Этические учения Древнего Востока
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI–II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Жизнь человека – от рождения до смерти – подчинялась здесь природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Следование им было главным условием бытия человека, который все силы тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, что обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, отличавшихся:
· культом прошлого и жестким контролем за соблюдением традиций;
· настороженным отношением ко всему новому и принятием его только в рамках сложившихся традиций;
· подчиненностью индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;
· преобладанием идеалов коллективизма, обусловленным страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;
· нивелировкой личности, подчинением ее интересам социума;
· усложненной системой ритуалов и церемоний.
На Востоке мудрость идет «от жизни», а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на общепринятый образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Примером этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая.
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ
СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ
Этика античности
Зачаткиэтических представлений в Европе восходят к мифологическим канонам древних греков (XII-IX вв. до н.э.), в которых источником морали считаются в первую очередь боги – покровители родо-племенных общностей.
Собственно этический аспект появляется (наряду с онтологической проблематикой) в трудах древнегреческих философов раннего периода античности (VIII-V вв. до н.э.), причем этика и философия в этот период еще неразделимы друг с другом, а ведущее положение в этике вместо религиозно-мифологического начинает занимать научно-рационалистический подход.
Окончательное становление этики происходит в классическую эпоху (IV в. до н.э.), когда в этике складываются различные подходы. Этический релятивизм представлен софистами (Протагор, Горгий и др.). Этический рационализм – Сократом, который в решении этических проблем опирался на человеческий разум; Платоном, который вводит в этику идею Блага, учение о любви и о пути человека к идеальному; Аристотелем, который в свою эвдемонистическую этику, опирающуюся на понятие счастье, вводит категорию добродетели. Именно он определяет этику как практическую философию.
В эпоху поздней античности (начиная с III в. до н.э.) происходит переориентация нравственных идеалов: наблюдается рост индивидуализма и пессимизма, уход от общественной жизни. Основными этическими принципами становятся: гедонизм, высшей жизненной ценностью объявлявший стремление к наслаждению; эпикуреизм (основоположник Эпикур), стоявший на позициях умеренного гедонизма и эвдемонистической этики и понимавший счастье как отсутствие душевных тревог и телесных страданий. Киренаики (Аристипп) стали искать выход в радикальном гедонизме, проповедовавшем принцип безудержного наслаждения. Киники (Антисфен, Диоген Синопский) обратились к идеалам крайнего аскетизма, предлагавшим полное внутреннее освобождение через отречение от мирских благ и «переоценку ценностей. Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) находит точку опоры в чувстве собственного достоинства, твердом осознании индивидом личной добродетели и моральных ценностей, в отрешенности от внешнего мира.
Схематично этика античности может быть представлена следующим образом.
ЭТИКА АНТИЧНОСТИ