Выясняя причины и цели католического Запада касательно Руси, стоит, однако, учитывать, что здесь отсутствовал тот, образно говоря «примитивизм», который наблюдался в политике, проводимой по отношению языческих прибалтийских народов. И который в значительной части учебной литературы традиционно экстраполируется на русский вопрос.
Если в отношении язычников Прибалтики действительно имели место односторонние захватнические действия, осуществляемые как мирными (в основном миссионерскими), но преимущественно вооруженными средствами, то в отношении Руси дело не выглядит столь однозначно. В реальности здесь наблюдалось взаимоотношение сторон, и взаимоотношение, которое носило значительно более сложный и противоречивый характер, чтобы определять его как элементарную агрессию Запада. Тем более, не приходилось игнорировать тот факт, что русские хотя и являлись «схизматиками» (православными), но тем не менее – христианами.
Конечно, отрицать, что «захватнические цели Запада» в глобальном смысле слова распространялись и на русские земли, совершенно бессмысленно. Но также бессмысленно отрицать, что имело место и столкновение, скажем, территориальных интересов, лежащих за пределами непосредственно русских владений.
Ведь тот же Новгород, к примеру, в не меньшей степени стремился (по политическим ли, экономическим ли соображениям) распространить свое влияние на земли прибалтийских народов одновременно с епископско-орденскими силами. И на почве территориальных притязаний неизбежно происходили острейшие столкновения сторон, в том числе и в вооруженной форме. При этом бросается в глаза, что при всей своей малой симпатии к «немцам» местное население нередко поддерживало именно их, но не русских. Что вряд ли являлось случайностью.
Акты агрессии имели место не только со стороны Запада, но и со стороны Руси в отношении Запада. А поэтому ряд действий последнего носил ответный характер.
Нелишне учитывать, что имела место не только глобальная политика. В ситуацию сплошь и рядом вплеталась самочинная инициатива отдельных группировок и лиц, действия которых также порождали острые столкновения.
В качестве примера можно вспомнить, скажем, следующий эпизод. В 1232 г. новгородцы изгнали князя Ярослава сына псковского правителя Владимира (не путайте с князем Ярославом Всеволодовичем, отцом Александра Невского). Тот бежал в Дорпатское (Тарту) епископство и стал подбивать местного епископа на военные действия. В обмен за возвращение ему княжеской власти он обещал часть псковских земель и помощь в борьбе с языческой Литвой. Дорпатский епископ, поддавшись соблазну, инициировал в 1233 г. вторжение в новгородские земли. Был захвачен город Изборск. Однако псковичи быстро отобрали город назад. А в 1234 году уже новгородцы во главе с князем Ярославом Всеволодовичем (отцом Александра Невского) ответно разорили окрестности Юрьева (Дерпта).
Стоит также отметить, что у сторон имелось и определенное совпадение интересов, на почве чего достаточно регулярно оформлялись союзнические отношении. Истории известны факты, когда отношения эти сопровождались даже добровольными территориальными уступками епископско-орденским силам. Имели место переходы русских князей в ленный статус по отношению к епископской власти. Организовывались совместные действия против литовцев или эстов. (К примеру, в сражении при Сауле (Шауляе) в 1236 г., где литовский князь Миндовг практически уничтожил Орден меченосцев, на стороне немцев сражался псковский отряд).
Впрочем, постепенно ситуация все более эвалюционировала в сторону нарастающей конфронтации...
Рассмотрите более подробно отношения, которые складывались в регионе между русскими землями и силами Запада. Проанализируйте выявленные факты. Постарайтесь объяснить причины того или иного действия сторон.
Еще раз отметим, что в столкновениях сторон религиозный фактор не являлся столь уж определяющим. Но и отбрасывать его полностью не приходится.
Во-первых, в той же Прибалтике обе стороны использовали религию в качестве важнейшего инструмента закрепления своего влияния.
Во-вторых, в деле западной экспансии значительную роль играл Ватикан, проявлявший вполне откровенное стремление к подчинению своей власти православной Церкви, в том числе и такой важной ее составляющей, которой являлась Церковь Русская.
Сделав отступление, заметим, что все это являлось составляющей общей политики папской курии по установлению верховенства религиозной власти над властью светской и формированию мировой теократической государственности. Это наполняло в рассматриваемый период и историю самой Западной Европы чередой острейших конфликтов между королевскими властями и Ватиканом.
Отмеченное несомненно придавало отношениям между Западом и Русью значительно обострявший их оттенок религиозного противостояния.
В целях проникновения на русские территории папский престол проявлял пристальный интерес не только к северо-западным русским землям. Не меньшее внимание уделялось и Юго-Западной Руси. Рим стремился использовать сложившуюся в это время в Галицко-Волынских землях обстановку ожесточенной борьбы между великокняжеской властью и крупным боярством. Тем более, что в своем противостоянии стороны неоднократно обращались и использовали помощь католических сил.