Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Религиозные образы Караваджо




Основной сферой творческого действия Караваджо оказался традиционный круг образов христианской мифологии в полотнах на религиозные сюжеты. Как правило, произведения круга образов христианской мифологии были заказными. Зачастую внешние обстоятельства предопределяли не только сюжет, но также размеры и формат картин, а в ряде случаев отражались и на образной трактовке. Правда, в последней Караваджо был очень самостоятелен, и его расхождения с запросами заказчиков не раз вырастали в принципиальные конфликты, когда его смелые решения отвергались и ему приходилось прибегать к переделкам и прямым заменам.

Главными тематическими областями для Караваджо оказались Новый завет и агиография – образы святых и эпизоды из их жизнеописаний. В евангельском разделе – в силу его особой содержательности и главенства в католической культовой иерархии – у Караваджо заметнее перевес крупноформатных алтарных композиций монументального плана («Призвание Св. Матфея» (1599-1600), «Смерть Марии» (1602-06), «Положение во гроб» (1602-03), «Бичевание Христа» (1607)). Требования принятой иконографии в новозаветном круге более строги, и характерный для мастера смелый отход от них выглядел особенно радикальным. Этот раздел насчитывает у Караваджо около полутора десятков картин, трактованных в виде развернутых сцен; однофигурные композиции отстутствуют вовсе. Иначе в агиографических образах: здесь художник более свободен от предписаний в показе героев и драматургии ситуаций; шкала масштабов и диапазон композиционных возможностей здесь шире, простираясь от однофигурных изображений («Св. Иоанн Креститель» (1603-04), «Св. Иероним» (1605-06)) до больших многофигурных сцен («Мученичество Св.Урсулы» (1610), «Усекновение главы Св. Иоанна Крестителя» (1608)).

Эмоциональный тон этих произведений – драматический. Выбор сюжетов и их трактовка: сцены страстей и мученичества, образы отшельников-аскетов. Далеки от интересов художника торжественно-репрезентативные изображения, апофеозы, сцены чудес. Караваджо улавливает ядро действия, отбрасывая все остальное, избавляясь от излишней повествовательности. Выразительный лаконизм решений обеспечивается компактным кадрированием пластических масс, сосредоточенностью драматического эффекта, сгущенностью свето-теневого контраста.

Содержательный смысл его созданий отнюдь не поглощался одним лишь их конфессиональным назначением. Смелое низвержение персонажей Священной истории на уровень зримой, подчас грубой реальности, простота и человечность его героев устраняют привычную дистанцию между ними и зрителем и выгодно повышают силу их непосредственного воздействия сравнительно с работами представителей Болонской академии и живописцев барокко.

Зачастую произведения Караваджо выглядели слишком радикальными для современной ему церковной доктрины. Можно удивляться тому, что ряд его созданий разных лет, столь же бескомпромиссных, что и отвергнутые духовенством полотна, все-таки заняли свое место в храмах («Призвание Матфея» в капелле Контарелли, «Погребение Св.Лючии» в сиракузском соборе). Что касается «Распятия Петра» и «Обращения Савла» в капелле Черази (1601), то оба эти полотна, хотя и представляют собой замены отклоненным вариантам, вряд ли могут быть названы уступкой официальной церковности.

Отвергнутые заказчиком «Св. Матфей с ангелом» (погибшая картина) и «Смерть Марии» наиболее далеки от традиционных форм религиозного пиетета по отношению к их героям. В «Мученичестве Св. Матфея» (1600-01) из капеллы Контарелли яркие новаторские мотивы из-за вынужденных переделок оказались в соседстве с инородыми включениями. В «Св. Иерониме» из галереи Боргезе без ущерба для картины, за счет лишь некоторого сдвига в характерной для Караваджо поэтике, был создан настолько законченно-типизованный образ святого-аскета, что он стал эталоном для великого множества однофигурных композиций подобного рода, возникших в культовой живописи Италии и Испании XVII века. Более явную уступку официальным требованиям можно наблюдать во втором принятом варианте «Св. Матфея с ангелом», не имеющего ничего общего с первоначальной трактовкой этого образа. «Св. Франциск» из церкви Капуччини в общем замысле и мизансцене максимально приближен к привычным мотивам благочестивого поклонения. Таким образом, становится очевидным, что диапазон образных решений Караваджо простирается от смелой реформы до вынужденного конформизма; последнее, однако, не заслоняет главного – революционной роли лучших работ мастера и масштабности связанных с его именем художественных преобразований.

 


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1126 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2183 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.