Рассматривая характер культурных изменений, имеют в виду их влияние на общество.
С этой точки их различают:
1) обогащение и дифференциация культуры
2) ослабление и упадок культуры
3) застой культуры
Обогащение культуры – это процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении стойкости фундаментальных частей системы, т.е. духовно – этичного наследия.
Позитивные изменения: формирование новых жанров, стилей в искусстве, новых технологий, появление новых культурных центров, рождение новых гениев и т.п.
Культурный упадок – это ослабление значимости высоких сфер культуры, ее примитивизация, возрастание прагматичной направленности общественное мировоззрение и т.п.
Упадок может выражать себя как утомление, реакция на прежний бурный период развития культуры, или недовольство его результатами.
Культурный кризис - резкое ослабление традиционных связей между важнейшими элементами культуры. Вследствие этого система распадается. Кризис может быть окончательным, или может дать начало формированию других,более актуальных элементов, став зародышем новой культуры.
Культурный застой – это когда изменения не происходят на протяжении длительного времени. общество проявляет привязаность к традициям, ориентируется на повторение норм, ценностей, смыслов, знаний, распространяет запрет на нововведение. В таких социокультурных средах преобладает цикличный тип динамики, выпрямить который в линию поступательного прогрессивного развития не смогут даже великие открытия.
Тот или иной вариант культурных изменений, как правило не охватывает культуру в целом. Наоборот, отличительной особенностью любой культуры является ее многослойный характер, вследствие чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью.
Наиболее стойкой является мифология, способная в той или иной форме сохранять свои образы на протяжении веков. большой запас консервативности несет в себе и религия, которая осуществляет функцию интеграции общества.
Более мобильна художественная культура, которая гибко реагирует на изменения духовного состояния общества или его отдельных слоев. Наивысшую способность к изменениям имеет наука, она меняет свои основные параметры за 10-12 лет.
Тема: Культура античного мира.
1. Значение античной культуры для мировой цивилизации.
В понимании современной науки античность - это история и культура Старинной Греции и Старинного Риму - от возникновения первых древнегреческих государств (конец ІІІ-ІІ тысячелетие к н.э.) и к падению Западной Римской империи и завоеванием Риму варварскими племенами (Vст. н.э.) Соответственно существуют понятия античной философии, античного искусства, античной литературы. Буквальный перевод слова “античный” с латинской - “старинный”. В Европе в эпоху Возрождения вошло в моду коллекционирования предметов старины, их стали называть “антиками”. Позднее в Франции возникло уже собственное понятие “античность” для обозначения всех ранних форм искусства. По мере углубления исследований содержание термина сузилось.
2.Культура старинной Греции.
Крито-микенская (эгейская) культура. Ранний этап истории Старинной Греции носит название, крито-микенская или эгейская. В конце ІІІ-ІІ тысячелетие к н.е первые государства возникают в бассейне Эгейского моря - на острове Крит и полуострове Пелопонес (город Микены). Это были государства ранньомонархичного типа с развитым бюрократическим аппаратом, сильными общинами.
Микены открыл Г. Шлиман после своих сенсационных раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою. Толчком для начала исследований английского археолога А.Эванса на Крите послужили сюжеты многих греческих мифов: о большом мастере Дедала, который построил для критського царя дворец-лабиринт, о герое Тесее, который победил жителя лабиринта Минотавра и нашел путь с помощью “нити Ариадны”.
В конце ІІІ - в начале ІІ тысячелетие к н.е. мощнейшим было Критское царство, которое заняло исключительное географическое положение и владело сильным флотом. Критские мастера обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготовляли красивую керамическую посуду, украшая его цветными изображениями растений, животные, людей. Особенно известным есть парадная посуда с “морскими “ сюжетами.
Поражает царский дворец в Кноссе.План этого многоэтажного сооружения в самом деле напоминает лабиринт. Много помещений, соединенных сложной системой переходів, коридоров, ступенек, не имели внешних окон и освещались через специальные световые шахты. В дворце действовала система вентиляции и водоснабжение. Стены украшали замечательные фрески, наизнаменитейшая из которых “Парижанка”. Дворец был центром не только политического, но и религиозной жизни. Существует гипотеза, что строение дворца как-то связано с представлениями о потустороннем миру. Много находок указывает на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка. Крыша дворца украшали монументальные стилизованные изображения рогов, в виде главы быка изготовляли ритуальную посуду, на одной из фресок изображенная игра акробатов с быком. Крит потерял свое господствующее положение в середине ІІ тысячелетие к н.е. вследствие не установленной катастрофы - то ли землетрясения (что сопровождался извержением вулкана), то ли внешнего нападения, то ли внутренних междоусобиц.
После этого центром ранней греческой цивилизации стал город Микены, где жили греци-ахейци. Его окружали могущественные оборонительные стены из огромных, грубых каменных блоков. Главные ворота - Львиные- украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц. Г. Шлиман нашел также ”золотую усыпальницу” микенских царей - расположенные по кругу подземные сооружения с купольным перекрытием. В конце ІІ тыс. к н.е. Микены возглавили войну греков против города Трои в Малой Азии. Приблизительно в ХІІ ст..к н.е. греки-ахейци были вытеснены племенами греков-дорийцев, которые переселялись с севера Балканского полуострова.
Последние стояли на низшем уровне развития. Вторжение первоначальных племен дорийцев послужило причиной упадка городов политической жизни, потери раннегреческой письменности.
Мифология.
Соединительную, роль для развития культуры сыграла мифология. Она начала составляться еще в крито-микенский период. Прадавними были божества, которые воплощали силы природы. От союза Ге-земли и Уран-неба появились титаны, старшим был Океан, младшим - Крона. Деть Крона - боги во главе с Зевсом - и жестокой борьбе с титанами одержали победу и распределили власть над миром. Громовержец Зевс стал царем богов и людей. Посейдон - морей, источников и вод. Аид пасмурного подземного царства.
Гора Олимп считалась жильем двенадцати верховных богов во главе с Зевсом. Гера - дружина Зевса - была покровительницей брака и семьи, одна сестра Зевса - Где метра - богиней плодородия, другая - Гестия - покровительницей костра. Любимая дочь Зевса Афина держалась с достоинством как богиня военной мудрости и мудрости вообще, она протежировала знаниям, ремеслам. Согласно мифу Афина появилась из главы Зевса в полном боевом обладунки - в шлеме и панцире. Богом войны был сын Зевса и Гери Арес. Гермес - сначала бог скотоводства и пастухов, позднее держался с достоинством как вестник олимпийских богов, заместитель путешественников, купцов, бог торговли, изобретатель меры и пастушьей флейты. Артемида сначала была богиней плодородия и покровительницей животных и охота, богиней Луны, позднее она стала покровительницей женского целомудрия и охранницей рожинец. Аполлон - брат Артемиды, божество солнечный света, образования, медицины, искусства, которое воплощается его спутницами - девятью музами. Еще одна дочь Зевса - Афродита, которая родилась из пены морской возле острова Крит, богиня любви и красоты. Мужчиной Афродиты был бог - кузнец Гефест. Дионис – самый веселый из богов, покровитель виноградарей и виноделов, ему посвящались громкие праздника в конце сельскохозяйственного года. Кроме олимпийских, существовало множество других (преимущественно местных, локальных) богов локальных) богов, которые имели свои функции.
Кроме мифов о богах, существовали легенды о героях, любимейший из которых был Геракл, который осуществлял двенадцать больших подвигов. Мифы и легенды о героях и богах составлялись в циклы.
Параллельно с мифологией развивалась культовая практика - жертвоприношение и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-покровителя. Афина считалась покровительницей Афин. Олимпия была центром поклонения Зевсу, которому и посвящались здесь спортивные соревнования. Город главного святилища Аполлона - Дельфы, где находится отмеченный особым камнем центр (“пуп”) Земли и знаменитый оракул (оракул-место в святилище, где получали ответ божества на поставленный вопрос, или это пророчество божества).
Человечные, гармонические образы греческой мифологии стали основой для развития искусства. Мифология давних греков справила решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии, в эпоху Возрождения она была активно включена в европейский культурный процесс.
Образование.
С развитием античной духовной культуры постепенно производится идеал человека, который предусматривает гармонию, объединение физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная для в свое время. Именно после Эллады впервые в истории поставили задачи давать образование детям всего свободного населения (речь шла на сам перед о мальчиках) Причем внимание обращалось на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина. Существовали частные и государственные учебные заведения. На структурные основы обозначались политические отличия между полисами.
В Афинах - городе с демократическим республиканским порядком - сформулировалась такая система обучения. После домашнего воспитания мальчики с семи лет учили в начальной школе, которая называется дидаксалейон (от греческого - “дидактикос” - поучительный). Здесь учили грамоту, литературу начиная из Гомера, музыку, арифметику, рисование. Более углубленное изучение этих предметов с дополнением основ астрономии и философии продлевалось в грамматических школах (в возрасте от 12 до 15 лет). Обучение физической культуре велось одновременно в специальном комплексе - палестре. Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам Юноши 16-18 лет завершали общее образование в гимнасиях. Здесь были такие предметы: риторика, этика, логика, география, а также гимнастика. О гимнасиях заботилось государство, для них сводились монументальные здания. Богатые люди считали за честь занять выборную должность руководителя гимназии, несмотря на то, что она требовала больших личных затрат. Гимнасии были центром научной жизни полиса. А Афинах прославились Академия, где беседы со своими учениками вел Платон, и Ликей основанный Аристотелем.
В Спарте контроль государства над развитием личности был довольно жестким. По пересказам, в древнейшие времена новорожденных осматривали члены герусии (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Хлипких и болезненных снимали в пропасть Тайгетського хребта. Существовала система государственного школьного обучения, обязательная для каждого спартиата от 8 до 20 лет. Учили в школах, в отличие от Афин и мальчики и девушки.
Литература.
З міфологією, її сюжетами й образами пов’язаний дуже ранній початок давньогрецької літературної традиції. Розвиток окремих сфер культури не завжди відбувається рівномірно. Так, у Стародавній Греції вершини поетичної творчості були досягнуті набагато раніше, ніж склалися класична наука, освіта і мистецтво.
Приблизно у VIII ст.. до н.е. Гомер склав свої великі епічні поеми “Іліаду” й “ Одіссею”. Більшість вчених вважає, що Гомер жив у Малій Азії був рапсодом – так називали поетів, які виступали з декламацією своїх віршів. Важко сказати, коли ці поеми були записані. Існує точка зору, що перші записи з’явилися ще за життя Гомера. На думку інших це сталося пізніше – у VI ст.. до н.е. Обидві версії співвідносяться з історією грецької письменності. Алфавіт (фонетичне письмо) був запозичений греками у фінікійців саме у VIII ст.. до н.е. Греки тоді навіть писали, як фінікійці: справа наліво і без голосових. В VI ст.. до н.е. грецьке письмо набуло вже звичного для нас вигляду.
Поеми пов’язані з народним героїчним епосом, присвяченим Троянській війні, в якому переплелися і реальні історичні події (військовий похід греків - ахейців на Трою, яку вони називали Іліон), фантастичні сюжети (“яблуко розбрату” як причина війни, участь богів у конфлікті, троянський кінь”). Проте Гомер не переказує міфи, а створює художні образи, малює внутрішній світ героїв, зіткнення характерів. “Іліада” присвячена одному епізоду останнього, десятого, року війни – гніву наймогутнішого і найхоробрішого з грецьких воїнів Ахілла, який образився на ватажка греків, мікенського царя Агамемнона. Ахілл відмовляється брати участь у битві, троянці прориваються до кораблів, гине кращий друг Ахілла – Патрокл. Ахілл змінює рішення, вступає у двобій з головним захисником Трої - сином царя Пріама Гектором – і вбиває його. Приголомшує сцена зустрічі Ахілла з Пріамом, коли цар, цілуючи руки переможця, просить віддати йому тіло сина для поховання з усіма почестями.
“Одіссея” – інша за композицією і сюжетом. Вона розповідає про довгий, повний неймовірних казкових пригод шлях додому одного з головних учасників війни – царя острова Ітака, хитромудрого Одіссея.
Точну й образну оцінку значення “Ілади” та “ Одессеї” дав середньовічний візантійський письменник: “Подібно до того, як за висловом Гомера, всі ріки і потоки беруть свій початок з Океану, так джерелом будь-якого мистецтва слова є Гомер”. Греки не просто любили гомерівські поеми, а схилялися перед ними. Їх знали напам’ять, багато разів переписували. Вони стали основою виховання й освіти. Продовжив епічну традицію Гомера Гесіод. У поемі “Теогонія” він виклав міфологічні уявлення про походження богів і будову світу. У “Трудах і днях” уперше ввів в епічну поему особисті оцінки, опис обставин власного життя. Надалі і Греції набрала розвитку лірична поезія. Нам відомі імена поетеси Сапфо (сапфічна строфа – особливий віршовий розмір), Анакреона (анакреонтика – лірика, що оспівує радість життя і мирські насолоди), однак вірші цих та інших давньогрецьких авторів збереглися лише фрагментарно. Як самостійний жанр літературної творчості складалася драматургія.
Театр.
Происхождение театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса. Участники ритуальных процессов изображали свиту Диониса, одевали казачьи шкуры, пели, танцевали (слово “трагедия” в переводе с греческой - “ песня козел”). Объединение с литературной традицией в классическую эпоху превратило театры из религиозных, народных спектаклей на самостоятельный вид искусства.
Театральные спектакли стали неотъемлемой составляющей государственных праздников - Дионисий и Линей. Для них строили грандиозные каменные театры, рассчитанные на тисячи зрителей (сохранились театр Диониса в Афинах, амфитеатр в Эпидаврии). Руководители города находили Хорега (человека, который обеспечивал финансирования), за жребием определяли порядок показа комедий, трагедий. Бедные люди получали деньги на входной билет. Актерами были только мужчины, они играли в особых масках. Постановщиком был сам поэт. После окончания спектакля, которые длились несколько дней с утра до вечера, специальные судьи определяли лучших, вручали призы.
Наилучшими драматургами являются трагики Есхил, Софокл и Еврипид. К величайшему сожалению, большинство драматические произведения утрачены. Полностью сохранились лишь семь пьес Есхила.
Есхил в исторической пьесе “Персы” прославляет победу греков в войне с захватчиками, в которой, кстати, сам принимал участие. Другие пьесы написанные с мифологическими сюжетами. Авторы довольно свободно интерпретировали их, выражали собственные взгляды. Есхил в трагедии “Прометей прикованный” захватывается мужеством и свободолюбием титана.
Софокл привнес психологическое мотивирование поступков героев. Например, в “Антигоне” главная героиня приносит себя в жертву, но исполняет этический долг: вопреки запрету царя прячет погибшего брата. Само в этой трагедии звучит хор со знаменитым рефреном: “Много в мире сил больших, но более сильного чем человек нет в природе ничего”.
Еврипид, младший с трех больших драматургов, жил уже в эпоху кризиса, гражданских войн, внешней опасности, которая нарастала со стороны Македонии. Все это и достало отображение в его творчестве (“Медея”), (“Иполит”). Аристотель называл Еврипида “самым трагичным с поэтов”.
Мастером комедии заслуженно считается Аристофана (“Тучи”, “Осы”, “Жабы”). Драматические произведения древних греков до сих пор остаются в репертуаре многих театров, они неоднократно экранизировались.
Архитектура.
В древнегреческих полисах развивается система регулярного планирования городов, с прямоугольной сетью улиц, площадью - центром торговой и общественной жизни. Культурным и архитектурно-композиционным ядром города был храм, который строился на вершине акрополя - высокой и укрепленной части города.
Характерной особенностью греческой архитектуры есть чистота и единство стиля. Возникло три основных архитектурных ордера (“ордер” - в переводе с греческого “порядок”) - они различаются типами колонн и перекрытий, пропорциями, декоративным украшением. Дорический и ионический стиль возникли в полисный период. Найнаряднейшый - коринфский ордер - появился во времена эллинизма.
Наиболее законченным архитектурным ансамблем классической Греции является афинский Акрополь. Он был сооружен во второй половине V ст.. н.е. в период наибольшего могущества Афин.
Главный храм Акрополя - беломраморный Парфенон - храм Афины Парфенос (Афины- Девы). Его архитекторы Иктин и Калликрат задумали и спроектировали здание настолько пропорционально, что она безусловно, выделяется как наивеличайшая сооружение комплекса, тем не менее своим размером не “давит” на другие.
В старину в центре Акрополя на постаменте в золотом доспехах возвышалась грандиозная фигура Афины Паллады (Афины Воительницы) работы Фидия.
Эрехтейон - храм, посвященный Посейдону, который по мифу оспаривал у Афины право правления городом. Известнейшим в этом храме есть портик кариатид. Портиком называют открытую с одного стороны галерею, которая опирается на колоны, а в Эрехтейоне колоны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид. Мы и сейчас можем повторить вслед за римским историком Платуархос, который писал о сооружениях Акрополя:
“... их вечная новизна спасла их от прикосновенья времени”.
Архитектура эллинистических полисов продолжала греческие традиции но больше внимания стало отводиться общественному строительству - архитектуре театров, гимнасиив, дворцов эллинских правителей. До этого времени принадлежит сооружение таких прославленных “чудес мира”, как гробница царя Мавсола в Галикарнасе и Фароский маяк на входе в Александрийскую гавань.
Изобразительное искусство.
Любимым видом искусства эллинов была скульптура. Статуи богов строились в храмах и на городских площадях, сооружались победителям Олимпийских игр и великим драматургам.
Шедевры скульптуры, которыми не перестает восхищаться человечество дала мира эпоха древнегреческой классики. Современниками были большие мастера Фидий, Мирон, Поликлет. Фидия называли “творцом богов”. К нам его главные работы не дошли, судить о них мы можем лишь по описаниям и посредственным копиям. Статуя Зевса, облицованная золотом и слоновьей костью, в главном храме Зевса в Олимпии была отнесена современниками к семи чудесам света. Он же создал выдающиеся барельефы и скульптуры Парфенона, в том числе главную статую - Афины Парфенос (Афины-Девы).
Наилучшим творцом женских скульптурных образов был Пракситель. Его “Афродита Книдская” имеет множество последователей К этой традиции принадлежит и знаменитая “Афродита Милоская” неизвестного мастера. Пропорциональность классических скульптур стала образцом для мастеров многих эпох.
Если сравнить скульптуры эпохи эллинизма с предыдущим, классическим, периодом, то их вид потерял невозмутимость, покой. Художников стали интересовать душевные порывы людей, их состояние в трагические моменты (например, скульптурная группа “Лаокоон”) появляются скульптурные портреты, которые передают индивидуальные черты.
Успехи науки расширили технические возможности. Одно из “семы чудес” мира Родосский колосс, который представлял собой бронзовую статую бога солнца Гелиоса (высота колосса была около 35 м.).
Живописные произведения (фрески, картины) не сохранились, но судить об их уровне дает возможность замечательная вазовая живопись.
С усовершенствованием керамической технологии возрастал и художественный уровень: для архаики характерный так называемый черно- фигурный стиль изображения (рисовались темные фигуры на светлом фоне), в классическую эпоху появился краснофигурный стиль, который сделал изображение более реалистическими.
Римське мистецтво
Для практичних римлян мистецтво було одним із засобів розумної організації життя, звідси – провідне місце архітектури. В архітектурі римляни об’єднали етруську і грецьку традиції, східні елементи. Римляни урізноманітнили будівельні матеріали: використали дуже міцний з’єднувальний вапняковий розчин, винайшли бетон. Римські архітектори і будівельники досконало освоїли і дуже широко використовували арочну конструкцію, її розвитком стали склепіння і купол.
Як і раніше важливим було культове будівництво. На відміну від греків, римляни вміщували колонаду найчастіше тільки перед фронтальною стороною храму. Часто будували круглі в плані храми – ротонди (від латинського – кругла). Вони розробили свої варіанти дорійського, іонійського і корінфського ордерів, причому в їх використанні не було такої чіткості, як у греків.
По мірі зростання могутності Риму храми спочатку досить скромні, ставали все багатшими і прекраснішими.
Свого найвищого втілення архітектурна й інженерна думка Стародавнього Риму дістала в Пантеоні - храмі всіх богів, побудованому у
ІІ ст. н.е.,,ймовірно, Аполлодором Дамаським. Храм являє собою ротонду, вхід в яку прикрашений портиком. Купол цього храму, відлитий з бетону, в діаметрі перевищує 40 м.
У Стародавньому Римі створюється ряд абсолютно нових типів споруд. Це передусім амфітеатри. Найбільший – амфітеатр Флавіїв або Колізей (І ст.н.е.) Місця для 50 тисяч глядачів спиралися на конструкцію, фасад якої має вигляд триярусної арки. Арена у формі еліпса була забезпечена складною системою підземних технічних приміщень. Важливою частиною римського способу життя були терми, які служили не тільки лазнями, але і культурними центрами, місцями зустрічей, відпочинку. В епоху імперії терми стали величезними спорудами з внутрішнім оздобленням, які не поступалися палацам. Крім приміщень з холодними і гарячими басейнами, вони включали зали для відпочинку, для фізичних вправ, а іноді й бібліотеки. У бідних міських районах уперше з’являються багатоповерхові житлові будинки – інсули.
Свої особливості мало образотворче мистецтво. Якщо грецька скульптура прославилася насамперед узагальненими образами, які втілювали людську красу, то в Римі значного розвитку набув жанр психологічного скульптурного портрета. Його джерелами були: особливий культ родини (латиною - “фамілії”), предків у римлян, з одного боку, а з другого – нове сприйняття особистості, її ролі в історії. Мистецтво “оживило” історію, залишивши портретну галерею її головних дійових осіб: Помпея Великого, Юлія Цезаря, Цицерона, Октавіана та інших.
Фресковий живопис і мозаїка – реалістичні, з багатою колірною гамою, з передачею об’єму і глибини простору – стали відомі після розкопок міста Помпеї і Геракуланума, знищених під час виверження вулкана Везувій у 79 р.н.е. Ця трагедія, яка принесла загибель людям, зберегла життя творам мистецтва.
Про живописні портрети дізналися після археологічних знахідок у Фаюмському оазисі в Єгипті, де склався похований обряд, що об’єднав східні і західні традиції. На дошках (іноді - тканинах) на восковій основі були написані портрети померлих, які вражають витонченістю, а також точністю передачі не тільки зовнішності, але й внутрішнього світу людини.
Виникнення театрального мистецтва в Римі пов’язане зі святами збору урожаю. Самобутнім римським театральним жанром були міми, побутові комічні сценки, які включали діалог, спів, музику і танці (своєрідний прообраз сучасної оперети). Пізніше стали ставитися комедії, трагедії за грецьким зразком. Римські актори походили з середовища вільновідпущеників або рабів. Вони займали, як правило, низьку суспільне становище. У Римі вперше виникають професійні акторські трупи і камерні (для невеликої кількості глядачів) театральні вистави.
Великою популярністю в Римі, особливо в період занепаду, користувалися циркові вистави, гладіаторські бої, що свідчать про деградацію театральної культури.
Тема: Европейская культура средневековья.
1. Термин“ средневековье” возник в Италии в ХІV-ХVІ ст..в круге историков и литераторов, передовых людей в свое время. Они склонялись перед культурой Старинной Греции и Старинного Рима, старались возродить ее. “Средневековым” они назвали время между античностью и своей эпохой. В дальнейшем в науке закрепилось распределение истории на старинную, средневековую и новую. Средневековье современной периодизации всемирной истории охватывают время от краха Западной Римской империи в V ст.. н.э. к эпохе Больших географических открытий (рубеж ХV- ХVІ ст..), причем полное господство именно средневекового типа культуры в Европе связывают не со всем периодом, а с V-ХІІІ ст.. в Италии зарождается переходная культурная эпоха - Возрождение, которая охватывает конец средневековья и начала Нового времени.
Оценка средневековья в науке изменялась. Гуманисты эпохи Возрождения (которые сейчас ввели этот срок) просветители ХVІІІ ст.. (Дидро, Вольтер, Монтескье) называли их “темными окнами”, писали о глубоком упадке культуры. В противоположность им романтики ХІХ ст.. в научных и особенно в художественных произведениях идеализировали средневековье, были предрасположены видеть в нем воплощение высшей морали. Современные ученые преимущественно избегают крайностей. Признается, что в сравнении с античностью оказалось утерянным много достижений культуры, но в тот же время в сферу культурного развития были привлечены новые народы, зародились национальные культуры.
Формирование средневекового типа культуры на территории бывшей Римской империи происходило разными путями. Восточная Римская империя сохранила свою государственность и единство. Византия на протяжении всего средневековье осталась большим и влиятельным государством, византийская культура стала прямым продолжением античной. Но в 1453 г. после завоевания турками -османцами ее история врывается.
Социально-экономический порядок средневековья в Западной Европе схематично можно срисовать таким образом. На руинах Западной Римской империи возник ряд временами очень больших (как, например, империя франков времен Карла Большого) но непрочных раннефеодальных монархий. Основа экономики - сельское хозяйство. Сначала все земли принадлежали королю. Он распределял их между своими вассалами - феодалами (феод - название надела), которые служили в его войске. Феодалы, в свою очередь, наделяли землей крестьян, которые выполняли повинности (барщина, оброк). Устанавливались сложные взаимоотношения между крепостным и крестьянами и господами, и в середине класса феодалов (принцип “вассал моего вассала - не мой вассал”). каждый феодал хотел расширить свои владения, войны велись практически беспрерывно. В результате королевская власть теряла свои позиции, которое вело к раздробленности. Угнетенные крестьяне не прекращали борьбу в разных формах - от бегства в города до больших крестьянских войн и восстаний. Самостоятельные городские коммуны становятся опорой королевской власти. Появляется новый класс - городская буржуазия (слово образовано от французского - городской житель, гражданин). Выделяют только основные периоды истории средних веков:
- раннее средневековье (конец V ст.. - середина ХІ ст.);
- феодальная раздробленность (ХІ-ХІІ ст.)
- централизация государств под королевской властью (ХІІІ-Х ст..)
2. В средневековье было 3 вида школ:
1) низшие школы – образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц – клириков (главное внимание изучению латинского языка «молитв и самого порядка богослужения».
2) средние школы, возникали при епископских кафедрах, практиковалось изучение «свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика или логика, арифметика, геометрия (куда входила и география), астрономия и музыка.
3) высшая школа – университет. Первые университеты возникли в VII в. частью из епископских школ, частью из объединения частных преподавателей-специалистов по философии, праву и медицине. Наиболее древний университет – Парижский (ХII в.) Его устав лег в основу других университетов Европы, состоял из 4-х факультетов: артистического, медицинского, юридического и богословского.
Наиболее старинные университеты:
В 1500 г. во всей Европе было уже 65 университетов.
Преподавание велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения были также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для студентов.
Средневековый университет имел четыре факультета: артистический (здесь изучали “семь свободных искусств”), теологический, юридический, медицинский.
Каждый факультет, как и сегодня, возглавлял декан, а университет вообще - ректор.
Университеты были независимыми от местной власти, имели собственный суд и право избирать должностных лица.
Тем, кто закончил университет, присваивались научные степени:
Бакалавр (некоторым выпускникам факультета, которые выдержали испытание с тривиума); лиценциат (тем, кто выдержал испытание с квадриуму); магистр (некоторым лиценциатам, которые закончили один из предыдущих факультетов).
Магистрант после экзаменов должен был прочитать лекцию и провести диспут, на котором должен был изложить свои взгляды, выслушать возражение, опровергнуть их.
Магистранта приводили к присяге и вручали отличия его достоинства: перстень (символ союза с наукой), шляпу и мантию.
Обучение было схоластическим (от лат. Schola - "школа” - ученая беседа): со временем это слово стало означать механическое зазубрювання и слепое принятие на веру теологических догматов. Но люди средневековья воспринимали схоластику иначе; это была настоящая школа диалектического мышления.
Поскольку все науки считались “служанками теологии”, то доведение бытия Божьего воспринималось как почетная задачу будь какой дисциплины. Цель лекций зволилася к комментированию Библии.
Однако характерной особенностью западного средневекового “понимания”, в отличие от византийской мысли,было четкое и трезвое различение интеллектуальной модели и реальных вещей. Интересной есть спор двух философских школ - номиналистов и реалистов - относительно существования абстрактных понятий типа “добропорядочность”, “справедливость” и т.п.: первые считали, что это лишь слово; вторые - что это проявление какой-то телесной субстанции.
Интерес к свойствам реальных вещей и технологического изобретательства ярко оказался в деятельности Альберта Великий. Он занимался физикой, химией, ботаникой, механикой. Пересказывают, что он будто бы сконструировал робота, который говорил на человеческом языке (и был разбитый испуганным Томою Аквинантом, учеником Альберта, когда металлическое существо заговорило к нему).
Связывают такой переход с имам выдающегося теолога Оксфордского университета ХІІІ с. Роджера Бекона. Он утверждал, что цель науки - изучать природу и принудить ее служить людям. Считают, что Бекон впервые ввел математические методы и эксперимент, стремясь практических результатов знания. Изучая оптику, он предусмотрел изобретение телескопа и микроскопа.
Наконец - сдач, научная мысль Запада начинает тяготеть уже к конкретным и практическим проблемам, которые возникают в повседневной жизни человека. Характерное, например исследование французского математика Ніколя Орема (ХV ст..) “О происхождении, сущности и обращении денег”. В начале ХІ ст.. итальянский капитан Флавио Джиойя усовершенствовал компас, вследствие чего прибор приобрел современный вид. К тому времени магнитная стрелка располагалась в стеклянном сосуде с водой и поддерживалась соломенным или пробковым поплавком. Джиойя закрепил ее на недвижимом острие и поместил весь прибор к ящику со стеклянным верхом. Благодаря этому компас стал более точным и более удобным в использовании.
В ХІІІ с. Виттелий в многотомном трактате “перспектива” объяснил явление радуги как результат преломления солнечных лучей. В этот же время Леонардо Пизанский описал открытый им способ вычисления числа “пи” (“Практическая геометрия”) и изложил методику решения неопределенных уравнений (“Книга о квадратах”).
Средневековая философская наука имела название схоластика. Наиболее яркое проявление схоластика нашла в главном учении средневековья - богословии, основой которого было толкование и систематизация христианства ”Святое письмо” и “Святой пересказ” - это основные работы схоластики. В ранний период своего развития как научное движение, которое охватило большинство стран имела несомненно положительное значение. Прежде всего схоластика после продолжительного перерыва восстановили изучение античного наследства, обратились, особенно в ХІІ - ХІІІ ст.. к важнейшим проблемам познания. Были восстановлены давние споры идеалистов (Платон и его школа) с материалами (Аристотель, Демокрит, Эпикур, Лукреций). В конце концов, много схоластов были универсальными учеными, занимались изучением всех доступных для них наук.
Известнейшими схоластами были Пъєр Абеляр, который сыграл значительную роль в учреждении Парижского университета; Альберт Великий - немецкий ученый, богослов, автор многих произведений естественного характера; Фома Аквинский - известный своей работой “Сумма технологии”, что была своеобразной энциклопедией средневекового мировоззрения и высказывала в тогдашнем понимании все вопросы природы и общества; Роджер Бекон - ученый, монах францісканськеого ордена, профессор Оксфордського университета, настаивал на потребности исследовательского учения природы. В его произведениях, главным из которых была “Большая работа”, он выдвигает ряд чрезвычайных догадок, виднеется о летательных аппаратах, подъемных кранах то др.. Его произведениям церковь объявила анафему, а сам он 14 лет провел в тюрьме.
Самое яркое выражение схоластика нашла в богословии. основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное придание схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов главным образом Аристотеля.
Огромная роль авторитета и малая доля практического опыта проявлялась у средневековых ученых не только при изучении богословско-философских вопросов но и при изучении природы. В работах по географии, например авторитет Аристтеля и других древних авторов в средние века считался бесспорным и не подлежащим никакому сомнению. В медицине царил ряд предрассудков, которые упорно держались в течение столетий, т.к. в средние века почти не прибегали к вивисекции и не велось систематических работ по анатомии трупов.
Исследователи средневековой науки выделяют в ней четыре основных направлений.
Первый: - физико-космический, ядром которого было учение о духе.
Второй - учение о свете, в рамках которого строилась модель Вселенной.
Третий - науки о живом, о душе, которая рассматривалась как принцип и источник и растительной и животной, и умной жизни.
Четвертый - комплекс астролого-медичних знаний, к которому определенной мерой принадлежало учение о минералах. Особым направлением научного поиска была алхимия, этот специфический феномен средневековой культуры.
Литература.
Господствующая социальная группа феодалов – рыцарство, выработала в ХIII в. сложный ритуал обычаев, манер, дворянской вежливости (т.н. куртуазность), разнообразных светских придворных и военно - рыцарских развлечению из последних в середине века особенно большое развлечение получили т.н. рыцарские турниры – публичные состязания рыцарей в умении владеть оружием, отражавшие военную профессию феодала.
Со временем рыцарство создало собственный культовый кодекс, в котором христианские добродетели уже объединялись с совсем другими вещами. Так, рыцарь должен был защищать слабых, оборонять родную землю, сохранять верность своему сюзерену. Рыцари культивировали куртуазный идеал, стремясь быть благородными, справедливыми, вежливыми и утонченным. Рыцарство породило прекрасное понятие “честное слово”: нарушить слово - означало потерять честь, уважение людей. Вместе с тем рыцарями считал людей, которые принадлежали к аристократической касте, и сам должен был походить со знатнои семьи. Практически жизнь средневекового рыцаря занимали исключительно войны, турниры - соревнование в военной сноровке, охота и любовь: рыцарство порождает культ прекрасной дамы, в уславленя которой осуществлялись подвиги с почти религиозным экстазом.
Рыцарями становились после своеобразной инициации, которая длилась несколько лет. Мальчик с 10 лет жил при дому своего сеньора, прислуживая ему и его семьи, получал начала христианского воспитания, усваивал красивые манеры. С 15 лет ему предоставлялось право носить оружие сеньора и иметь собственный меч; с того времени он учил военное искусство. Собственное в рыцаре посвящали с 21 года, в присутствии священника: посвящение заключалось в ударе мечом по плечу и происходило очень торжественно.
В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. В дальнейшем циклы военных песен превращались в целые поэмы.
Наиболее знаменитая из них «Песнь о Роланде», возникшая в сев. Франции в ХI в. и окончательно завершенная в ХII в.
На севере Франции в ХII–XIII в. появились и первые рыцарские романы. Как и рыцарская поэзия рыцарский роман связан с новой, куртуазной (придворной) культурой, возникшей при дворах крупных феодалов в XII в. Богатые сеньоры держали тогда у себя на службе и профессиональных поэтов – менестрелей. Рыцарский роман и куртуазная поэзия рассчитанная на вкусы феодалов, приукрашивали рыцарство. Их содержание иногда условно. Но именно это в противоположность церковным проповедям утверждали интерес к земной жизни к естественным чувствам людей. Они содействовали новой, реалистической литературе, расцвет которой наступает в эпоху Возрождения.
Основное место в романах занимает любовная тема и всевозможные, часто фантастические подвиги рыцарей. Рыцарь совершает подвиги в честь дамы сердца, или только для того чтобы прославиться. Большинство рыцарских романов написано стихами. Сюжеты для них обычно брались из старинных книг легенд.
Наиболее одаренные авторы рыцарских романов:
Француз Бенуа де Сент-Мор, обрабатывавший сюжеты поэм Гомера и Вергилия.
Поэт Кретьен де Труа, автор ряда романов в том числе о рыцаре Ланселоте.
Немецкий поэт Готфрид Страсбурский, автор поэмы, основанной на кельтской легенде о Тристане и Изольде.
Французский ученый ХХ в. Жозеф Бедье, основываясь на средневековых поэмах, изложил позой роман о Тристане.
В романе рассказывается о том, как рыцарь Тристан полюбил прекрасную королеву Изольду. Волшебный любовный напиток, выпитый ими по ошибке, связал их навечно высоким и непреодолимым чувством любви. Все препятствует чувству любящих, но ни опасности, ни законы феодального мира не в силах убить любовь Тристана и Изольды.
Интенсивно развивалась рыцарская литература. В это время во всех странах Европы составлялись поэмы об исторических событиях и подвигах рыцарей - героический эпос.
Английский эпос “ Биовульф” (VIII-IХ ст..) посвящено изображению фантастических подвигов: Биовульф побеждает болотного урода - вампира Грендепаса и его мать, которые терроризировали датчан.
А созданная в Франции “Песня о Роланде” (ХІ в..) рассказывает об историческом событии - войну франков с сарацинами. Здесь воспевает храбрость племянника императора Карла - Роланда, который в борьбе с врагами гибнет за родную Францию.
“Песня о Нибелунгах” (Германия, нач.. ХІІІ в) - это произведение, в котором описано столкновенье германцев с гуннами в эпоху Большого переселения народов. Однако здесь упоминается, быстрее, период ХІІ в. феодально-рыцарские обычаи и идеалы. Благородные Зигфрид, Кримгильд и другие герои эпоса ратоборствуют во имя справедливости. Но судьба героев трагическая: они становятся жертвами негодяя Тронь.
“Песня о моем Сиде” (Испания ХІІ в..) отображает события - отвоевание страны у арабов (мавров). Главный герой эпоса - Радгиро Диас, которому арабы дали прозвище “Сид”, т.е. “господин”, окруженный общенародной любовью. Характерно, что он не принадлежит к феодальной верхушке и достигает успехов лишь путем собственной доблести.
В начале ХІІІ в появилась очаровательная повесть «Окассен и Николетт» О любви знатного юноши Окассена и пленной сарацинки Николетт. В повети нет обычного прославления рыцарской доблести. Автор сочувствует Окассену, предпочитающему битвам мирную жизнь.
В ХII- ХIII в. с развитием и укреплением городов зарождалась литература, очень непохожая на рыцарский роман и героический эпос.
Рожденная в трудовой среде литература горожан связана с реальной жизнью и основана на мотивах народного творчества. Кроме этой литературы – смыленный горожанин и лукавый крестьянин – своими хитрыми проделками оставляют в дураках чванливых сеньоров и жадных попов. Жанры городской, по преимуществу, сатирической литературы очень разнообразны. Это и песня, и рассказ и драматические произведения. Наибольшее распространение получили небольшие стихотворные рассказы с забавным сюжетом. Во Франции они назывались фаблио, в Германии – шванки.
Близок к фаблио по стилю и содержанию «Роман о Лисе», свод стихотворных рассказов о проделках хитрого Лиса – Ренара. Созданный во Франции в ХII- ХIII в. он вскоре получил распространение и в других странах.
В «Романе о Лисе» в форме эпоса о животных сатирически изображено человеческое общество. Всем своим содержанием роман осуждает корыстолюбивых и хищных феодалов, чьи повадки ясно проступали за личинами животных.
Громадной известностью пользовался почти во всех странах Европы большой и изящно написанный «Роман о Розе»- произведение двух французских авторов ХIII в – рыцаря Гейом де Мориса и горожанина Жана де Мена. Написанный стихами и в мифологичесско-аллегорической форме, «Роман о Розе», особенно во второй его части, обнаруживает много реалистических черт. В романе содержаться выпады против духовенства и самого римского папы, против королевского деспотизма, против хвастовства феодалов своей знатностью. Де Мен развивал мысль,позднее продолженную гуманистами, о том, что истинное благородство человека заключается не в знатных предках, а в его личных умственных и нравственных достоинствах.
Под влиянием школьного и университетского образования появляется и быстро распространяется литература на церковные и светские темы. Особое место в ней занимала поэзия вагантов (бродячих людей), что появились в Северной Италии, Франции, Германии.
Расцвет поэзии вагантов совпадал с развитием школ, университетов, и носителями ее были странствующие студенты. Эта вольнодумная озорная поэзия была своеобразным протестом против аскетических идеалов средневековья. В ней воспевали молодость, свободная жизнь, любовь.
Романское искусство
В раннем средневековье на первом месте были совсем другие виды искусства, нежели сейчас. Наиболее развито было художественное ремесло. Варвары принесли с собою свое народное искусство, свои понятия о красоте. Они обильно украшали даже предметы повседневного обихода. Особенно щедро они использовали плетенный орнамент. Он состоял как бы из бесконечной полоски, переплетения которой плотно заполняли всю поверхность предмета. Между плетениями были изображения животных и людей, искаженные и упрощенные, или как говорят, стилизованные. Подражали и искусству античного Рима, ибо, несмотря на огромные разрушения, многие античные памятники все же сохранились. Такого рода искусство заказывала более всего христианская церковь. Не надо забывать, что по соседству с варварскими королевствами находилась такая страна высочайшей культуры, как Византия, с которой у варваров, кроме военных стычек, были и другие соприкосновения.
Особое место в ту пору заняла живопись в книге. В монастырях монахи переписывали Библию и другие книги священного содержания. Их писали на пергаменте – особым образом обработанных шкурах ягнят и козлят. На переписку одной книги могла уйти целая жизнь. Эти книги считались большой ценностью, их хранили в монастырских сокровищницах, и благодаря этому многие из них дошли до наших дней. Картинки в книгах получали название миниатюр – по красной краске «миниум».
В эпоху Меровингов образы людей и животных в книжных миниатюрах были все еще упрощены, отсутствие теней делало их плоскими. В разных монастырях возникали самостоятельные школы книжного искусства. Исключительно высокого качества миниатюры были созданы в то время в Ирландии, которая была одной из наиболее культурных областей Европы. Особое обаяние придает им традиционная для коренных обитателей страны, кельтов, орнаментика и разукрашенные начальные буквы – инициалы.
Потребовались столетия, прежде чем европейская культура смогла преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. Начиная с 10 в. можно говорить о т.н. романском искусстве.
Это был первый большой стиль искусства феодальной эпохи, который просуществовал до 12 в.
Романский стиль выражен наиболее четко в зодчестве. Строители того времени, подобно римлянам, умели выводить арки и своды, но кроме того, они создавали совершенно самобытный архитектурный стиль. Главным его признаком служит круглая (полуциркульная) арка, которую наш глаз встречает повсеместно – над оконными и дверными проемами и во многих других частях постройки.
Церкви составляют большинство дошедших до нас романских сооружений. Строили тогда главным образом базилики. Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями; две из них обычно находились на западной стороне, по бокам от выхода, а третья возвышалась над пересечением центрального и поперечного нефа – т.н. средокрестием. Этим количество башен не ограничивалось. В те беспокойные времена нельзя было забывать о необходимости обороны даже в церковном строительстве; крепкие башни могли служить последним убежищем в случае вторжения врага.
Романские церкви были массивными сооружениями с толстыми каменными стенами. Нефы были перекрыты тяжелыми коробовыми сводами или же крестовыми сводами, образованными из двух перекрещивающихся коробовых сводов. Для поддержки такой массы камня нужны были очень крепкие колонны. Часто их замещали четырех- или восьмигранные мощные столбы – т.н. пилоны. Простейшая капитель представляла собой каменный куб с закругленными нижними углами. Нередко над боковыми нефами сооружали еще открытые в центральный неф галереи – это вносило разнообразие в довольно простое помещение церкви. Галереи из небольших арок и столбов украшали также стены романских церквей снаружи – в этом случае их называют карликовыми галереями.
Римские базилики были сложнее своих предшественниц по внутренней планировке. Поскольку в богослужении теперь принимало участие больше духовных лиц, для них в восточной части храма строили специальную алтарную часть – хор. Так базилика стала в плане походить на латинский крест (у латинского креста вертикальная часть длиннее горизонтальной).
В создании средневековой церкви помимо строителей участвовали художники разных специальностей. В творчестве этих безымянных мастеров воплотились лучшие черты искусства того времени. Неотъемлемой частью церковного здания была скульптура: главным образом это были рельефы с изображением библейских событий и легендарных сюжетов из жизни святых. Помимо украшений церкви у рельефов была еще и другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для них просвещения и создавали из камня эту «библию бедных». Мы сегодня иначе понимаем это убранство церквей, нежели люди средневековья, которые умели его «читать». У каждого библейского персонажа или святого был свой признак, по которому его можно было узнать. Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн. Хотя в романской скульптуре хотели изобразить чудеса, поучительные или устрашающие события из священного писания, среди них попадаются и чисто бытовые суеты, иногда даже немного смешные. Эти произведения порой кажутся неуклюжими и беспомощными, но романские скульпторы и не стремились точно подрожать природе. Их целью было выразить переживание верующих, и иной раз несовершенство лишь усиливает выразительность произведения.
Живопись, покрывавшая стены церквей, тоже была наивно серьезной, плоской без теней. Большинство росписей той поры погибло, а у сохранившихся сильно поблекли краски.
Внутреннее помещение церкви получило особое таинственное очарование благодаря окнам из цветных стекол, т.н. витражам, которые вошли в употребление в то время. Картины набирались из разноцветных стекол глубоких и насыщенных тонов, а контуром для них служили темные свинцовые рамы. Над созданием романского храма трудились мастера всех художественных ремесел. Мощно и величественно высился он над невысокими домами средневекового поселения.
Среди других памятников романской архитектуры особенно хороши обнесенные арками монастырские дворы, т.н. клуатры.
О суровых и воинственных нравах феодальной поры красноречиво свидетельствуют толстые стены и мощные башни крепостей.
Живопись служила для украшения церквей; как и рельефам, стенным росписям стремились придать поучающий смысл. Дальнейшее развитие получила книжная миниатюра. Очень близок к тогдашней живописи ковер из Байо, хранящийся в музее этого французского города. Это настенный ковер из льняной ткани, более 70 метров длинной; на нем вышита шерстяными нитками вся история похода Вильгельма Завоевателя в Англию.
Готический стиль.
Вторым великим стилем средневековья была готика. Она зародилась во Франции, и именно там были созданы самые прекрасные произведения готического стиля. Из Франции готика распространилась на другие страны, принадлежавшие тогда к западноевропейскому культурному кругу. Она господствовала с 12 по 16 в. Ранее всего, уже в 15 в., от готики отказались в Италии.
Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени готов, хотя они к этому стилю не имеют решительно никакого отношения. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. В наше время готический стиль считается одним из самых тонких, прекрасных и удивительных художественных явлений.
Готическую церковь сразу можно узнать по стрельчатым (заостренным кверху) арками окон, дверных переплетов и т.п. Церкви больше не похожи на крепости, как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными башнями – будто они вовсе не из камня. Огромные окна из цветных стекол занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связки каких –то стеблей. Вверху полуколонны столбов разветвляются и превращаются в нервюры (ребра). Их выкладывали либо из резного камня, либо из фигурного кирпича. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, нежели романские. Однако своды с нервюрами нуждались в дополнительной опоре, поэтому с наружной стороны к стенам пристраивались специальные столбы – контрфорсы, а высоко между стенами центрального нефа и контрфорсами ставились наклонные опорные арки – аркбутаны.
Столбы, нервюры, контрфорсы и аркбутаны образуют гигантский «скелет», который мог бы прочно стоять сам по себе. Кажется, что этот каркас напряжен подобно луку – в нем не осталось и следа от романской тяжеловесности. Все части постройки словно устремляются ввысь. Взлету остроконечных башен западного фасада вторят стройная башенка над средокрестием и остроконечные декоративные башенки – фиалы, покрывавшие иногда здание подобно лесу. Впечатление легкости и изящества усиливают кружевные украшения из резного камня. В оконных переплетах из резного камня часто повторяются мотивы розетки и трех ил и четырехлистника. в поздней готике их заменили узоры в виде рыбьего пузыря или пляшущих на ветру языков пламени.
В эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями, зубчатыми стенами и подъемными мостами над рвами, заполненными водой.
Стенами были обнесены и тогдашние города – тем самым возможности расширения их территории была ограничена. Поэтому улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Обычно дома строили с высокими щипцами, обращенными к улице; что бы увеличить жилое пространство верхние этажи иногда выносили вперед, и они нависали над улицей. Окна жилых домов не обязательно завершалось стрельчатой аркой, а были обычно прямоугольными. Такая форма окон соответствовала плоским деревянным перекрытиям, точно так же, как арочные завершения окон в церках повторяли очертания сводов. В эпоху готики стали возводить и гражданские строения – ратуши, дворцы правосудия, здания ремесленных цехов и т.п.
Готическая скульптура была заметным шагом вперед в сторону выразительности и правдивой передачи натуры. Самые ранние готические изваяния словно хотят вырваться из жесткой плоскости романского рельефа. Развитие действительно, пошло в этом направлении – и снова появилась круглая скульптура, как в античности. Но большая часть статуй была связана с архитектурой: фигуры обычно опирались спиной о стену, и их можно было рассматривать только спереди. Это высокие, стройные, плавно изогнутые фигуры в длинных одеждах с живописно уложенными складками; возможно, сегодня они нам ближе, чем скульптуры древних греков. Около 2500 фигур украшают собор в Реймсе. Эти одухотворенные, стоящие в живых и естественных позах статуи, созданные разными мастерами, представляют собой ярчайшие образы готической скульптуры во Франции.
Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны). В образе кротко улыбающейся матери с младенцем Христом на руках воплощалась одновременно и земная красота, и небесная доброта. Благодаря всем понятному человеческому содержанию, говорящему о материнской любви, скульптурный образ мадонны повторялся снова и снова на протяжении двух столетий. Другим распространенным сюжетом были страдания Христа; при этом художники не боялись изображать порой отталкивающие и мрачные сцены во всем их правдоподобии.
В Германии появились створчатые алтари-складни с раскрашенными деревянными скульптурами. Эти алтари напоминают плоские шкафы, чья задняя стенка и дверцы (или створки; их могло быть несколько пар) расписанные или украшенные изваяниями святых.
В готических церквах с большими окнами практически не оставалось свободных стен для росписей. Их заменяли витражи – нарядные и впечатляющие. Но в Италии, где готическая система так и не смогла укорениться, не делали таких больших окон и традиции стенной живописи сохранились. Росписи выполняли в технике фрески: краски наносили на поверхность еще не просохшей штукатурки. Обычно фигуры святых были стройными и хрупкими и казалось почти бесплотными в своих длинных одеяниях. Великим новатором, который освободил итальянское искусство от застылости и условности, был Джотто ди Бондоне (1266/67-1337)
В эпоху готики в Западной Европе зародилась т.н. станковая живопись. Это имело большое значение для распространения искусства, так как картины, написанные на доске или холсте, уже более не были неотъемлемой частью определенного помещения, как, например фреска. Первые станковые картины изготовлялись для створчатых алтарей, и основой для них служило дерево.
Тема: Ренессанс (Возрождение)
Начало 15 в. ознаменовано большими изменениями в искусстве Италии. Они были обусловлены экономическими и общественными причинами: торговля со странами Востока, возникновение промышленности, развитие банковского дела позволили сосредоточить в городах Италии огромные богатства. Удачливые купцы, предприниматели и банкиры, сколотившие за короткое время большие состояния благодаря своей предприимчивости, обретали уверенность в себе и чувство собственной значимости. Они увидели, что в обществе жизнь развивается не по «божьему установлению», как считалось в предшествующие века, и что человек может многого добиться собственными силами. Отсюда взяла свое начало вера в человека, в силу его разума, в его творческие возможности, а вслед за этим –интерес ко всему земному: и к человеку и к окружающей его природе. Этот интерес в свою очередь способствовал развитию научных занятий и в то же время ослабил путы религии.
Изменившееся отношение к жизни повлекло за собой потребность в новом искусстве. В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, к тому же античную эпоху в это время стали почитать за идеальный образец: античное искусство стало предметом поклонения. Подражания античности и дало основание назвать этот период – 15 и 16 вв. – Р е н е с с а н с о м, или по–русски –
В о з р о ж д е н и е м; имелось в виду возрождение античности. Само собой разумеется, искусство Ренессанса совсем не ограничивалось следованием античным образам, по существу это было новое искусство.
Итальянское Возрождение делят на два этапа: 15 в. называют ранним Возрождением, а 16 в. точнее его первую треть, - Высоким Возрождением. Важнейшим культурным и художественным центром раннего Возрождения была Флоренция, к 16 в. центр переместился в Рим; большую роль в этом периоде стала играть также Венеция.
Коренные изменения произошли в архитектуре. Хотя архитекторы получили все больше заказов на сооружение светских зданий, самые крупные достижения той поры все еще были связаны с церковным строительством. И в архитектуре зданий, и их декоре отказались от всего, что напоминало готику. Под влиянием античности наиболее совершенными стали считать постройки, увенчанные куполом; образцом здесь был римский Пантеон. Величайшим и известнейшим купольным зданием эпохи Возрождения стал собор святого Петра в Риме. Его строили более ста лет; среди десятка руководивших строительством архитекторов важнейшими были создатель первоначального проекта Браманте (1444 – 1514) и Микеланджело. Шедевром Микеланджело является вознесшийся на 132 метровую высоту гигантский купол собора. Все это здание отличается равновесием и гармонией. Невзирая на огромные размеры и высоту, оно не устремлено к небу, как готические соборы. Собор святого Петра в своем величественном совершенстве кажется хвалою не столько богу, сколько своему создателю – земному человеку.
Здания эпохи Возрождения украшают колонны, пилястры, львиные головы, и «путти» (обнаженные младенцы), гипсовые венки из цветов и плодов, листья аканта и другие детали, образцы для которых были найдены в развалинах древнеримских построек. Большая их часть применялась в плоть до начала 20 ст. Снова вошла в обиход полукруглая арка.
Состоятельные люди стали уделять больше внимания удобству и красоте жилья. Вместо прежних тесно прижатых друг к другу домов появились т.н. п о л а ц ц о, повернутые к улице широкими фасадами. Палаццо по своему плану приближались к квадрату, его центральной частью был четырехугольный двор, окруженный открытыми аркадами, обычно палаццо имели три этажа. Их суровые уличные фасады часто были облицованы грубо отесанными каменными блоками на первых этажах и более чисто обработанной легкой каменной кладкой - на верхах. В таком раннего типа палаццо жила и самая влиятельная семья Флоренции – богатые банкиры и владельцы текстильных мануфактур, а позднее Флорентийские герцоги Медичи, которые были также щедрыми покровителями искусства.
В благоприятной для искусства атмосфере расцвели многие замечательные дарования. В отличие от средневековых художников их имена хорошо известны. Особенно стали ценить личную неповторимость художника; каждый мастер стремился создать нечто самобытное, врезающее в память, отличное от других. Многие художники были одновременно и ученными – эта многосторонность отпечаталась и на их творчестве. Как можно лучше познать человека и окружающий его мир и создать изображения верные и правдивые – таково было общее стремление. Живописцы Возрождения хотели создать картину «окном в мир»; для передачи глубины пространства они разработали т.н. линейную перспективу, а округлость объемов стали умело изображать с помощью светотени, особое значение имело изучение анатомии человека. Красоту человека почитали тогда превыше всего. Однако церковь долгое время оставалась главным заказчиком поэтому большая часть произведений все еще посвящена христианским сюжетам. Однако рядом с ними в искусстве Возрождения проявляются картины и статуи, вдохновленные античной мифологией. Вполне светский характер имели созданные тогда многочисленные портреты.
В эпоху Возрождения скульптура отделилась от архитектуры; статуи стали размещать в залах, во дворах и на площадях так, чтобы их можно было рассматривать со всех сторон. Изображали обычно доблестных и отважных людей; из библии и легенд выбирали таких персонажей, которые напоминали уверенных в себе, предприимчивых людей Возрождения. Таким был, например, святой Георгий, победивший дракона. Все знаменитые скульпторы изображали Давида – юного пастуха, который справился с великаном Голиафом.
Между античной скульптурой и скульптурой Возрождения есть много общего: формы снова близки к реальности, снова высоко ценится красота обнаженного тела. Скульптура знаменитого Донателло (1386 –1466) «Давид» - это первая статуя после тысячелетнего перерыва, изображающая обнаженного человека; а его памятник мужественному военаначальнику Гаттамелате в Падуе – первый со времен античности, стоящий посреди площади конный монумент.
Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Живописцы обратились к природе. Они научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями; преобладают чистые цвета. С наивным прилежанием изображены все подробности события, персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона черным контуром. Живопись раннего Возрождения только стремилась к совершенству, однако, как ни странно, ее искания, ее искренность нередко трогают больше, чем достигшее совершенства искусство Высо