприятия музыки3. Реагирование на музыку в движении4. Реагирование на музыку в слове5. Игровой6. ИтоговыйЗадачи развития ребенка1. Обогащение эмоционального опыта ребенка (представления дошкольника о различных эмоциональных состояниях и чувствах)2. Развитие психических процессов ребенка3. Развитие музыкальных способностей и кругозора ребенка4....Исполнительские умения детейВид исполнительской деятельности: пение Общие исполнительские уменияСпециальные исполнительские уменияВид исполнительской деятельности: музыкально-ритмические движения Общие исполнительские уменияСпециальные исполнительские уменияВид исполнительской деятельности: игра на детских музыкальных инструментах Общие исполнительские уменияСпециальные исполнительские уменияп/п1234567№ п/п123456№ п/п12345.6.Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Организация педагогических совещанийВоспитатель детского сада Диагностические задачи 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника. 2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ. 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника Задачи педагогического проектирования образовательного процесса 5.Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию здорового ребенка-дошкольника Задачи взаимодействия с профессионально-педагогическими культурным сообществом 6. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. 7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития. 9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ 10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности 11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностейЗадачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностейГруппа задач1. Диагностические задачи2. Задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации3. Задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом4. Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада5. Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентностиФамилия, имя ребенка

Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возрастаПо Н.А. Ветлугиной:

- воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей;

- знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников;

- содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям;

- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельностиПо О.П. Радыновой:

- развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности;

- формирование начала музыкальной культуры; формирование общей духовной культурыПо Ю.Б. Алиеву:

- формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка;

- приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования;

- развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование эмоциональной сферы ребенкаПо А.Н. Зиминой:

- развитие музыкальности ребенка;

- обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

- воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

- развитие художественно-творческих способностейЗадачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возрастаПо Е. А. Дубровской: развитие всех видов музыкальной деятельности детей дошкольного возрастаПо Юн-Руар Бьеркволли:

- становление человека с музой в душе;

- осознание собственной личности и овладение искусством жизни через музыку;

- становление опыта общения через овладение языком музыки с раннего детства и его дальнейшее совершенствование;

- достижение биокультурной и экологической целостности, в которой счастливо живет человек в процессе музыкальной деятельности, особенно пения; создание ощущения сопричастности с окружающим миром через музыкальные произведения, особенно спонтанные песни, подводящие ребенка к более естественному и простому познанию окружающей действительностиПо Н.А. Бергер: накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой; психологическая разрядка и психоэмоциональная комфортность существования дошкольника посредством музыкальных видов деятельности; эстетическое воспитание личности ребенкаПо А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской: становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения задач, для чего необходимо помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по содержанию, т.е. научить его общаться с искусством; помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительностиЗадачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возрастаПо Р.М. Чумичевой, А.В. Шумаковой: развитие музыкально-эстетического сопереживания как основы музыкально-эмоциональной культуры старших дошкольников. Для этого нужно:

- раскрыть детям виды и значение эмоций в жизни человека, средствах их выражения в музыке;

- воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры; учить детей вживаться в музыкальный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное содержание;

- развивать у детей музыкальный интонационно-речевой опыт, умение пользоваться эмоционально-образным словарем;

- развивать у детей способы познания как своего эмоционального состояния, так и состояния другого человека средствами музыки;

- познакомить детей со способами выражения сопереживания другому человеку в музыке





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1645 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

942 - | 893 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.