Типология культур – это условная, приблизительная систематизация и классификация культур.
Историческая типология культур основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов эпох.
Формационная типология культур – тип культуры совпадает с формацией (социально-экономический устрой), когда способ производства определяет надстрой.
Цивилизационная типология культур. Цивилизация и культура.
Сначала цивилизация и культура выступали как синонимы, затем цивилизация применялась к историческому периоду после первобытного общества (древности).
В Эпоху Возрождения цивилизация означала исторический процесс развития гражданского строя общества, а культура – личный творческий потенциал человека. В Эпоху Просвещения цивилизация воспринималась как гражданское общество с правовым строем, свободой независимостью. В 19 веке цивилизация – это любой культурный тип с эволюцией от этнического состояния к государственному. В современной литературе понятие “цивилизаци” интерпретируется в трёх смыслах:
- Унитарный, когда цивилизация рассматривается в качестве идеала развития человечества в целом;
- Стадиальный, когда под цивилизацией подразумевают особый этап этого развития, при этом выделяя аграрную, индустриальную, постиндустриальную (информационую);
- Локально-исторический, когда цивилизацией называют уникальный исток образования, ограниченный определенными пространственными и временными рамками.
Теория локальных цивилизаций. Не существует единого эволюционного пути развития культур. Существует множество локальных (обособленных) культур.
- Этнонациональная и глобальная культура.
Этнос – историко-генетическая общность народа.
Народ – общность людей, объединенных общей историей, которая сохраняется в социальной памяти, культуре.
Нация – этносоциальная общность, имеющая общее семиотические поле – систему, общеизвестную всем её представителям, знаков, средств (язык, нормы поведения, хозяйствование, символика), которые обеспечивают повседневное взаимодействие.
Мировая (глобальная) культура – совокупность достижений национальных культур всех народов.
Этническая культура | Национальная культура |
Исходный базис национальной культуры зависит от природной среды, отражает вековой опыт народной жизни, ведения хозяйства | Развивается на основе письменности и образования, воплощается в литературе, искусстве, науке, социально политическом и психологическом развитии |
Стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения | Нивелирует локальные различия |
- Сущность религии, её роль в генезисе культуры.
Религия – мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в Бога, в сверхъестественное.
Культ, как система различных сакральных (священных) действий, выражающих религиозное поклонение божеству или божеством является основным элементом религии.
Религиозная деятельность, в свою очередь, характеризует собственно человеческое бытие, в этом смысле понятие “культ” и “культура” безусловно близки.
В истории человечества нет ни одного общества, где нет той или иной формы вер.
Мифология – основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Миф – особый вид мироощущения, специфическое образное представление о явлениях природы и общественной жизни.
Культура и цивилизация
Сегодня преобладает точка зрения, что культура старше цивилизации. Цивилизация возникла в ходе эволюции, когда был совершен переход от присваивающего хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство). Наиболее важными признаками цивилизации принято считать: образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов, различного рода технологий, с помощью которых общество устанавливает отношения с природой. Бытует и такой взгляд: цивилизация – это материальная культура, а, собственно, культура – это преимущественно духовные и нравственные начала. С этих позиций утверждается, что в современном обществе цивилизация все больше преобладает над культурой.
Первобытное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.
Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества? Понятия наложились друг на друга.
Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпендлера культура и цивилизация выступают как антиподы.
В современной литературе понятие “цивилизация” интерпретируется в трех смыслах:
1. Унитарный, когда цивилизация рассматривается в качестве идеала развития человечества в целом;
2. Стадиальный, когда под цивилизацией подразумевают особый тип этого развития, при этом выделяя аграрную, индустриальную, постиндустриальную.
3. Локально-исторический, когда цивилизацией называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственными и временными рамками.