Аналоги
Аглонская базилика построена в стиле позднего барокко, и ее украшают две башни высотой около 60 м. Ежегодно 15 августа в Аглону приходят паломники, чтобы отметить день вознесения на небо Девы Марии. Это одно из самых известных святых мест в мире, внутри здания крестообразные своды, арки, колонны, богато декорированные элементами в стиле рококо. Аглонская базилика. Внутреннее помещение базилики. Вид на алтарь. В конце 17 века Доминиканский орден в Аглоне основал монастырь и возвел первую деревянную церковь. Когда построенная в 1699 году церковь сгорела, на ее месте в период с 1768 по 1780 год было построенное каменное здание монастыря и современный храм. Отделка интерьера церкви осуществлялась в 18–19 века, а амвон, орган и скамья для исповеди – в конце 18 века.В церкви сохранилась обширная коллекция картин, скульптур и ценных предметов искусства, в том числе знаменитая икона «Аглонская Чудотворная Богоматерь», открываемая лишь на религиозные праздники. Существует мнение, что картина обладает целительными свойствами. В 1993 году Аглонское святилище посетил Папа Римский Иоанн Павел II. Ради этого визита провели обширные работы по восстановлению храма и обустройству окружающей территории.
Даугавпилсский римско-католический костел святой Девы Марии Непорочного Зачатия был основан как филиал городского прихода св. Петра. Так как город развивался, было решено не расширять имеющийся храм в центре города, а строить новый костел в районе Нового строения. Разрешение на строительство было получено в 1902-ом году, а самостоятельный приход был создан в 1912-ом году. Здание храма проектировал архитектор Вильгельм Нейманис, по его проектам в городе построены также лютеранская кирха (1881-1889 г.) и Гривский католический костел (1881-1889 г.). Строительными работами руководил местный инженер Иозафат Хлудзиньский, а все земельные, штукатурные, плотницкие работы и работы каменщиков организовывал Иосиф Ксавер Рощевский. Храм на Новом строении начали строить в середине апреля 1903 года, а закончили строительство и освятили храм в 1905-ом году. Костел построен из кирпичей и оштукатурен; по плану - четырехугольник, который завершен тремя полукруглыми арками – абсида и две ризницы. Фасад храма с двумя стройными башнями построен в формах необарокко, в отделке использованы профилированные карнизы, мотивы пилястров и оконных проемов. На входном фасаде акцентирована пластическая портальная лепка, а в аттике с профилированным силуэтом устроена ниша для установки скульптуры Богородицы. Высота костела – 52 метра. Этот Римско-католический костел является памятником эклектики, в общую стилистику включается интерьер костела и его обустройство. Внутреннее помещение базилики, состоящее из трех нефов, разделяет аркада, а во входной части застекленными арками отделена прихожая, над которой построены органные хоры. На среднем нефе - цилиндрические своды, а на боковых нефах – перекрестные своды. В костеле обустроена капелла св. Богоматери Люрдской. Все алтари - центральный алтарь и деревянные боковые алтари построены в стиле необарокко в 1905-1906 годах. Неоготические формы использованы при изготовлении лавок для прихожан и исповедальных лавок, а также в изготовлении амвона, который украшен ажурной металлической поковкой. Нарядные, изысканные перила из металла также изготовлены и для входа на хоры. Над центральным алтарем помещена копия картины Барталоме Эстебана Мурилье «Непорочная Богородица», которую в 1906 году в Петербурге изготовил Александр Сергей Боравский. На боковых алтарях находятся картины неизвестных художников первой половины 20-го века, на которых изображены святые Станислав и Казимир, а сюжет «Сердце Иисуса» рисовал художник Е.Косинский. Для украшения интерьера использованы скульптуры из гипса, а терракотовые рельефы в деревянном обрамлении с изображениями крестного хода привезены в 1905 году из Познани. О профессионализме скульпторов и резчиков по дереву 19-го и 20-го в. свидетельствуют два распятия и два феретрона в стиле необарокко. В храме находится самый большой орган, построенный польскими мастерами в Латвии. Орган (28 регистров, 2 мануала), датированный 1909 годом, изготовлен фирмой Адольфа Хомана (Варшава, Вильнюс); этот инструмент романтического звучания был капитально отремонтирован в 1984 году. Специалисты этот инструмент отнесли к категории исторических органов Латвии, а в 1986 году фирма звукозаписи «Мелодия» выпустила пластинку со звучанием этого инструмента. Орган специально приспособлен к оригинальной акустике храма с явно выраженным эффектом эха. В начале второй половины 20-го века (около 1978-го года) внутри храма как украшение были использованы орнаменты и фигуральные стенные росписи, автором которых упоминается местный мастер Алберт Тирранен. На стенах среднего нефа в полукруглом обрамлении изображены эпизоды из жизни Богородицы, триумфальную арку украшают рисунки с сюжетами из жизни Христа. В начале второй половины 20-го века (около 1978-го года) внутри храма как украшение были использованы орнаменты и фигуральные стенные росписи, автором которых упоминается местный мастер Алберт Тирранен. На стенах среднего нефа в полукруглом обрамлении изображены эпизоды из жизни Богородицы, триумфальную арку украшают рисунки с сюжетами из жизни Христа. Этот католический костел Даугавпилса является значительным историческим памятником сакральной архитектуры, сохранивший свой первоначальный облик, ярко характеризующий региональное своеобразие в выборе прототипов (базилика с двумя башнями в стиле барокко), связь с церковной городской архитектурой 18-го века, а также проявляет развитие творческого подчерка Вильгельма Нейманиса.
Необарокко на территории Беларуси
В Беларуси в 19 веке приобрело эклектичный характер, ориентирован на различные исторические прототипы, возрастает интерес к историческому прошлому. Растет использование форм различных стилей прошлого(от романского до барокко). Выполняются основные требования общества: стремление к максимализму, показной парадности общественных зданий, в которых под классическими стройматериалами и способами решения интерьеров начинают преобладать их имитации, богатые именные украшения и др. декоративные формы.
В зависимости от региона имелись свои особенности, свои влияния на архитектуру. В Италии образец –исторический стиль, в Англии - готика и ренессанс, Нидерланды -поздний ренессанс, в восточной Европе - древнерусский и византийский.
Стройность силуэта, ажурность декора, порыв в высь. Многосрубные храмы, с грушевидными главами. Величественное. Единый ансамбль, одинаковые элементы. Ослабление католической церкви, мощь и богатство путем внешнего выражения. В классицизме - ясность, закономерностей образования форм, целостность, необычность, динамичность, призрачность. волюты на фасаде, извивающаяся лента карниза, членение стены пилястрами и мощный купол. А внутри пространство нефов расширено, убраны перегородки боковых нефов. Центральный неф значительно увеличен и на его колонны опирается купол с помощью парусов.
Хронологические рамки: 2-ая пол 19-нач. 20 века
С начала 20 века появляются трехнефные базиликальные костелы во всех своих разновидностях. Их характерной особенностью были сложные архитектурно-пространственные композиции, увеличенный масштаб, богатство внешнего оформления и интерьеров. Наибольшее распространение получили базиликальные 2 башенные храмы. Художественная выразительность многих из них достигалась за счет использования качественного облицовочного кирпича и глины, с учетом их колористических возможностей. Для других храмов были характерны черты более позднего строгого барокко 17 века: фасады обрели прямые линии, структурные членения обрели правильные пропорции. До этого, как правило, были однонефные однобашенные костелы.
Черты европейского барокко, характерные для архитектуры Беларуси второй половины 19 века – первого десятилетия 20 века. Деталь стала играть важную роль. Она подвергалась деформации в своем стремлении к легкости, живописности и светотени. Применялись подвижные извивающиеся кривые в карнизах, профилировке. Характерно для барокко Беларуси и то, что главные фасады храмов были ориентированы на юг, этим достигалась подвижность стены, игра света и тени на выступах и нишах. Мастер барокко включает постройку в городскую среду, стремится связать ее с природным окружением, а для этого он делает плавные, мягкие очертания, растворяет контуры здания в воздушном мареве, превращает стену в ширму, которая условно «работает» на две стороны, разграничивая внутреннее и внешнее пространство (Борромини). Христианская идея стремления вверх достигалась с помощью вертикальных членений пилястрами и колоннами и концентрацией сил в куполе. Строительство пышных барочных храмов продолжалось с 1593 до 1800 года и было связано с деятельностью ордена Иезуитов на территории Беларуси.
Необарокко получил распространение при строительстве и реконструкции католических храмов. Примером необарокко на территории современной Беларуси являются Ошмянский костел святого архангела Михаила, д. Свирь костел св. Николая, Беняконский костел св. Иоанна (Яна) Крестителя, Лынтупы костел св. Апостола Андрея, Дворец костел Божьего тела, Волколата костел св. Иоанна Крестителя, Парафьяново костел Девы Марии.
1 .- Ошмянский костел святого архангела Михаила. 0. 1900- 1910 г. Построен из кирпича на месте костела 14 века, монастыря францисканцев. В 1990х годах прошла реконструкция. 3-нефная 2-башенная базилика с 5-гранной апсидой и боковыми сакристиями. Центральный объём накрыт 2-скатной крышей. Главный фасад фланкирован высокими 5-ярусными шатровыми башнями. В 1990-е гг. проведена реставрация храма. Это одна из первых католических приходов Беларуси. Основанная королем Ягайло в 1387 г., сразу после Европейского союза в Креве. В 1434 (1432 г.) в знак благодарности Богу за победу под Османией над Свидригайло король Сигизмунд основал при местной церкви коллегиальную церковь, а по другим источникам - была построена новая церковь. Освятил храм епископ Красински. Вероятно, первоначально в Ошмянах были построены деревянные церкви и точное время появления первого каменного храма не известно, возможно XVII в. Об этом свидетельствуют рисунки и гравировки XIX в. В XIX веке это был каменный, прямоугольный в плане храм с двумя четырехугольными башнями, встроенными в фасад дома, под высокой двускатной крышей с маленьким колоколом над алтарем. Хор соединен двумя большими сакристиями. Для входа была построена массивная большая крипта. Церковная территория обнесена забором из камня цельного на аналогичных постах. До прихода построенного в конце XIX в. более 8000 верующих принадлежали часовни в Оланах, Городниках, Полянах и на местном кладбище. До 1866 г. активны были также часовни в Войневичах, Моствелишках, Святодухово, Суходоле.
В начале XX в. древний храм уже не мог вместить всех своих прихожан, поэтому в 1900 году благодаря усилиям тогдашнего настоятеля и декана кс. Казимира Сайковского по проекту Вацлава Михневича началась реконструкция и расширение храма в стиле необарокко.
Над фигурными куполами поднимаются высокие 4хэтажные башни. Внутреннее пространство имеет 9 каменных необарочных алтарей. Они таковы: главный алтарь св. Михаила Архангела, левая сторона - ПРЕСВЯТОЙ девы мари Ченстоховской, св. Георгия, а также при столбцах: слева - св. Максимилиан Кольбе, св. Болезлов Плач, богородицы помощницы христиан, и справа - св. св. Иоанна Боско и Доминика Савио, Иисуса Милосердного и еще один алтарь, до сих пор без изображения. Работы завершены в 1904 г. (по другим источникам - в 1906 г. и 1910 г.). 13 июля 1938 г. о. архиепископ Ромуальд Ябржуковский торжественно освятил церковь.
До прихода, которая в конце 30-х годов XX в. насчитывал уже более 12 тыс. верующих по-прежнему принадлежали часовни в Городниках, Полянах и на приходском кладбище (церковь в Оланах уже принадлежала прихода Боруны). В начале XX в. (вероятно, после 1905 г.) в комплект входят часовню в Болтупы.
В ночь с 23 на 24 апреля 1948 г. был арестован декан Валериан Galek, который 13 мая умер в тюрьме. Священника тайно похоронили на местном кладбище. Пани Янина Станкевич указал место захоронения, и в 1970 году поставила памятник, который существовал до 1992 года. Церковь закрыли и сделали складом, а потом служил в качестве промышленного здания; уничтожено внутреннее устроение храма, из башен сняли купола с крестами, были сняты колокола.
17 сентября 1989 г. храм был передан верующим, были сделаны ее ресторане, а в 2003-2005 годах в церкви был проведен капитальный ремонт - заменена крыша, вновь оцинкованы и покрашены стены, реставрирована разрушены элементы декора. Были полностью отремонтированы также часовни в Городничках, Моствилишках и Полянах.
Построен в 1906 г. на месте бывшего католического храма, из кирпича и камня (строительство началось в 1899 г.) по проектуВацлава Михневича. Был закрыт в 1948 г. В советское время здесь находились фабрика. Открыт в 1989 г. Торжественное освящение колоколов состоялось 28.1.1990 г. (с участием администратора Минской епархии для католиков Беларуси епископаТадеуша Кондрусевича).
Памятник архитектуры необарокко. 3-нефовая 2-башеннае базилика с 5-гранной апсидой и боковыми сакристиями. Имеет ярусную объемно-пространственную композицию. Центральный объем накрыт 2-скатной крышей, расчлененной лучковыми оконными проемами в пластических наличники и фигурно профилированных нишах с пилястрами в простенках, подпоясаны сложнопрафилерованым карнизом. Более низкие боковые нефы под 1-склонными крышами, расчлененные сдвоенными лучковыми оконными проемами, наличники со сдвоенными пилястрами в простенках. Главный фасад фланкированные высокими 5-ярусными шатровыми башнями с лучковой щитом и боковыми валютами между ними, в центре выделен высоким ризалитами с 3-угольных фронтоном в завершении и лучковым входным порталом. Боковые нефы на главном фасаде также завершены фигурными щитами с валютами и угловыми пинаклями. Фасады оштукатурены. Внутри нефыперекрыты цилиндрическими сводами
2.- Беняконский костел св. Иоанна (Яна) Крестителя. 0. Вороновский район. 1900-1902г. Материал- кирпич. Двух башенная трех нефная базилика с трансептом, равным по высоте с центральным нефом. Круглое, полуциркульное алтарное завершение. Боковые нефы ниже,со стороны с боку главного фасада увенчан 3х ярусными башнями-звонницами, а по бокам алтаря- прямоугольными сакристиями. Полукруглая алтарная часть- ниже, ступенчатое решение. Центральный неф и трансепт накрыты взаимоперпендикулярной двускатной крышей.
Стоял основанный графом Чаплинским в 1634г. небольшой деревянный барочный костел. Так рассказывают люди, которые строили теперешний костел, а также об этом свидетельствует описание брака Андрея Калиновского и Зофии Путкамер, дочки Вавжынца и Марили из Верещаков. Памятная таблица, размещенная внутри теперешнего костела, говорит, что он был сооружен ксендзом Тадеушем Загорским в 1990 г. Старый костел, который был внутри теперешнего, разобрали. Новый костел стал костелом деканальным. Беняконский деканат насчитывал следующие приходы: Бенякони, Вороново, Асава, Германишки, Граненый, Девянишки, Канвелишки, Большие Салешники, Малые Салешники, Бутрыцманцы, Подбор. При костеле обычно было 2 ксендза: ксендз-декан иксендз-викарий. Последний был в 20-30 гг. учителям религии в более близких школах. Называли его префектом. Да было к 1947 году. Деканом был ксендз Доминик Гайлюш, а викариям – ксендз Аполлинарий Зубелевич. После 1961 года, согласно повествованиям людей, наступило целевое уничтожение косаря. Его превратили в состав для топлива. Продавали в нем уголь, торф и т.д. В 1987-1988 гг., благодаря усилиям мирян, которые направляли разные петиции к власти в Гродно, Минску, и даже в Москве, верующим в конце концов вернули наполовину уничтоженный костел. В субботу, 10 декабря 1988 года представитель власти из Вороновского района отдал ключи от костела мирянам. 12 декабря 1988 года (была эта среда) костел опять приобрел вид святыни. Ксендз Генрих Яблонский, настоятель приходу Канве излишки, какому советская власть доверила опеку над беняконским косарям, осветил святыню. В церемонии приняли участие 3 ксендзы, 2 клерики. Храм был переполненный. Из той пары ксендз Генрих Яблонский в воскресенье и праздники отправлял службу сам или просил кого-нибудь из ксендзов. Весною 1989 года накрыли костел жестью, побелили стены и, вообще-то, отремонтировали его. На костельной площади поставили новый миссийный крест из бетона. Крест торжественно осветил ксендз-епископ вар минский из елки Юзеф Высоцкий, который был проездом в Беняконях.
Находиться на северной окраине деревни. Построенный в 1900-06 гг. из кирпича. Памятник эклектичной архитектуры из чертами необарокко и неоклассицизма. 2-башенная и 3-нефовая базилика из трансептом и полуциркульной апсидой. Интерьер двух световой. Центральный неф перекрытый цилиндрическим сводом из распалубками, боковые – крестовыми. Боковые нефы более низкие и на главном фасаде выделенный мощными 3-ярусными башнями-колокольнями, по сторонам алтаря –прямоугольными сакристиями. Полу циркулярная апсида окружено более низкой пристройкой, что придает?и ступенчатое решение. Центральный неф и трансепт накрытый взаимно перпендикулярными 2-склонными крышами из треугольными фронтонами на торцах, боковые нефы – 1-склонными. Прямоугольные оконные рамы декорированы полуциркульными архивольтами. Верхний ярус апсиды освещенный большими люкарнами. Стены отделаны плоскими и рустованными пилястрами, филинговыми нишами, сандриками, завершенный развитыми богато профилированными антаблементами.
3.- Лынтупы костел св. Апостола Андрея.0. 1908-1914. Основан в 15 в. 1й деревянный храм 1459, часовня пристроена 1640 (кирпич). Костел- памятник архитектуры необарокко. Монументальная крупная двухбашенная трехнефная базилика с полукруглой (полуциркульной) апсидой. Двухярусный корабль храма спрятан за кулисами главного фасада, центр которого выделен двухярусным ризалитом(Сильно выступающие вперед середина или крыло здания) с пилястровым портиком и треугольным фронтоном сверху. Архитектурная динамика и пластика сконцентрированы на верхних ярусах башен, отделаных профилироваными карнизами и пилястрами, оконченных гранеными фонарями. Ритм боковых фасадов делают высокие арочные окна.
Костел святого Андрея Баболи- белокаменный католический храм, построенный в 1908-1914 на центральной площади г.п. Лынтупы(Поставский район, Витебской области). В некоторых источниках написано, что храм освещен в честь св. Андрея Баболи, но официальный сайт католической церкви в Беларуси подчеркивает, что храм и приход носят имя апостола Андрея. Католический приход в Лынтупах основан в 15в. Первый деревянный храм был построен около 1459 года и освещен в честь св. апостола Андрея. В 1640 году при костеле была построена кирпичная каплица.
В начале 20века деревянная церковь сгорела. Так как приход был немаленьким и костел, который был до пожара, не мог вмещать всех жителей, в 1908 году было начато строительство нового, просторного здания. Храм был выполнен в необарочном стиле. Окончание строительства- 1914год. В советское время пытались закрыть храм, но верующим удалось его защитить. Костельная площадь окружена бутовым ограждением с трехпролетными воротами.
4 .- Дворец костел Божьего тела. 0. 1904. С 1962- 1989- в качестве конюшни местной больницы. 13 июня 1989 – первая месса.
построенного в честь Святого Антония - покровителя всех путешественников и финансово неспособных граждан этой земле. Костел начала XX в., Построенный в честь католического святого из Италии - не единственная достопримечательность во Дворце. Деревня в Беларуси, на реке Молчанка. Центр сельсовета Дятловского района Гродненской области.
Построен на северо-востоке деревни. Построен в 1904 году из кирпича. Двухбашенная трехнефная базилика. Центральный неф накрыт двускатной крышей, боковые- односкатные. Главный западный фасад декорирован рустом (рустом в архитектуре называют большой, грубо отесанный камень, лицевая сторона которого сохраняет сколы и фактуру каменной глыбы), филенками, наличниками арочных проемов, лучковыми фронтонами, карнизом. В завершении фасада 2 боковые башни с фигурными куполами. Центральный щит с полуциркульным фронтоном и боковыми валютами. все элементы декора и архитектурные обломы выполнены кирпичной кладкой без штукатурки. Внутренняя часть поделена столбами на нефы, перекрытия сводчатые.