Цель работы
Показать:
- умение анализа радиопередач различных жанров с точки зрения воздействия на общественное мнение,
- знание основных видов жанров радиожурналистики,
- техническое владение методов записи информации из интернета,
- умение создания и записи звуковых программ с микрофона,
- владение основными приложениями монтажа звуковых программ и умение выводить результаты монтажа на различные носители,
- знание форматов звуковых файлов,
- знание и владение транскодерами для переформатирования звуковых файлов.
Результат работы
Звуковая запись на CD радиопередачи, разработанной на основе анализа радиопрограмм различных радиостанций. Длительность программы 5 -10 мин.
Методические указания
Для выполнения работы студент должен:
1. Определить тему создаваемой радиопередачи.
2. Выбрать радиостанции (радиостанцию) из прилагаемого списка.
3. Разработать сценарий создаваемой радиопередачи.
4. Выбрать и скачать необходимую звуковую информацию.
5. Определить формат звуковых файлов (mp3, wav и т.д.).
6. Проанализировать и оценить достоверность информации.
7. Разработать и осуществить запись с микрофона необходимой дополнительной информации.
8. При необходимости (для работы приложений монтажа зуковых программ) переформатировать форматы файлов.
9. Выбрать приложение монтажа звуковых программ (AdobeSoundbooth, Adobe Premiere или др.) и выполнить монтаж радиопередачи.
10. Выбрать формат и вывести результат монтажа на CD
При определении темы и жанра создаваемой радиопередачи следует учитывать следующие обстоятельства.
Целостную систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как совокупность жанров: динамические связи которых как внутренние, так и внешние определяются:
- потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение;
- функционированием радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;
- акустическими особенностями коммуникационного канала;
- взаимодействием функциями жанров, внутренними законами, закономерностями их развития.
Журналистика решает следующие задачи:
- сообщение фактов;
- оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;
- изображение фактов, событий, явлений.
Эти три задачи формируют в три группы жанров:
- информационное радиосообщение;
- аналитические;
- документально-художественные.
По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры радиожурналистики распределяются по группам так:
Информационные жанры:
- информационные;
- радиоотчет;
- радиообзор;
- информационное радиоинтервью;
- информационный раодиорепортаж;
- информационная радиокорреспонденция.
Аналитические жанры:
- аналитическое радиоинтервью;
- аналитический радиорепортаж;
- аналитическая радиокорреспонденция;
- радиорецензия;
- письмо, обзор писем;
- радиобеседа;
- радиокомментарий;
- радиодискуссия;
- радиоречь;
- журналистское радиорасследование.
Документально-художественные жанры:
- радиокомпозиция;
- радиоочерк;
- радиозарисовка;
- радиофельетон.
По форме звучания в эфире:
Монологические жанры:
- информационное радиосообщение;
- радиорецензия;
- радиообзор;
- радиоотчет;
- радиокомментарий;
- радиобеседа;
- радиоречь;
- радиозарисовка.
Диалогические жанры:
- радиобеседа;
- радиоинтервью;
- радиодискуссия.
Синтетические жанры (в них используются все звуковые средства вещания):
- радиорецензия;
- радиообозрение;
- радиоотчет;
- радиокомпозиция;
- радиокорреспонденция;
- радиорепортаж;
- радиозарисовка;
- радиоочерк;
- радиофельетон.
В наше время жанры не закреплены жестко. Эта подвижность определяется изменением задач выступления, смещением функциональных акцентов: на информационное отражение или на их анализ. Форма звучания тоже варьируется. Некоторые жанры бытуют и в монологическом варианте, а с включением звучащих фрагментов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в радиорецензию, радиообозрение, радиозарисовку они переходят в группу синтетических жанров. Каждый жанр, выполняя свою задачу, обладает набором своих признаков, но и эта задача, и эти признаки обусловлены соседством с другими жанрами.
Разнообразие конкретных функций предопределяет своеобразное "разделение труда" между жанрами. Взгляд на жанр, функционирующий в системе, позволяет лучше увидеть его собственные особенности и тем самым оттенить и рассмотреть особенности других жанров. Кроме того, жанры взаимодействуют не только по вертикали, но и по горизонтали. Решение определенных задач, их разновидности, возникающие в каждом конкретном случае, вынуждают журналиста использовать и самые разные методы, поэтому, естественно, в структуре одного жанра появляются элементы других.
Эти внутренние взаимосвязи жанров тоже есть продукт их системного функционирования. Жанр является определенным типом решения творческой задачи.
Подлинное творчество многолико, оно не любит рамок, оно всегда нацелено на поиск новых путей, освоения новых возможностей и связано с творческим потенциалом автора, его индивидуальностью, опытом, стремлениями. Многообразие ситуаций, событий, явлений действительности, которые требуют публицистического осмысления и отражения, подвижность творческих задач и разнообразие индивидуальных подходов к их воплощению порождают сложную картину практической жизни эфира.
Все категории жанра находятся в диалектическом взаимодействии, которое подчинено динамике решения определенной задачи, воплощения замысла всем необходимыми публицистическими и художественными средствами в ходе творческого процесса.
В цепочке категорий: функция - предмет - метод - содержание - форма, функция и предмет являют собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления творческого освоения материала, содержание и форма - готовый продукт творческой деятельности. Метод - основная центральная категория, воплощающая в себе процесс творчества и превращение необходимого материала в произведение. Поэтому взаимоотношение метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса. В системе жанров взаимоотношения разных методов, их использование более подвижно. Они обусловливаются модификацией функций, творческими установками журналиста.
С точки зрения методологии классификация жанров, подходы к жанру, изучение их признаков и структур могут быть ориентированы на изучение межжанровых и внутрижанровых, структурных связей. И в обоих случаях основой для понимания жанрового поведения и жанрового мышления журналиста служит трансформация функции и предмета под воздействием метода, т. е. реализация целевых установок в процессе освоения и воплощения в текст конкретного материала в результате его творческой переработки.
Рассмотрим трансформацию фактического материала под воздействием изменяющейся функции в разных группах жанровой системы. Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче - сообщению фактов - лежит в основе всей журналистики. Информационные жанры насыщаются фактическими сведениями под углом определенного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, элементы комментирования, подача, обрисовка) своей задаче: рассказать о событии. Методы наблюдения, повествования, обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса) факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляющееся в их движении, монтаже вопросов, внутреннем развитии мысли.
Уже в этих жанрах, информационных в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор, характеристика, акценты) и элементы описания (место действия, время), элементы портретных характеристик.
В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации фактов, событий, явлений. Оценка выходит на передний план, она - сердцевина авторских размышлений, умозаключений. Методы работы: подбор фактов, осмысление событий -подчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публицистического исследования: явлений политической жизни, социальных проблем, состояние экономики, развитие процессов из разных сфер действительности и т. д.
Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров.
Документально-художественные жанры также включают в себя факты, содержат анализ, но уже на ином уровне, решая другие задачи. Их главная функция: показать факты, события, явления документально-художественными средствами - определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных элементов текста.
Наблюдения, интервью, описание, повествование, подчинены не сообщению этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию социального характера героя, проблемы, изучению явления, представляющего значительный социальный интерес для аудитории.
Таким образом, жанры объединяются в систему и развиваются в ней. Каждый жанр соотносит свои задачи и возможности в ее решении с задачами и возможностями других жанров. Однако следует подчеркнуть: мозаичность сложных в структурном отношении жанров подчинена основной функции того или иного жанра, органичное сцепление элементов - непременное условие для создания полноценного текста. Каждый элемент в структуре жанра соподчинен общей задаче. Если этого не происходит, жанр "рассыпается", теряет свое "лицо", не достигает ожидаемого воздействия на слушателя, так как слушатель психологически приготовился к восприятию заявленного жанра. Такое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных, в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения.
Особенно разнообразна структурная палитра художественно-документальных жанров: композиции, радиоочерка. Они могут вбирать в себя элементы почти всех других жанров и элементы жанров художественного вещания. Но это совсем не значит, что использование таких элементов является непременным условием. Они присутствуют только в том случае, когда в них возникает творческая необходимость. Обратим внимание на важную деталь: к использованию других методов и элементов смежных жанров прибегают жанры, решающие более сложные задачи, чьи функции и предмет требуют для своего раскрытия разнообразных подходов и дают простор для творческого осмысления и использования всего богатства выразительных средств: и вербальных, и акустических.
Так, элементы зарисовочного описания в интервью дают возможность слушателям представить обстановку общения, комментария - оттенить оценочную сторону материала. Элементы интервью в репортаже помогают точнее, интереснее нарисовать картину происходящего события, вносят речевое разнообразие в текст. Все элементы радиоочерка создают целостный звуковой образ, звуковую панораму.
Мастерство радиожурналиста и состоит в том, чтобы владеть всеми творческими методами, уметь использовать богатейшие возможности звучащего слова и всю палитру звуковых красок для эффективного воздействия на слушателей. Каждая сложившаяся программа имеет свои традиции, стиль, тональность, в которых учитываются особенности той аудитории, к которой она обращена.
Для выполнения контрольной работы предлагается рассмотреть выпуск новостей выбранной радиостанции. Язык новостных сообщений – это особенный язык. Радио – средство общения. Необходимо, чтобы вас поняли с первого слова. Неудачно построенная фраза, неясное выражение, нелогичная последовательность событий недопустимы в любом радиоматериале, но особенно в выпуске новостей. Необходимо знать, о чем говорите, и доносить свои мысли прямо, просто и точно. Нельзя превращать новость в скучное перечисление фактов. Если то, о чем вы рассказываете, вас не очень заинтересовало, вряд ли это заинтересует аудиторию, которая, безусловно, откликнется на ваш энтузиазм.
Всегда нужно искать детали, которые вдохнут жизнь в сообщение. Любую новость можно передать по-разному. Однако существуют некоторые методы, "секреты" профессионального мастерства, которые могут помочь молодым журналистам. На радио надо рассказывать, а не читать. Вы не вещаете для широкой аудитории, а объясняете конкретному радиослушателю, что происходит на свете.
Писать – это не значит говорить при помощи бумаги. А говорить – не то же самое, что произносить вслух написанное. Это процессы глубоко различные между собой. Надо помнить, что вы пишете для уха, а не для глаза. Всегда нужно спрашивать себя: "А я бы сказал так в разговоре с друзьями, близкими?"
Критерии оценки работы
Оценка проводится из 10ти бальной системе. При оценке в 3 и менее баллов работа считается не выполненной.
При оценке учитываются:
- актуальность выбранной темы радиопередачи,
- достоверность информации,
- работа ведущего (студента): ясность изложения материала, четкое построение фраз, лаконичность и логичность изложения, динамика сюжета,
- наличие неприятных звуков и шумов в фонограмме,
- общая звуковая картина выбранного материала (наличие музыкального оформления, присутствие интершума, использование звуковых эффектов, наличие и использование звуковых заставок и отбивок).
Приложения для технического выполнения работы
Приложения, включенные в Adobe Master Collection
Список литературы
1. Каган М. Морфология искусств // Л., - 1972. - С. 410-424.
2. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения // М., Искусство. - 1978. - С. 95-118.
3. Ученова В. В. Метод и жанр: диалектика взаимодействия. -В. кн.: Методы исследования журналистики. // М., Изд-во Москов. ун-та. - 1982. - С. 76.
4. Летунов Ю. А. Время. Люди. Микрофон. // М., Искусство. - 1974. - С. 97.
5. Смирнов В.В. Система жанров радиожурналистики.
6. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.
7. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
8. Васильева Л.А. Делаем новости: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 117 с.
9. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. / Под ред. Е.Н. Филимоновых. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. - 192 с.
10. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М.: Аспект-Пресс", 2004. – 283 с.
11. Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.
12. Смирнов В. В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. — М.: Аспект Пресс, 2002. - 203 с.
Приложение
|