Лекции.Орг


Поиск:




Тема: Оформление структурно-логического анализа содержания учебного материала темы




ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению практических работ

по дисциплине

«Методическое творчество»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка»

профиля подготовки «Металлургия», профиля подготовки «Транспорт»

 

 

Екатеринбург

РГППУ

 


 

Задания и методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Методическое творчество». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2016 - 44 с.

 

Авторы: ст. преподаватель ст. преподаватель В.И. Кривоспицкая С.А. Башкова
     
     

 

 

Одобрены на заседании кафедры технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения.

Протокол от __________. № ____.

 

 

Зав. кафедрой ТМС   Н.В. Бородина

 

Рекомендованы к печати научно-методической комиссией института инженерно-педагогического образования РГППУ.

Протокол от ______________. № ____.

 

 

Председатель научно методической комиссии института ИПО     А.О. Прокубовская
     
Зам. директора научной библиотеки   Е.Н. Билева  
Директор института ИПО   Е.В. Чубаркова

 

 

© ФГАОУ ВО «Российский государственный

профессионально-педагогический

университет», 2016

© Кривоспицкая В.И., Башкова С.А., 2016

 

 

 
 

Содержание


Введение  
Перечень практических работ:  
1. Педагогическое эссе  
2. Оформление структурно-логического анализа содержания учебного материала темы  
3. Методическая редукция учебного материала темы  
4. Разработка предметно-знаковых средств познавательной деятельности учащихся  
5. Анализ идей и решений проблемы  
6. Генерирование идей  
7. Экспертиза идей и решений  
8. Определение значимости идей с помощью метода ранговой корреляции  
9. Методика работы над педагогическими вопросами и задачами  
10. Методика работы над научной статьей  
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
Приложения  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современных условиях постоянно увеличивающийся объем научных знаний требует от работников сферы образования умения быстро получать, структурировать, усваивать и передавать информацию. Особенно актуально формирование таких умений у бакалавров профессионального обучения, так как кроме своевременного ознакомления с исследованиями в соответствующей научной области и оперативного обновления содержания обучения, они должны проектировать и применять современные способы наглядно-практического изучения учебного материала.

Деятельность по созданию средств наглядности и методики их применения содействует формированию педагогического творческого мышления.

На практических работах по дисциплине «Методическое творчество» студентам предлагается выполнить разработку известных в науке и практике инструментов педагогической деятельности на примере одной из тем технической учебной дисциплины.

Основной целью практических работ является развитие у студентов умения обоснованного творческого преобразования содержания учебного материала.

Задачи практических работ: совершенствование и систематизация методических знаний и умений; осознание значения этапа подготовки учебной информации к восприятию; развитие умений анализа учебного материала и конструирования знаково-символических форм представления учебной информации.

Предлагаемые методические указания содержат информацию о структуре, рекомендации к выполнению практических работ. Задания для выполнения практических работ студент получает у преподавателя дисциплины. Для выполнения практических работ студентам необходимо иметь комплект учебников (учебных пособий) по указанной дисциплине. Практические работы студенты выполняют на листах формата А4, которые сдают в общем отчете преподавателю в конце семестра.


Практическая работа № 1 (2 ч)

Тема: Педагогическое эссе

Цель работы: формирование педагогического мышления посредством высказывания; самостоятельных суждений о педагогических явлениях и фактах, аргументации собственных оценок и позиций.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие, структуру, характеристики эссе, показать критерии оценивания эссе;

2. Научиться формулировать проблему, подбирать термины и понятия, строить предложения, писать текст эссе.

Оснащение занятия: научно-методические, педагогические журналы, материалы лекций по курсу.

 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 

Слово " эссе " пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.

· выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

· как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

· в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

1. мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

2. мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

· вступление

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Классификация эссе на две большие группы:

· личностное, субъективное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

· объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

1. Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается объем до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка

Тема эссе всегда конкретна. Оно не может содержать много тем или идей (мыслей), и отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

3. Свободная композиция - важная особенность жанра.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4. Непринужденность повествования

Автору такого произведения важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5. Склонность к парадоксам

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, произведение вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании, должен восприниматься серьезно.

Важно определить (уяснить) тему, желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой.

Правила написания эссе

· Из формальных правил можно назвать только одно - наличие заголовка.

· Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

· Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

· В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

Основные ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать его. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

1. Плохая проверка. Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д

2. Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей. Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для него характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.

3. Многословие. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему.

4. Длинные фразы. Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Когда вы закончите писать, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.

Правильным является следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Неправильным является такая последовательность: S S S M L L L.

5. Не перегружайте эссе. При написании отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение вашего произведения.

Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

Проверка эссе

Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дайте ему день или два отлежаться, а затем вернитесь к работе по проверке и улучшению, на "свежую голову".

"Юмор - великий инструмент, но пользуйтесь им разумно. Саркастический или дерзкий тон часто раздражает. Настоящий юмор - искусство, он является признаком хорошего вкуса".

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

1. Получить у преподавателя номер темы эссе из ниже приведенного списка.

2. Написать план эссе.

3. Написать эссе на выбранную тему, объем до 5 страниц. Постарайтесь писать грамотно и разборчиво. Помните о том, что текст только тогда получится связным, когда в голове (т.е. в мыслях) будет порядок.

4. Выступить с эссе перед группой и преподавателем.

 

Темы для педагогического эссе:

1. Проблема самореализации студентов в период обучения в вузе.

2. Педагогическая культура современного преподавателя высшей школы.

3. Изучение культурных запросов студентов.

4. Проблема эстетического воспитания студентов.

5. Педагогическое общение и коммуникативная культура преподавателя.

6. Культура взаимоотношений «студент-студент», «студент-преподаватель».

7. Организация досуга современных студентов.

8. Особенности студенческого образа жизни и учебная деятельность.

9. Дополнительная работа (дополнительный заработок) студентов в период обучения в вузе.

10. Социальная защита и поддержка студенческой семьи.

11. Платное обучение студентов.

12. Социокультурная и воспитательная работа со студенческой молодежью.

13. Пути преодоления учебной перегрузки в вузе.

14. Проблема успеваемости студентов.

15. Преимущества и недостатки свободного посещения учебных занятий студентами.

Практическая работа № 2 (2 ч)

Тема: Оформление структурно-логического анализа содержания учебного материала темы

 

Цель работы: формирование умений анализировать учебный материал и представлять его наглядном виде.

 

Задача: Научиться анализировать учебный материал

Оснащение занятия: научно-методические, педагогические журналы, материалы лекций по курсу.

 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

В этой части контрольной работы необходимо выполнить анализ учебного материала темы дисциплины, определенной заданием. Для выполнения структурно-логического анализа учебного материала можно воспользоваться рекомендациями следующих источников.

Структурно-логический анализ учебного материала - это деятельность по выявлению элементов (единиц) содержания и установление между ними связей и иерархии. Для представления результатов структурно-логического анализа используют плоский граф – «дерево» (рисунок 1). Граф – совокупность точек (элементов), соединенных между собой ребрами. Граф имеет следующие составляющие: элемент, ребра, порядок, основание.

Элемент (или вершина) — символическое представление информации, соответствующей одному учебному элементу (подлежащему изучению предмету, процессу, явлению, свойству, связи между ними, методу действия и способу применения). При этом следует помнить: а) каждый элемент независимо от его расположения на графе имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию, т.е. не является частью информации другого элемента или суммой информации нескольких элементов; б) учебным элементом не может быть способ выражения содержащейся в учебном элементе информации (формула или график какой-либо зависимости не является учебным элементом).

Рисунок 1 – Оформление структурного графа содержания темы

 

Ребро - линия, показывающая на графе связи между элементами. Порядок – горизонталь на графе, на которой располагаются элементы, имеющие определенную общность. Порядки обозначают на графе римскими цифрами. Основание – краткое определение общности или понятие, объединяющее несколько элементов на одном порядке. Основания записывают на графе рядом с обозначением порядка. Порядок показывает степень обобщенности основания.

Рекомендации по выполнению и оформлению графа:

Учебные элементы показывайте на графе кружками с номерами: начальному элементу присваивают номер I (его название может совпасть с наименованием темы), а остальным – в любом порядке.

Номера учебных элементов переносятся в спецификацию по порядку. Для компактности номера и соответствующие им наименования учебных элементов указывайте в два столбца.

Количество учебных элементов и порядков графа не ограничено и определяется только полнотой охвата темы.

Название учебных элементов фиксируйте в спецификации, упрощенная форма которой приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Спецификация графа

Учебные элементы Учебные элементы
  … n       N+1 …  

Граф может иметь дедуктивную (ребра расходятся от вышестоящих элементов), индуктивную (от нескольких вышестоящих элементов ребра идут к одному нижестоящему) или смешанную (сочетание дедуктивных и индуктивных связей) структуру.

На рисунке 2 показан фрагмент смешанного графа.

Рисунок 2 – Фрагмент смешанного графа

 

Наименования учебных элементов и оснований делайте лаконичными.

Во избежание загромождения графа показывайте ребрами не все, а основные связи. Ребра должны быть прямыми линиями, а не ломаными. Они могут пересекать горизонтали порядков, но не должны иметь взаимных пересечений. Для устранения подобных недостатков бывает достаточно подвинуть, переставить учебные элементы.

Не выделяйте отдельный порядок и основание для одного учебного элемента. Старайтесь не выделять элемент в графе, если только он один имеет связь с элементом более высокого порядка. На рисунке 3 обведены все нежелательные варианты и конструкции графа.

Этапы разработки графа:

1. Выписать из учебного плана название профиля подготовки или специальность, квалификацию, срок обучения.

2. Определить дисциплину, название темы урока, цели урока.

3. Выписать текст содержания темы из учебной программы дисциплины.

4. Выполнить анализ содержания темы и составить краткий конспект темы с целью детализации не раскрытых в программе учебных элементов (Например, в программе может быть указано «Классификация токарных резцов», но не указаны основания для классификации, виды резцов).

Рисунок 3 – Нежелательные элементы графа

 

5. Подчеркнуть в конспекте учебные элементы. Определить основания для выявленных элементов. Определить количество порядков и их последовательность.

6. Подготовить бланк для графа: на листе формата А4 (расположить его

горизонтально) в верхней части отметить вершину для первого учебного элемента, ниже на равных интервалах нанести горизонтали по числу порядков. Справа от каждой линии указать порядок (римской цифрой) и основание.

7. Подготовить форму спецификации.

8. Разместить учебные элементы на графе на соответствующих порядках, одновременно записывая их номера и наименования в спецификацию, а также оформляя связи (вычерчивая ребра).

9. Проверить граф (по отношению учебных элементов к определенному основанию; по полноте охвата графом и спецификацией содержания темы; по соответствию его оформления рекомендациям, приведенным выше). При необходимости необходимо внести исправления, дополнения и составить окончательный вариант графа и спецификации.

Структурно-логический анализ, выполненный с помощью графа, используется для выявления содержания и структуры учебной информации (как в данной контрольной работе), определения основной и второстепенной информации, конкретизации целей обучения с учетом уровней усвоения и междисциплинарных связей и др. Пример графа приведен в приложении А.

10. Защитить работу у преподавателя.

 

Практическая работа № 3 (4 ч)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1293 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

818 - | 742 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.