По возвращения из путешествия работу над отснятыми материалами нужно начинать с их классификации. После того как пленки распакованы, их разбирают и подсчитывают, раскладывают, по типам и определяют, сколько потребуется фотографических растворов для обработки.
Известно много различных рецептов, но практически целесообразно выбрать один-два и постоянно ими пользоваться (см. приложение 6). В приложении приводятся составы растворов, применяемые во время долголетней практики многими профессиональными фотографами и фотолюбителями.
Поскольку походные фотографии имеют особую ценность, брак при обработке пленок недопустим, поэтому перед проявлением всей партии материала растворы полезно проверить опытной проявкой одной-двух пленок того же типа, и желательно и такого же номера эмульсии. В ходе обработки растворы истощаются, особенно проявители, и их активность нужно периодически проверять. Один из несложных способов - сравнение времени потемнения засвеченного отрезка фотоматериала свежим и частично истощенным проявителем, по результатам которого пропорционально увеличивается время проявления пленок. При таком методе кусочек пленки погружается наполовину в проявитель и по секундомеру регистрируется время от момента погружения до выравнивания визуальных плотностей сухого и начавшего проявляться эмульсионного слоя.
Туристу-фотолюбителю после похода приходится проявлять большое количество пленок, иногда сразу несколько десятков. Обработка будет значительно более удобной и, что особенно важно, стабильной и качественной, если вместо обычных бачков применить более высокие емкости, куда помещается сразу несколько катушек, надетых на пластмассовый стержень. Бак может быть квадратного сечения, склеенным из пластмассы (например, из плексигласа), или круглым, из трубы соответствующего диаметра. Таких баков нужно сделать два и залить в один из них проявитель, в другой - фиксаж (при проявлении цветных пленок - останавливающий раствор). Обработка ведется поочередно в двух баках.
Когда пленки высохли, их полезно не туго свернуть эмульсионным слоем наружу и оставить в таком состоянии на 1 - 2 суток - после этого они становятся более плоскими. Затем негативы или слайды разрезаются на отрезки длиной 20-24 см (5 - 6 кадров 24Х36 мм или 3-4 кадра 6х6 см), удаляется явный технический брак, излишние дубли и т. п. Каждый отрезок пленки, предназначенный для хранения, нужно обернуть калькой или уложить в конверт, а слайды - в полиэтиленовые пакетики. Хранить негативы и слайды можно вместе, сгруппированными по темам или в хронологическом порядке, в коробках или ящиках с ячейками нужного размера. Разумеется, их нужно оберегать от воздействия влаги и размещать подальше от отопительных приборов. Чтобы легче отыскать нужный негатив или слайд, на коробках следует сделать поясняющие надписи, например:
"Алтай, Белуха, 1972 год, подходы", "Саяны, р. Категир, 1976 год, сплав" Можно указать год съемки и порядковые номера. Прежде чем печатать фотографии для отчета о путешествии, полезно показать снятый материал участникам группы, руководителю. Нужно устроить показ диапозитивов или хотя бы просмотр контактных отпечатков. Такие "контакты", т. е. позитивные копии, отпечатанные контактным способом и собранные в папку, - очень удобная форма рабочего архива: по ним можно выбирать, что именно печатать к той или иной подборке, определять кадрировку и пр.
Печатать фотографии для отчета нужно по возможности на глянцевой бумаге. Они должны быть достаточно резкими и сочными, нормального контраста. Иллюстративные фотографии лучше всего печатать размером 13 X 18 см и наклеивать по 2 шт. на страницу (либо резиновым клеем по всей поверхности, либо фотоклеем, наносить узкими полосками по двум кромкам отпечатка - верхней и нижней). Отдельные яркие пейзажные фотографии, снимки особо характерных участков маршрута можно печатать в размер полного машинописного листа и не наклеивать, а вшивать в отчет при брошюровке. Выносить все фотографии в конец отчета или давать их отдельно переплетенными, в виде альбома-приложения, не рекомендуется: читателю полезнее видеть иллюстрации, увязанные с материалом и обращаться к ним по мере работы над текстом.
Составляя список негативов для печати, нужно указать количество и размер отпечатков, а также тип и номер фотобумаги. Очень полезно сгруппировать негативы, поделив их сначала по форматам (малоформатные и широкопленочные), затем на более мелкие группы - по типу фотобумаги и размерам отпечатков.
Негативы нужно просматривать на ровном проходящем свете, например, на хорошо освещенный лист белой бумаги. Специальная пяти-шестикратная просмотровая лупа значительно облегчит работу. Если нужно пометить тот или иной негатив, это лучше сделать чернильными точками на полях кадра, а не надрезами перфорации.
Нередко случается, что очень нужный для туристского отчета кадр имеется только в виде цветного диапозитива. При желании с него можно получить неплохие черно-белые фотографии. Делается это путем изготовления контактным способом промежуточного черно-белого негатива на фототехнической пленке (неплохие результаты получаются на пленке типа ФТ-11 при проявлении ее около одной минуты в нормальном или мягком проявителе для бумаг). Бывает и наоборот: в серии диапозитивов недостает отдельных кадров, которые сняты на негативную пленку. В таком случае с цветного или черно-белого негатива несложно сделать черно-белый диапозитив методом контактной или проекционной печати на позитивную пленку.
Со временем турист-фотолюбитель накапливает большое количество фотоматериалов, и ему приходится думать об организации домашнего архива, так как при большом количестве негативов и слайдов поиск нужного кадра затруднителен. Рекомендуем завести сквозную нумерацию: например, каждому кадру нужно присвоить номер, состоящий из трех чисел: год съемки, порядковый номер ряда на листе с контактными отпечатками, номер кадра в ряду. Чтобы отыскать нужный негатив достаточно пролистать альбом, где собраны пронумерованные листы "контактов". С дальнейшим количественным ростом архива обнаруживается, что отдельные кадры нужны очень редко, зато другие, оказавшиеся удачными, используются сравнительно часто. Такие фотографии нужно иметь не только в виде контактных, но и увеличенных, тщательно отпечатанных и скадрированных копий, хотя бы небольшого размера, помещаемых в отдельном ящике или альбоме.
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник Управления самодеятельного туризма
В. Симаков
20 марта 1975 г.