Представляем вашему вниманию объемное и приправленное интересными работами интервью с Намёком, граффити-художником, который занимается скретчем на стеклах.
Во вступлении расскажи как ты начал этим заниматься? (классический вопрос такой)
Как всё началось. Начну издалека, экскурс в историю.
Началось всё с того, что я начал ездить в центр, учился в архитектурной студии. Было это в 98 году. Вся студия была уничтожена тэгами, которые выходили за пределы здания и продолжались на улице. Весь район был забит непонятной вязью из всяких надписей. Нам было по 11-12 лет с пацанами, когда мы начали въезжать в стрит-культуру, мы не понимали, что это подпись каждого человека. Все они были настолько разные, мы мало видели похожих, но все они были такого старого стиля, где не поймёшь ни слова, английские быквы-то трудно разобрать. Вайлдстайл тэги) Если мы узнавали похожие, то всё рано райтер тэгу изменял каждый раз, добавлял в неё то несколько букв после, то невообразимое количество фишек. Кроме памятников архитектуры, раньше в центре было вынесено всё до 2 этажа: дворы, малые строения, будки, подъезды, щиты. Причем раньше почти не было унылых бомб, все либо тэгались, либо рисовали нормальные красивые куски. Раньше закрашивали намного меньше, поэтому всё это висело по году. Я вроде рисовал всю жизнь, но не понимал, как можно так чувствовать стиль тэги, я и сейчас не могу из головы взять и нафигачить предложение крутым шрифтом, но сейчас стало труднее учиться этому, раньше можно было хоть на улицу выйти пример посмотреть, а сейчас всё деградирует, за исключением отдельных индивидов.
Я как сейчас вспоминаю, видели работы команды BTK - жёсткий вайлд, где ничего понять было невозможно, либо очень стильные шрифты. В моём видении, они были тогда одни из лучших в Москве.
На улицах раньше, именно раньше была своя культура. Пацаны раньше и танцевали, и рэп читали, и в стритбол гоняли, и рисовали... Когда развалился союз, ребята нашли свой мир, в котором обосновались крепко и делали то, что им позволял общий бардак в стране, но это позволяло им нормально развиваться, дружно идти, чувствовать на улице себя как дома. Пока субкультура немногочисленна, она имеет силу, тогда люди были дружнее в своей теме. Раньше это всё было, а что осталось теперь... Пришёл гаш, трава, пиво тоннами, и все стали вялые, рисуют убитые под химией, под говном, а на самом деле просто стоят на месте в своём развитии. Это лично моё мнение, я всё видел, можно сказать и со стороны и изнутри, раньше процент стремящихся к развитию людей в стрит-культуре был выше. Сейчас он повышается только из-за доступности и массовости, что является и палкой о двух концах.
Из всего этого я понял что надо вести здоровый образ жизни и учиться усложнять свои работы, потому что, то что я видел в искусстве, архитектуре и на улице раньше, донимало мою совесть. Если я не думаю, не размышляю над работой, значит я деградирую, поэтому я решил, что у каждой работы будет смысл. Оно само стало так получаться, но только на бумаге.
Несколько лет мы шлялись по центру, но сами не начинали рисовать, потом пошёл скейтбординг году в 2002, граффити отошло из интереса в разряд незавершённых дел. Я окончил студию, стал ездить много в метро в колледж по синей ветке, смотрел как люди скречат, но не знал чем... Одна была мысль, что если можно написать что-то, то почему люди ничего не рисуют?! Я понял, что когда доберусь до камня, сразу буду рисовать. Перый рисунок я увидел от знакомого: Буя из Нёков - 10 на 10 см, он нарисовал буёк и волны, скорее всего от нечего делать, но он точно утвердил меня что камнем можно рисовать. Потом я увидел, как кто-то по названием ARH.4 шлифует теги размером 40-20 см просто добела, что оно становится матовым. Когда я их нашёл, оказалось, что они учились со мной в параллельной группе в коллежде. С ними в начале 2005 года я и начал рисовать на стёклах. В первый раз сразу же забил всю верхнюю часть стекла двери, сделал рисунок своей тэги, витьеватый, чтобы главное было не просто, а потом ещё и аутлайн намутил. Стекольная пыль даже глаза разъедала, так старались сделать что-то жёсткое. При чём делали всё в час пик, в давке кто рядом стоял, на всех летело, кто-то кашлял даже. Потом пошла двухцветная графика, развитие идеи пошло полным ходом.
Какие инструменты используешь для скретча?
Я никогда не понимал, чем это делается, хотя видел царапки на стёклах много лет. У отца был сувенирный
минерал, назывался карборунд, он царапал стекло пожёстче бруска, правда крошился сильно,
поэтому не
подошёл, да и жалко было, красивыйА потом ARH.4 мне просто отдали свои бруски, всё оказалось намного
проще чем я думал. Это обычные доводочные бруски для ножей, главное выбрать правильно мягкость, но это
уже секрет фирмы. =)
Возьмем некоего художника, который рисует балончиками с краской, при этом он ни как не относится к граффити, не причисляет себя к ниму, ему интересна банка только как инструмент. Прокомментируй это высказывание, близко ли оно тебе?
Очень странная точка зрения, она возникла сейчас наверное из-за доступности товаров для граффити.
Я всегда думал с точностью наоборот, что если ты не в граффити, то банкой не рисуй. Это был как атрибут своей культуры, от которой, при всём интересе, я как-то чувствовал себя отдалённым, меняя банку на карандаш в течение многих лет. В 98ом я вообще не знал, где их достать и был ещё мал, а аброй рисовать я сразу понял что не вариант.
Сейчас всё поменялось, я почти не в уличной жизни, но намного больше на улице делаю, чем раньше. И сейчас в полной мере могу использовать этот инструмент по своему интересу.