Как выбрать штатив для фотоаппарата? «А что, его ещё и выбирать нужно?» – возможно, удивится кто-то из читателей. Нужно, потому что штативы, как и фотоаппараты, разные бывают.
Штативы миниатюрные, помещающиеся в карман, отлично подойдут владельцам компактных камер. Не обременяя владельца, обеспечат чёткие снимки с длинными выдержками при недостатке освещения и фиксацию фотоаппарата для иных целей (например, автопортрет). Особенно интересны штативы с гибкими ножками, позволяющими «прикрутить» камеру к чему угодно.
Недостаток компактных штативов – малый свес и небольшое расстояние между опорами. Тяжёлую камеру на них надёжно не установить, да и для компактов, скажем, в ветреную погоду, они бывают устойчивы недостаточно.
Универсальные штативы – относительно недорогие и лёгкие устройства, пригодные для многих задач. Три телескопические алюминиевые опоры с сочленениями из пластика, соединённые между собой для жёсткости перемычками, несут 3D или шаровую головку, к которой, через съёмную площадку, крепится фотоаппарат. Съёмная площадка крепится винтом в резьбовом гнезде на корпусе фотоаппарата и позволяет одним движением установить фотоаппарат на штатив или снять его. Шаровая головка – сферический шарнир, фиксируемый и освобождаемый одним винтом, позволяет легко ориентировать камеру в пространстве. Головка 3D оборудована тремя винтами для фиксации фотоаппарата относительно трёх поворотных осей. Свободная переориентация 3D головки затруднена, зато возможен направленный её поворот только в одной плоскости, что важно, например, при съёмке панорам.
Часто универсальные штативы имеют ещё выдвижную центральную колонну (менее жёсткую, но облегчающую регулировку по высоте), крюк для подвеса груза, для повышения устойчивости, пузырьковые уровни для установки фотоаппарата в горизонт (важно при съёмке панорам).
Профессиональные штативы отличаются более прочными и износостойкими материалами конструкции. Лишены перемычек между опорами, что позволяет их устанавливать наиболее устойчиво в любых условиях. Позволяют переворачивать центральную колонну для подвешивания камеры низко над землёй, что бывает необходимо при макросъёмке. Наконец, позволяют менять головки: шаровую, 3D, панорамную (обеспечивающую поворот относительно нодальной точки объектива), другие.
Ещё одна разновидность – моноподы. Являют собой один телескопический шест, наиболее портативны и оперативны в работе. Очень удобны при съёмке с мощными телеобъективами и часто применяются фоторепортёрами.
При выборе обратите внимание на следующее: масса, габариты в сложенном состоянии и максимальная высота (без выдвинутой колонны). Масса и габариты должны быть не слишком обременительны, если будете таскать на себе. А на максимальной высоте камера должна находиться примерно на уровне лица фотографа.
Покупка фототехники в зарубежном интернет магазине (Amazon, B&H, eBay)
Точно так же, как не всякий товар имеется на прилавках конкретного магазина, не все модели фототехники поставляются в Россию. Но выбрать зеркальный цифровой фотоаппарат и приобрести его можно даже в том случае, если в нашей стране он не продаётся – с помощью зарубежного интернет-магазина.
Существует несколько крупных интернет-магазинов, предлагающих доставку товаров по всему миру. Плюсом таких магазинов является не только чрезвычайно широкий ассортимент, о чём уже было сказано, но и, как это ни странно, экономия до 50% – даже с учётом стоимости пересылки и таможенных пошлин. Минус – фактическое отсутствие гарантии на приобретаемый товар, так как гарантия действительна только в стране, где была совершена покупка. Немаловажно и отсутствие возможности проверить комплектность, работоспособность товара при покупке. Проблемой так же может стать сохранность товара в процессе пересылки.
Пожалуй, наиболее серьёзный интернет-магазин такого рода – B&H Photo Video (http://www.bhphotovideo.com/). Это Нью-Йоркский магазин, отправляющий товары по всему миру и пользующийся уважением за сервис, цены, разнообразие способов доставки.
Чрезвычайно популярен Amazon (http://www.amazon.com). Этот магазин торгует не только фото-, видеотехникой, но имеет существенные ограничения по доставке товаров за пределы США.
Ещё один популярный интернет-магазин, вернее, интернет-аукцион – eBay (http://www.ebay.com/), крупнейший международный ресурс купли-продажи. Отличается невероятно широким выбором товаров, цен, способов доставки. Однако покупатель при оформлении сделки на eBay может не иметь никаких иных гарантий кроме репутации продавца (такого же пользователя портала, как и сам покупатель).
Существует рад сервисов, берущих на себя общение с продавцом и доставку товаров в Россию. Например, BayRu (http://www.bay.ru/), предлагающий посредничество и гарантии при покупках на eBay, Amazon и некоторых других интернет-магазинах в Америке.
Ну и, разумеется, ждать фотоаппараты из Америки в любом случае придётся не менее двух недель. Впрочем, начало официальных продаж в нашей стране может быть отложено производителем и на существенно более длительный срок.
Что лучше: хорошая мыльница или плохая зеркалка?
Что лучше: хорошая мыльница или плохая зеркалка? По популярности в сети этот вопрос уступит разве что непримиримому противостоянию «кэнонистов» и «никонистов». А по беспредметности даст сто очков вперёд.
Немного семантики. Что это – «мыльница»? В опросе на одном интернет-форуме, обсасывающем эту тему едва не с момента появления бюджетных зеркалок, предложены такие варианты: фотоаппарат с матрицей меньше 4/3”; с несменной оптикой; без оптического TTL-видоискателя; не снимающий в RAW; не имеющий ручного и полуавтоматических режимов съёмки; массой менее 400 граммов. Приняв любой из них, мы неизбежно относим к мыльницам некоторые явно не мыльничные камеры (например, Sony SLT A33/55, Leica M9, не имеющие TTL-видоискателя, Fujifilm FinePix X100, оснащённую несменным фикс-объективом), или наоборот, выводим за рамки сравнения действительных конкурентов зеркалок начального уровня (многие ультразумы поддерживают фрмат RAW). Применение же сразу всех названных критериев ограничивает класс мыльниц кругом устройств столь специфических (например, фотоаппарат в iPhone), что их сравнение с зеркалками лишено смысла.
Неконкретны и определения «хорошая мыльница», «плохая зеркалка». Поэтому переформулируем: дорогой компакт или дешёвая зеркалка?
А теперь по существу. Пожалуй, единственное, в чём даже самая дешёвая зеркалка потенциально лучше компакта – качество изображения, обеспечиваемое бόльшей матрицей и более качественной оптикой. Но полноценная реализация этого потенциала требует от фотографа определённых затрат и усилий: приобретение объективов, аксессуаров, приобретение знаний, таскание увесистой и габаритной камеры, багажа оптики, умение всем этим пользоваться. Т.е. зеркальный фотоаппарат предполагает горячее стремление своего обладателя к качеству конечного результата.
Компактные фотоаппараты – компромисс между невысоким качеством снимков и необременительностью, возможностью иметь при себе в любой ситуации. Причём дорогие компакты по функциональным возможностям сравнимы с зеркалками, а ультразумы имеют фантастические диапазоны фокусных расстояний, какие рядовому «зеркальщику» только снятся. Да – более выражены шумы, дисторсия, аберрации, больше ГРИП. Да, хуже цветопередача, уже динамический диапазон. Зато помещается в кармане! Зато ныряет на 5 метров без специального бокса (Sony Cyber-shot TX10)!
Впрочем, цифрозеркалки (даже профессиональные) тоже являют собой определённый компромисс. Достаточно вспомнить о существовании среднеформатной техники или о студийных монстрах с тремя – для регистрации полноцветного изображения – матрицами. Со среднеформатными камерами уже заметно труднее отправляться на «прогулку», а со студийными просто бессмысленно.
Так что же лучше? Каждый ответит по-своему, исходя из своего круга интересов и предъявляемых к фотоаппарату требований. И будет прав при этом.
Сергей Титов