Лекции.Орг


Поиск:




Тема 6. Коми край в начале XX в




 

Первое занятие

  1. Экономическое развитие края в конце XIX – начале XX вв.
  2. Деятельность политических ссыльных в крае конца XIX – начала XX вв.
  3. Выступления крестьян и рабочих Коми края в 1905-1907 гг.

 

Второе занятие

1. Коми край и первая мировая война.

2. Благотворительность в крае: формы и направление.

3. Развитие образования и культуры.

4. Формирование интеллигенции.

 

Библиографический список

 

Основной

  1. Бондаренко О.Е. Развитие лесной промышленности Коми края в эпоху капитализма. Сыктывкар, 1986.
  2. Бондаренко О.Е. Учебные заведения в Коми крае в конце XIX – начале XX веков. Сыктывкар, 1998.
  3. Жаков К.Ф. Под шум северного ветра. Сыктывкар, 1990.
  4. Жаков К.Ф. Сквозь строй жизни. Сыктывкар, 1996.
  5. История Коми края в документах и материалах: Хрестоматия. Ч.1. Сыктывкар, 1991.
  6. Конаков Н.Д. Присваивающие отрасли хозяйства коми в конце XIX – начале XX вв. // Вопросы социально-экономической истории Коми края. Сыктывкар, 1980.
  7. Котов П.П. Динамика уровня земледелия в Коми крае в конце XVIII – начале XX вв. Сыктывкар, 1996.
  8. Попова А.С. Зарождение интеллигенции в Коми крае и переход ее на сторону советской власти // Расцвет и сближение социалистических наций. Сыктывкар, 1975.
  9. Раевская Т.М. Под гласным надзором полиции. Сыктывкар, 1974.
  10. Рощевская Л.П., Бровина А.А. Библиотечное дело на Европейском Севере в конце XVIII – начале XX века. Сыктывкар, 2002.
  11. Сорокин П.А. Долгий путь. Сыктывкар, 1991.
  12. Сурина Л.И. На далекой окраине. Сыктывкар, 1973.
  13. Сурков Н.И. Страницы истории социальной работы в Коми крае (1860-1918). Сыктывкар, 1998.
  14. Участие жителей Коми края в войнах и вооруженных конфликтах (XI – начало XX века). Труды Коми отделения Академии военно-исторических наук. Выпуск 1, 2. Сыктывкар, 2004.
  15. Цой Ун-Ен. Сельское хозяйство Печорского края на рубеже XIX-XX вв. Сыктывкар, 1979.
  16. Чупров В.И. Политическая ссылка в Коми крае в начале XX в. Сыктывкар, 1974.
  17. Чупров В.И. Крестьянское движение в Коми крае в годы первой русской революции // Вопросы истории Коми АССР: Труды / ИЯЛИ Коми ФАН СССР. Сыктывкар, 1975. Вып.16.
  18. Чупров В.И. Крестьянское движение на Севере. Сыктывкар, 2002.

 

Дополнительный

  1. Безносиков Я.Н. Рассвет над Коми. Сыктывкар, 1986.
  2. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII – начале XX вв. М., 1972.
  3. Зыкин В.Г. К истории революционного движения в Коми крае // Уч. зап. / Коми пединститут. Сыктывкар, 1963. Вып.11.
  4. История северного крестьянства. Архангельск, 1987.
  5. Культурные связи русских и коми на Европейском Севере в XVII – начале XX вв.: Методические указания и библиографический список трудов К.Ф.Жакова. Сыктывкар, 1990.
  6. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990. № 7-8.
  7. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года // Полн. собр. соч. Т.30.
  8. Бондаренко О.Е., Пальшина Т.А. Учреждения детского призрения в Усть-Сысольском уезде (1908-1919 гг.) // Человек как объект социально-психологической работы. Сыктывкар, 1996.
  9. Мартынова И.А., Бондаренко О.Е. Роль Усть-Сысольского земства в формировании интеллигенции уезда // Актуальные проблемы краеведения Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
  10. Рощевская Л.П. Этапы политической ссылки в Коми край в XVI – начале XX в. // Актуальные проблемы краеведения Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
  11. Социальное служение Русской православной церкви: исторический опыт и современное состояние. Сыктывкар, 1998.
  12. Таскаев М.В. «В борьбе обретешь ты право свое» (эсеры о Коми крае) // Родники пармы. Сыктывкар, 1993.
  13. Бондаренко О.Е. Письма уроженцев Коми края из австро-германского плена в годы первой мировой войны // Социально-культурные и этно-демократические вопросы истории Республики Коми. Сыктывкар, 1997.
  14. Подоров В.М. Очерки по истории Коми (зырян и пермяков). Сыктывкар, 1933.
  15. Цембер А.А. Дневник / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Л.П.Рощевской. Сыктывкар, 1997.

 

Методические советы

 

Рассматривая экономическое положение края, следует обратить особое внимание на развитие лесной промышленности, которая начинает играть значительную роль в его экономике. Определить основные районы лесозаготовок, выявить роль иностранного капитала в лесной промышленности. Дать характеристику политссыльных, раскрыть основные направления их деятельности. Характеризуя выступления коми рабочих и крестьян в годы революции 1905-1907 гг., следует установить взаимосвязь между выступлениями трудящихся центральных районов и национальных окраин. Целесообразно по выступлениям трудящихся Коми края составить таблицу:

 

Год Место выступления Руководители выступления Выдвигаемые требования Результаты выступления

 

Изучить участие жителей края в первой мировой войне, проследить изменения в составе населения края, дать характеристику военнообязанных и военнопленных. По 2, 3, 4 вопросам подготовить сообщения.

 

Понятия по истории Коми края

 

1. Анбур – название азбуки, составленной Стефаном Пермским в 1372 г.

2. Генеральное межевание земель – было проведено государством на территории края в 1784-1786 гг. Целью межевания являлось точное определение границ земельных владений государства, крестьян, городов, церквей, купцов и т.д. Земля передавалась в пользование крестьянским общинам, селам, с приписанными к ним деревнями, были отведены земельные участки (дачи) из расчета 15 десятин на ревизскую душу мужского пола, в состав которых входили пашня, сенокос, лесные участки. Поскольку дачи отмежевывались сплошными участками, вокруг селений, без учета качества и удобства обработки земли, в них оказалось мало земель, пригодных для земледелия.

3. Епархия Пермская (1383-1564) – церковно-административная территориальная единица, куда входил коми край. Центром Епархии Пермскойбыло село Усть-Вымь. Образование связано с деятельностью Стефана Пермского по христианизации коми. Создание Епархии Пермской способствовало дальнейшему распространению православия на Европейском Севере, усилению духовной власти церкви, вхождению Коми края в состав Русского централизованного государства. При первом епископе Стефане (1383-1396) и его преемниках Исаакии, Герасиме, Питириме, Ионе и Филофее вплоть до начала XVI в. продолжалась христианизация, расширение границ Епархии Пермской. В ее состав вошли все земли, населенные коми и коми-пермяками.

Пермские епископы были крупными земельными собственниками. Архиерейская вотчина складывалась из земель, пожалованных великим князем и захваченных у крестьян. До 80-х гг. XV в. епископы осуществляли административное управление краем. В конце XV в. с присоединением к Московскому государству Новгорода и Перми Великой Епархия Пермская теряет свое политическое значение. В 1482 г. в Епархию Пермскую входят вологодские приходы, и она получает название Пермская и Вологодская. Постепенно центром епархии становится Вологда. В 1564 г. при епископе Иосафе епископская кафедра была официально перенесена в Вологду, что означало упразднение Епархии Пермской.

4. Зыряне – устаревшее название народа коми. Появилось в официальном употреблении в XVI в. как наименование части северных коми в основном вычегодских, а в начале даже только сысольских («зыряне и вымичи»). Позднее в XVIII-XIX вв. распространилось на всех северных коми, кроме ижемцев. Первые упоминания о зырянах (сирянах, сырьянах) известны в документах XV в. и относятся к верхнесысольцам («крещеные сиряне ужговские»). Известен также воевода Перми Великой Зырян (Зырн). Некоторые ученые предполагают, что от этого имени пошло название всего народа, а возможно, наоборот, воевода был назван по имени своего племени. Более убедительной, общепризнанной в настоящее время является другая гипотеза. Этноним «зыряне» в прибалтийско-финских языках соответствует по значению словам «окраинные», «украинцы». Это отвечает местожительству верхнесысольцев. Сейчас этноним «зыряне» используется в научных работах.

5. Князья Вымские (1451-1502 гг.). В 1451 г. великий князь Василий Васильевич ввел правление наместников в Перми Вычегодской. Наместники получили титул князей Вымских, их резиденция могла находиться в Усть-Выми или в Княжем погосте (Княжпогосте) на Выми. Первыми князьями Вымскими стали Ермолай, его сын Василий, затем сыновья Василия Петр и Федор. В Вычегодско-Вымской летописи сообщается, что они были из рода князей Верейских. В обязанность наместников, управлявших краем по уставной великокняжеской грамоте, входили организация обороны, сбор ополчения и участие с ним в военных походах, контроль за сбором податей, судопроизводство. Наместники содержались за счет «кормления», собираемого волостными сотниками с местного населения, и доходов с угодий, жалованных великим князем. К началу XVI в. Коми край перестал быть «местом порубежным»: Север и Зауралье были приведены «под руку» великого князя, пермские земли перестали подвергаться набегам воинственных соседей. В 1502 г. Федор Вымский был отправлен в Пустозерск и перестал именоваться князем Вымским.

6. Монастыри в Коми крае были православными. Число их было невелико. Наиболее древние из монастырей (в Вотче и Усть-Выми) были основаны Стефаном Пермским в конце XIV в. При его преемниках в XV в. возникли монастыри в Пыелдино и Вендинге. В XVII в. образованы Турьнский, УстьМыелдинский и Ульяновский монастыри.

Монастыри заметной роли в жизни края не играли. Большинство из них к началу XVIII в. уже не существовали (Вендингский с перерывом до начала XVIII в., Вотчинский с перерывом до 1738 г, Турьинский – до 40-х гг. XVII в., Усть-Мыелдинский – до начала XVIII в.). Самым заметным был Михайло-Архангельский монастырь в Усть-Выми – религиозном центре края. В нем было 2 церкви и несколько монастырских келий. В 1740 г. в монастыре было 9 монахов, он владел 9 десятинами земли и покосами. Монастырское хозяйство обслуживало 13 работников. В конце XVI – первой половине XVII вв. в монастыре велось летописание. Михайло-Архангельский монастырь был упразднен в 1764 г. Кроме монастырей, расположенных на территории края, влияние на коми население оказывали находящиеся по соседству Спасо-Сойгинский (основан в 1539 г.) и Ожинский (основан в 1670 г.) монастыри.

Монастыри были возобновлены в XIX в. в целях усиления влияния православия и борьбы с расколом. В 1860 г. возобновлен мужской Ульяновский монастырь, в 1893 г. открыт Кылтовский женский монастырь. Эти монастыри были крупными собственниками, служили опорными центрами православия в коми крае. Закрыты в 1918 г.

7. Оленеводство – отрасль животноводства, главная составная часть традиционного комплексного хозяйства северных коми (ижемцев).

Ижемцы переняли оленеводство от европейских ненцев в конце XVII в., первоначально в качестве вспомогательной отрасли хозяйства, преимущественно пищевого и транспортного назначения. Содержание оленей было т.н. избенное, т.е. выпас их производился в лесах неподалеку от ижемских поселений. Со второй половины XVIII в. ижемцы выпасают свои стада в тундре. Этому способствовало перенимание опыта пастьбы в тундре у ненцев и установление с ними нормальных соседских отношений. Складывание всероссийского рынка, зарождение на севере промышленности и другие социально-экономические тенденции стимулировали у ижемцев возникновение и развитие нового типа оленеводства – крупнотабунного, товарного. Уже к 1852 г. около трети всех ижемских оленеводческих хозяйств имело более 500 оленей. Мелкие оленеводы либо объединяли свои стада для выпаса, либо отдавали их для пастьбы крупным оленеводам – «стадчикам». К концу XIX в. в Печорском уезде было около 300 000 оленей, не менее двух третей поголовья приходилось на долю ижемцев.

Во второй половине XIX в. более половины продукции ижемского оленеводства шло на рынок. В этот период ижемцы установили прямые торговые связи с гг. Москвой, Санкт-Петербургом, Ниж. Новгородом, Архангельском. Товарность оленеводства северных коми была самой высокой в Сибири и на Севере. Например, по данным 1876 г. она составила около 70 %. Особый рост товарности был связан с развитием замшеделия у ижемцев. Кроме замши-полуфабриката на рынок шли выделанные оленьи шкуры-«постели», мясо, шерсть, готовые изделия из оленьего меха и др. В 1898 г. валовый доход от оленевоства в Печорском уезде составил около 500 тысяч рублей.

Система оленеводства у ижемцев отличалась рациональностью. Она включала в себя круглогодичное окарауливание стад, регуляцию половозрастной структуры и численного состава, дрессировку и специализацию оленей и др.

Ижемская система пастьбы предполагала постоянные перекочевки стад, длина их маршрутов могла достигать 800 км. Численность одного стада обычно не превышала 2000 голов, при нем находилось 10-12 пастухов, которые с помощью оленегонных собак осуществляли непрерывный надзор за оленями, охрану их от хищников, производили необходимые ветеринарно-зоотехнические операции. К недостаткам крупно-табунного оленеводства можно отнести быстрое вытаптывание трудновосстанавливаемых ягельников, опасность быстрого распространения эпизоотий из-за большого скопления оленей.

Сезон оленевода начинался в конце февраля. В начале марта стада выходили на весеннее кочевье, цель которого – поиск удобных мест для отела важенок. Отел проходил в течение мая. Здесь же шел отбор и дрессировка ездовых оленей. По окончании отела начиналось летнее кочевье-летовка, цель которого – достижение мест, где олени меньше всего страдают от жары и кровососущих насекомых. В конечных точках летовки, в Ильин день (20 июля по старому стилю) оленеводы, по предварительной договоренности, проводили традиционный праздник, кульминацией которого являлись оленьи гонки. Эта традиция сохраняется в наше время. В августе выхолащивали быков (хоров). В начале сентября – возвращение в районы осенней кочевки. Здесь, обычно в Покров день (1 октября по старому стилю) проводился забой оленей. На убой шло 10-20 % всего стада. Осень проходила в подготовке шкур для замшеделия, заготовке мяса, ремонте и изготовлении оленеводческого инвентаря, транспорта (нарт), жилища (чумов) и др. С ноября начиналась зимовка, проводимая в лесах или в лесотундре в относительной близости от ижемских поселений.

Ижемцы-оленеводы отличались высокой мобильностью, их поселения основаны на Кольском полуострове, в бассейне р. Оби, северных районах Архангельской губернии. На местах новых поселений они воссоздали традиционную систему оленеводства, оказывая значительное влияние на оленеводство своих новых соседей – хантов, манси, саамов, ненцев.

Современное состояние оленеводства в Коми АССР характеризуется резким сокращением поголовья оленей, площадей пастбищ, существенным нарушением основных принципов традиционного оленеводства.

8. «Отхожие» волости – волости, вышедшие из-под власти воевод в XVII в., получившие жалованные грамоты, по которым воеводы лишались права сбора налогов с местного населения и не могли их судить. Жалованные грамоты получили Сысольская, Ужговская, Удорская, Вишерская волости, Глотова слободка, Лузская Пермца. Такой порядок управления распространился и на возникшие во второй половине XVII в. волости на верхней Вычегде (Усть-Куломскую, Усть-Немскую).

9. Пам (Пан, Пан сотник) – языческий жрец у коми. Под именем Пам в «Житии св. Стефана», древнерусском памятнике агиографической литературы, выступает главный противник Стефана Пермского в его миссионерской деятельности в Коми крае, верховный жрец древних пермян. Епифаний Премудрый, автор «Жития», говорит о Паме: «…некий волхв, чародеевый старец, лукавый мечетник, нарочит кудесник, волхвам начальник, обавникам старейшина… его же древле перьмяне нехрещении чтяху паче всех прочих чаровник, наставника и учителя себе нарицающе его». Пам в значении жрец встречается в коми сказочном фольклоре.

10. Пас – знак, клеймо, тавро, метка, печать, подпись, цифра, буква и т.п.

В традиционном быту коми пас – знак собственности ставили с помощью зарубок, нарезок или начертаний углем, мелом, дегтем на самых различных объектах семейной и личной собственности: амбарах, лодках, охотничьих и рыболовных снастях, домашней утвари, посуде; на бревнах, жердях, поленницах дров; на мешках с зерном, на счетных бирках и т.п. Особыми пасами отмечали земельные угодья, домашний скот и птицу. Семейный пас ставили в качестве подписи на различные документы – счетные палки, палки дозорного, официальные налоговые квитанции.

С распространением грамотности пасы собственности были вытеснены инициалами и личными подписями, но в некоторых случаях они используются до настоящего времени.

11. Пермский звериный стиль – условное наименование широко распространенных в искусстве северного Приуралья первого тысячелетия н.э. стилизованных изображений отдельных животных и частей тела, композиций из антропо- и зооантропоморфных фигур. Звериный стиль как особый вид декора характерен для древнего искусства многих племен и народов Европы и Азии. В наиболее развитом виде представлен у скифов, саков, древних алтайцев, сарматов.

Пермский звериный стиль обладает особым набором образов и сюжетов, рядом художественных и композиционных особенностей, связанных с местными традициями. В XIX в. этот стиль получил название Пермский, т.к. первые художественные изделия этого стиля были найдены в Пермской губернии. Есть основания вкладывать в этот термин и этническое содержание, поскольку произведения Пермского звериного стиля созданы предками пермских народов. Сходство предметов Пермского звериного стиля с памятниками древнего искусства верхнеобского Зауралья позволяет говорить о существовании единого уральского звериного стиля с его локальными вариантами на европейском Северо-Востоке, Прикамье (собственно Пермский звериный стиль) и в Западной Сибири.

Как устойчивое единство образной системы и изобразительных средств Пермский звериный стиль достиг расцвета в середине второй половины первого тысячелетия н.э. Продолжив местные традиции изображения животных, Пермский звериный стиль в своем развитии испытал влияние скифо-сарматского, переднеазиатского искусства. Развился преимущественно в металлической пластике, но известны изделия из кости и дерева. В Пермском зверином стиле выполнены многочисленные бытовые и культовые предметы, детали одежды, украшения (рукоятки ножей, жезлов, чеканов, кресалка, ложки, прялки, пронизки, подвески), а также вотивные плоско-рельефные пластины. Для первой группы предметов характерны реалистичные скульптурные изображения птиц и зверей местной фауны. Для второй – сложные зооантропоморфные образы и композиции из реальных и фантастических существ, самыми распространенными среди которых являются человеко-лосе-птицы на «ящере» и птицы с человеческой личиной на груди.

Предметы Пермского звериного стиля многофункциональны. Фигурки птиц и животных являлись не только украшениями, но и амулетами-оберегами. В вотивных пластинках отражены представления древнего населения об устройстве мира и месте человека в нем, закреплены знания о природе и человеческом обществе.

Для Пермского звериного стиля характерны стилизованный реализм изображений, вписывание композиций в круг, отсутствие сложных орнаментальных мотивов. С начала второго тысячелетия происходит схематизация образов, связанная с утратой первоначального смыслового содержания, многие сюжеты исчезают, усиливается декоративность изделий, и постепенно Пермский звериный стиль утрачивает свое значение. Отдельные его черты сохраняются в декоративно-прикладном искусстве народов Приуралья.

12. Северо-Екатерининский канал должен был соединить Северную Двину и Каму. Длина 17 км 759 м. Начато строительство при Екатерине II, строительство шло с перерывами, работы то возобновлялись, то прекращались (1786-1788, 1803-1812, 1818-1822). Сдан в эксплуатацию в 1822 г. Из-за незначительного судоходства (в 1824-1833 гг. от 4 до 17 судов в год) в 1833 г. канал исключен из числа государственных судоходных путей. В 40-х гг. XIX в. канал превратился в канаву. В 1915-1916 гг. были предприняты безрезультатные попытки восстановления канала.

13. Слобода – тип сельского поселения феодального периода. Образовывалась на основе жалованной грамоты, выданной правительством основателю с правом «копить слободу», созывать на поселение беглых крестьян. Первопоселенцы слободы на несколько лет освобождались от феодальных повинностей, чтобы закрепились на месте и создали свое хозяйство. Слободы могли быть не земледельческими, а промысловыми поселениями. В Коми крае слободы были редкими. В XVII в. их было всего четыре: Усть-Цилемская слобода, основанная новгородцем Ивашкой Ласткой, Ижемская, Глотовская и слободка Шульгина (возле Усть-Сысольска). По окончании льготного срока слобода переходила в категорию погоста, и ее жители облагались налогами и повинностями на общих основаниях.

14. Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т.н. тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира, пережитки сохранились во всех религиях.

У народа коми явных следов тотемизма в традиционной культуре не обнаруживается. С возможными пережитками тотемизма были связаны некоторые суеверия, предубеждения к отдельным видам пищи (мясо медведя, зайца и др.), особое отношение к ряду животных и фольклорные сюжеты на эту тему. С распадом родового общества у древних коми была связана утрата основного определяющего признака тотемизма в общественной идеологии – представления о родстве с тотемами. Пережитки тотемизма сохранились лишь в синкретизированном, слитном с другими формами ранних религиозных представлений виде.

15. Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь (около современного поселка Ульяново Усть-Куломского района), во второй половине XIX в. единственный мужской православный монастырь в Коми крае, один из крупнейших в Вологодской губернии. По преданию, поддерживаемому православной церковью, основан Стефаном Пермским в конце XIV в., но подтверждающих этот факт документов не найдено.

В 1667 г. в Ульяново была основана Спасская пустынь переселившимся сюда московским священником Федором (в монашестве Филаретом) Тюрниным с сыновьями. Ими были захвачены угодья местных крестьян, что вызвало недовольство последних. Правительство разрешило конфликт в пользу пустыни. После смерти Ф.Тюрнина в 1671 г. пустыь превратилась в заштатный бесприходный погост, поскольку дети его монахами не были. Они продолжали владеть землей, вели службу в церкви.

Ульяновский монастырь был восстановлен в 1860 г. в целях влияния православия в Коми крае и воздействия на старообрядческие села верхней Вычегды. Ульяновский монастырь был крупным собственником, вел большое хозяйство. Он имел более 800 десятин земли, молочную ферму, мельницу и другие хозяйственные постройки и угодья. В 1913 г. капитал Ульяновского монастыря превышал 300 тысяч рублей. Благосостояние Ульяновского монастыря создавалось наемными рабочими и работающими «по обету». Большие доходы получал за счет паломников. В 1913 г. в Ульяновском монастыре проживало более 50 монахов. Монастырь был закрыт в 1918 г.

С конца 60-х гг. XIX в. в Ульяновском монастыре активно велось каменное строительство. Ансамбль Ульяновского монастыря включал собор (годы постройки 1869-1875), храм-колокольню высотой 80 м. (годы постройки 1872-1879), корпуса для монахов и другие строения. Монастырь был обнесен каменной стеной с башнями по углам и надвратной церковью (годы постройки 1877-1879). В настоящее время сохранились колокольня, братские корпуса, часть стены с башнями, кладбищенская церковь. Ульяновский монастырь Постановлением Совмина Коми АССР в 1969 г. взят под государственную охрану как памятник архитектуры.

16. Ур – древняя денежная единица у коми. Ур – белка.

17. Христианизация коми – процесс обращения коми народа в христианство (в форме православия). С христианством часть коми могла познакомиться через новгородцев, совершавших набеги на территорию края; миссионерскую деятельность расположенных у границ края монастырей. Но к распространению христианства это не привело. Целенаправленная христианизация была начата миссионером Стефаном Пермским в 1379 г. Центром христианизации стало село Усть-Вымь, где были построены первые православные церкви. Стефан обратил в христианство часть вычегодских, сысольских и вымских коми. В 1383 г. образовалась Пермская епархия, ставшая церковно-административным центром края. Христианизация продолжалась при последующих епископах пермских Исаакии, Герасиме, Питириме. В основном завершена в первой половине XV в.

Христианизация проходила в острой борьбе с последователями язычества. Сопровождалась разрушениями языческих святилищ. Христианским миссионерам, несмотря на значительные усилия, не удалось до конца победить язычество. Ряд языческих элементов был включен в православный культ. Пережитки язычества сохранялись вплоть до XX в.

Христианизация имела важное значение для коми. Она способствовала вхождению края в состав Русского государства, разложению первобытно-общинного строя и становлению феодализма, приобщению к культуре русского народа. Стефан Пермский создал древнепермскую письменность.

В то же время христианизация имела отрицательные последствия. Она способствовала усилению феодальной эксплуатации коми, ухудшила экономическое положение народа, вынужденного содержать церковь.

 

Использована литература:

1. История Коми АССР. Сыктывкар, 1978.

2. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1728 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

981 - | 845 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.