Лекции.Орг


Поиск:




Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 4 страница




Как методический прием здесь используются виды движения:

- движение экскурсантов вблизи объекта с целью его лучшего наблюдения;

- замедленное движение вокруг комплекса объектов;

- движение вокруг объекта с выходом из автобуса, или в автобусе.

Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события. Экскурсовод во время показа (например, поля, где проходило сражение) предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события. С этим приемом, в частности, связан показ Брестской крепости

Также в таких экскурсиях часто оправдано применение такого особого приёма как встречи с участниками (очевидцами) событий. Они усиливают впечатление, если они тщательно подготовлены и организованы. Выступления, свидетельства участников (очевидцев) события заранее согласовываются, с тем, чтобы избежать повтора информации в рассказе экскурсовода и обеспечить соответствие теме.

Чрезвычайно важную роль в экскурсиях на военно-историческую тему имеет «портфель экскурсовода»: карты, схемы, фотографии, магнитофонные записи, кинофильмы, диафильмы и т. д.

Очень широко используется методический прием рассказа — цитирование: выдержки из Сводок Совинформбюро, приказов, дневниковых записей, воспоминаний непосредственных участников событий. Так, например, экскурсоводы города Борисова при рассказе о подвиге Жака Гастона цитируют письмо его матери Александрины Гастон, а экскурсоводы г. Могилева - слова К. Симонова о событиях на Буйничском поле.

Особое место занимают элементы ритуала при посещении воинских кладбищ, братских могил, а также монументов, где зажжен Вечный Огонь. Здесь необходимо соблюдать определенный порядок осмотра и рассказа. В таких моментах особенно возрастает роль экскурсовода как воспитателя и организатора. Следует заранее предупредить группу как вести себя у Вечного Огня (особенно если это дети или подростки): соблюдать тишину, не курить, почтить память героев минутой молчания, если позволяют погодные условия, то следует снять головные уборы (мужчины). У братских могил, или, например, в Хатыни у Вечного Огня, отвести группу на некоторое расстояние и рассказывать, не повышая голоса.

 

21. Особенности подготовки и проведения загородных и производственных экскурсий.

Основной параметр загородных экскурсий (как и музейных) — место проведения.

По содержанию загородные экскурсии делятся на обзорные и тематические, а по способу передвижения — на пешеходные, транспортные и комбинированные.

Пешеходные экскурсии обеспечивают маневренность группы на маршруте, дают возможность экскурсантам глубже изучить объекты, представить себя участниками событий. Они становятся все более популярными.

Маршрут пешеходной экскурсии выстраивается как логический, последовательный зрительный ряд. Длина маршрута пешеходных городских экскурсий не должна превышать 6 км, а загородных — 10-12 км. Пешеходную экскурсию не следует превращать в прогулку с элементами пассивного отдыха.

Транспортные экскурсии имеют массовый характер и требуют тщательной проработки маршрута, оценка полезности которого может быть получена с помощью коэффициента познавательности каждого экскурсионного объекта.

Комбинированные экскурсии позволяют сочетать два вида: в экскурсию с использованием транспортных средств включается пешеходная. Такой симбиоз чаще всего присутствует в загородных обзорных экскурсиях.

По цикличности проведения загородные экскурсии подразделяют на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объединяются общим названием).

Классификация экскурсий важна для организации экскурсионной деятельности туристическими предприятиями, она способствует специализации экскурсоводов, их качественной подготовке и разработке мероприятий по улучшению экскурсионного обслуживания.

Производственные экскурсии различаются как по месту проведения, так и в тематическом разрезе. По тематике они подразделяются на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические.

Производственно-исторические экскурсии раскрывают особенности этапов развития предприятий. В текстах производственно-экономических экскурсий освещается деятельность предприятия. Производственно-технические экскурсии посвящены современным технологиям, достижениям науки и техники, их использованию на производстве. В отдельную подгруппу выделяют производственные экскурсии, которые имеют целью повышение квалификации кадров или профориентацию молодежи.

В свое время экскурсии производственной тематики для молодежи, а также делегаций из других республик были чрезвычайно популярны. В наши дни они практически не проводятся, хотя потенциал для этого есть. В белорусских городах работают крупные предприятия (заводы автоматических линий, крупнейший на постсоветском пространстве хлопчатобумажный комбинат, знаменитые швейные фабрики и др.), включение которых в экскурсионные маршруты данной тематики послужило бы хорошим подспорьем для выбора профессии учащимися. По содержанию и задачам производственные экскурсии для школьников и молодежи подразделяются на тематические и комплексные. Их целью является профессиональная ориентация.

Тематические экскурсии проводятся в связи с обучением школьников в учебно-производственных комбинатах (УПК). В зависимости от поставленных задач экскурсия может быть частью занятия по трудовому обучению или самостоятельным занятием.

Комплексные (обзорные) экскурсии проводятся чаще, чем тематические, и включают более широкий круг вопросов. Экскурсионными объектами в этом случае являются технические устройства, технологические процессы, оснащение и организация рабочего места, содержание и условия труда и т.п.

Экскурсии в научные учреждения, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в агрокомплексы знакомят молодежь с основными видами производственной и научной деятельности. В силу своей высокой информативности производственные экскурсии способствуют ранней профориентации учащихся. Особенность проведения таких экскурсий — тщательное соблюдение правил техники безопасности. В качестве объектов производственных экскурсий можно использовать любой завод, фабрику, но предпочтение отдается предприятиям, имеющим музеи или кабинеты трудовой славы.

Во время экскурсии на объекты сельского хозяйства (агрогородки, фермерские хозяйства и др.) учащиеся узнают, какую роль играет сельское хозяйство в жизнеобеспечении населения, знакомятся с почвообрабатывающими и уборочными машинами, особенностями выращивания домашних животных, птиц и т.п.

22. Особенности подготовки и проведения природоведческих экскурсий.

Природоведческие экскурсии расширяют естественнонаучные знания, воспитывают любовь к родному краю, развивают эстетический вкус, являются прекрасной, увлекательной формой отдыха. Проводятся экскурсии в естественной природной среде. Объектами могут быть леса, рощи, парки, реки, озера, моря, водопады, горы, вулканы, скалы, уникальные памятники природы, восход и заход солнца, приливы и отливы и т. д. Природоведческие экскурсии можно создавать повсеместно: и в городах (по паркам, садам, оранжереям и т. п.), и на загородных маршрутах.

По содержанию природоведческие экскурсии классифицируются на обзорные и тематические (ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, по уникальным памятникам природы и др.).

Из тематических экскурсий наиболее распространены ботанические. В городе ими могут быть «По садам и паркам города», «В ботанический сад», за городом — «В гости к зеленому другу», «Лесная сказка» и др. В ходе экскурсии экскурсовод рассказывает о растительном мире данного края, показывает и называет наиболее типичные для данной местности, а также реликтовые и экзотические растения, дает представление об их использовании в народном хозяйстве, медицине и т. д. Задача ботанической экскурсии состоит не только в ознакомлении с растительным миром, но и в необходимости раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности природных процессов и явлений, их хозяйственного и оздоровительного значения.

Довольно сложно проводить зоогеографические экскурсии, в которых необходимо раскрыть влияние биологических условий на видовой состав, развитие, численность, миграцию животных, рассказать об их приспособляемости к окружающей среде, их значении для человека, народного хозяйства, а также об охране животных.

Гидрологические экскурсии организуются по морям, озерам, рекам и водопадам. В них рассказывается о значении водных ресурсов в быту, народном хозяйстве, о развитии гидроэнергетики и принятом в стране водном законодательстве по охране вод от загрязнения и истощения. Обязательно в гидрологических экскурсиях дается рассказ о рыбных ресурсах.

Геологические экскурсии знакомят экскурсантов с происхождением и строением Земли, богатствами недр, рассказывают о значении и добыче полезных ископаемых. Здесь обязательно должна прозвучать подтема «Охрана недр». Одной из разновидностей геологических экскурсий являются минералогические (по месторождениям минералов), где даются сведения не только о

свойствах и применении минералов, но и о процессах минералообразования.

Обзорные природоведческие экскурсии отличаются от тематических тем, что в них включаются разнообразные объекты природы. На обзорных экскурсиях раскрываются географическое положение данной территории и ее природные условия: геологическое строение и полезные ископаемые, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир. Т.о., обзорная экскурсия должна строиться по подтемам, которые объединяются между собой логическими переходами, отражающими взаимосвязь всех предметов и явлений в природе. Экскурсоводу следует рассказать, какие меры принимаются в нашей стране по охране атмосферы, вод, недр, земельных ресурсов, растительного и животного мира и рациональному использованию природных богатств. К обзорным природоведческим экскурсиям можно отнести экскурсии по заповедникам. При проведении экскурсий по заповедникам необходимо передвигаться только по строго определенному маршруту, на котором предусмотрены смотровые площадки и места для отдыха. Маршрут прокладывается так, чтобы на нем можно было показать наибольшее количество растений и животных, типичных для данного заповедника. В экскурсии необходимо подчеркнуть огромное значение заповедников в сохранении реликтовых и редких растений и животных. Экскурсии по заповедникам и их музеям, как правило, проводят научные сотрудники заповедников.

Описание природы в качестве подтемы может включаться в литературные экскурсии, в которых читаются стихи, отрывки прозы, созданные писателем, поэтом во время пребывания в различных уголках природы. Тема природы занимает значительное место в путевой экскурсионной информации на загородных экскурсиях, маршрутах выходного дня.

Методика проведения природоведческих экскурсий обусловлена, прежде всего тем, что экскурсанты могут вступать в непосредственный контакт с объектами осмотра. Отличительной особенностью методики показа объекта природы является то, что источником информации выступает сам объект, а не события, с ним связанные. В отличие от объектов исторических, архитектурных, литературных и других объекты живой и неживой природы находятся в постоянном движении, во взаимосвязи, меняют свой облик (луг весной и осенью, море в штиль и шторм и т. д.).

При показе объектов природы применяется естественнонаучный анализ, сравнение по сходству и различию. В природоведческих экскурсиях широко используется прием зрительной реконструкции. Можно, например, представить заросшее низкорослым кустарником и осокой болото вместо территории, превращенной после проведения мелиорации в высокопродуктивное пастбище.

Из методических приемов рассказа в природоведческих экскурсиях наиболее часто прибегают к описанию или характеристике и объяснению, благодаря которым можно вскрыть причинные связи между объектами природы. Глубже познать окружающую природу помогают наблюдения за растениями, животными и явлениями природы. В частности, внимание экскурсантов обращается на то, что перед дождем ласточки летают низко над землей, в лесу перестают петь птицы, не стрекочут кузнечики.

Не всегда в природоведческой экскурсии объекты или природные явления можно показать в натуре: мы слышим пение птиц, но их самих не видим, нельзя летом увидеть весенний разлив реки и т. д. В этих случаях используются наглядные пособия: натуральные (гербарии, коллекции семян, минералов), изобразительные (репродукции картин художников-пейзажистов, рисунки, фотографии растений, рыб, птиц, диорамы, карты), звуковые (записи голосов зверей, пения птиц, шума водопада, морского прибоя), а также записи музыкальных произведении, стихов о природе в исполнении мастеров искусств.

В природоведческие экскурсии рекомендуется включать посещение геологических, минералогических музеев или осмотр соответствующих разделов краеведческих музеев; желательно посещение обсерватории, планетария, метеостанции, питомника, зоопарка, оранжереи и т. д. В плане экскурсии следует предусматривать и отдых экскурсантов (в лесу, у водоема, на лугу), во время которого можно проводить беседы о культуре поведения человека на природе, о задачах охраны природы.

Из природоведческих экскурсий в самостоятельную группу выделяются географические экскурсии. Географические экскурсии изучают не только природу страны, но и хозяйство, культуру и быт народа, т. е. природные и культурно-экономические особенности территории. Географические экскурсии по размерам изучаемых территорий, или по масштабу, разделяются

на краеведческие и страноведческие. Большинство географических экскурсий относится к обзорным. В обзорных географических экскурсиях отражаются следующие вопросы: история природы и хозяйства, причем акцент делается на раскрытии причинных связей и динамики процессов; природные ресурсы, их освоение, учет и рациональное использование; разнообразие территорий (типы ландшафта, природные и экономические районы).

Вполне оправданно проведение, тематических географических экскурсий, знакомящих с отдельными компонентами ландшафта: рельефом, растительностью, почвами и т. д., если в них раскрывается влияние того или иного компонента ландшафта на хозяйственное освоение и использование территории. Тематической географической экскурсией может быть и этнографическая, если в ее содержание включается не только культура и быт населения, но и его хозяйственная деятельность.

На природоведческих и географических экскурсиях экскурсовод должен прививать экскурсантам любовь к природе, стремление бережно охранять ее. Нельзя допускать, чтобы экскурсанты на маршруте загрязняли места привалов, лес, оставляли росписи на коре деревьев. Именно подтемой «Охрана природы» следует заканчивать любую природоведческую экскурсию.

23. Особенности подготовки и проведения литературных экскурсий.

Литературные экскурсии являются эффективной формой популяризации творчества выдающихся поэтов, прозаиков и драматургов. Они подразделяются на следующие виды:

• литературно-биографические — по местам жизни и творчества знаменитых прозаиков, поэтов, драматургов;

• историко-литературные — посвященные ярким периодам в развитии литературы данного края;

• литературно-художественные — по местам, отраженным в известных произведениях писателей.

Самостоятельной разновидностью литературно-художественной экскурсии являются так называемые поэтико-текстовые. Они отличаются насыщенностью цитатами, пересказом легенд и использованием приемов литературного монтажа.

Литературно-биографические экскурсии строятся по хронологическому принципу; историко-литературные — по хронолого-тематическому; литературно-художественные и поэтико-текстовые — по тематическому.

Материал, подбираемый для литературной экскурсии, принято делить на общий и локальный.

В литературные экскурсии часто в качестве объектов осмотра включаются памятники писателям. Показ памятников имеет свои особенности: не следует увлекаться подробным искусствоведческим анализом, гораздо важнее раскрыть существенные стороны творчества писателя, т. е. показ памятника следует вести только в литературном плане.

В литературной экскурсии объектов для показа обычно немного, а внешний облик зданий, где жили, работали писатели, создавались их произведения, как правило, скромен. Экскурсовод должен так показать эти памятные места, чтобы экскурсанты поняли и оценили их значение в жизни и творчестве писателя. Это возможно только в случае, если экскурсовод сумеет увязать своеобразие района, ландшафта, здания, интерьера с отдельными фактами биографии писателя, отрывками из его произведений, связанных с данным памятным местом. При этом нельзя обойтись без приемов воссоздания (реконструкции) обстановки и событий, локализации событий, без наглядного материала, в частности фотоиллюстраций. На фотографиях и рисунках могут быть изображены памятные места, какими они были при жизни писателя, портреты писателя и близких ему лиц, иллюстрации к произведениям писателя. В городских литературно-биографических и историко-литературных экскурсиях литературно-мемориальные музеи являются одним из самых главных объектов. Однако в городских экскурсиях посещение музея должно вплетаться в хронологическую канву рассказа, поэтому в

музее показываются только те залы или экспонаты, которые связаны с периодом жизни и творчества писателя, освещаемым в экскурсии.

В экскурсиях поэтико-текстовых посещение музея нежелательно, ибо в них дается не биографический материал, а поэтический пересказ произведений писателя (поэта), в которых изображен город.

Рассказ на литературной экскурсии строится на основе многочисленных разрозненных фактов, которые объединяются логическими переходами. Большую роль в построении связного, четкого рассказа имеет выбор справок, которые сообщаются на переездах от объекта к объекту. Справки должны относиться к теме и не должны нарушать хронологическую канву повествования. В частности, в экскурсии, посвященной одному писателю, не следует давать справки о зданиях, связанных с жизнью и творчеством других писателей.

Во всех экскурсиях на литературные темы широко используется цитирование художественных произведений. Цитаты должны быть небольшими (3-4 стихотворные строфы, 6-10 фраз из прозы), но яркими и запоминающимися. Часто в рассказе экскурсовод прибегает к приему литературного монтажа, особенно в экскурсиях на литературно-художественные и поэтико-текстовые темы. Широкое использование в экскурсиях литературных произведений обусловливает повышенные требования к культуре речи, дикции экскурсовода, умению читать стихи. А белорусская земля подарила миру много выдающихся писателей, что немаловажно для разработки и внедрения литературных экскурсий.

24. Особенности подготовки и проведения искусствоведческих экскурсий.

Одним из действенных видов пропаганды искусства являются искусствоведческие экскурсии. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению истории культуры.

Экскурсии по искусствоведческой тематике разнообразны. В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Подразделяются искусствоведческие экскурсии на две группы: первая — театрально-музыкальные экскурсии, вторая — экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

В каждой группе экскурсии могут быть обзорными; тематическими, например посвященными жизни и творчеству деятеля искусства или конкретному театру, филармонии, или одному из видов искусства в определенный период.

Театрально-музыкальные экскурсии призваны раскрыть творческий образ театрального или музыкального деятеля. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерватории, концертные залы, жилые и общественные здания, улицы, бульвары, парки, дворцы, усадьбы, музеи-квартиры и мемориальные музеи, где жили и творили выдающиеся деятели искусства.

Однако все эти объекты — вспомогательные средства для раскрытия основной темы экскурсии и при их анализе не следует акцентировать внимание экскурсантов на их исторической и архитектурной ценности. В центре внимания экскурсии должны быть образ деятеля искусства, анализ его творчества и характеристика той творческой среды, в которой формировались его личность, взгляды и создавались выдающиеся произведения. В экскурсиях необходимо отразить вклад его творчества в развитие национального искусства и место в мировой театральной или музыкальной культуре. В театрально-музыкальные экскурсии включается посещение музея, где наряду с осмотром экспонатов можно прослушать запись произведений, написанных композитором, исполненных певцом, актером. Каждый музыкальный отрывок должен сопровождаться комментариями экскурсовода.

К театрально-музыкальным относятся также экскурсии, знакомящие с определенным культурно-просветительным учреждением: театром, филармонией и т. д. Эти экскурсии знакомят с историей развития театрально-музыкального искусства в городе. В них следует подчеркивать лучшие спектакли, их художественное своеобразие, познакомить с творческим составом театра, его актерами, режиссерами. При проведении экскурсии обязательно используется иллюстративный материал (афиши, портреты, фотоснимки сцен из спектаклей), включается осмотр интерьера театра. Более полное представление о театре экскурсанты получают при посещении спектаклей. В небольших городах, где нет известных театров, объектами искусствоведческих экскурсий могут быть дворцы и дома культуры, народные и молодежные театры. В данном случае рассказывается об истории возникновения, творческом пути коллектива, репертуаре. В тематических экскурсиях, посвященных деятелям театрально-музыкального искусства прошлого, необходимо показать их роль в развитии современного искусства, познакомить с современной оценкой творчества актера или произведений композитора. В обзорных экскурсиях дается материал по истории развития театрально-музыкального искусства.

Экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства, делятся на экскурсии с показом произведений живописи, монументальной скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства.

Экскурсии с показом произведений живописи проводятся по картинным галереям и историко-художественным музеям (в этом случае объектами показа являются сами произведения живописи). Основное содержание таких экскурсий — всесторонний анализ произведений живописи, который должен проводиться на высоком искусствоведческом уровне. Экскурсии могут рассказывать о жизни художника или о развитии живописи в определенный период. На

таких экскурсиях произведения живописи не осматриваются (если есть возможность, включается посещение музея или картинной галереи). Объектами показа являются здания и сооружения, где учились и жили художники, находились их мастерские, места, запечатленные на их полотнах. Если в музее или в картинной галерее невозможно показать полотна художника, то в «портфеле экскурсовода» обязательно должны быть репродукции картин. Без их показа экскурсия не может быть полноценной: экскурсанты не получат представления о своеобразии творчества художника. Подобные экскурсии сходны с театрально-музыкальными.

Экскурсии с показом произведений скульптуры могут быть обзорными, тематическими и знакомящими со скульптурой современных мемориальных комплексов. При показе памятников скульптуры рекомендуется давать характеристику эпохи, в которую они создавались, рассказать об истории их создания. Анализируя скульптуру, необходимо подчеркнуть, насколько удачно и умело скульптор передает в ней замысел, какие нашел убедительные художественные формы и как они воплощены в произведении, раскрыть особенности художественного стиля, назвать размеры скульптуры и из какого материала она выполнена. При показе скульптурных памятников применяется методический прием движения вокруг объекта.

В искусствоведческих экскурсиях наряду с живописью и скульптурой объектами показа являются произведения декоративно-прикладного искусства. Произведения народного творчества, быта, прикладного искусства осматриваются в этнографических музеях, музеях деревянной архитектуры на открытом воздухе. В таких экскурсиях необходимо раскрывать эволюцию прикладного искусства, давать предметам искусства всесторонний художественный анализ, рассказывать о технике изготовления, мастерах и др. Все предметы народного искусства рекомендуется показывать не изолированно друг от друга, а как часть естественной внутренней или внешней обстановки дома, мастерской.

Одним из видов народного искусства являются произведения народных художественных промыслов (вышивка, кружевоплетение и т.д.). В ходе экскурсий необходимо раскрыть исторические и социально-экономические предпосылки возникновения промысла, рассказать о современном состоянии и перспективах его развития, дать художественный анализ лучших произведений, характеристику художественно-стилевых особенностей его изделий, отметить лучших мастеров, остановиться на технике исполнения произведений, сырьевой базе и т. д.

Методика проведения искусствоведческих экскурсий та же, что и для других экскурсий, однако специфика произведений искусства как экскурсионных объектов обусловливает некоторые особенности их проведения. Любой вид искусства обладает способностью непосредственного художественного воздействия на слушателей и зрителей. Каким будет это воздействие, как воспримет произведение искусства экскурсант, зависит, с одной стороны, от его подготовленности, возраста, уровня знаний, художественного вкуса, а с другой — от рассказа экскурсовода. Экскурсоводу следует анализировать произведение искусства таким образом, чтобы экскурсанты восприняли художественный образ как нечто целостное, ибо в художественном образе содержание и форма находятся в неразрывном единстве. Большое значение в искусствоведческих экскурсиях имеет так называемая культура показа памятника. Здесь все важно: и правильное расположение группы, и положение экскурсовода, и отточенность и четкость его жестов. Экскурсоводу ни в коем случае нельзя стоять спиной к объекту. Недопустимы небрежная манера объяснения, о произведениях искусства нельзя говорить равнодушным, монотонным голосом. Экскурсовод должен обладать безукоризненной речью, хорошо знать специальную терминологию (фреска, темпера, фон, перспектива и т. д.). Однако насыщать экскурсию большим количеством терминов не следует.

Во время показа экскурсовод ни в коем случае не должен дотрагиваться рукой до росписей, фресок. Необходимо предупредить экскурсантов о том, что не нужно подходить близко к фрескам.

В искусствоведческих экскурсиях часто дается анализ фресок, икон. Экскурсоводу не следует акцентировать внимание экскурсантов на религиозных идеях, увлекаться пересказом сюжетов церковной живописи и тем самым подменять подлинный анализ художественных памятников. На всех искусствоведческих экскурсиях обязательно должна прозвучать мысль о бережном отношении к произведениям искусства.

25. Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.

Архитектурно-градостроительные экскурсии развивают художественный вкус, обогащают духовный мир советских людей, воспитывают уважение к труду, чувство гордости за народных умельцев, создавших архитектурные памятники прошлого.

Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экскурсоводу необходимо владеть методикой их показа.

По содержанию архитектурно-градостроительные экскурсии классифицируются на экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве выдающихся архитекторов (или архитектора); экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам, цель которых — показать современную архитектуру и ход строительства зданий и целых районов (эти экскурсии могут быть отнесены и к производственным).

На экскурсиях осматриваются произведения архитектуры (памятники) и градостроительные объекты. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т. д.

При подготовке экскурсий сначала определяются объекты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: литературные, изобразительные, вещественные.

Изобразительные источники — это планы, чертежи, эскизы проектов; литографии, фотографии и рисунки произведений архитектуры; изображения зданий в старинной живописи, помогающие реконструировать объект; портреты авторов проектов и строителей.

К вещественным источникам относятся макеты зданий и сооружений, находящиеся в музеях и реставрационных мастерских, образцы строительных материалов, инструменты и механизмы, при помощи которых возводились здания.

При подготовке экскурсий (составление библиографии, выбор экскурсионных объектов, разработка маршрута, написание текста и методической разработки) на архитектурно-градостроительные темы необходима постоянная помощь специалистов — архитекторов. Особенно важны и полезны для экскурсоводов занятия, проводимые специалистами непосредственно на натуре, у объектов. Архитектор поможет экскурсоводам выявить отличительные особенности произведений архитектуры, их назначение, конструкцию, идею,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 600 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

774 - | 739 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.