Петр Петрович Ершов (1815 – 1869) – прямой продолжатель пушкинской традиции в жанре литературной сказки. П.Е. часто называют «человеком одной книги».
Родился он в 1815 г. в д. Безруковой недалеко от г. Ишима Тобольской губернии (Западная Сибирь). По долгу службы его отец много ездил по Сибири. Эти переезды, жизнь в Тобольске в доме родственника-купца, где останавливалось много проезжих людей, обогатили П.Е. яркими впечатлениями. Он услышал множество устных рассказов, легенд, сказок, песен, которые возродились в его творчестве.
1. Ершов – студент. Первые поэтические опыты (стихи, песни) П.Е. относятся ко времени учебы в Тобольской гимназии. Его духовному росту способствовало общение с семьей директора гимназии И.П. Менделеева (отца будущего знаменитого химика Д.И. Менделеева), с композитором А. Алябьевым.
1832 г. – поступает на философско-историческое отд-е Петербургского ун-та
1834 г. – представил на суд своего профессора, читавшего курс русской словесности, П.А. Плетнева, сказку «Конек-Горбунок» (далее – КГ). Сказка была прочитана и разобрана в ун-тской аудитории. Это был 1-ый литературный успех 19-летнего студента.
Весной 1834 г. в ж-ле «Б-ка для чтения» была напечатана 1-я часть сказки. Отдельной же книжкой КГ вышел летом этого же года.
Позднее он создал и другие произведения: наброски драматической повести «Фома-кузнец», стихотворения «Молодой орел», «Песня казачки», «Русская песня».
2. Ершов – педагог. П.Е. мечтал о создании большой сказочной поэмы «Иван-царевич» по мотивам р.н. ск., об организации экспедиции по Сибири, о просветительской деятельности среди земляков. Но этому замыслу не было суждено осуществиться. По окончании ун-та он вернулся в Тобольск и почти до конца жизни занимался педагогической деятельностью – преподавал в гимназии, а затем стал ее директором. П.Е. написал «Мысли о гимназическом курсе», где излагал идею всестороннего развития личности ученика, создал «Курс словесности для гимназии».
3. Ершов – драматург. Он организовал при гимназии театр. На сцене этого театра шла его пьеса «Купец Базим», а также водевиль «Суворов и станционный смотритель». Кроме того, П.Е. – автор оперы «Страшный суд».
3.1. Сказка «Конек-горбунок»
а) История создания сказки
Далеко не все современники оценили сказку П.Е. КГ по достоинству. В 30-е гг. 19 в. шла борьба за народность русской литературы. Н.А. Полевой, Н.И. Надеждин, Е.А. Баратынский, Н.В. Станюкович и В.Г. Белинский критически отнеслись к сказкам Пушкина, Жуковского и Ершова.
Сам П.Е. признавался: «Вся соя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилу. Зазвенела, родная, и русское сердце отозвалось».
Однако на пути КГ к народу было немало препятствий: то запрещалась, то уродовалась цензурой или выходила в нелепых переделках, вплоть до «Конька-летунка», на котором Иван обозревал Страну Советов. В круге детского чтения сказка появилась сначала как подцензурная переделка, а потом уже в настоящем виде.
б) Народность сказки
Народность КГ проявилась в острой социальной сатире, объектом которой был царь и его придворные. Яркими сатирическими красками нарисован образ царя. Автор показал его не в заботах о государстве, а снедаемым желанием жениться на царь-девице.
На правителя похожи и его придворные. Подхалимством они стараются получить чины и звания.
О народности КГ говорит и широкое изображение народного быта.
в) Главный герой КГ
Подлинно народным является образ главного героя – Ивана, созданный в традициях положительных сказочных героев. Иван трудолюбив, смел, настойчив, честен. Он напоминает Иванушку-дурачка или Балду: так же речист, хитроумно обманывает своих братьев, как пушкинский герой – жадного попа. Философскую сущность образа Ивана-дурака в русском фольклоре вскрыл М. Горький в статье «Разрушение личности», который говорил о том, что этот герой, выступающий вначале как комедийный образ, оказывается героической фигурой и победителем.
В соответствии с традицией развития образа + героя народной сказки Иван становится красавцем и добрым правителем-царем, о котором мечтал народ. Герой П.Е. воплощает в себе все типичные свойства сказочного дурака: нескладный, неряшливый, любящий поспать.
КГ – чудесный помощник Ивана. Этим именем названа сказка. КГ – герой сюжетообразующий. Он оборачивается для Ивана забавой-утешением, другом и помощником
г) Поэтика сказки
Сказка «КГ» представляет собой своеобразный сплав из различных сказочных тем. В основе сказки П.Е. – различные народные сюжеты: об Иване-дураке, о Сивке-бурке – вещей каурке, о Марко Богатом, о Жар-птице и Василисе Премудрой.
О поэтическом мастерстве говорит и высокая культура стиха: бодрый ритм, песенный склад и тонкая передача богатства интонационной речи.
П.Е. обратился к изобразительным средствам, характерным для стиля народной поэзии: гиперболам, сравнениям, постоянным эпитетам, пословицам и поговоркам. КГ написан в традициях русского райка – народного ярмарочного представления, сочетающего стихотворную речь с игровым действием.
В КГ сочетаются 3 основных типа народной сказки:
1. волшебная (см. элементы чудесного и прекрасного);
2.сатирическая (см. обрисовку Иванушки-дурака, братьев, царя, спальника и отчасти Царь-девицы);
3.животная (представлена широко известным лубочным сюжетом «Ерш Щетинникович» - в описании подводных владений).
Автор сумел вплести в фантастическую сказочную ткань намеки на современность.