Главным результатом реализации Стратегии станет формирование конкурентоспособного в экономической, социальной, культурной областях и обладающего набором востребованных компетенций молодого поколения России.
Результаты реализации Стратегии будут соответствовать выбранному сценарию развития молодежи.
В рамках пассивного сценария, который опирается на консервативный вариант прогноза Минэкономразвития России до 2030 г., снижение численности молодежи не компенсируется ростом ее качественных характеристик. Удельный вес молодежи 15‑24 лет, которая не учится и не работает, в общей численности молодежи указанных возрастов увеличивается до 15%, а численность неработающей молодежи 25‑29 лет сохраняется на уровне 13%. Не растут показатели здорового образа жизни молодежи, при некотором снижении потребления наркотиков и табакокурения, наблюдается рост потребления алкоголя, особенно в возрасте 25‑29 лет.
Численность студентов вузов сокращается до 4,1 млн. человек в 2021 г. с
6,1 млн. человек в 2012 г., численность студентов организаций среднего профессионального образования снижается до 2,7 млн. человек в 2018 г. с
3,0 млн. человек в 2012 г., а затем начинает расти, и в 2025 г. составит 3,3 млн. человек, численность студентов вузов в 2025 г. вырастет до 4,3 млн. человек Производительность труда молодежи будет расти низкими темпами, ее предпринимательская активность также останется на низком уровне. Это приведет к тому, что средние доходы молодежи 30 лет[4] со средним профессиональным образованием к 2025 г. вырастут в реальном выражении в 1,46 раза, молодежи 30 лет с высшим образованием ‑ в 1,13 раза (хотя номинально ‑ в 1,75 раза), а молодежи 30 лет, имеющей ученую степень PhD (ею планируется заменить степень кандидата наук), – в 1,14 раза. При этом заработная плата 30-летнего специалиста с высшим образованием будет в 2025 г. выше заработной платы 30-летнего специалиста со средним профессиональным образованием в 1,35 раза, в 2012 г. это соотношение равнялось 1,6 раза.
В результате человеческий капитал молодежи в 2025 г. относительно 2012 г., хотя номинально и вырастет, в реальном выражении упадет на 14,6%, при этом в 2020 г. его величина по сравнению с 2012 г. в реальном выражении сократится на 21,5%.
При реализации компенсирующего сценария удастся в значительной мере скомпенсировать прогнозируемое снижение численности молодежи к 2025 г. и не допустить уменьшения ее человеческого капитала. Это будет достигнуто за счет роста качественных характеристик молодежи 14‑30 лет в перспективе до 2025 года. Заметно снизится доля молодежи 15‑24 лет, которая не учится и не работает, в общей численности молодежи указанных возрастов – с 12,1% в 2012 году до 5,5% в 2025 г. Вырастут показатели здоровья молодежи, в том числе за счет снижения потребления наркотиков и алкоголя, табакокурения. Если в 2012 году почти 2 млн. молодых людей в возрасте 11‑29 лет регулярно (хотя и с разной частотой) потребляли наркотики, то в 2025 г. эта цифра сократится до
1 млн. человек, что с учетом падения общей численности молодежи приведет к снижению удельного веса потребляющих наркотики в 1,42 раза. Вырастет численность молодежи, активно занимающейся физкультурой и спортом.
В компенсирующем сценарии более полно будут реализовываться предпринимательские способности молодежи, активнее будет поддерживаться талантливая молодежь, что позволит увеличить ее присутствие в науке и искусстве. В 2021 г. студенческий контингент вузов снизится до минимального значения в 4,2 млн. человек (в 2012 г. ‑ 6,1 млн. человек), а затем начнет расти и в 2025 г. составит 4,4 млн. человек Численность студентов организаций СПО после снижения до 2,7 млн. человек в 2018 г. (минимальное значение) к 2025 г. вырастет до 3,4 млн. человек
Значительно более высокими темпами по сравнению с пассивным сценарием будет расти производительность труда молодежи, что во многом будет связано с переходом экономики на инновационный путь развития. В то же время это станет отражением большей мотивированности молодежи к труду, росту в молодежной среде культуры и дисциплины труда, более ответственного отношения к работе. Во многом изменение отношения к труду явится результатом молодежной политики, направленной, в том числе, на выработку указанных качеств у молодежи.
Вырастут и средние доходы работающей молодежи. В 2025 г. у 30-летнего молодого специалиста, окончившего прикладной бакалавриат, получаемый доход вырастет в реальном выражении в 1,86 раза по сравнению с доходом в 2012 г. 30-летнего специалиста, получившего среднее профессиональное образование, у 30-летнего специалиста с высшим образованием второго уровня (магистратура) они вырастут в 1,8 раза в реальном выражении, и на такую же величину они увеличатся в реальном выражении у 30-летнего обладателя степени PhD по сравнению с доходом 30-летнего кандидата наук в 2012 г.
Все указанные процессы приведут к тому, что человеческий капитал российской молодежи номинально вырастет на четверть, а реально ‑ на 5%.
Активный сценарий соответствует форсированному варианту прогноза Минэкономразвития России. В его рамках человеческий капитал молодежи в 2025 г. существенно увеличится по сравнению с 2012 г., несмотря на сокращение численности молодежи в России за указанный временной период на 10 млн. человек
Преодоление негативных тенденций и развитие позитивных будет во многом результатом активной молодежной политики. Численность молодежи 15‑24 лет, которая не учится и не работает, в общей численности молодежи снизится в 2025 г. до 3,5%. Еще сильнее по сравнению с компенсирующим вариантом снизится регулярное потребление наркотиков различными возрастными группами молодежи ‑ до 800 тыс. человек, т. е. с учетом сокращения численности молодежи почти в 1,8 раза. Практически полностью будут исключены из потребления наркотиков дети с 11 до 14 лет. Доля молодежи в совершении правонарушений снизится с 55% в 2012 г. до 45% в 2025 г.
Еще сильнее сократится табакокурение во всех молодежных возрастах, что будет обусловлено с одной стороны ростом стоимости пачки сигарет, запретом курения в общественных местах и высокими штрафами за нарушение этого запрета, а с другой ‑ пропагандой вреда курения.
Профилактика правонарушений приведет к тому, что удельный вес преступлений, совершенных молодежью, снизится в общем числе преступлений с 55% в 2012 г. до 30‑35% в 2025 г.
В активном сценарии, как и в компенсирующем, молодежная политика обеспечит б о льшее вовлечение молодежи в обучение предпринимательству и создание молодежных стартапов. Активная поддержка талантливой молодежи обеспечит ее приток в науку и искусство, будет служить репатриации части молодых ученых ранее уехавших на работу в другие страны.
Численность студентов вузов составит в 2025 г. 4,5 млн. человек, а студентов организаций СПО – 3,4 млн. человек.
Будет расти производительность труда молодежи, повысится ее мотивация к труду и ответственность за порученное дело, возрастут культура и дисциплина труда, что во многом станет следствием активной молодежной политики, развития неформального и информального образования в молодежной среде.
Значительно повысятся доходы молодежи. По сравнению с 2012 г. доход 30-летнетнего специалиста, имеющего среднее профессиональное образования или окончившего прикладной бакалавриат, вырастет в 2025 г. в 2,3‑2,4 раза в реальном выражении, 30-летнего специалиста с высшим образованием (магистратура) – в 2,5 раза в реальном выражении, а 30-летнего ученого, имеющего ученую степень, – в 2,6 раза. В результате человеческий капитал молодежи значительно вырастет как номинально – в 1,65 раза, так и реально – почти в 1,5 раза.
При оценке эффективности реализации Стратегии используется рост значения человеческого каптала молодежи.
Человеческий капитал молодежи – оценка воплощенной в социальной группе молодежи потенциальной способности приносить доход с учетом врожденных способностей и таланта ее членов (молодых людей в возрасте 14‑30 лет), а также полученного ими образования и приобретенной квалификации.
В человеческий капитал молодежи включается также доход от ее предпринимательской деятельности, успешность которой связывается с полученным специальным образованием ‑ обучением предпринимательству, а также с экономическими, управленческими, правовыми знаниями молодежи.
В качестве расчетной формулы человеческого капитала молодежи используется следующая:
ЧКМ(t) =∑ij Dji(t) kji (t)Ni(t),
где Dji(t) ‑ доход i-й возрастной группы от j-го вида деятельности (работа молодого человека, имеющего определенное образование, предпринимательство и т. п.) в году t, i=14,…,30, t= 2013,…, 2025;
kji (t) ‑ доля i-й возрастной группы, вовлеченной в j-й вид деятельности в году t, 0 ≤ kji (t) ≤ 1, i=14,…,30, t= 2013,…, 2025;
Ni (t) ‑ численность представителей i-й возрастной группы в году t, i=14,…,30, t= 2013,…, 2025.
VIII. Заключение
Молодежь является единственной социальной группой, чьи характеристики непосредственно и с небольшим временным периодом определяют характеристики страны. Современные молодые люди через 5-15 лет объективно становятся основными носителями и проводниками любых инициатив, людьми, принимающими решения во всех сферах общественной жизни. При этом молодежь, в силу отсутствия сложившихся социальных стереотипов, является и той социальной группой, на характеристики которой можно влиять, корректировать модели ее поведения, задавать желаемый тип общественного поведения. Недостаточное внимание к молодежи в настоящее время ставит под вопрос осуществление плана преобразований страны и ее благосостояние в среднесрочной перспективе.
Современная инновационная экономика требует и современного подхода к решению проблемы кадрового обеспечения, подразумевающего комплексное развитие человеческого капитала. Государственным приоритетом должно стать развитие человека и формирование условий для его самореализации. Основным адресатом такого подхода оказывается молодежь, чей потенциал (ресурс) развития способен совершить экономические преобразования, обеспечить бурный экономический рост, качественно изменить уровень жизни в стране.
Инвестиции в молодежь это не только принципиально новый уровень расходов государства на молодежные проекты, но и принципиально новое понимание места молодежи в обществе, предоставление молодежи не просто гарантий и ресурсов, условий и возможностей, но и обеспечение реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала молодежи, ее активное вовлечение в жизнь общества, возможность ее развития в экономической, политической, духовной, социальной, демографической сферах.
[1] http://www3.weforum.org/docs/GCR2013-14/GCR_Rankings_2013-14.pdf. Согласно рейтингу мировой конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook) IMD в 2013 году Россия занимала 43 (из 60 значимых экономик мира) место в рейтинге конкурентоспособности стран. http://www.imd.org/uupload/IMD.WebSite/wcc/WCYResults/1/scoreboard.pdf В 2001-м страна занимала 43-е место — такое же, как и в 2011-м без учета новых стран, вошедших в рейтинг. Индия и Китай в тот же период не только находились выше, но и показывали лучшую динамику. Так, Индия поднялась на 10 позиций (32 место в 2011 году), Китай — на 7 (19 место). Лишь Бразилия оказывалась в рейтинге ниже России, и то лишь два раза — в 2004 году и в 2007-м, и опустилась за 11 лет на 4 позиции до 44 места. Рейтинг показывает, насколько государства способны создавать условия для эффективного развития бизнеса и экономического роста, управляя своими экономическими и человеческими ресурсами. Страны оцениваются по 369 показателям, которые разбиты на четыре группы: общая эффективность экономики (включает макроэкономические показатели), государственное управление (в том числе уровень коррупции), эффективность бизнеса и развитость инфраструктуры (как транспортной, так и социальной). При составлении рейтинга учитывается как официальная статистика, так и опросы экспертов.
[2] http://hdr.undp.org/en/statistics/
[3] Для сравнения Бразилия – на 57 месте (18,5%), Китай – на 75 месте (7,4%)
[4] Самые высокие у молодежи, имеющий данный уровень образования.